Pluto: чем прославилось «лучшее аниме 2023 года от Netflix», обзор

Немногие истории способны вызвать ощущение просмотренного шедевра. Pluto или «Плутон» — одна из таких. По масштабности и поднятым темам данное аниме способно соперничать с Гандамом в рамках культового Universal Century и сюжетом Turn A после него. По размаху и жизненной трагичности ближайший конкурент Гандам «Железнокровые сироты». А проработке мира позавидует «Царство падальщиков», вышедшее в том же 2023. По уровню нагнетания «Плутон» кладёт на обе лопатки первый сезон «Обещанного Неверленда», хотя их сложно сравнивать. И пусть это вымышленный мир и анимация, но то, как передана эта история, пробирает до мурашек.

Голова робота по имени Мон Блан
Голова робота по имени Мон Блан

Критики единогласно окрестили «Плутона» лучшим аниме 2023, золотом Netflix и другими выдающимися титулами, рейтинги на агрегаторах зашкаливают, оценки зрителей не опускаются ниже 8. Рассказываю, что же это за скрытый шедевр от знаменитой студии и почему его стоит посмотреть не только любителям анимации.

Что за «Плутон»

Сериал Pluto («Плутон») является экранизацией одноимённой манги, которая в свою очередь основана на одной из сюжетных арок старой серии «Могучий Атом», также известной как «Astro boy». «Могучий Атом», вышедший впервые в 1952 году, нередко называют родоначальником манги и аниме. «Плутон» значительно моложе, 8 выпусков выходили с 2003 по 2009 год, но он смог не опустить планку оригинала.

Обложка манги
Обложка манги

Автор манги «Плутон», небезызвестный Наоки Урасава, запомнился многим за произведения: «Монстр», «Мастер Китон» и «20th Century Boys». Автор хорошо умеет раскрывать детективный жанр и не раз получал престижные японские и международные награды. «Плутон» получил культурную премию имени Осаму Тэдзуки, приз Японского Фестиваля Искусств и был номинирован на международные награды «Айснера» и «Харви».

Когда в деле такие громкие имена, ожидания поклонников высоки, и адаптация рисукет не оправдать их после выхода. Если она вообще выйдет. Слухи об экранизации «Плутона» впервые появились в начале 2010-х. Тогда Universal Pictures планировала выпустить полнометражный фильм, но дальше планов дело почему-то не пошло. В 2017 году появилась новость о планах экранизировать мангу в виде аниме-сериала, а в феврале 2023 Netflix сообщил, что ведёт работы над сериалом в сотрудничестве со студиями Genco и M2. Уже в октябре того же года сериал полноценно вышел на стриминговой платформе.

Это зрелая и интригующая история об обществе роботов и людей

Девочка-робот усмиряетдиких жвотных
Девочка-робот усмиряетдиких жвотных

Два года прошло после окончания «39 Центральноазиатской войны», начатой под предлогом обезоруживания Персии от роботов массового поражения. Война преследовала «миротворческие» цели, установление мира и недопущение глобальной катастрофы с применением запрещённого оружия. Персией тогда правил король Дариус XIV, желавший захватить всю Азию и обращавшийся с людьми и роботами не в соответствии с международными нормами. На встрече мировых лидеров Персию обвинили во владении роботами массового поражения, что повлекло за собой создание «Комиссии по расследованию Боры».

Теперь некто пытается уничтожить всех причастных к этой комиссии. Что такое «Бора», существовала ли она в самом деле никто до конца не знает по сей день, известно только, что в комиссию по её расследованию входили высокопоставленные учёные. Вскоре после расследования началась страшная война, унёсшая бесчисленное множество жизней людей и роботов. Установить мир на территории Персии помогали семь самых продвинутых роботов, участвовавших в войне непосредственно в роли солдат или послов-миротворцев.

В мире «Плутона» распространено убеждение о том, что роботы не могут испытывать эмоций, являются лишь машинами. Но даже машины со временем осознали бессмысленность войны, начатой ради благой цели и закончившейся побоищем.

Отряды роботов идут на бой
Отряды роботов идут на бой

После окончания войны роботы получили равные с людьми права, но одно правило всегда оставалось неизменным: роботы не могут причинять вред человеку.

Семь продвинутых роботов, принимавших участие в войне, очень похожи на людей в обычной жизни. Они способны испытывать печаль, разочарование и другие человеческие эмоции, а кто-то даже внешне неотличим от людей.

