«Неизведанный лабиринт жизни»: Обзор Persona Q: Shadow of the Labyrinth

«Неизведанный лабиринт жизни»:  Обзор Persona Q: Shadow of the Labyrinth

Persona Q: Shadow of the Labyrinth — спин-офф франшизы Persona, серии японских ролевых игр от компании Atlus, выпущенный эксклюзивно для консоли Nintendo 3DS. Persona Q сталкивает в лоб две команды персона-юзеров из третьей и четвертой части основной серии, предложив механики данж-кроулеров позаимствованные из проектов Etrian Odyssey.

Так как до этого ни в какие данджен-кроулеры и тем более в Etrian Odyssey я не играл, обзор будет базироваться на первичном впечатлении от этого жанра и на моём отношении к франшизе Persona.

Содержание

Завязка

Потрясающий опенинг! Заслушал Maze of Life до дыр ещё в танцевальных спи-оффах!

Перед началом прохождения Persona Q предлагает определиться в выборе главного героя. Выберете Наруками — увидите пролог от лица протагониста четвёртой части, а сюжет и диалоги только первоначально будут сфокусированы на «Исследовательской команде». С Юки ситуация точно такая же. То есть можете выбрать своего любимчика и не переживать насчет упущенных сюжетных моментов. В моём случае я выбрал Ю Наруками.

Определившись с главным героем, стартуем игру с Velvet Room и приветствуем нашу старую знакомую Маргаретт. Маргаретт сообщает нам о пророчестве, что совсем скоро состоится удивительное событие, и интересуется, нет ли у нас предчувствия касательно будущей встречи. Задумавшись над её словами, в памяти отрисовывается голос личности, той самой, с которым нам предстоит встретиться с ближайшее время. Убедившись в осведомленности, Маргаретт прощается с нами до скорой встречи.

По необъяснимым причинам, длинноносый мастер не появился в этой игре
По необъяснимым причинам, длинноносый мастер не появился в этой игре

30 октября 2011 года. Утро. Последний день культурного школьного фестиваля в школе Ясогами. Нанако-чан сидит за столом в ожидании старшего брата за утренней трапезы. Обменявшись парой предложений с Нанако, раздается дверной звонок. Это Канджи! Он притащил с собой несколько ланч-боксов с домашней едой, собственноручно приготовленной его мамой. Именно она поручила в столь ранний час поделиться несколькими порциями с друзьями. После совместного принятия пищи отправляемся в школу к остальным товарищам.

Фестиваль в самом разгаре. Исследовательский отряд в полном сборе погружен в работу над декорациями для «Кафе групповых свиданий». Всё бы ничего, если не одно но — нет ни одного посетителя! Будучи раздосадованными, они начинают обсуждать обо всяком и в посреди бурного обсуждения издали проносится звон колокола. Не придав этому большое значение, обсуждение продолжается.

«Неизведанный лабиринт жизни»:  Обзор Persona Q: Shadow of the Labyrinth

Выйдя из кафе, Наруками встречает Маргаретт в школьном холле. Женщину, которую мы встречаем исключительно в Velvet Room, неожиданно появляется на публике в качестве предсказательницы на школьном фестивале. Ю знакомит друзей с Маргаретт, а она тем временем интересуется ранее услышанным звоном.

Этот звон доносится не из нашей реальности. Что-то случилось. Или другими словами, что-то начинает происходить. Следуйте за мной.

Маргаретт

Доходим до кабинки предсказаний и заходим за ширму. Внутри маленького помещения скрывался безграничное пространство с шестеренками, неправильными лестницами и двумя закрытыми дверями. На дверях висит несколько цепей с замками, преграждающими их открытию. Две двери, четыре замка.

«Неизведанный лабиринт жизни»:  Обзор Persona Q: Shadow of the Labyrinth

Повторный звон колокола. Он уже звучит отчетливее, чем было до этого. «Мы были призваны сюда», говорит Маргаретт. Но кем и по какой причине? Ребята решают оставить вопросы на потом и выходят из помещения.

