Посмотрите «Метрополис» — это классика фантастики, которой вдохновляются до сих пор

И пусть вас не смущает то, что фильм немой. Смотрится он великолепно.

Посмотрите «Метрополис» — это классика фантастики, которой вдохновляются до сих пор

Однажды, в процветающем мегаполисе Вавилоне, люди решили построить башню до небес. Но бог такую затею не оценил и сделал так, что люди, ранее говорившие на одном языке, перестали понимать друг друга.

Эта легенда, а также история порочной вавилонской блудницы, что несёт с собой и падение всего Вавилона, лежит в основе «Метрополиса» Фрица Ланга — немного чёрно-белого фильма 1927 года, классики немецкого экспрессионизма.

Посмотрите «Метрополис» — это классика фантастики, которой вдохновляются до сих пор

Метрополис Ланга сформировал образ города будущего, разделённого на социальные страты. Пока в светлом мегаполисе буржуа наслаждаются прекрасными садами и летают меж небоскрёбов на парапланах, рабочий класс, чьими руками вся эта красота и была возведена, загибается под землёй.

Как весьма цинично говорит Йо Фредерсен, единоличный правитель Метрополиса, место тех, кто создал город, под землёй. Чумазые рабочие, подобно роботам, единой колонной приходят на смену утром и так же, поникнув, покидают заводы. Они стали этаким органическим придатком машин, которых вынуждены обслуживать. И, разумеется, именно на них держится высший класс, что наслаждается солнцем и стеклянными поверхностями небоскрёбов наверху.

Рабочие покорно исполняют свои обязательства во многом благодаря проповедям Марии — девушке из низов, которая рассказывает им истории о Вавилонской башне, которую не смогли достроить из-за того, что люди говорили на разных языках. Так и в случае с Метрополисом: есть «голова», высший менеджмент, а есть «руки» — рабочие под землёй. И чтобы всё работало, уверяет Мария, между головой и руками должен быть посредник — «сердце».

На этой простой вере и зиждется покорность рабочего класса: однажды посредник придёт, и тогда жизнь изменится. И вот вскоре у Метрополиса, этого страшного сложного организма, состоящего из машин и людей, появляется это самое «сердце», но своё место оно занять не успевает. По воле создателя город начинает стремительное падение в ад, а Марию подменяет механическая копия, человекомашина — вавилонская блудница, знаменующая своим появлением начало Армагеддона.

Гифка с блудницей для важных переговоров

В «Метрополисе» искусно переплетаются мечты о будущем, извращённые и низвергнутые до антиутопии, и апокалиптические истории из Иоанна Богослова. И пусть сюжет сейчас может показаться слишком простым и гротескным, вас точно не разочаруют визуальные образы и, — в особенности! — постановка.

Когда фильм немой и чёрно-белый, на постановку кадра и движений героев обращаешь повышенное внимание — ничто не отвлекает вас от созерцания картинки и великолепной игры актёров. Учитывая, что в фильме нет речи, особый акцент делается на движениях и мимике актёров — они здесь с откровенным перебором, конечно. А как иначе?

Посмотрите «Метрополис» — это классика фантастики, которой вдохновляются до сих пор

Если вы никогда не смотрели немое кино (Чарли Чаплин, наверное, не в счёт), то «Метрополис» вас вдвойне удивит. Вы познаете истинную ценность кадра и поймёте, насколько важны каждый объект и каждое движение в нём. Главное выбрать правильную версию: фильм изначально нещадно порезали, и только сравнительно недавно нашли утерянные драгоценные кадры. Вам нужна самая длинная версия — на 148 минут.

Посмотрите «Метрополис» — это классика фантастики, которой вдохновляются до сих пор.

237
56 комментариев