В «Плутоне» роботы могут умереть

Сюжет начинается с гибели Мон Блана — большого робота-добряка, одного из семи самых продвинутых. Мон Блан работал гидом в швейцарских Альпах, он был любим по всему миру. Его гибель была настоящей трагедией для всех людей и роботов настолько, что рабочие, возводившие ему памятник, предпочли работать бесплатно. Мон Блана, робота, который прошёл войну, уничтожил ураган, возникший на пустом месте. Голова робота была оставлена лежать на земле с приделанными к ней двумя ветками, символизирующими рога. Из-за ранней кончины у Мон Блана почти нет экранного времени, о нём мало чего можно рассказать, кроме воспоминаний других персонажей и общего траура по его кончине.

Мон Блан умел петь с птицами и разговаривать с деревьями в лесу
Мон Блан умел петь с птицами и разговаривать с деревьями в лесу

Вообще, что есть смерть робота? По этому поводу сначала есть некоторая неоднозначность, поскольку воспоминания робота хранятся в его чипе памяти, который выживает почти всегда. Сначала кажется, что теоретически из чипа можно «клонировать» личность погибшего, поэтому повода для траура нет, но всё не так просто. Чип памяти, вставленный в другого робота, даже не имеющего своего сознания, не сделает его таким же как умерший. Как два брата-близнеца не могут стать одним человеком, так и два робота с идентичным сознанием не будут одной и той же личностью.

Это детективная история с официальным расследованием

Расследование гибели Мон Блана ведёт Гезихт — детектив Европола. Внешне Гезихт выглядит как обычный человек, солидный мужчина средних лет, но на самом деле он — ещё один из семи самых продвинутых роботов. В целом, детектива можно назвать образцовым гражданином. Он спокойный и рассудительный, у него есть жена-робот по имени Хелена, внешне выглядящая как человек, они вместе ездят в отпуска, делают много фотографий, но детей у них нет, несмотря на законы, позволяющие роботам усыновлять и удочерять людей или детские модели роботов.

Лучший детектив Европола — Гезихт и робот-обладатель самого совершенного искуственного разума — Атом сидят в кафе
Лучший детектив Европола — Гезихт и робот-обладатель самого совершенного искуственного разума — Атом сидят в кафе

Вскоре после первого убийства, происходит второе, а затем и третье, обе жертвы — люди, известные учёные и борцы за права роботов. Гезихт ведёт все три дела, поскольку они связаны. За расследованием обстоятельств третьей смерти детектив отправляется в Японию. В командировке он встречается с ещё одним продвинутым роботом — Атомом.

Атом — робот в теле маленького мальчика, обладатель самого совершенного искусственного интеллекта. Он был создан загадочным профессором Тенма, исчезнувшим с радара вскоре после создания шедевра. Атом прославился как посол мира во время «39 Центральноазиатской войны». Гезихт передаёт ему свой чип памяти вместе с данными расследования, чтобы тот продолжил расследование в Японии, а сам отправляется обратно в Европу.

Атом с сестрой Уран обсуждают судьбы людей
Атом с сестрой Уран обсуждают судьбы людей

Удивительно, но у Атома есть сестра по имени Уран — робот в виде маленькой девочки, созданной японским профессором Очаномизу. Уран не может похвастаться таким же совершенным искусственным интеллектом как её родной брат от другого папы, но она отличается эмпатийностью и способна улавливать тревожные чувства на расстоянии.

В этом мире роботы имеют желания и могут творить

Детективное расследование смертей неожиданно прерывается, чтобы показать зрителю историю робота-дворецкого по имени North No. 2. «Бездарное имя, бездарный робот», как выражается сам Пол Данкан, которому робот прислуживает.

North No. 2 — робот-дворецкий, прислуживает старому композитору Полу Данкану
North No. 2 — робот-дворецкий, прислуживает старому композитору Полу Данкану

North No. 2 — вооружённый до зубов робот, с которым едва ли кто-то мог соперничать в огневой мощи во время центральноазиатской войны. В прошлом — машина для убийства, в настоящем — дворецкий. Он страдает от пост-травматического расстройства, каждую ночь видя жуткие кошмары, воспоминания об ужасах войны на поле сражений.