Что-то не так. На территории школы из неоткуда появилась высокая часовая башня. Но откуда? Ведь её никогда тут не было. А вместо кафе с косплеем расположено новое заведение с вывеской «YOU IN WONDERLAND». Здесь определенно всё не на своих местах! Наото берёт инициативу в свои руки и заходит за ширму загадочной локации с полной осторожностью.

Для портативной консоли с 800×240 пикселями на два экрана, картинка очень даже красивая
Для портативной консоли с 800×240 пикселями на два экрана, картинка очень даже красивая

Войдя внутрь, команда попадает в необычное помещение большого масштаба с детальной проработкой деталей, базирующихся на детской сказке. Эта странная комната по внешнему виду напоминает ТВ мир, а также здесь можно точно также призывать свои персоны. Но никакого намека на туман и даже близко нет! Рисе тем временем чувствует присутствие большого количества теней, сильнее тех, которых они встречали до это.

Исследовательская команда попала в новое измерение, наполненное опасными тенями и ловушками. Продвигаясь шаг-за-шагом по странному коридору, они натыкаются на первую встреченную группу теней! Первая схватка завершается победой, пускай и трудно полученной.

Далее, продолжая исследовать локацию они замечают двух школьников: Смуглый парень в чёрной одежде с огромным арбалетом, поставленным на нас, и испуганную девочку, прячущейся за его спиной. Их зовут Зен и Рей, и они не помнят ничего о своём прошлом и как образом попали сюда. Новые друзья присоединяются к команде и помогают нам в расчистке лабиринта.

«Неизведанный лабиринт жизни»:  Обзор Persona Q: Shadow of the Labyrinth

Спустя некоторое время, прошедшее после решения головоломок, прокладывания маршрута на карте и частых столкновений с тенями, отряд доходит до финальной комнаты. В ней нас ожидает босс — «Королева Сердец». Есть подозрения, что именно она заманила нас в этот мир и препятствует нашим попыткам побега. Босс-файт начинается!

В ходе сражения Королева постоянно призывает своих миньонов и доминирует в бою за счет численного превосходства. Бесполезно! Силы на исходе. «Мы ни за что не управимся с такой оравой». Но внезапно со спины доносится незнакомый голос: «Расслабьтесь. Мы возьмём их на себя». Вторая команда вступает в игру!

Просто сравните появление обеих команд. P3 - Пафосное прикладывание Эвокера у виска. P4 - ДжоДжо-позинг!!!

Задействуя совместные усилия, Королева терпит поражение и исчезает раз и навсегда. Позади себя она оставила сундук, внутри которого лежит плюшевый кролик. К его ноги прикреплена бирка с надписью “NIKO”. У Рей, по её словам, не было такой игрушки, а Зену кажется, что он до этого её где-то видел. Более-того к нему частично вернулись воспоминания. Он вспомнил, что у него было какое-то предназначение, что впереди нас ждёт ещё несколько испытаний.

По словам Зена, всего нам предстоит пройти четыре лабиринта. И в конце каждого лежит спрятанное сокровище, которое охраняет стражник. В нашем случае стражником выступила Королева, а сокровищем был игрушечный кролик. Итого мы имеем два отряда персона-юзеров и три оставшихся лабиринта, которые нам предстоит пройти, чтобы разгадать все тайны и вернуться в привычный мир.

Новые и знакомые механики

Напомню, что Persona Q является Dungeon Crawler-ом с знакомыми элементами из основной серии игр. Shadow of the Labyrinth играет совершенно по иным правилам, с которыми не знакомы фанаты номерных Персон.

«Неизведанный лабиринт жизни»:  Обзор Persona Q: Shadow of the Labyrinth

Весь игровой процесс можно разделить на три части:

Постараюсь в меру подробно рассказать о каждом этапе игры, чтобы вы могли иметь представление о том, с какими трудностями мне пришлось столкнуться во время прохождения.

