[Лонг] Я прошёл Герои Меча и Магии III: Дыхание Смерти. Запоздалый на 24 года недо-обзор или моя личная ретроспектива любви к этой великой серии

Дисклеймер: Данный текст является отражением того, какой для меня является игра Герои Меча и Магии III. Я не претендую на лавры гроссмейстера этой игры и не стараюсь им быть. Я обычный СкуфоВасян, который пытается получить от игры удовольствие, не абъюзя её механики.

Я, как типичный школьник, родившийся в 90е, не понаслышке был знаком с Героями. Скажу больше — Герои — это одна из тех первых игр, которая попала в самое сердечко и осталась со мной, надеюсь, что до конца. В те времена, я был совсем мал, юн и неопытен, но то разнообразие, которое давала мне игра, заставляло буйную детскую фантазию просто визжать от восторга. До сих пор помню, как я увидел карту игрового мира с множеством движущихся деталей и монстрами — от такого зрелища у меня просто челюсть отвисла. Это была любовь с первого взгляда. На долгое время именно Герои были для меня идеалом фэнтезийного мира, до тех пор пока не узнал, что герои — это технофэнтэзи, а архангелы — это киборги!

Оглавление

[Лонг] Я прошёл Герои Меча и Магии III: Дыхание Смерти. Запоздалый на 24 года недо-обзор или моя личная ретроспектива любви к этой великой серии

Зачем я в 2024 году решил пройти Дыхание смерти? Почему именно Дыхание смерти?

Тут несколько факторов сошлось воедино. Я хоть и являюсь большим поклонником Героев, но, к своему стыду, ни одну кампанию так я до конца не проходил. Понимаете, когда ты знакомишься с такими двумя так сказать "фразами/выражениями", как "nwctrinity" и "nwczion" ты рано или поздно их используешь, так как Герои в какой-то степени слишком медитативно-репетативная игра и в определённый моменты раз за разом зачищать карты становится не совсем что ли "приятно".

Почему именно "Дыхание Смерти"? Тут тоже все очевидно и просто. Именно с этой части у меня и началось знакомство с трёшкой. Прекрасно помню, как мой старший брат принес диск со словами: "Братишка, я тебе покушать принёс".

Первый запуск, как первая любовь, как первый секс, запомнился мне на всю жизнь! Вот, представьте себе, ты мелкий 10летний пацан и в первый раз запускаешь героев, где тебя встречает дико пафосная заставка от 3DO и New World Computing. Насколько же эпично они пробежались по человеческой истории, остановившись именно на эпохе возрождения, ставя себя в один ряд с Микеланджело. Самонадеянно — безусловно, но пафосно.

Просто полный балдёж и отвал головы. Тебя мелкого сразу же эта заставка настраивает на нужный лад и создаёт видимость того, что данную игру разрабатывали образованные люди с хорошим вкусом и с довольно обширными познаниями в искусстве. Но это, конечно же, не точно.

[Лонг] Я прошёл Герои Меча и Магии III: Дыхание Смерти. Запоздалый на 24 года недо-обзор или моя личная ретроспектива любви к этой великой серии

Ну а следом нас встречало Главное меню игры, где главными действующими лицами были некромант Сандро и его сподручные. Но, до Сандро я доберусь чуть-чуть попозже, ведь сначала я запустил обычную дефолтную карту из режима Сценария. Я до сих пор помню, что первым увиденным мною городом был именно Замок, а тот бестиарий, который предлагал "Людской город", включая крестоносцев, грифонов и таинственных монахов, для меня до сих пор является эталоном для фэнтези. Скажу даже больше — эта игра показала мне жанр фэнтези, в который я влюбился и люблю до сих пор.

Но, так как я был ребенком, а мои родители серьёзно следили за временем, которое их чадо проводило, то пройти кампанию мне было бы практически невозможно и вот тут на помощь, в какой-то степени, пришёл мой брат.

Вечерами, после работы, он писал диссертацию на своём стареньком ноутбуке Fujitsu Siemens болотного цвета (честно попытался найти этот ноут в гугле и не нашел), а в перерывах поигрывал в Героев, а я вместо того, чтобы спать, тихонько следил за происходящим на экране. Эх, типичная детская непосредственность...

Вот такой небольшой исторический экскурс вышел у меня, а теперь перейдём непосредственно к самой игре.

Как Герои III играются в 2024?

Вполне себе современно. Переходим к следующей теме.

Ладно, шучу.