Робот становится дворецким у Пола Данкана, некогда известного и востребованного композитора, презирающего любые технологии, включая роботов. Старик живёт один в большом поместье среди самой современной музыкальной аппаратуры, но предпочитает играть только за роялем. Композитор давно не сочинял ничего нового, он пытается воплотить в своём самом великом произведении свой ночной кошмар, преследующий его с детства.

North No. 2 неплохо справляется со своими обязанностями, а в свободную минуту то и дело пытается улучить удобный момент, когда хозяина нет за роялем, чтобы поиграть самому. Его тоже терзают кошмары и чувства, которые он хочет передать в музыке. Пол Данкан не принимает технологии и не верит, что роботы способны сочинять музыку. Он увольняет дворецкого.

North No. 2 хочет сочинять музыку, но Пол Данкан не хочет подпускать его к роялю
North No. 2 хочет сочинять музыку, но Пол Данкан не хочет подпускать его к роялю

Но когда дворецкий исчезает, композитор понимает, что привязался к этой машине. Через некоторое время робот возвращается сам, чтобы раскрыть истинную природу кошмара, не дающего покоя композитору. Оказывается, он отправился на родину Пола, где смог узнать всё о жизни и отрочестве композитора и теперь готов поделиться совершённым открытием.

Эти двое настолько же похожи своими травмами, насколько противоположны по происхождению. Химия между ними сложна и только подогревает интерес к наблюдению за развитием дружбы двух противоположностей. Было бы жестоко разделить их; гибель одного была бы душераздирающей потерей для другого.

История старого композитора и неизвестного робота дворецкого проникновенна, она берёт за душу и заставляет проронить слезу.

В центре истории не люди, а роботы, которые совершают человеческие поступки

Геркулес и Гезихт на фоне статуи Геркулеса в костюме «панкратион»
Геркулес и Гезихт на фоне статуи Геркулеса в костюме «панкратион»

North No. 2 — не единственный персонаж, вызывающий сострадание. «Плутон» — аниме про роботов, люди в нём второстепенны, если их и затягивает в ураган событий, то только чьему-то злому умыслу, почти ни у кого из людей нет проникновенной предыстории. В то же время каждый из семи совершенных роботов по-своему вызывает восхищение и имеет проработанную предысторию.

Например, ещё двое из «большой семёрки»: Брандо и Геркулес, после войны не нашли себе применения лучше, чем борьба. Они стали рестлерами мирового уровня, Брандо в Турции, Геркулес в Греции. Их бои смотрят миллионы зрителей. Как Мон Блан, эти двое хорошо известны по всему миру и тоже являются народными любимчиками.

Костюм «панкратион» Брандо огромный и устрашающий
Костюм «панкратион» Брандо огромный и устрашающий

Брандо и Геркулес дерутся не просто так. Однажды они мечтают сразиться друг с другом, на пути к этой битве они сражают одного борца за другим. Двое — это такие суровые мужики, вечные соперники, стремящиеся превзойти друг друга. Каждый богат, успешен, их жизнь одинаково идеальна, но в то же время они разные.

Брандо демонстрирует себя с неожиданной стороны, когда знакомит Гезихта свою семью: жену-робота и пятерых человеческих детей. Он потратил весь чемпионский гонорар на счастливую жизнь своей семьи в какой-то скромной квартире. Кто бы мог подумать, что машины на такое способны. Геркулес же напоминает командира взвода, который так и не смог приспособиться после войны, он живёт только соперничеством, не имеет ни семьи ни близких.

Брандо — душевный парень с целой семьёй приёмных ребятишек и жену-робота
Брандо — душевный парень с целой семьёй приёмных ребятишек и жену-робота

Последний из семи, австралийский робот по имени Эпсилон, считается наиболее продвинутым и совершенным в технологическом плане. Он работает на чистой фотонной энергии, то есть зависит от погоды: чем ярче светит солнце, тем сильнее Эпсилон. А ещё он — пацифист и предпочитает не хвастаться силой. Более того, он не участвовал в центральноазиатской войне, за исключением одного эпизода с зачисткой подвала, забитого трупами роботов.

Военные попросили его сжечь загадочный склад с телами роботов при помощи большого фотонного взрыва. Эпсилон был готов провести зачистку, но вдруг засёк признаки жизни — маленького мальчика по имени Василий. Мальчик пострадал от увиденного, той самой Боры, робота массового поражения, которого искала комиссия.