1) Вне-лабиринтовые взаимодействия и экипировка

«Неизведанный лабиринт жизни»:  Обзор Persona Q: Shadow of the Labyrinth

Перед тем как отправиться на встречу приключениям, надо определиться с действующим составом команды. Первоначально на выбор будет предоставлен весь каст персонажей Persona 4 Golden (ну или Persona 3, если вы выбрали другого протагониста) на 5 свободных мест. Всего 2 ряда: Передний для персонажей, ориентируемых на ближний бой, и Задний для магов и саппортов. Формацию можно изменить в меню игры в любой момент времени, даже во время драк.

Имейте ввиду, что каждый персонаж имеет уникальные скилы и ориентирован под разные задачи. К сожалению, тактика «Набирай любимчиков» может не сработать, как это было у меня, и придётся собирать команду под все случаи жизни.

Одним из главных, а может, и самым посещаемым местом игры станет Мастерская. В ней вы можете купить предметы (те же необходимые Goho-M продаются за 100 единиц игровой валюты, а за ними вы будете часто заглядывать) продать собранное барахло и положить занимающие место безделушки в сундук на хранение. Здесь же можно закупаться экипировкой для каждого бойца. Отмечу, что всё новое оружие/броню/аксессуар можно будет купить только после продажи предметов, полученных в конце сражениях. Заранее скажу, что всё самое интересное можно получить, только выбив их с FOE и испытав удачу в сундуках или точках Силы.

«Неизведанный лабиринт жизни»:  Обзор Persona Q: Shadow of the Labyrinth

Восстановить шкалу HP/SP и узнать информацию насчет заданий возможно в Кабинете Медсестры. За определённую сумму денег будут воскрешены все погибшие персонажи и полностью восстановлены физические показатели членов отряда. Полезно, но лучше лишь изредка забегать сюда перед Стражниками и большую часть времени руководствоваться на свои силы.

Кстати о заданиях. Во время прохождения так или иначе вы будете натыкаться на побочные квесты. Они зачастую лёгкие и не требуют ничего особенного. К примеру, поискать спрятанный предмет или сразиться с опасным FOE. Иногда некоторые задания требуют просто пообщаться с персонажами.

Вечно-голодная Рей
Вечно-голодная Рей

Весь побочный сюжет и фансервис перенесён в Прогулку. В ней внутриигровые кат-сцены, наполненные из короткого диалога или беседы на актуальные темы. Прошли важный ключевой сегмент — герои поделятся впечатлениями об этом. В целом смотреть такие ивенты интересно, только жаль, что их мало и продолжительность не большая.

Ну и какая Персона обходится без Velvet Room? Провести слияние, зарегистрировать персоны, купить зарегестрированные — всё это будет исполнено под чутким руководством Маргаретт (в ином случае Элизабет). Sacrifice Fusion — новая механика, которая позволяет передать суммарный опыт двух персон в одну другую. Благодаря ей можно сколько угодно поднимать уровни, пока у вас в инвентаре не закончатся ненужные персоны. Очень полезно перед босс-файтами, когда необходимо быстро прокачаться до нужного уровня.

Hee-Ho 
Hee-Ho 

Подытожу, что основным и решающим фактором для победы в Persona Q является правильная подготовка. То, что надето на ваших персонажах, в каком порядке они расставлены, какие у них персоны, сколько у каждого SP — все эти важные факторы определят исход вашего матча. Вам ничего не грозит, если вы будете во всеоружии.

2) Лабиринты

Единственное, что я люблю и одновременно ненавижу в этой игре — Лабиринты. Видите ли, почти вся игровая деятельность сводится к изучению локации, зарисовыванием деталей на карте, решению головоломок и, собственно, нахождение конца лабиринта. Это интересно но, к сожалению, этот монотонный процесс занимает огромное количество времени.

«Неизведанный лабиринт жизни»:  Обзор Persona Q: Shadow of the Labyrinth

Карта в Shadow of the Labyrinth — это шахматное поле, на котором расположен ты, пространство, по которому ты можешь перемещаться, объекты перемещения(лифты, шорткаты, траволаторы), предметы с уникальной механикой конкретной локации и FOE. Вроде ничего сложного, учитывая, что в нижней части экрана на 3DS у нас есть своя карта! Кстати о ней.

