Секс и жестокость, религия и перерождение, наркодилеры и сутенёры в лирике The Hold Steady

The Hold Steady, рок-группа из Бруклина, Миннесота, в 2013 они записали трек для эпизода Игры престолов "Стезя страданий". В этом лонге я расскажу, почему они известны совсем не за эту песню, а за свою собственную жестокую мифологию, основанную на реальных событиях.

Может показаться, что в этом материале слишком много упоминаний наркотиков, богохульства, призывов к смерти, суициду и проституции, но это не так. Иисус любит всех, если они раскаиваются, я раскаиваюсь в своём богохульстве и напоминаю, что материал носит исключительно развлекательный характер, никогда не следует употреблять наркотики, жизнь важна, а при тёмных мыслях необходимо обратиться к специалистам.

Каждый альбом группы разыгрывает небольшую рок-оперу с очень плотным повествованием и знакомыми героями. На протяжении пяти альбомов THS выстраивали свой миф, о котором я собираюсь рассказать.

Секс и жестокость, религия и перерождение, наркодилеры и сутенёры в лирике The Hold Steady

В творчестве группы меня привлекают две вещи: история и способ её передачи (кстати, не только меня, Дэвид Духовны тоже любит этот коллектив). История дополняется новыми фактами с каждой новой песней, переключается с позитива ("сидеть с друзьями на водонапорной башне, выпивать и общаться с друзьями") к внезапной жести ("дети нюхают метамфетамин в маленьких смешных машинках"). Прослушивание творчества THS _ это сбор информации по крупинкам, когда с каждым новым фрагментом хочется найти все пропущенные. Я хочу попробовать передать происходящее так, чтобы каждый читающий мог испытать что-то подобное.

Ранние годы и 2004 - Almost Killed Me

Обложка Almost Killed Me
Обложка Almost Killed Me

Первый альбом музыкального коллектива вышел в 2003 году, все музыканты уже успели поиграть в других группах. Самый первый трек даёт небольшой экскурс в историю образования группы:

Мне стало скучно, когда у меня не было группы

Поэтому я собрал группу

Мы начнём её с позитивного джема

Positive Jam c альбома Positive Jam (2004)

Фронтмен, основатель и автор большинства текстов THS - Крэйг Финн. Финн родился в Бостоне, вырос в городе Эдина, штат Миннесота.Его воспитывали в католической семье и он сам позиционирует себя как католика. Влияние родных мест и воспитания отчётливо прослеживается в его стихах. До того, как ему стало скучно, Крэйг Финн играл в паре групп, но все они распались и ни одна не взлетела. А потом ему стало скучно.

Холли

Секс и жестокость, религия и перерождение, наркодилеры и сутенёры в лирике The Hold Steady

Крэйг решает вписать вымышленные события в реальный мир. Главной героиней он делает девушку по имени Алилуйя:

Родителя дали ей имя Алилуйя, дети звали её Холли

Её жаль, если она вас напугала, она пропадала на вечеринках

Эти вечернинки начинаются прикольно

Но потом появляются наркотики и начинается кровопролитие

How a Resurrection Really Feels с альбома Separation Sunday (2005)

У Холли много связей и всегда с собой много опасных наркотиков.

Только из приведённых цитат понятно, что тема религии проходит сквозь всё творчество THS. Но Крэйг Финн порой поворачивает религию так, что можно счесть за богохульство. В Your Little Hoodrat Friend с альбома Separation Sunday (2005) он даёт характеристику Холли как "подружки-потаскушки": В молодости она набила себе несколько партаков: "Иисус жил и умер за твои грехи" на шее и "О, да, он поднимется вновь!" на пояснице. Партак на пояснице двусмысленно намекает намекает одновременно на второе пришествие Иисуса и на второй раунд полового акта: "Да-да, он ещё встанет". Это самая грязная библейская отсылка, что мне приходилось встречать.Вечеринки и её крепко втянули, она пробовала принимать наркотики и заниматься проституцией. И тем не менее, девушка пытается найти своё место в этом мире… вдыхая оксид азота:

Когда ты проснёшься,

Ты будешь под адским кайфом и родишься заново

Banging Camp с альбома Separation Sunday (2005)

Вдыхание оксида азота - это особый ритуал крещения в "Трахательном парке" (Penetration Park) на берегу Миссисипи. Оксид азота может использоваться как способ получить кратковременную прибавку к мощности двигателя автомобиля или как мощный анестетик. Если его вдохнуть, можно временно потерять сознание.