Графика

Надо сначала описать то, в какую версию я играл. У меня была какая-то дикая сборка с кучей модов, включая HD мод. Тут я уже чувствую недовольство ребят топящих за копирайт, поэтому прошу вас "охладить ваше трахание", так как за всю мою сознательную жизнь я был обладателем двух версий "Возрождения Эрафии", трех версий "Дыхания смерти" и трех-двух версий "Клинка Армагеддона". Поэтому у меня на три жизни вперёд индульгенция пред ныне почившими 3DO и New World Computing. Вообще, если хорошенько напрячь память и вспомнить, то диски с Героями стоили на удивление очень дешёво для лицензии. В Титанике можно было купить "Эрафию" или "Дыхание смерти" рублей за 100, а вот "Клинок Армагеддона" стоил дороже в районе 200 рублей

Стоит упомянуть тот факт, что я даже HD ремастер от Юбисофта в Стиме покупал, так что все "взятки с меня гладки"

[Лонг] Я прошёл Герои Меча и Магии III: Дыхание Смерти. Запоздалый на 24 года недо-обзор или моя личная ретроспектива любви к этой великой серии

Качество графики на текущий момент я не могу оценивать объективно, так как я застал те времена, времена релиза, поэтому, если вы хотите объективного мнения — найдите "пориджа" лет 6-9, покажите ему игру и спросите, что он думает о графоне. Да, конечно после новых релизов 2023 года пришлось пару сессий привыкать, но только пару сессий. Весь кайф графического исполнения заключается не в прорывной картинке, а в умопомрачительном арт-дизайне, благодаря чему картинка в игре не кажется устаревшей. Она как хорошее вино с каждым годом только дозревает. Да, присутствует низкое разрешение, но то, что сотворили художники и дизайнеры не устареет никогда. Плотность картинки на квадратный дюйм просто зашкаливает. Горы, города леса, речушки, мельницы, порталы, дороги все выглядит как конфетка. Вообще, некоторые карты из компании содержат такую плотность событий из окружения и мобов, что просто восхищаешься мастерством разработчиков.

Забавный факт вышел с 4к разрешением. Так как я оголтелый консольщик, то практически всё основное время провожу за консолями и стационарный комп мне как-бы не нужен. В героев я играл на ноутбуке, а разрешение кастомная сборка выводила что-то типа 1600х800, но при подключении к 32 дюймовому 4к монитору у меня игра начинала жутко тормозить, в результате чего, я бросил эту затею и продолжил играть на 15 дюймовом мониторе ноутбука.

Опять же, возможно, если бы я играл в ванильную версию, то у меня было бы больше негатива насчёт графики, но, как мне кажется, это тот вид моддинга, когда игра только улучшается, в отличии от большинства модов для других игр, которые содержат NSFW мусор и прочий рофл-контент.

Музыка

Ну тут вообще всё просто. Гениальная музыка до сих пор остается гениальной. Пол Ромеро вместе с Робом Кингом создали буквально шедевр в области музыкального сопровождения видеоигр. Прекрасно помню, как в далеком 2018 году я с супругой ходил на его концерт в СПб. Тупость заключалось в том, что организаторы с какого-то перепуга решили запихнуть этот концерт "фортепьяно с оркестром" в пролетарский концертный зал Ленсовета, а не Филармонию. Я на все 100% уверен, что эффект был бы более сногсшибательный, но скорее всего всё уперлось либо в желание организаторов собрать побольше людей (больше людей больше прибыль), либо банально руководство Филармонии решило, что данный вид искусства не для их стен.

Еще пару слов о том выступлении. Ромеро выступал с местным Российским оркестром и во время исполнения мелодии "Battle Theme", где основную роль играют виолончели, было видно как девушки-виолончелистки просто тащились от своей музыкальной партии. Всё таки виолончель редко выступает "первой скрипкой" она необходима для создания объема или плотности звучания.

Геймплей

Ну, братцы, я даже не знаю, есть ли хоть какой-то смысл вам в 2к24 рассказывать о Героях III, но вдруг тут есть пориджи-нувориши, которые об этой серии ничего не слыхивали. Если в двух словах, то Герои — это пошаговая стратегия с небольшим-таким элементом прокачки вашего главного героя.

[Лонг] Я прошёл Герои Меча и Магии III: Дыхание Смерти. Запоздалый на 24 года недо-обзор или моя личная ретроспектива любви к этой великой серии

Наш Герой — это главное действующее лицо на глобальной карте. Только герои могут перемещаться по ней, но так как у нас пошаговая стратегия, то Герои могут перемещаться по карте на ограниченное расстояние. Вместо ходов у нас тут классические дни с Понедельника по Воскресенье. На глобальной карте мы можем перемещаться, сражаться, собирать ресурсы, захватывать города, нанимать юнитов и так далее.

[Лонг] Я прошёл Герои Меча и Магии III: Дыхание Смерти. Запоздалый на 24 года недо-обзор или моя личная ретроспектива любви к этой великой серии

Вторая часть геймплея, помимо эксплоринга на глобальной карте — это пошаговые бои, где мы непосредственно в пошаговом режиме расписываем партию с соперником.