Почти все этажи в игре огромные, и потеряться в них проще простого. Так что на выручку нам всегда приходит самописная карта. На ней можно посмотреть текущее местоположение, закрашенные клетки, обозначающие пространство, по которому можно перемещаться, и наши добавленные обозначения. Они нам пригодятся для быстрого нахождения уже исследованных возможных дверей, внутри-игровых ивентов и для упрощения в координации. Карту лучше наполнять максимально подробно, чтобы потом, если что, не приходилось искать спуск на нижний этаж или необходимый шорткат.

«Неизведанный лабиринт жизни»:  Обзор Persona Q: Shadow of the Labyrinth

Рисовать интересно вплоть до того момента, пока не застрянешь на долго перед закрытой дверью в потугах решить внутриигровую головоломку. Головоломки требуют от игрока внимательности и полной осведомленности об особенностях локации. Иногда ими могут быть загадки на логику, математические задачи или разгадывание ребусов. Были и такие, над которыми я застревал буквально на несколько часов, а потом сдавшись шел гуглить карту или прохождение на YouTube.

Также комфортному исследованию лабиринтов мешают частые энкаунтеры, после которых, из за продолжительности боёв, иногда забываешь, что планировал сделать. Было пару раздражающих моментов, когда они буквально появлялись после 5-8 шагов. Скилла Estoma нет, а предметы, сокращающие вероятность появления рандомных сражений, стоят безумно дорого по внутри-игровым меркам. К таким вещам только привыкать надо.

Примерно так выглядели мои художества к концу игры. Как видите, рисовать я так и не научился.
Примерно так выглядели мои художества к концу игры. Как видите, рисовать я так и не научился.

3) Боевая система

Persona Q обзавелась модифицированной или другими словами, усложненной привычной боевой системой, кою мы знаем в современных играх серии. Бои здесь не на шутку напряженные и сложные. Из за глупости или за нескольких ошибок умереть проще простого. На мой взгляд, это немного противоречит на фоне ярких локаций и миловидных чиби-персонажей.

Теперь под ваше руководство представлено пять воинов, стоящих на двух рядах. Напомню, что в переднем ряду построены бойцы использующие физические атаки, а на заднем расположены маги и саппорты.

«Неизведанный лабиринт жизни»:  Обзор Persona Q: Shadow of the Labyrinth

Изменили подход к стратегии игры. В спин-оффе недостаточно бить противника по их слабостям и активировать All-Out атаку, так как враг на последнем ходу может кастануть какой-нибудь Mazio и сбить все ваши бонусы плюс нокаутировать часть отряда. Вашей главной задачей является поставить противника в максимально невыгодное положение, в котором он точно не одержит победу. Бафаем статы, немного расходуем sp на дешёвые скиллы и повышаем уклонение.

Кстати о бонусах. Нанеся критический урон или weak-атаку герой заряжается мотивацией, и в следующем раунде ходит первым и также не расходует свои HP/SP параметры на скилы. Если к концу раунда у вас таких три, есть небольшой шанс на All-Out атаку. Чем больше мотивированных персов к концу раунда, тем больший процент на появление All-Out атаки вы получите.

SP, самый важный параметр, не хватает на протяжении всей игры! На продолжительные коридоры с рандомными энкаунтерами выдают очень малое количество скилл-поинтов. Благо в начале каждого боя добавляют немного дополнительных очков, что позволяет иногда не терять драгоценный ресурс при использовании дешевых скиллов.

Понравились босс-файты не смотря на сумасшедшую сложность оных. Каждый из стражников вам запомниться своим подходом и большой продолжительностью боя. На некоторых боссов я буквально тратил по 90+ ходов, что примерно укладывается в два часа игрового времени. Из за высокой цены ошибок напряженность не сходит до самого конца. Несколько боссов (особенно финальный) казались вовсе непобедимыми, пока не подобрал идеальную тактику для победы.

«Неизведанный лабиринт жизни»:  Обзор Persona Q: Shadow of the Labyrinth

В целом в Persona Q огромное количество вне-боевого менеджмента, разобравшись в котором, можно будет не испытывать проблемы в сражениях. Юмор заключается в том, что научиться строить идеальные билды у вас скорее-всего получиться только ближе к концу игры. Большую часть времени вы будете испытывать боль и страдания до тех пор, пока не адаптируетесь к новым правилам игры.