Сеттинг

Секс и жестокость, религия и перерождение, наркодилеры и сутенёры в лирике The Hold Steady

Многое из творчества THS основано на реальных событиях. Например, "Трахательный парк" - это реально существующий Loring Park в Миннесоте, который в 80-е и 90-е приобрёл славу места для анонимного секса, а вечеринки, происходят преимущественно в Ибор Сити (Yibor City). Ибор Сити действительно известен за страсть к вечеринкам:

И если она говорит, что мы тусили, то наверняка так и было

Я совсем не помню

Помню, что наши души покинули тела

Мы проснулись в Ибор Сити.

Killer Parties c альбома Positive Jam (2004)

Не упоминай пролитую кровь. Не упоминай скинов.

Не говори, что Ибор Сити нас опять чуть не убил.

Slapped Actress с альбома Stay Positive (2008)

Тысяча детей на вечеринке будет заниматься сексом, другая тысяча будет принимать наркотики. Первая тысяча влюбится, вторая тысяча умрёт от передоза или насилия.

Most People Are DJs c альбома Positive Jam (2004)

Также в лирике часто можно встретит упоминания "Городов-Близнецов" - Мичигана и Сент-Пола. Это два сросшихся города в штате Миннесота, где сформировалась группа.

Кроме Холли у THS есть ещё несколько постоянных персонажий, добавляющих "химии" происходящему: Во-первых, те самые "дети", упомянутые уже не раз, они не маленькие школьники, а подростки. Главным героям по 17-19 лет, а детям на несколько лет меньше. Все они крутятся в одной тусовке, что вызывает конфликты и недопонимания, конфликт поколений.

События

О чём, собственно, рассказ? Мифология группы рассказывает про закат тусовки или "унифицированной/объёдинённой (в зависимости от перевода) сцены". Ребята славно проводили вечера: субботний вечер порой заканчивался в воскресенье, а то и в понедельник.

В те времена всё было прекрасно: парни были милые и музыкальные, светомузыка казалась мистической, опьянение ощущалось как-то магически. В прежние времена сцена была объединённой, панки, скинхеды, гризеры - все были вместе.

Но под конец вся сцена "скатилась": нахлынула усталость, потерянность, появились наркотики, новые незнакомые люди. Одни уходят, приходят другие, новые всё более и более юные, группы становятся громче, атмосфера совсем не приятная.

Сцена продолжает скатываться, пока одним летом не случается лютая жесть - умерли два совсем юных парня. Одного из них распяли.

Joke About Jamaica

Шарлемейн

Секс и жестокость, религия и перерождение, наркодилеры и сутенёры в лирике The Hold Steady

История Холли связана с Шарлемейном. Она связалась с ним по глупости, по молодости. Холли не могла сопротивляться Шарлемейну, он был так притягателен, так соответствовал её образу жизни. Друг Холли и её поклонник Гидеон предостерегал её словами "то, что ты положишь себе в рот, всегда отзовётся в голове". Но Холли не слушала, брала в рот всё: и наркотики и Шарлемейна.

Шарлемейн играет роль "спасителя" Холли, мол он её спасает, замешивая в проституции и поставляя ей наркотики. Но он лишь обманывает её и не платит её долю, полученную за проституцию.

Шарлемейн был дилером, работал на группировку скинхедов, когда его почти накрыла полиция, ему пришлось избавиться от наркотиков. Скинхеды не простили должок и всегда были где-то рядом. Шарлемейн был вынужден искать средства на стороне, он манипуляциями втянул Холли в порноиндустрию, чтобы она заработала для него денег, которыми он смог бы расплатиться со скинхедами.

Шарлемейн просыпается в опасном пригороде Бостона без штанов, без обуви. Пока он был под кайфом, его посадили на крест, закрутили шурупы в руки и распяли. Но ему не больно, в наркотическом бреду ему привиделся Иисус во всём величии.

Шарлемейн вспоминает встречу со своей бывшей девушкой (Холли): они познакомились детьми, она была чертовски хорошей танцовщицей, но плохой католичкой и такой же плохой девушкой.

Сэпфайр

Секс и жестокость, религия и перерождение, наркодилеры и сутенёры в лирике The Hold Steady

Сэпфйар - девушка, которая относится к жизни просто - принимает одни таблетки, чтобы успокоиться, и другие, чтобы взбодриться от первых и никогда не отказывает парням.

Сэпфайр - ясновидящая или что-то типа того. У неё было видение о парне: парень был весь в крови, умирал, тогда она поняла, что любит его. Она любит Шарлемейна, это он был в её видениях, тот случай, когда его распяли. Дело было в городе под названием Hostile (Враждебный) в штате Массачусетс. На самом деле такого города не существует, у THS это сленговое название криминального пригорода Бостона, штат Массачусетс.

