Выбор. Когда множество стало единицей

90-е и нулевые были временем внешней красоты, а с 2010 года индустрия взяла вектор на mental impact. В этом материале хочу показать способы манипуляции сознанием потребителя.

Выбор. Когда множество стало единицей

В прошлой раз ты познакомился с нейромаркетингом, теперь мне хочется показать тебе оборотную сторону бизнеса. Сегодня речь пойдет о психике и о грязных играх с мозгами человечества.

Переходим к делу. Я субъективно поделила методы воздействия на сознание на пару категорий: нейтральные и отрицательные. Некоторые из них можно отнести в колонку положительные, но делать это или нет — решать тебе.

Нейтральные

Позитивное подкрепление — стимулы, вызванные каким-либо объектом/субъектом, событием, которые индивид хочет закрепить или продлить.

Подкрепление есть связь между поведением и последствием в то время как поощрение является связью между объектом и последствием.

Как это выглядит:

  • кэшбек, возвращаемый определенными банками;
  • бонусные карты;
  • карта постоянного клиента, VIP статус;
  • право первого, закрытое членство;
  • подарки от стримера/инфлюенсера и т.д.

Пример с подарками можно трактовать единовременно как подкрепление — реакция общества на проводимый конкурс и его итоги, и как поощрение — от стримера до обратной связи с получателем, комьюнити.

Выбор. Когда множество стало единицей

Наказание — применение каких-либо решений в отношении индивида, группы лиц или животных. Решения носят правовой и неправовой характер. Наказание в психологи можно разделить на негативное и позитивное.

Опасность негативного наказания заключается в отсутствии положительного подкрепления. Например, ты высказываешь мнение отличное от большинства на определенном форуме («феминистки» и мужчины) и тебе прилетает перманентная блокировка аккаунта.

Позитивное наказание в свою очередь проявляется, например, временным баном за нарушение конкретного правила форума. Данный вид наказания направлен только на создание у индивида социально приемлемого поведения.

Выбор. Когда множество стало единицей

Чем это оборачивается?

Создание лояльности к продукту или системе с одной стороны можно назвать положительным для самого источника воздействия, как и для субъекта — человека. Здесь получается некий симбиоз, или разновидность договорных отношений.

Но в тоже время такая методика помогает дисциплинировать субъект на которого направлено воздействие. Ты выбираешь не потому, что такова твоя воля, а потому что тебе указано сделать это.

Негативные воздействия

Синдром упущенной выгоды — боязнь пропустить интересное событие, награду, возможность. Имеет искусственное происхождение.

Признаки:

  • акцентирование на «все, а не я»;
  • желание быть «на коне, в тренде»;
  • стремление избавиться от чувства дискомфорта, вызванного разницей используемых предметов.

Данный синдром прививается в играх через:

  • оплата 6-ти месяцев игрового времени для получения маунта/костюма;
  • анонс и продажа бета версии игры;
  • выполнение локальных/еженедельных заданий с наградами;
  • программы по типу «пригласи друга», «разошли сообщение»;
  • внутренние акции ограниченные по времени и т.д;

В остальных сферах — последняя новейшая модель, например, телефон от Apple, создание искусственного дефицита, акции со скидками при закрытии магазина Sunlight, «черная пятница» и т.п.

Выбор. Когда множество стало единицей

Импульсивные влечения — в отличии от ОКР мысли, характеризующиеся внезапно возникающими стремлениями к совершению какого-либо действия, не имеют исполнения по типу «именно сейчас».

Примеры:

  • Сидишь ты на работе за компом и думаешь «блин, надо локалки сделать… приду домой и сразу займусь делом» и так периодически в течение всего рабочего дня.
  • Листаешь библиотеку Steam и на глаза попадается неизвестная игруля со скидкой в 80%. Первая реакция «Вау, покупаю», а спустя секунды ты начинаешь колебаться с выбором «брать или не брать».
  • Рождение мысли «надо взять когда приду в магазин» после просмотра ролика «обзор коллекции красных помад».

На импульсивном влечении строятся все игровые «держатели геймера» — задания раз в день, гача, акции донат стора и т.д.

Через что еще проявляется ИВ:

  • привлекательность продукта (коробка, этикетка, материалы из которых выполнен);
  • реклама;
  • эксклюзивность;
  • раздача и тестирование продукта через инфлюенсеров: через стримы, ролики на ютубе серии first impressions, посты в instagram.
Выбор. Когда множество стало единицей

Выученная беспомощность - состояние человека, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния (не пытается избежать отрицательных стимулов или получить положительные), хотя имеет такую возможность.

Приведу в пример тот же Apple (ибо они боги маркетинга), недавно из коробки убрали зарядку и наушники. Народ начинает возмущаться решением компании, Apple закрывает ушки и глаза, и продолжает дальше толкать свою продукцию. Люди видя, что их речи не приносят никакого результата — принимают смирение и дальше скупают товар яблока.

В политике проявляется как «мой голос ничего не значит», в играх через общение комьюнити и разработчиков.

Внимание! Обязательное условие — компания отвечает на фидбэки, или создает у аудитории ощущение, что она (аудитория) на что-то влияет, а все решения принимает руководство.

Выбор. Когда множество стало единицей

Почему это плохо?

Данные воздействия в следствии своего продолжительного влияния, способны вызывать у человека плохое настроение, депрессию, одиночество, рождают искаженную модель принятия себя «я делаю/покупаю/говорю — следовательно существую».

Если система и дальше будет работать над mental disability, деградируя и дисциплинируя общество, в ближайшем будущем мы получим нездоровую цивилизацию, принимающую нарушенное функционирование организма (без способности к воле) за норму и обыденность.

55
1 комментарий

О таких вещах следует говорить чаще

1