Перейти к музыке, пропустив пункт про сюжет со спойлерами

Сюжет (СПОЙЛЕРЫ)

«Неизведанный лабиринт жизни»:  Обзор Persona Q: Shadow of the Labyrinth

Дойдя до конца четвёртого лабиринта, нас встречает девочка, очень похожая на Рей, с золотыми глазами, крепко обнимающая игрушечного кролика. Те, кто играли в Четвертую Персону, уже догадались, что перед нами стоит тень нашей героини! Рей впадает в панику, и её собственная тень превращается в большого, озлобленного кролика. Преисполненный агрессии, боли и страха, «Лучший друг», так его зовут, нападает на отряд.

Потерпев поражение, кролик вновь принимает прежнюю форму. Рей, все еще будучи напуганной, отказывается принимать часть собственной души, и та безвозвратно исчезает. Последним, четвертым, сокровищем является записка с подписью «Пожалуйста, покойся с миром».

«Неизведанный лабиринт жизни»:  Обзор Persona Q: Shadow of the Labyrinth

Зен всё вспомнил. На самом деле его зовут Хронос, и он властвует над временем. Он сообщает Рей о том, что несмотря на ее страх к лабиринтам, которые утаивают ненавистную ей правду, она продолжала поиски, чтобы вернуться туда, откуда пришла. Но она не может. Зен возвращает ей воспоминания и просит пойти с ним. «Она не может оставаться здесь. Если честно… она не может оставаться где-либо. По правде говоря, Рей мертва».

То, куда мы попали, является местом разлома в Раю, связанное с коллективным бессознательным. Спустя короткий промежуток времени после смерти Рей и угасания души, она оказалась здесь. Задача Хроноса — сопроводить её в Царствие Небесное.

Я не боюсь умереть. Я боялась, что у меня ничего не было... Я боялась, что я родилась, и умерла ни за что!

Рей

Вскоре появились бесформенные тени, которые утащили Рей на вершину башни. Под влиянием теней высоченная башня преобразуется и поднимается ввысь ещё на несколько этажей. Стражник в форме паука помещает Рей на самую верхушку башни и закрывает ее прозрачным куполом. Отряда ждёт последнее испытание.

«Неизведанный лабиринт жизни»:  Обзор Persona Q: Shadow of the Labyrinth

Последний стражник повержен, и Рей спасена. Неожиданно для всех на глазах предстоит Бог Времени — персонифицированная сила Зена. Примечательно, что сам Зен отыгрывает в этом приключении роль одновременно как протагонист и антагонист. Ещё стоит отметить, что сам Бог появился и накапливал силы только из за того, что Зен проигнорировал своё поручение.

Команда даёт отпор Богу Времени и тот терпит поражение. Печаль Рей неумолима. Она всё ещё в смятении от того, что не прожила полную жизнь, как её сверстники. «Меня не должно было здесь быть… зачем я вообще родилась!?». На что Зен отвечает, что ей не нужна причина. Её мама, медсестра и друзья… каждый был частью её жизни. Рей прожила жизнь, как смогла, в полной мере и оставила свой след в этом мире.

Тёплые слова утихомирили горе. Это всё, что ей было нужно. Всего лишь, чтобы хоть кто-нибудь сказал ей, что она жила!

Пришло время прощаться. По правде говоря, хоть все и утомились от изнурительных испытаний, но никто так и не насладился фестивалем. Друзья вновь обходят локации, но уже без теней на своем пути и в хорошем настроении. В конце-концов, после всего веселья они возвращаются в Velvet Room. Рей напоследок просит у протагониста те самые карты, которые мы зарисовывали во время прохождения. Рей плачет. Все локации, которые мы посещали, были отражением её жизненного опыта. Лабиринты символизируют этапы её жизни, начиная от детской сказки, заканчивая больницей и желанием сходить на традиционный японский фестиваль.

