Как устроена редакция DTF
Начало большого цикла текстов о работе (а может и не большого, как уж пойдёт).
На этот цикл меня натолкнула очередная беседа в комментариях о том, что редакция, дескать, продажная. Я не перестану ходить по тредам, общаться и рассказывать людям, что это не так, и у нас есть чёткий моральный компас — это единственный способ хоть как-то повлиять на такие мнения. Только честный, открытый и подробный диалог.
Но также я тут подумал, что нужна некая «база» — прозрачные материалы, в которых я расскажу сообществу, как мы устроены и по каким принципам работаем. Спасибо, Евгений Петров, что подопнул.
Начнём с редакции.
Рабочие инструменты
Итак, у редакции есть два рабочих инструмента: Slack и закрытый паблик в ВК. Ещё для планирования лонгридов мы используем Asana, но постоянно забываем туда вносить материалы (ладно, в основном я забываю). Есть также Trello и Jira, но там планируются спецпроекты, и туда я выдёргиваюсь по мере нужности.
В Slack у нас преимущественно оперативная работа — обсуждение и редактирование новостей, анонсы для социалок, быстрые брейнстормы и так далее.
Есть там, конечно, и канал, в котором плохо и порой сортирно шутят. Мы все в разных городах, офиса конкретно у DTF нет, так что этот канал — что-то вроде курилки. Однако же даже лютый офтоп приносит пользу: часто из шуток и левых обсуждений вдруг выходит идея для крутого материала. Тут главное иметь установку: всегда надо генерировать идеи — пока шутишь в чате, пока моешь посуду, пока гуляешь, пока сидишь в туалете.
Кто есть кто в редакции
Заранее извинюсь перед стримерами и видео-ребятами, а также перед продюсерами и всеми остальными (Шерииииф!): здесь речь пойдёт только непосредственно о производителях текстового контента. Штука, к которой я имею непосредственное отношение.
Итак, вот кто делает для вас тексты.
Редакторы
- Я и Вадим. Бигбосс Влад называет нас топ-менеджерами — жутко пафосно, но прикольно! На самом деле, никакой иерархии у нас в редакции нет, но именно мы с Вадимом несём ответственность за всё, что появляется на DTF с галочкой. У нас есть некоторое разделение обязанностей. Вадим скорее «оперативник» — он следит за повесткой и рулит новостями. Я скорее по лонгридам, плюс организационная работа и внешние контакты. Впрочем, это всё тоже условность: все занимаются всем, просто кто-то чем-то чаще.
- Лёша Сигабатулин — выпускающий редактор. В основном он со мной в паре (🧡) занимается лонгридами. Пришёл на DTF чуть позже меня, так что, считайте, почти с самого нового основания.
- Андрей Верещагин — геймдев-редактор, который отвечает непосредственно за то, чтобы наши материалы были полезны индустрии. Но, как я выше и писал, все у нас занимаются всем, так что Андрей делает и иного рода контент.
- Тимур Сафаров — редактор «Мобайла». Его первостепенная задача — делать контент о мобильных играх, что будет интересен всем. Прямо сейчас он расширяет свою зону ответственности и также будет брать на себя разного рода иные проекты.
- Никита Богуславский — редактор «Железа», пришёл к нам в начале года. Мы наконец-то начали «качать железо», и Никита этим как раз вовсю занимается. Пока только им, но в дальнейшем, как и все остальные редакторы, будет заниматься не только им.
Авторы новостей и обозреватели — «оперативники»
Эти ребята работают по сменам, то есть половину рабочего дня. Авторы новостей — ловят информационные поводы и пишут новостные заметки, обозреватели — делают выжимки из интересных западных материалов и видео, а также пишут лонгриды собственного сочинения.
- Даня Ильясов, Саша Омолоев (он же Сэм Спейд), Антон Самитов и Джамиль Махмутов (djostikk) — авторы новостей, что производят самый обновляемый контент на DTF. Поводов всегда много, как днём, так и ночью. Как в будни, так и в выходные. Это сложный и многогранный процесс, когда нужно правильно отфильтровать то, что важно и полезно, проверить в нескольких источниках, убедиться в их достоверности, правильно скомпоновать. А в случае с новостями из России — взять комментарии. А если новость срочная — написать её первым и, да, дополнять.
- Артём Калеев и Ефим Гугнин — обозреватели широкого спектра. Каждый из них может сделать материал из чего угодно, если это нужно. Но и личные предпочтения (которые мы всегда ценим и уважаем) есть: Артём фанат «Майнкрафта» и NFS, а ещё следит за мемами, а Ефим — кинокритик.
- Вова Семыкин — геймдев-обозреватель. Специализируется на геймдевных материалах, хорошо в этой теме разбирается и, что очень важно, любит её.
Авторы лонгридов
Если ребята выше получают зарплату, то авторы лонгридов работают сдельно — на гонорарах. У нас 2-4к в зависимости от сложности текста, плюс премии. Лонгриды пишутся гораздо дольше, чем те же выжимки, и гонорарная система позволяет авторам совмещать работу на DTF с другой работой или учёбой.
