Эбби — настоящая женщина-воин
«Конкурсная работа #вполевоин»
Главный игровой персонаж способен как разгромить игру, так и наоборот - способствовать её популярности и продажам. Успех и внимание NieR: Automata в первую очередь обязан притягательному женскому образу боевого андроида 2B. В случае с The Last of Us Part II вся гневная критика приходится на долю персонажа Эбби (вторая главная героиня игры). Появление Эбби с самого первого трейлера – спорное и вызывающее. Всё, от её внешнего вида до её роли в сюжете вызвало претензии и недовольства у некоторых игроков. Самая частая гневная критика – связана с её образом. Её считают некрасивой, слишком мужеподобной, из-за чего поначалу ошибочно полагали, что она трансгендер. Также многих игроков шокировало то, что сделала Эбби в одной из сюжетных сцен с Джоэлом (главным героем первой части TLOU) и при этом игрокам нужно было продолжать играть за неё вторую часть истории, из-за чего после выхода игры даже дошло до, того что актриса Лора Бэйли, озвучившая Эбби стала получать реальные угрозы расправой. Но всё это не помешало ей победить в номинации за лучшую актёрскую игру на The Game Awards 2020, я считаю, что это вполне заслуженно.
Озвучу не особо популярное мнение — Эбби крутой женский игровой персонаж!
Обман гения
Игроки очень резко восприняли подмену главного героя. Одна из причин - это релизный трейлер, который многих ввёл в заблуждение. Ролик давал надежду на то, что Джоэл и Элли будут вновь путешествовать вместе. В трейлере есть сцена с внезапным появлением Джоэла, который говорит, что не отпустит Элли одну, но по итогу - конкретно этой сцены в игре нет, а фразу произносит совсем другой персонаж. Сохраняя сюжетную интригу перед релизом, авторы перестарались, за что Noughty Dog обвинили в ложной рекламе.
Подобный ход проделал небезызвестный Хидео Кодзима в момент анонса Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty в 2000 году - в трейлере демонстрировался яркий экшен и показывали только Солида Снейка, как основное действующее лицо, но главным персонажем игры внезапно оказался женоподобный мужчина Райден.
Элементы дизайна намерено наделяли персонажа андрогинностью, а характер выдавал в нём неуверенного новобранца, он выглядел слабым и не таким крутым в сравнении со Снейком. Игроки возненавидели Райдена почти также, как сейчас ненавидят мужеподобную Эбби. Я же спокойно принял замену главного героя в обоих случаях, внешность Эбби и Райдена не вызвала у меня никакого возмущения или вопросов.
Женщины, как и мужчины бывают разными: не все мужчины обладают маскулинностью и крутой харизмой ровно, как и не все женщины утончённые, милые и женственные. Но в играх чаще всего женский образ сексуализируют независимо от её архетипов, например, «дева-воительница» или «дева в беде»
Образ воина
Я не сторонник того, когда женских персонажей намеренно делают некрасивыми или наоборот эксплуатируют сексуальность. Здорово, когда за дизайном персонажа стоит какое-то значение, когда образ персонажа хорошо продуман. Мне, как и Ёко Таро (автор NieR: Automata) нравятся красивые девушки (передаю пламенный привет своей даме) и мои личные предпочтения никак не отражают то, что мне нравится Эбби, как игровой персонаж. За неё попросту круто играть, в её сюжетной линии много запоминающихся боевых сцен. На мой взгляд, боевая система ощущается ещё жёстче и энергичней, чем в первой части TLOU играя за Джоэла.
Часто бывает так, что образ девушки воина в играх только кажется крутым и не соответствует её физическим возможностям. Конечно, если она представляет собой человека, а не боевого андроида. Один из типичных клише – женская фигура, облачённая в бронелифчик. В подобном облике считывается хрупкость или излишняя сексуальность, при этом героиня способна раскидывать толпы врагов нереалистичными боевыми телодвижения - все это не соответствует образу воина и иногда вызывает диссонанс. Уровень диссонанса также зависит от мира, в котором происходит действие, насколько он фантазийный. Я не верю в подобных персонажей, не могу им сопереживать и воспринимать всерьёз - это просто красивые женские модельки.
Например, также я не верю в силу Лары Крофт (главная героиня серии игр Tomb Raider), когда она вступает в рукопашную схватку с противниками. А некоторые сеты брони Элой в Horizon Zero Dawn не выглядят так, будто способны защитить от мощного удара лапой Робозверя. Конечно же это не самые яркие примеры, но персонаж Эбби выступает в качестве антипода подобным дизайн решениям при создании «женщины-протагониста».