Третья часть — развитие города/городов. Тут все в наших руках: расставляем приоритеты в нашем развитии и вперёд, в путь.

Сюжет/История

Признаюсь честно, но сюжет — это не сильная составляющая часть Героев. Как говорят, мастера пера, сюжет тут просто для галочки, для того, чтобы обосновать действия тех или иных сил/фракций.

У нас есть четыре добрых героя, которые волею судеб оказываются втянутыми в конфликт с хитроумным некромантом. Сначала, часть персонажей оказываются обманутыми некромантов, а потом, осознав свои ошибки они всеми силами пытаются исправить всё то, что допустили ранее.

[Лонг] Я прошёл Герои Меча и Магии III: Дыхание Смерти. Запоздалый на 24 года недо-обзор или моя личная ретроспектива любви к этой великой серии

Всего в игре 7 кампаний, каждая из компаний делится на сценарии. Перед каждым сценарием нам показывают небольшую простенькую заставку-брифинг, после чего нас кидают в бой, где дальнейшее развитие сюжета у нас происходит за счет внутриигровых заметок. В первых четырех кампаниях мы знакомимся с главными добрыми героями и граем равное количество сценариев за каждого. В пятом сценарии нам дают возможность порулить главзлодеем. В шестом мы управляем опять силами света (изредка дают порулить и за главгада), но тут они у нас уже собираются в команды. А седьмой — это эпилог.

Герои

Начну тут, пожалуй, с добрых персонажей. Так как именно их четыре кампании являются первоначально у нас открытыми.

Джем/Гем/Жемчужина (omg)

Вайфу моего детства
Вайфу моего детства

Является представителем фракции Бастион (в простонародье эльфов). Вроде умная тетка, но её желанием избавится от некромантов легко воспользовался Сандро, который обманом заставил её собрать часть Артефактов. Самое забавное, что у нее самая всратая специализация — "Первая помощь" и именно поэтому, у меня, самые хардкорные миссии выпадали как раз на неё. Порой доходило до того, что меня некроманты выносили так, что приходилось переигрывать сценарии не раз и не два, но, после изучения заклинания "уничтожить нежить" геймплейно становится играть за нее легче. Когда играл ребёнком, мне её сценарии нравились, но в это прохождение я получили некое подобие скуки.

Город: Бастион

Йог

[Лонг] Я прошёл Герои Меча и Магии III: Дыхание Смерти. Запоздалый на 24 года недо-обзор или моя личная ретроспектива любви к этой великой серии

Синий мужик. Наполовину человек, наполовину джин. Нитакусик. Примечателен тем, что решил отказаться от обучения волшебству ради трэша и угара. Напоминает студентиков на первом курсе, не так ли? Прохождение его кампании было примечательно тем, что он решил отказаться от магии, поэтому приходилось развивать персонажа избегая навыков волшебства. Однако, и я это считаю очень большим просчётом, в дальнейших кампаниях он может купить себе книгу магии и кастовать заклинания, однако, с учетом того, что у персонажа не была прокачана магия, он становится в какой-то степени второстепенным в последующих кампаниях.

Город: Цитадель

Джелу/Гело

Фанат группы Kiss на стрельбище
Фанат группы Kiss на стрельбище

Красноволсый полуэльф получеловек. В данной кампании мы видим его становление, как героя Энрота. Примечетален тем, что его специализацией является Снайперы. Снайперы — это внефракционный юнит, которого можно получить путем апгрейда лучников-эльфов или людей-арбалетчиков. На первом этапе игра за него очень сильно доставляет, так как снайперы — это имба, но в более поздних кампаниях снайперы являются мишенью для противников-героев, причем каждый второй кастует взрыв, который наносит прямо-таки колоссальный урон по этим юнитам. Также не стоит забывать того факта, что апгрейд стоит весомых денег, которых может и не хватит на более важные дела

Город: Бастион

Крэг-Хэк

[Лонг] Я прошёл Герои Меча и Магии III: Дыхание Смерти. Запоздалый на 24 года недо-обзор или моя личная ретроспектива любви к этой великой серии

Главный отморозок (в хорошем смысле) среди квартета Героев. Хотел разбогатеть, но оказался обманут Сандро. За это ему и мстит. Как ни странно, по моему скромному мнению, именно он оказался самым сбалансированным персонажем, поэтому на финальных картах ("Объединение" и "Смерть Сандро") я отдал ему сет артефактов "Альянс Ангелов". Также хочется сказать, что на его долю выпали одни из самых лучших сценариев. Отдельно хочу упомянуть сценарий с поиском статуи "Легионера", когда город сам за тебя строит постройки с юнитами.