Эпсилон и Василий за секунду до обнимашек
Эпсилон и Василий за секунду до обнимашек

После известных событий Эпсилон построил приют для сирот войны и принял всех, кого смог, в свою большую семью, включая Василия. Невероятно человечный поступок. Робот пацифист, создавший приют для осиротевших на войне детей. При этом любопытно, что самый мирный и человечный робот на самом деле скрывает в себе наибольшую силу из всех семи.

Некоторые роботы могут немного больше в условиях экстремальных эмоций

Но можно ли назвать Эпсилона совершенным? Что делает робота совершенным? Возможно, это внешний вид, неотличимый от человеческого?

Едва ли. Профессор Абулла, глава Персидского министерства науки потерял на войне жену, двух детей и сам получил сильные увечья. Ему пришлось заменить человеческое тело роботизированным, но несмотря на это он всё ещё является человеком, может испытывать эмоции и даже говорить ложь.

Профессор Абулла потерял человеческое тело на войне, теперь системы идентификации не могут точно определить его видовую принадлежность
Профессор Абулла потерял человеческое тело на войне, теперь системы идентификации не могут точно определить его видовую принадлежность

Ни один робот, включая семерых, официально признанных совершенными, не может говорить ложь. Чем же тогда определяется совершенство искусственного интеллекта? Что объединяет семерых? Брандо и Геркулес были очень сильными, почти совершенными, но не выделялись высоким интеллектом, Эпсилон — пацифист, Гзихт — детектив с высоким уровнем интеллекта, Атом — мальчик с почти идеальным ИИ, Мон Блан — добрая душа, North No. 2 — военная машина.

Однозначного ответа на вопрос нет, но, возможно, это максимальная человечность. Когда искусственный ведёт себя как любой человек: заводит семью, соперничает со своим другом, открывает приют, работает детективом, похож на мальчика, тянет за собой тяжелые травмы. Но робот не может приблизиться к человеку в двух вещах: он не может лгать и не может причинять вред людям. А если бы робот был способен на всё вышеперечисленное, но при этом сдерживался за счёт естественных, а не программных ограничителей в сознании. Если бы он мог лгать, как люди, когда это удобно и причинять вред не только себе подобным, но и другим видам? Можно было бы тогда счесть его совершенным?

Гезихт просит совета у Брау 1589
Гезихт просит совета у Брау 1589

На эти вопросы даёт ответы робот Брау 1589. Он является, наверное, самым интригующим персонажем во всём аниме. Восемь лет назад Брау убил человека. К сожалению, нам не рассказывают, кого он убил и при каких обстоятельствах. С его собственных слов нам известно, что убил он из ненависти. Сейчас его держат в тюрьме для искусственного интеллекта, люди не знают, что с ним делать, диагностика не выявила никаких отклонений в его программах, он на 100% исправный робот, по какой-то причине убивший человека.

Гезихт часто приходит к нему во время расследования, чтобы спросить совета или получить наводку на причины убийства людей искусственным интеллектом, ведь кому как ни Брау знать, что есть убийство.

Неизвестно, кто создал Брау, неизвестно, как он докатился до жизни в камере, но складывается впечатление, что сам Брау знает всё от самого начала до самого конца. Как древний оракул он разговаривает загадками, оставляет недосказанности, которые откроются дальше по сюжету, отпускает саркастические комментарии и в целом ведёт себя так, будто читал весь сценарий. Брау похож на классического персонажа-трикстера, который в любой момент может нарушить правила, но не делает этого, потому что ещё не наступил подходящий момент.

Брау 1589 досталось по полной за совершённые преступления
Брау 1589 досталось по полной за совершённые преступления

Он убил человека из-за сильной ненависти, несмотря на то, что защитные системы, призванные не допустить причинение именно этого напрямую вшиты в каждый искусственный разум. Очевидно, что экстремальные эмоции наподобие сильной ненависти или гнева способны нарушить все барьеры в любом разуме, взломать даже самую надёжную программу. Но что произойдёт, если вшить такие эмоции в разум самого робота? Станет ли он серийным убийцей или окажется чем-то совершенно иным? Станет ли он говорить ложь во благо или правду во вред? А если пойти ещё дальше и дать искусственному интеллекту выбирать свой путь самому, загрузив в его разум сознание всех жителей Земли? Станет ли он совершенным?

Плутон — робот или человек? Почему он убивает и как связан с «Борой»?
Плутон — робот или человек? Почему он убивает и как связан с «Борой»?