Дизайн персонажа Эбби
Персонаж Эбби (Эбигейл Андерсон) создана по образу бывшего тестера Noughty Dog Джоселин Меттлер (модель лица) и кроссфит-спортсменки Коллин Фотч (модель тела). Актриса Лора Бэйли подарила голос и участвовала в захвате движений.
Мир TLOU создал жестокую девушку милитариста, забрав у неё отца. Эбби постапокалиптический солдат, продукт собственного окружения. Вся её внешность говорит о готовности к борьбе: одежда девушки скрывает женские силуэты тела и не стесняет движения, прямая Футболка безрукавка подчёркивает мускулистые руки, волосы заплетены в косу для того, чтобы не мешать в бою, а для игрока – хвостик, как напоминание, что мы играем за девушку. В то же время крепкое телосложение убеждает в том, что она способна уничтожить голыми руками заражённого или противостоять здоровому мужику.
Качая железо
Ещё в момент выхода первого трейлера разгорались споры о том, возможны ли такие развитые мышцы рук у женщины?
Мышцы Эбби в игре не выглядят запредельно гипертрофированными или как «что-то невозможное». Да, даже для женщины. Даже учитывая тот мир, в котором происходит действие игры. Дизайн анатомии Эбби естественный и реалистичный: её мышцы выглядят так, словно она постоянно на пампе, в тонусе и имеет небольшой процент жира, что визуально прибавляет мышечные объёмы. Технология деформации и тряски мускулов в реальном времени - имитирует поведение реально развитых мышц. Когда Эбби вскидывает оружие, её плечо заметно трясётся, а когда сгибает руки - мышцы напрягаются, сокращаются, изменяют свою форму и кажутся больше. И, кстати, у реальной модели кроссфит-спортсменки Коллин Фотч физическая форма выглядит куда внушительнее чем у Эбби.
Весёлая ферма
Ещё один из частых вопросов к внешнему виду Эбби: как она может держать себя в такой форме в мире пост апокалипсиса?
В мире TLOU2 люди вернулись к движению, к вынужденной физической активности. Постоянная борьба и вылазки за остатками ресурсов. У людей этого нового мира уже достаточно информации из прошлого, о том, как нужно держать себя форме и добывать в пищу. Да, это не сытый мир, но ресурсов осталось больше, чем живых людей. В мире общин TLOU голод явно не первая проблема по значимости, еды хватает на всех. Даже в первой части TLOU во время первой вылазки главных героев основным приоритетом является добыча оружия, а не пищи. Джоэл с Элли прошли пол страны без телеги с едой, за исключением - был Зимний эпизод. Зима выдалась трудной.
В начале игры за Эбби авторы закрывают вопрос с питанием и тренировками с помощью окружения: место, в котором базируется организация W.L.F. - это огромный заброшенный стадион, где люди выращивают овощи, и разводят скот. Сама же Эбби практически живёт в спортзале, тренировки расписаны на каждый день, а во вступительной сцене в столовой она получает порцию бурито вне очереди, это говорит о том, что у неё есть некоторые привилегии.
Учитывая психоэмоциональное состояние Эбби после трагедии, для неё физические тренировки - это способ заглушить гнев. Здоровая агрессия. Её самый главный враг выкосил в одиночку остатки отряда Светлячков и убил Отца, потому ей нужно соответствовать, чтобы противопоставить себя сильному, опасному мужику, если бы дело дошло до ближнего боя. Отсюда исходит вся мотивация и одержимость тренировками.
Касаемо внешности Эбби у многих всегда возникает вопрос о реализме. Доказывать то, что подобная физическая форма для женщины не возможна или, что все женщины по своей природе хрупкие создания и «так не бывает» в игре, где грибы пожирают людей - нет никакого смысла. TLOU2 не позиционирует себя, как симулятор выживания в реальном мире и не претендует на реализм. Да, в игре много мелких деталей отсылающих к реализму, это добавляет восприятия серьёзности происходящего, но, как и у любой игры, есть игровые условности и своя доля фантастики.
Подобный образ у девушки вполне допустим, в этом мире, в этой игре.
Шпинат отряд
Чтобы убедиться в том, что подобная форма для дамы реальна, достаточно посмотреть на боевые навыки девушек из MMA или на внешность спортсменок, фитнес-моделей, которые не ограничиваются только прокачкой ягодичных мышц. Как пример: Кассандра Мартин и Лорен Финдли.