Сэпфайр и Шарлемейн проводили какое-то время вместе. Это было либо до Холли, либо после, в хронологии разобраться сложно. Они прошли через многое за то короткое время, что были вместе: от панк-музыки, к электронике, к кокаину. Увлеклись настолько, что зимой её забрали в реанимацию:

Мы не видели святой дух,

Но отец и сын казались обычными парнями,

Иисус закатывал глаза, когда его отец шутил про Иисуса.

Он простил меня за мои грехи.

Время всегда проходит так креативно, когда тусуешься с нашим создателем и его сыном, нашим спасителем.

Sketchy Metal c альбома Positive Jam (2004)

Гидеон

Секс и жестокость, религия и перерождение, наркодилеры и сутенёры в лирике The Hold Steady

Гидеон - скинхед, настоящий парень Холли. Он всегда заботился о Холли не ради своей выгоды, а ради блага самой девушки.

После распятия Шарлемейна он наставляет Холли, как вести себя в случае чего:

Если тебя спросят о Шарлемейне, будь вежливой и скажи какую-нибудь ерунду, типа “Ещё один любовник, павший жертвой ресторанных рейдов

Он даёт девушке руководство по увиливанию от правды:

Скажи, что мы были молоды, влюблены, услышали о классном месте под названием США, побывали в разных городах

Холли прислушивается к совету, позже в дискографии THS она повторит предложенную историю почти дословно.

Мария

Редкий персонаж, почти не упоминается, за исключением избранных случаев, когда Финну нужно было ввернуть очередную религиозную отсылку, например, когда Мария целовалась с Холли. Алилуйя целуется с матерью Иисуса, это тянет на неслабое богохульство, но это ещё цветочки. Холли жалуется Марии, что ей плохо от вечеринок, на которые она ходит только, чтобы было где переночевать.

Итог по альбому

Лирика THS переполнена трагическими темами, но не зря альбом называется "Positive Jam", даже в самой тёмной ситуации есть светлая сторона или позитивный выход. Это группа и пытается донести до слушателя.

Довольно очевидная истина: то, что даёт тебе кайф, убьёт тебя. Любые наркотики опасны и могут быть летальными. Проституция - это нехорошо, но люди идут и не на такое, чтобы выжить.

Первый альбом принёс группе известность и признание, но начинать прослушивание с него, наверное, не самая лучшая идея, потому то музыка довольно шероховатая, начинать что-то слушать ради лирики - не лучшее начало.

Забавная вещь: у группы The Mountain Goats есть песня "This Year" (была в эпизоде The Walking Dead) с текстом: "Я прорвусь через этот год, даже если он убьёт меня". THS и The Mountain Goats выступали вместе на концерте в Лондоне в 2011, где Крэйг Финн добавил от себя ещё одну строчку "И он чуть меня не убил" (And it almost killed me). Такая вот отсылка для знатоков.

2005 - Separation Sunday

Обложка Separation Sunday
Обложка Separation Sunday

Второй альбом глубже погружает нас в темы первого. Каждый отдельный трек раскрывает личность Холли немного подробнее. Песни рассказывают истории Холли, Шарлемейна и Гидеона от лица рассказчика (вероятно самого Финна).

Критики встретили альбом очень хорошо, особенно хвалили развитие религиозных тем и баланса между католицизмом и рок'н'роллом через наркотики и метафорическое воскрешение.

Холли

Первый же трек (Hornets! Hornets!) показывает Холли с новой стороны:

Однажды придёт время, и я уйду с тем, кто поможет мне улететь дальше всех

Она имеет в виду сразу две вещи: наркотический улёт и духовный.

Если с наркотическим всё понятно, то духовный - это близость к богу. Она готова уйти с любым, кто поможет ей улететь. Впрочем, она готова в принципе уйти с кем угодно. Это уже упоминалось на первом альбоме, здесь её похотливая сторона проявляется вновь, например, упоминается, что "она переспала со многими скейтерами".

Религиозные отсылки

Реальное место неподалёку от родной церкви Холли
Реальное место неподалёку от родной церкви Холли

Название второго трека - Cattle And The Creeping Things отсылает к католической библии. Юмор в том, что Холи читает библию до слов "cattle and the creeping things" (а это почти самое начало) и быстро решает, что тема ей знакома, она же из католической семьи. Типа содержание этой книги и так понятно по первым строкам: "в конце должно быть какое-то откровение с четырьмя парнями на конях, какими-то страшными красными видениями, голод, смерть, чума, война. Я почти уверена, что где-то это слышала". Для девушки с её именем и воспитанием это очень не религиозно, но она спешит накачаться наркотиками.