Редакторы почти никогда не давят и не заставляют писать о том, что не интересно. Напротив, из-под палки нормальный текст сделать не выйдет, и авторы часто сами предлагают идеи для материалов.
Инициатива — то, на чём держится DTF.
Однажды мой коллега из другого издания назвал авторов лонгридов контрибьюторами, и я захлебнулся кофе насмерть. Лучше называть ребят крутыми чуваками, ей богу — это гораздо ближе к истине. Потому что это действительно крутые чуваки, каждый из которых разбирается в чём-то своём. Таким образом мы покрываем огромное количество тем. Нужно написать про аниме? Есть такие авторы. Нужно углубиться в историю? Ага. Или, может, про религию? Тоже есть.
Эти ребята — ни в коем случае не фрилансеры, они неотъемлемая и важнейшая часть редакции. Мы постоянно общаемся, обсуждаем всякую фигню, кидаем друг в друга идиотские мемы и иногда собираемся вместе пить настойки или что-нибудь ещё. Ну и, помимо этого, ребята пишут отличные лонгриды, да.
Приготовьтесь, их много. Но я постараюсь коротко. Здесь перечислю только тех, кто активно пишет сейчас — есть и ребята, которые отвлеклись на что-то иное, но мы всё ждём их назад (да, Яна, я в том числе про тебя, заканчивай ремонт уже, надоела).
- Илья Цуканов — специализируется на древностях и всяческих необычных историях. Мы в шутку зовём его нейросетью, а он и не против. Вы могли читать его большую историю про Dwarf Fortress или о том, как лошади захватили весь мир.
- Семён Костин — адепт ретро, фанат аниме и просто чувак, который если что-то пишет, то всегда настолько глубоко входит в тему, что ждать текст порой приходится долго. Это тот парень, который посмотрел тысячу аниме и не сошёл с ума (на самом деле, уже больше).
- Лёша Хромов — специализируется на кино. Смотрит, кажется, всё подряд, и насмотренность у Лёши действительно отличная. Это он сделал огромедный разбор «Твин-Пикса» и написал про лучший сюжет в порно 2019 года.
- Даня Кортез — уже не очень фанат Blizzard, совершенно точно фанат пиратов и вестернов, угнетатель Ubisoft. А ещё самый продуктивный автор лонгридов сейчас и просто милый парень. Мой любимый его текст — о локализации Warcraft 3. Потрясающая работа.
- Лёша Ионов — работает в издательстве АСТ и пишет также на «Мир Фантастики» (МФ — круто, читайте их). Как не трудно догадаться, специализируется преимущественно на фантастике. Недавно выдал кучу текстов по «Звёздным войнам», обеспечив нам отличное покрытие темы.
- Андрей Лисяный — человек-медик, что уже однажды пригодилось для текстов про Plague Inc и «Джокера», и совершенно точно пригодится ещё. Также разбирается в самых разных вселенных и лучше всех, пожалуй, отрабатывает темы, касающиеся философии.
- Лёша Афанасьев — нынче главный спец по шутерам, а заодно чувак, который с радостью берётся почти за всё подряд. С нами относительно недавно, но «прокачался» потрясающе быстро. Мои любимые материалы — об отечественных играх вроде «Героев 5» и «Паркан».
- Лёня Мойжес — учёный муж (я серьёзно!) и религиовед. Кажется, тоже пишет для МФ, а заодно и для Hobby World. отлично разбирается, как ни странно, в различных религиях (как вымышленных, так и не очень) и фантастических вселенных. Искренне люблю его текст о проблеме (не)настоящих изнасилований в полевых и настольных ролевых играх, а также мини-цикл о вселенной Warcraft.
- Таня Рокси — специализируется на кино, аниме, манге и всём японском. Пишет не так часто, как хотелось бы (да, я это в укор!). Однако несмотря на любовь к аниме, самый крутой её текст, как мне кажется, о Тане Гроттер. Даже Ройзман отметил!
- Паша Куравин — тоже очень давно с нами. Главный спец по настолкам на DTF, и тоже пишет редко. Можете написать ему в личку и попросить, чтобы писал чаще! Ещё он фанат Mass Effect, и это определённо самые крутые тексты от него.
- Данил Свечков — мой хороший друг и чувак, который берётся (почти) за что угодно. Особенно хорошо ему удаются материалы-истории — вот о «Золотой малине», например, или о дворецком Бэтмена.
- Никита Ентус — берётся за разное, от истории анонсов консолей прошлых поколений до рассказов о разных супергероях. Всегда готов углубиться в тему, и это особенно ценно. Мой любимый текст — про «Ведьмака», конечно.
- Егор Аргунов — автор, который прибыл к нам из пишущего сообщества DTF. Всегда стремится максимально погрузиться в тему и написать большущий подробный текст. Никто и не против особо! Мой любимый материал — о соратниках Кодзимы, которые обычно остаются в тени.