Мне нет никакого дела до того, на каком питании или с помощью какого допинга они добились своей физической формы, их физическая форма у меня не вызывает никаких вопросов. Да, по улицам не ходят толпы подобных женщин и мужчин, но одного факта вполне достаточно - за такими формами стоит большая физическая работа над собой. Не каждый найдет в себе столько мотивации, трудолюбия, чтобы ваять из себя атлетическую скульптуру. Накаченное тело и руки не делает из этих девушек монстров. Конечно, в этом деле тоже можно переборщить, но понятие красоты и перебора в накаченном теле у всех своё.
Внушительный размер бицепсов только на пампе, в обычной одежде они выглядят, как нормальные девушки - достаточно Эбби нанести макияж, надеть платье, и она будет выглядеть также.
Эбби не притворяется мужчиной, она остаётся женщиной. Но одержимость местью сделала из неё боевую машину, что утратила свою женственность. Её тренированное тело результат того мира, в котором она находится, и с чем ей приходится сталкиваться. Образ, физическая форма не противоречит её возможностям во время игрового процесса.
Боевые навыки
В ближнем бою Эбби полагается на свою мускульную силу: ударная техника выглядит энергично, в боевых движениях Эбби читается собранность и тренированность. Своими мощными руками наносит хорошо поставленные удары, которые бьют точно в цель. Боевка за Эбби стимулирует именно агрессивный стиль боя, отражено это и в её личном арсенале оружия и физических возможностях. Анимации во всех красках демонстрируют брутальный стиль: Эбби ломает руки противникам, сворачивает шеи и челюсти!
Комбинации ударов могут быть более продолжительными. Так, одна из способностей Эбби в рукопашном бою – инерция, что позволяет в течении некоторого времени продолжать серию мощных атак и вырубать каждого противника с одного удара. В запасе Эбби большое разнообразие приёмов и вариаций добивания. Анимации рукопашного боя разнообразные и ситуативные, а контекстные анимации добивания зависят от многих факторов - темп боя, окружение, физическое состояние противника, его положение тела или комплекция; какое оружие у вас в руках в момент нападения или чем вооружен противник
В TLOU2 отлично проработанные анимации мимики! Во время боя на лице читается уверенность, ярость, с которой сражается персонаж. В этот момент эмоции противника передают страх, растерянность. Воздействия ударов выглядят убедительно, а новая система повреждений тела противника визуально передаёт ужасные последствия мощных ударов. От себя добавлю - было бы ещё круче, если бы Эбби боролась не голыми руками, а, например, была вооружена кастетами или перчатками с металлическими утяжелителями, так контекст ударов стал бы ещё травмоопаснее.
Заключение
Мне больше импонируют такие персонажи как Кратос, Джоэл, Снейк. Я люблю истории о них, многое могу пропустить через себя. Но меня также смогла зацепить история Эбби. Ее история - это игра за финального Босса, взгляд на все события с его стороны. Это женщина-злодей и все её убийства намеренные. Злодей, за которого мы играем, наблюдаем его эволюцию, искупление и трансформацию в героя. Получается уникальный ракурс, способный показать обратную сторону поступков, ведь даже добрые поступки могут нести за собой дурные последствия. Что для одного благо - для другого зло. Эбби убедительный и хорошо прописанный женский персонаж, образ сильной девушки тесно связан с нарративом и вписан в структуру сюжета. Её дизайн отражает особенности сеттинга.
Есть одна интересная деталь. В начале игры, в Джексоне, Эбби получила травму плеча. В дальнейшем, в момент бездействия игрока, сработает анимация ожидания - она начнёт разминать травмированное плечо. Эта травма, как постоянное напоминание о тех событиях в Джексоне, последствия, которые будут преследовать её до самого финала игры.
Разработчики рискнули и создали настоящую женщину-воина. Идейно, стилистически - местами это свежо и нетипично для женского игрового образа. Но это не значит, что я бы хотел больше игр с подобными женскими персонажами. Пусть игры и персонажи будут разными, подкидывая нам самые интересные эмоции, впечатления, игровой опыт и переживания. Пусть в играх будет больше разнообразия и меньше клишированности.
Да, у игрока забрали образ мужчины-защитника, Отца. Но игра не отнимает мужественность. В игре хватает разных мужских образов и характеров - мужчины не обезличены. Это не мир, где женщины доминируют - это мир, где женщины тоже могут быть воинами. Здесь выживает сильнейший или хитрейший. TLOU2 размывает границы. Все люди разные независимо от идеологий, пола или принадлежности к племени, и они всё ещё способны изменить свой путь.
P.S.
Благодарю всех кто дочитал до конца. Это моя первая статья, надеюсь на конструктивную критику. Организаторам конкурса спасибо за мотивацию🙌
Собранный материал позже адаптирую в видео формат на своём личном канале GamePlay Aesthetics.