О личном и обезличенном контенте на DTF (и вообще)
Есть два стула, и мы сели на оба.
Функция классической журналистики такая: собрать информацию, обработать её и транслировать потребителю. Собрать — значит, тщательно изучить источники, взять комментарии, если это нужно и возможно. Обработать — значит, привести информацию в понятный вид, добавить необходимый контекст. Транслировать — значит, опубликовать материал и поработать с комментариями.
Это — основа журналистики. Собрать, обработать, передать информацию.
По такому принципу пишутся новостные заметки и, например, аналитические статьи. В них нет и не должно быть личного мнения и оценочности. Информация передаётся читателю как есть и в полном объёме, а читатель уже сам складывает своё мнение и изливает его в комментариях. Мы просто передаём факты, не примешивая к ним своё мнение. Это — классика журналистики.
Вот рандомная новостная заметка, например.
Оценочности вы здесь не найдёте. Только информационный повод и контекст — в понятном виде. Идти читать спойлеры или нет? Ну, дело ваше. Как относиться к такой инфе? Ну, это тоже ваше дело — не наше. Мы информацию собрали, обработали и транслировали. Всё!
Вот другой пример — уже не новостная заметка.
Это тоже работа с источниками без личного мнения автора. Вадим дал необходимый для понимания материала контекст, сухо и по фактам, а затем собрал, обработал и транслировал мнения разработчиков, для которых презентация Sony оказалась полезна.
Никакой оценочности, только передача информации с контекстом. Что делать с этой информацией — дело читателя, не наше. Автор может выразить своё мнение в комментах, но в материале — нет. Всё по кодексу журналиста. Да, есть такой документ — его читали единицы, но эти правила всё равно передаются из уст в уста, так или иначе.
Собрать, обработать, передать.
Вот три жанра, в которых точно не может быть и не должно быть личного мнения автора — новостная заметка, расширенная новостная заметка и аналитическая статья. Разумеется, то же самое применимо к выжимкам чужих материалов вроде пересказа лекций с GDC и прочему.
А вот дальше уже — полутона. Мы стараемся не писать личное мнение или, если проскочило, убирать его в подборках и материалах вида «история серии/студии/режиссёра».
Вот пример — история создания первого DOOM.
У автора есть свой стиль, он пишет живым языком и да — в тексте есть оценочность. Но её мало и она выражается не мнением, а эмоциями: где-то поиронизировать, где-то — вломить гиперболу в качестве художественного приёма.
В таких текстах вы, скорее всего, не увидите лоббирование какого-то мнения или оценки, как не увидите и «я» автора. Это всё ещё работа с фактами и источниками, просто в более свободном развлекательном формате.
Однако же жанры стремительно смешиваются: работать исключительно в классических жанрах скучно, да и вам читать тоже будет не очень весело. Не стоит забывать, что мы тут всё-таки про индустрию развлечений пишем, а не про экономику. Тем более, что в случае с оценочностью потребители контента следуют за отдельными персонами — расцвет блогеров и стримеров тому подтверждение.
DTF как раз устроен так, что вы можете подписаться на того автора, с мнением которого готовы считаться, и следить за ним более пристально. Далее эта концепция будет развиваться ещё больше.
И тут мы переходим к самому главному — к обзорам.
Сразу к делу: рецензии — не объективны и не могут быть такими. Объективны патчноуты и списки достижений. В рецензиях всегда есть личное мнение автора.
Но есть нюанс. Хороший автор никогда не будет ничего навязывать в своём обзоре и постарается провести взвешенный анализ произведения. Хороший автор никогда не будет строить аргументацию на «мне нравится» или «мне не нравится» — это и не аргументация вовсе, а просто, ну... мнение. Хороший автор всегда преподнесёт всю информацию, которую он извлёк из произведения (включая эмоции, разумеется), в таком виде, что у вас будет простор для своей оценки этого произведения.
Так что хороший обзор — он и субъективный, и объективный одновременно. Варьируется этот момент исключительно от степени таланта и желаний автора. Бывает так, что ты в гневе — как я, когда писал про «Лигу справедливости». Но в обзор такое пускать не стоит — в таких случаях пишутся авторские колонки, в которых нет слова «обзор». Здесь вы изначально перед выбором, верить автору или нет — никакой претензии на объективность там не будет и в помине.
Есть такой жанр — эссе (ну или колонка). В хорошем эссе также всегда присутствует работа с источниками и аналитика, однако мнение автора там главенствует. Автор всё так же собирает информацию, но обрабатывает её специфически, прогоняя через призму личного мнения. Важная задача тут — подать материал так, чтобы читатель не обманывался и сразу понимал: это мнение, с ним можно считаться, а можно не считаться.
Текст выше — это эссе. Вот ещё эссе, например — с аналитикой.
С обзорами иначе. Задача критика — не просто транслировать своё мнение касательно произведения, но дать игроку или зрителю понимание, что его может заинтересовать в произведении, а что нет. Всё-таки изначально обзоры нужны, чтобы помочь потребителю определиться, стоит ли тратить деньги. Потом уже на эту концепцию навернулись развлекательные функции — что обзор это художественное произведение по мотивам другого художественного произведения (философия, за которую я рьяно топлю).
Но первоначальная функция остаётся. В обзоре автор не должен навязывать свою точку зрения: он должен в красивой художественной форме показать читателю особенности произведения и оставить его перед выбором — тратить на это деньги или нет. В ином случае это не обзор, а эссе, и это читателю сразу нужно дать понять. Например, не писать в заголовке слово «обзор».
Каким бы фанатом «Мора» я ни был, я бы не стал убеждать в обзоре всех и каждого, что на эту игру стоит потратить деньги. А вот в эссе — другое дело. Там-то я уж могу что угодно, а что с этим делать — дело уже не моё, а читателя. Пообщаемся в комментах!
Если в тексте вы видите местоимения «я» и «мне», то о какой-либо объективности, скорее всего, стоит забыть сразу. То же и роликов касается.
В общем, как бы мы ни пытались уходить от форматов и экспериментировать с ними, дуальность всё равно остаётся. Мнение автора либо есть, либо его нет. Надеюсь, этим текстом я примерно объяснил, как всё устроено на DTF, да и, ручаюсь, во всех уважающих себя редакциях.
Главное здесь — смешивать, но не взбалтывать. Давать читателю понять, что именно перед ним. Мы так делать и стараемся.