Сокрытое благословение

Медитация над Deadly Premonition 2: A Blessing in Disguise.

Сокрытое благословение

Хидетака Суехиро, больше известный как SWERY, без сомнения, очень странный творец. Игры, вышедшие из под его пера сценариста и режиссёра, в среднем получают довольно прохладный приём у игровых журналистов, но при этом становятся культовыми среди игроков. Причины разные, но даже фанаты сходятся на одном: творения SWERY хороши в истории, повествовании и персонажах, но плохи в оптимизации и геймплее.

Так как игры как медиум целиком полагаются на взаимодействие игрока с выстроенной интерактивной системой, от её работоспособности зависит очень многое. В первую очередь сама возможность взаимодействия с этой системой. Если управление неотзывчивое, загрузки долгие, картинка неприятная и сама игра постоянно вылетает с потерей прогресса, то уже неважно насколько был хорош этот процесс. Погружение нарушено. Но даже если техническое состояние игры приемлемо, следующим важным элементом является геймплей. То, чем игрок будет заниматься n-ное количество часов. Если процесс не приносит удовольствия, то сама целесообразность этого занятия ставится под вопрос. Особенно если за этот процесс уплачены деньги.

Оригинальную Deadly Premonition можно назвать идеальным примером игнорирования всего предыдущего абзаца. Технически сломанная и унылая геймплейно, как будто сражающаяся с игроком. Но вопреки этому она стала культовой. Те, кто смогли превзойти себя и все фатальные ошибки игры, открыли потрясающе атмосферную историю с колоритными персонажами и достаточно запутанным сюжетом в духе Твин-Пикса. Мне, правда, повезло и я играл в исправленную версию Deadly Premonition Origins для Nintendo Switch, в которой нет большей части технических огрехов и она даже в среднем держит 30 fps, чем не могли похвастаться предыдущие издания.

Здесь должна быть анимация курения, но её запретил минздрав
Здесь должна быть анимация курения, но её запретил минздрав

Поэтому анонс второй части стал для меня приятной новостью. И меня даже не останавливало то, что технической частью занимается студия, ответственная за оригинальную версию первой части (и Director’s Cut тоже). Вот только они переплюнули сами себя и на релизе Deadly Premonition 2: A Blessing in Disguise можно было назвать неиграбельной. Игровые журналисты в целом сошлись на том, что это не «настолько плохо, что даже хорошо», а просто «очень плохо». Оценки в диапазоне от «посредственность» до «мусор», однако при этом с достаточно высоким средним рейтингом 56 на метакритике.

BEWARE!
Слишком крут чтобы ездить как обычные люди

Так как чаще всего в обзорах ругали техническую часть даже сильней, чем геймплей, я решил дождаться патчей, купив при этом игру на релизе. Однако с даты выхода до сегодняшнего дня их вышло ровно два, которые так и не смогли исправить ничего по производительности. И вот, на фоне некоторого отсутствия интересных для меня релизов и абсолютной усталости от гринда, помноженного на абсолютное нежелание платить китайскому казино, я решил наконец-то дать шанс этой как многие говорили «худшей игре года».

Сокрытое благословение

Парадоксально, но возможно это лучшее художественное произведение этого года.

Нет, в начале я был полностью согласен с рецензентами и видел исключительно плохо сделанную игру. Но постоянно давал ей шанс раскрыться, и на то были причины. Несмотря на неказистый внешний вид уровня Playstation 2 в 2020 году пришедшего некстгена. Хотя некстген здесь чувствуется в надрывающемся Switch’е, шумящем и извергающем горячий воздух как Xbox Series X. Но невозможно отрицать наличие стиля, как в графике, так и в дизайне всего в этой игре. Подчёркнутые грани объектов, создающие резкие тяжёлые тени, прекрасно легли на оба таймлайна повествования, дополняя атмосферу как тёмного заснеженного Бостона, так и яркой палящей своим южным солнцем Луизианы. Игра, полная контрастов. Серьёзный запутанный сюжет соседствует с безумным миром Глубокого Юга Америки, где христианство причудливо переплетается с практиками вуду.

Сокрытое благословение

Всю Deadly Premonition 2 можно назвать контрастной. В особенности то, какой уровень исполнения у отдельных её элементов. Несмотря на плохое техническое состояние, это действительно стоящее произведение. Настолько, что сюжет действительно мотивирует пробиваться с боем несмотря на то, что игра кажется испытывает терпение игрока.