Частично на эти вопросы отвечает сам Плутон — страшное чудовище, виновное во всех убийствах. Если накачать искусственный разум экстремальными эмоциями он может стать маньяком или святым, мальчиком или стариком — кем угодно, но кого выберет он сам, зависит только от эмоций, которые испытает при рождении. Он сможет победить ненависть внутри себя, чтобы разбить порочный круг, или продолжит череду убийств — зависит только от него самого. В том или ином случае нельзя винить монстра в том, что он — монстр, можно винить только себя в том, что мы не понимаем, почему монстр является собой. Именно такое послание доносит до нас «Плутон».

Вердикт и финальные мысли

Эта философская идея по-настоящему раскрывается в финале аниме. «Плутон» — это действительно очень хороший детектив, когда зритель не может догадаться, что будет дальше до самой последней минуты. Невозможно предугадать, кто совершил преступление, а кто является главным злодеем. Смысловую составляющую концовки можно разворачивать слой за слоем, открывая всё новые грани.

Хелена прощается Атомом и понимает, что он ей только что солгал. Дважды.
Хелена прощается Атомом и понимает, что он ей только что солгал. Дважды.

Для наглядности мне хочется особенно отметить сцену, в которой Атом разговаривает с Хеленой, женой Гезихта:

— Хелена: Ты пытаешься меня подбодрить?

— Атом: Я говорю правду, ведь роботы не умеют лгать.

Но когда она спрашивает его о потерянной памяти, он говорит неправду: «Я рассказал тебе всё, что знаю». Когда Атом улетает, Хелена прекрасно понимает, что он только что ей солгал, но всё равно благодарит его. Эта сцена полна эмоций, тяжёлых переживаний и сложных чувств, она неоднозначная, поэтому врезается в память. Именно этот момент мог бы быть иллюстрацией совершенства искусственного интеллекта. Когда оба собеседника понимают друг друга без слов, говорят ложь, но оба понимают и принимают этот факт, потому что так будет лучше для всех.

Во время написания этого материала меня постоянно преследовала мысль, что я что-то раскрыл не так, не смог передать атмосферу «Плутона» в тексте. Потому что это аниме сложно описать словами, его нужно полноценно посмотреть, чтобы прочувствовать всю глубину истории.

Некоторые сцены просто потрясающей красивы как, например картины героев, видимые в северном сиянии
Некоторые сцены просто потрясающей красивы как, например картины героев, видимые в северном сиянии

Не стоит бояться термина «аниме», визуальный стиль и рисовка максимально избавлены от всех стереотипов, что всплывают в голове при упоминании жанра. Рисовка вполне реалистичная, пропорции глаз и лиц соблюдены. «Плутон» — это не типичное аниме, это взрослое, очень сильное и серьёзное произведение. На протяжении восьми серий, каждая из которых длится около часа. Напряжение и желание безотрывно смотреть не покидает с первых и до последних минут.

Nteflix сумел выдержать планку, установленную оригинальной мангой, и представил зрителям качественную, многозначительную и пронимающую до глубины души историю о ненависти, любви, войне и роботах. Посмотреть стоит обязательно.

Возможно, вам будет интересно прочитать другой мой аниме-обзор: Самое панковское аниме: как я полюбил сериал «Мобильный воин Гандам: Железнокровые сироты».

67
60 комментариев

Когда-нибудь...

12
Ответить

Не... Тут нужно ещё больше серий, чем в Монстре. Пусть остаётся лучшей мангой и всё.

2
Ответить

Сраная срань. Посмотрел я этого Плуто.
Особенно доставили моменты про "чувства роботов".
-Дорогая, мы роботы, я тебя люблю, потому что наши чувства так важны.

Количество фейспалмов просто 12\10.

7
Ответить

Не для всех)

2
Ответить

Сейчас планка настолько низкая, что если ты уже не исекай, не про прокачку, не про виртуальную реальность, не про ебануться сильного персонажа который не может проиграть и не про средневековое фэнтези - ты уже кандидат на аниме года. Только потому, что вас таких по пальцам одной руки посчитать можно.

6
Ответить

Из-за того, что японцы знатные говноеды, проще выпустить 10 исекай копирок за копейки за год, чем два-три года работать над одним нормальным проектом

2
Ответить

Очень душное и инфантильное, а местами и претенциозное произведение, к сожалению.

7
Ответить