Город: Цитадель

Сандро

[Лонг] Я прошёл Герои Меча и Магии III: Дыхание Смерти. Запоздалый на 24 года недо-обзор или моя личная ретроспектива любви к этой великой серии

Главная жемчужина "Дыхания смерти" (Отсылочку на Джем просекли?=)). Обманом заставил собрать ему два сета артефактов — "Плащ Короля Нежити" и "Доспехи проклятого". Которые позволили ему накладывать кучу негативных эффектов на врагов перед битвой (причём на 50 раундов), а также, при прокаченном навыке Некромантия он смог после каждой битвы воскрешать не Скелетов, а Личей. В общем, Сандро на протяжении всей кампании был ходячей машиной смерти. Доходило до смешного, что я забивал на застройку замка, а армию набирал себе посредство бесконечных битв с рандомными мобами

Город: Некрополис

Общие ощущения от Кампании

В принципе, в Дыхание Смерти стоит играть только для того, чтобы дойти до Сандро и устраивать им массовый экстерминатус всем его врагам. Однако, несмотря на целый пак вшитых модификаций, стоит признать, что у кампании есть некоторые проблемы, которые могут слегка подпортить ощущении от игры.

1. Начнем с ИИ и его тактики раша Героями. В принципе, к самой тактике у меня никаких претензий нет, я и сам этим пользовался, когда дешманским героем собирал дань, сундуки и артефакты, но проблема кроилась несколько в ином измерении. Так как базовый набор "Героев" за определённую фракцию ограничен, то ИИ постоянно в таверне набирает одних и тех же "Героев", а после того, как ты их победил/разгромил он их нанимает снова. Вроде бы я и готов закрыть глаза на условности, но проблема заключается в том, что у них не обнуляются уровни и навыки. Доходило до тупого, если мы хоть одно сражение проигрываем, то все, "Конец игры", а соперника ты можешь постоянно выносить, а ему пофигу.

2. Мало разнообразия в самих сценариях. Обычный базовый набор — это захвати замок, убей героя, найди артефакт.

3. До безобразия схематичный сюжет. Три строчки текста в начальной заставке и периодические внутриигровые записки — это слишком мало, чтобы вникнуть в такой большой лор, как в Героях. Возможно, чтобы лучше понять мир и встретить знакомые имена надо ещё параллельно играть в Might and Magic, но на той же mightandmagic.fandom.com я узнал, что у Сандро есть прям ещё и предыстория, зацените сами

4. Последняя кампания за Сандро — полнейший кусок говна и именно на ней мне пришлось дважды проскакивать сценарии, искользуя коды. Сначала, я не сменил уровень сложности при старте игры, а в другом сценарии мне было просто лень переигрывать, так как я зафейлил прохождение.

А теперь о хорошем:

1. Ядро геймплея до сих пор работает как надо. Игра всё так же, как и 20 лет цепляет и не отпускает до самого конца. Дошло до смешного, я тупо забил на Baldurs Gate 3, хотя там у меня на горизонте маячила концовка и начал проходить Героев.

[Лонг] Я прошёл Герои Меча и Магии III: Дыхание Смерти. Запоздалый на 24 года недо-обзор или моя личная ретроспектива любви к этой великой серии

2. Сценарии "Братья Варвары", "В поисках Легионера", "Объединение" — это просто вершина, топ. В них надо просто играть. Вы просто зацените качество проработки карты из предпоследнего сценария "Объединение"! Тут вам куча биомов, а плотность событий/построек/мобов просто зашкаливает. Ну и самое классное тут было, выкуривать Сандро и захватывать замки, то одной командой, то другой.

[Лонг] Я прошёл Герои Меча и Магии III: Дыхание Смерти. Запоздалый на 24 года недо-обзор или моя личная ретроспектива любви к этой великой серии

3. Хоть я и грубо выразился об 7ой кампании Сандро, как плохой, но там был забавный сценарий, конечной целью которого было собрать 100 дерева и 100 000 золотых

Заключение

Тут будут обычные, набившие оскомину слова, но от них никуда не деться. Механика Героев работает отлаженно до сих пор. Герои играются и выглядят хорошо и современно (благодаря модам), а то что старая игра смогла переключить интерес с Baldurs Gate 3 на себя — многого стоит.

Безумно жаль, что Ubisoft вкладывает деньги во всякий ширпотреб, а эту великолепную серию насилует бичами-разработчиками.

177177
121 комментарий

Комментарий недоступен

26
Ответить

Моя скромная коллекция по вселенной Might & Magic.

25
Ответить

Ух. База прям.
Что скажешь о 6 и 7 Героях?

Ответить

жму крепкую мозолистую руку )

1
Ответить

Комментарий недоступен

16
Ответить