Самое стильное курение года

Правда, всё это слабо перекликается с тем, за что ценят игры. Наличие хорошей истории, стильных катсцен и чудесной музыки не делают произведение хорошей игрой в отличие от геймплея. И тут я решил рассмотреть Deadly Premonition 2 с абсолютного другого ракурса. С точки зрения, в которой самое главное в играх — это нарратив. Той самой мантры «игры — это искусство». И действительно, если смотреть с такой перспективы, то Deadly Premonition 2 — это настоящее произведение искусства. Настолько, что даже все недоработки игры выступают концептуальной задумкой. Если так подумать, то это объясняет и отсутствие каких-то значимых исправлений в итоговой работе. Потому что Deadly Premonition 2: A Blessing in Disguise — это не просто видеоигра в жанре экшена от третьего лица с элементом survival horror.

Хотя враги здесь достаточно неприятные с эстетической точки зрения. А озвучкой дополнительно создают отторжение неестественностью.
Хотя враги здесь достаточно неприятные с эстетической точки зрения. А озвучкой дополнительно создают отторжение неестественностью.
Horny is your enemy
Horny is your enemy

Это воплощение идей фри-джаза в формате видеоигры

Импровизационный музыкальный жанр, в котором даже немузыкальные резкие звуки находят своё место на полотне произведения как способ коллективного самовыражения авторов. Вызвать диссонанс, чтобы сильней связать вовлечённого слушателя с произведением. Заставить задуматься над музыкой, а не просто создавать фон. А самим авторам дать полную возможность самовыражения, не зависящую от ожиданий толпы. Настоящее воплощение «от и до» авторского произведения.

Вообще джаза очень много в Deadly Premonition 2. Начиная с опенинга игры, который поражает непредсказуемыми сменами настроения, всё пропитано этой атмосферой дерзкого эксперимента, который не боится потерять игрока, потому что чётко знает кого он хочет зацепить в первую очередь. Тех, кто по какой-то причине полюбил первую часть. Но теперь играя на мета-уровнях восприятия медиума видеоигр.

Jazz for your soul

С таким подходом многое обретает смысл в Deadly Premonition 2 как произведении. Так бедное графическое исполнение играет на подчёркнутую нереалистичность происходящего. Каждая анимация стремится погрузить игрока в зловещую долину, добавляя саспенсу происходящим событиям, которые на первый взгляд отрицают логику. Но при этом строят свою собственную, как во сне. И вовлечённый игрок волей-неволей с ней соглашается, ведь в контексте происходящих событий это действительно выглядит как объяснение.

Сокрытое благословение

Вместе с этим игра не отрывается от реальности, о которой напоминает время. Время, которое медленно течёт в ожидании, но быстро летит вместе с текущими событиями. Время, которое заставляет остановиться подумать над произошедшим. Но в то же время поторапливающее, ведь не всегда можно везде успеть вовремя. А некоторые задания доступны только в определённый день нашего календаря. Это уже не говоря о том, что не зная можно попросту пропустить половину игры. И получить эти задания после пропуска нужного момента уже практически не получится. Таким образом игра даёт нам один из важных уроков: ценить своё время, ведь назад его не вернуть.

Сокрытое благословение

И тут же второй важный урок от игры: нельзя забывать про ежедневный здоровый сон. Утро вечера мудреней, особенно когда на текущий день больше ничего не успеть. Сделал дело — спи смело. Сюда же можно добавить, что нужно сначала думать, а потом делать. Игра очень тесно переплетена с механикой ожидания. Переход между локациями — ожидание. Перемещение между точками интереса — ожидание с медитативным созерцанием главного героя на скейтборде. Такой подход играет на главную идею игры: враг всегда впереди и поспешные ошибки могут привести к нежелательному исходу, будь то поражение или неожиданный noclip за пределы уровня. Не спеши шагать когда впереди неизвестность. Но и не бойся её, ведь смелые и решительные получают награду. В данном случае, ещё больше сюжета.

Сокрытое благословение

Но что же до геймплея? Многие жаловались на открытый мир, в котором нечего делать. И это играет на концепцию происходящего на мета-уровне. Вспомните как другой не менее талантливый японский геймдизайнер Suda 51 описывал похожее решение в No More Heroes. Пустой мир — это насмешка над трендом делать открытые миры, но наполнять их однотипными активностями и странными мини-играми. И говорил он это ещё в середине нулевых, ещё не догадываясь что станет с играми Ubisoft и куда отправятся их любимые многими франшизы того времени. Deadly Premonition 2 же лишний раз напоминает об этом, давая возможность оценить происходящее с иной перспективы. Чем отличается отстрел белок и собак от зачистки аванпостов? Ничем. И то и то приносит ресурсы, но что оно приносит истории? Пустоту.