После того, как они уйдут, Маргаретт сообщает что это место будет навсегда стерто. Всё, что они пережили, окажется крепким сном, о котором они забудут. Рей и Зен навсегда прощаются с крепко-подружившимися товарищами. Члены двух отрядов передают друг-другу пламенные слова, а лидеры пожимают руки. Они ещё обязательно увидятся, хоть и не вспомнят о таинственной башне и о пожелании маленькой девочки.

Cцена после титров

Музыка

Persona Q: Shadow of the Labyrinth — возможно самый продолжительный спин-офф из ныне существующих. Она медлительная и никуда не подгоняет игрока. Лично я провёл большую часть времени за исследованием лабиринтов и в многочасовых раздумьях решения загадок, под хороший саундтрек.

На каждую большую локацию, разделенную на несколько этажей, приходится по две-три композиций. Музыка заднего плана, что главное в этом жанре, не отвлекает и не успевает надоесть. Некоторые произведения, например, как Longing and Instinct, хочется слушать отдельно, не прерываясь на рандомные энкаунтеры.

Также упомяну Light the Fire Up in the Night — потрясающую боевую композицию. Серьезно, без доли иронии. Даже к концу, спустя 80 часов, она вызывает у меня те же эмоции, что и при первом прослушивании. Это должно быть магия, я не знаю. Интересно, что выбор протагониста влияет на боевая тему. Точнее на выбор вокалистки, которая будет исполнять припев.

Общие впечатления

Юкико как всегда на своей волне
Юкико как всегда на своей волне

В сентябре прошлого года по странному стечению обстоятельств у меня возникло сильное желание погрузиться в спин-офф Персоны, а после ознакомиться с другими SMT, на оригинальной консоли. Не долго размышляя, заказал себе БУ Nintendo 3DS старой ревизии. Стоило ли оно того, ведь можно было совершенно спокойно пройти игру на эмуляторе? Определенно!

У меня есть весомые причины предполагать, что именно на портативках Persona Q будет играться так, как задумано. Два экрана, один из которых выделен для зарисовки карты, как в подтверждение моей теории. Единственная моя придирка, что на маленьком экране обычной 3DS всё же не так удобно рисовать, как на больших экранах 3DS XL.

«Неизведанный лабиринт жизни»:  Обзор Persona Q: Shadow of the Labyrinth

Не совру, если скажу, что испытывал утомляемость после несколько-часовых игровых сессий. За ширмой миловидного приключения с компанией хороших друзей скрываются трудно-исследуемые лабиринты и полчище врагов, которые могут буквально за несколько ходов отправить вас в главное меню.

Парадоксально и одновременно смешно, ведь я не ожидал что возникнут проблемы. Не хочу говорить ничего плохого, но меня словно надурили со сложностью проекта. Persona Q, как мне показалось, ориентирована на совсем другую аудиторию, чем это может показаться на первый взгляд.

among us
among us

Только ближе к финалу, когда я уже полностью разобрался в механиках игры и стал доминировать над финальным боссом, только тогда я почувствовал симпатию к этому данжен-кроулеру. Persona Q: Shadow of the Labyrinth раскрывается, только когда ты сознательно готов к новым испытаниям и переобучению. Возможно, в скором времени поиграю и в следующую часть.

Итоги

«Неизведанный лабиринт жизни»:  Обзор Persona Q: Shadow of the Labyrinth

Persona Q: Shadow of the Labyrinth — спин-офф не похожий на современные номерные игры серии. Ожесточенный данжен-кроулер и трудно-усваиваемая боевая система может отпугнуть неподготовленного игрока. Неспешное исследование локаций и зарисовывание карты помогут сконцентрироваться на решении головоломок и дальнейшему прохождению лабиринтов.

Понравилась и тронула до глубины души история новых друзей Рей и Зена. Помимо этого, были интересные небольшие сюжетные вставки, раскрывающие знакомых персонажей с невиданной стороны, и забавный фансервис. Рекомендую, если хотели бы попробовать испытать себя в новом жанре и если вы фанат третьей и/или четвертой Персоны.

159159
74 комментария