- Алина Абрамянц — также большой любитель больших текстов, которых порой приходится ждать долго, и тоже из сообщества. Мы сразу же отметили потрясающий стиль Алины — прочитайте вот про «Матрицу» или огромный разбор MGS5, написанный ещё до того, как Алина оказалась в редакции.
- Лена Авдеева — специализируется на кино, в особенности на историях актёров и режиссёров. Есть у неё, например, текст про великолепного Киану Ривза и лучшие роли Хоакина Феникса.
- Дима Козловский — фанат истории, который совсем недавно попал в редакцию. Однако текстов на DTF у него много — начиная от текста про Первую мировую, и заканчивая лонгридом о Диком западе.
- Андрей Королёв — спец по гайдам, а с недавних пор и автор видео. Советую прочесть, как минимум, гайд по установке Vampire: The Masquerade – Bloodlines и текст о мелочах Death Stranding.
Вот такая какая-то у нас команда. И она, при этом, постоянно расширяется — нам всегда нужны крутые авторы лонгридов, потому что тематики сайта настолько обширны, что покрыть всё мы не можем.
Кстати, время от времени встречаю панику в комментариях, мол, от вас, DTF, уходят люди, текучка дикая. А вот и нет — текучка у нас, насколько могу судить по другим медиа, слабейшая. Те же Ваня Абрамов и Аня Тоска, например, работавшие раньше над текстами, теперь производят видео, а Федя Сивов занимается продажами — вот такая текучка на DTF, в основном. Из отдела в отдел.
На мой взгляд, благодарить в этом стоит дружеские, а не просто рабочие связи. Мы ж гики все, не экономисты, там, или политологи. Про сферу развлечений пишем, так что и самим развлекаться надо. Ну и жопные шутки в чатиках тоже поблагодарить надо, конечно!
Вот он — клей. Дружба — это магия.
Как попадают в редакцию
По-разному! Можно написать мне в ВК и что-нибудь скинуть почитать. Можно круто писать на DTF, а потом скинуть мне всё это в личку. Можно скинуть не мне, а кому-то ещё из редакции. Можно быть другом кого-то из авторов или редакторов — да-да, мы такого не стесняемся, лишь бы вы круто писали и разбирались в теме.
Я лично притащил несколько своих друзей — и они стали успешными авторами DTF. Не вижу ничего плохого в таком подходе: решают только энтузиазм и тексты. Так же и авторы порой приходят парами-тройками — замечательно и круто! Поработаем, если всё сложится.
Как работает связка «автор 🧡 редактор»
В случае с новостными заметками просто — автор ищет повод, тащит его в специальный канал в Slack, если нужно, то обсуждает с редактором (обычно это Вадим). Потом пишет (или сразу без всякого обсуждения пишет, если горячо), а редактор быстро вычитывает заметку, просит что-то скорректировать — и вуаля.
С обозревателями так же, только вычитываем обычно мы с Лёшей или Андрей (если дело касается геймдева, то всегда). Уходим в личку, обсуждаем, выпускаем.
С лонгридами сложнее, так как тексты большие, и эмоциональность важна. Тут я остановлюсь подробнее.
Плохой редактор тот, что ставит себя выше автора. Плохой редактор тот, что навязывает автору свою точку зрения или заставляет писать о том, к чему у автора душа не лежит. Говно получится, скорее всего, а не текст, в таком случае.
Поэтому у нас между редактором и автором формируются доверительные отношения. Редактор — саппорт, автор — танк. Задача редактора: помочь автору сделать его текст лучше. И самому автору — стать лучше. Да, порой в случае с новичками (да и не с новичками бывает) редактор может оставить в доке сотню комментов — но это не должно расцениваться как назидание или какой-то стёб. Хотя, конечно, наши авторы наверняка могут припомнить всякие весёлые вещи от меня. Но я всегда говорил и буду говорить: автор — хозяин текста, редактор — саппорт.
Именно такими, на мой взгляд, должны быть отношения между редактором и автором. Так оно работает и на DTF. Отношения редактора и автора — это больше чем любовь, и круче, чем секс. Это — обмен опытом и взаимная помощь в профессиональном росте.
Первый текст в рубрике вышел каким-то большим, остальные будут поменьше. Расскажите, ребят — о чём бы вы хотели почитать дальше? Может, о работе журналистов с пиарщиками? Или о том, как устроены тексты, из чего они состоят? Или ещё что-то?
Я же всё как есть выложу.
Требую гайд по самым распространённым костноязычиям и ошибкам новичков при написании текстов.
Передаю привет «являются» и аналогиям с жрачкой.
Не ну это просто вишенка на торте
Передаю привет «являются» и аналогиям с жрачкой.
Шо?
странно, что никто не указал на ошибку в слове "костноязычиям"
Было интересно на самом деле почитать.
Или о том, как устроены тексты, из чего они состоят?Про это было бы интересно
Будет много мата! Вы точно хотите этого?)
Всегда интересно было узнать закулисье DTF, спасибо за интересный пост!