Но на самом деле открытый мир здесь существует ради монологов Йорка с Заком
Но на самом деле открытый мир здесь существует ради монологов Йорка с Заком

Приятно, что игра сама над этим иронизирует в сюжете, комментируя это словами в духе «На всё Воля Божья». Раз создатель так решил, значит это важно. Не забывайте, мы всё ещё говорим про авторское произведение, а не очередной сиквел ради сиквела, который наспех пришит белыми нитками к логично завершённому оригиналу. Нет, Deadly Premonition 2 аккуратно раскрывает старого знакомого главного героя, дополняя как его прошлое до событий первой части, так и незавидное будущее/настоящее. И тут кроется главный гений игры.

Deadly Premonition 2 абсолютно точно знает на кого она рассчитана — на фанатов оригинала. И все вышеописанные трюки с мета-повествованием на образах самого медиума, а не привычных нам выразительных средствах, играют на то, чтобы поняли задумку только фанаты. Отсечь лишнюю аудиторию, которая и так не смогла бы вклиниться в сюжет и просто испортила бы себе впечатление от всей серии. И рейтинг на агрегаторах оценок говорит о том, что подход сработал. Все, кроме фанатов, оказались отторгнуты.

И не увидели того, что скрыто

Однако встаёт другой любопытный вопрос: можно ли называть такое произведение искусством, если оно понятно только в контексте? В одном из своих постов я уже рассуждал на тему контекста восприятия на примере одного из нашумевших музыкальных альбомов, который трудно назвать музыкой в привычном понимании. Это больше звуковой эксперимент, по приданию формы неизведанному. Пусть даже он звучит на первый взгляд музыкально, это не самостоятельное произведение. Более того, его не получится слушать просто так, вне контекста. Но стоит его поместить в этот контекст, добавив бекграунда и сопроводив дополнительными образами вроде обложки, как сразу меняется его восприятие. Это больше не странный плейлист искажающейся классической музыки, это высказывание, это эмоции. Это искусство.

Сокрытое благословение

Поэтому и Deadly Premonition 2 неправильно судить только как игру. Это комплексное произведение сложного художественного нарратива, в котором посыл тесно взаимодействует с формой, вызывая необходимую реакцию, опять же, тесным взаимодействием потребителя с автором через медиума-игру. Произведением достаточно сложным, что требует понимания контекста и резонанса с игроком. Таким, которое оставляет после себя целую гамму эмоций и мыслей. Заставляет задуматься над произошедшим. Ценить время, проведённое за настоящим сценарным шедевром несмотря на всю его неогранённость.

Такой авторский подход делает Deadly Premonition 2 настоящим искусством. Возможно, лучшим игровым произведением в этом году, постичь всю суть которого невозможно простым просмотром на ютубе.

Сокрытое благословение

Но при этом просто отвратительной игрой. Возможно игрой худшей в этом году.

Сокрытое благословение

Но «нет худа без добра». Не так ли, Зак?

Это было прекрасное приключение
Это было прекрасное приключение
5252
22 комментария

Возможно игрой худшей в этом году.Ремейк XIII: Hold my beer

6

Он угрожает расплавить твою консоль?

2

А как же WC3 Reforged?

Чем отличается отстрел белок и собак от зачистки аванпостов? Ничем. И то и то приносит ресурсы, но что оно приносит истории? Пустоту.Довольно странно слышать  подобные авторские иронизирования от тех, кто не в состоянии создать увлекательный геймплей. Зачистка аванпостов имеет право на существование, если подкреплена отличным игровым процессом, тогда ты тупо от самого процесса получаешь удовольствие. Игры в первую очередь про геймплей, далеко не все и не всегда должны нести какую-то историю. Но если это превращается в неотъемлемую часть геймплея в играх подобным Deadly Premonition, только ради издевки над другими, то эт уже какая-то глупость.

1

Справедливости ради, принудительно этим приходится заниматься ровно один раз. Ну и с 
Игры в первую очередь про геймплей, далеко не все и не всегда должны нести какую-то историю.я полностью согласен, о чём сам пишу на протяжении всего текста.
Интересный факт: в титрах в качестве геймдизайнеров игры указано чё-то порядка 12 человек и среди них нет самого Свери, который только сценарист и постановщик катсцен, а также продюсер. И ещё их число в 3 раза больше количества программистов, делавших игру.

3

Никогда не интересовался что такого в Deadly Premonition, а теперь хочется пойти  и восполнить пробел. Спасибо Большое за текст 

1

Если есть Switch и неплохое знание английского, то лучше в Origins версию. В отличие от Director's Cut на других платформах она работает подозрительно неплохо.

2