Холи встречается в церкви со старым знакомым дилером из Миннесоты, и у них завязывается разговор. Говорят они о том, какие слухи ходят про Холи и Гидеона: что они переспали, что Гидеон говорит всем, что Холи "заразная".

Они обсуждают много разных историй, которые все представляются как библейские отсылки, завуалированные под наркоманию (или наоборот).

Песни дают более подробный контекст к тому, как Холли выглядит: она носит крест, сорванный с шеи школьницы в метро. Она его носит, потому что ей нравится, как он выглядит на фоне трёх расстёгнутых пуговиц. Три расстёгнутых пуговицы - это очень глубокое декольте и в то же время святая троица. Слова жестокая двойная игра слов про религию и секс.

Секс и жестокость, религия и перерождение, наркодилеры и сутенёры в лирике The Hold Steady

Также альбом подробнее раскрывает историю перерождения девушки. По сюжету она пересказывает её новому парню, Гидеону:

Её обманула (screwed up) религия

Её использовали (screwed up) футболисты

Прекрасная игра слов в двух строках, как её обманула (screwed up) религия и как её сношали (screwed up) футболисты. Слово одно, но вложенные значения разные.

Трахательный лагерь

Впервые упоминается тот самый "трахательный лагерь", который Penetration Park. Тема парка раскрывается подробнее снова через Холли: на пальце у неё повязана ниточка, чтобы не забыть всех тех, с кем она спала. Не потому, что это какой-то особый опыт, а потому что их было слишком много. Ни с одним из них у неё не было связи, она их банально не помнит.

Следующие строки характеризуют девушку лучше всего:

Она вся тряслась, но всё ещё пыталась трясти телом

Наполовину раздетая

И на три четверти пьяная

Она была совершенно одна

В таком виде она приходит к какому-то странному парню из лагеря, который проводит ритуал крещения на берегу реки. Он накачивает людей наркотиками, даёт вдохнуть оксид азота.

Так она познакомилась с Шарлемейном, её крестителем.

Шарлемейн

Секс и жестокость, религия и перерождение, наркодилеры и сутенёры в лирике The Hold Steady

Шарлемейн пытается заработать: толкает наркотики, под ночными фонарями, что пробуждает его паранойю, подрабатывает громилой в разных барах, сопровождает проституток и эскортниц.

Прошлой зимой он подцепил Холли, они развлекались вместе. А потом Холли чуть не умерла. Этот случай закалил Шарлемейна.

А девушка всё равно шляется по вечеринкам и закидывается наркотиками. У неё нет зависимости, она утверждает, что ей по кайфу: наркоманить, тусить, заниматься проституцией.

Холи и Шарлемейн много развлекались: их ловили с поличным, они ловили божественный кайф, страдали от отходняка, сделали полный круг от депрессии к восстановлению.

Гидеон

Холли празднует 19-летие, на вечеринку приглашён и Гидеон, он приходит в наряде фокусника, весь одетый в длинные висящие одежды. Вместе с ним приходит Мария, одетая в белую изорванную футболку с надписью "А что бы сделал Иуда?". Марию сравнивают с белым лебедем, мол клочья футболки похожи на перья.

Тут нужно отметить, что "белым лебедем" также называют растение Багрянник европейский или Иудино дерево. Все эти намёки на Иуду обычно означают предательство - Мария кого-то предаст. Она разлучит Холи и Шарлемейна, а потом сведёт её с Гидеоном.

Насколько круто Финн умеет вплести сложные отсылки в простые сравнения!

Вообще, зацените ещё символизм. На вечеринке в честь своего дня рождения Холли произносит фразу "Господи, как же было бы хорошо, если б мне всегда было 17 лет", позже также упоминается фраза "Господи, как же было бы хорошо, если б мне всегда было 33 года". Фраза про 17 лет - отсылка к песне Stevie Nix с названием “Edge of Seventeen”. Стиви Никс написала эту песню, когда её было 33. Финну было 33, когда он написал Separation Sunday. Иисусу было 33, когда его распяли.

Что случилось с Шарлемейном?

Холи и катается по Штатам, вероятно, с Гидеоном, когда кто-то случайно спрашивает её про Шарлемейна. Она в ответ вежливо улыбается, говорит что-то уклончивое, и добавляет: "Шарлемейн вляпался в какие-то запутанные дела". Затем она утирает нос и подмигивает.

Как мы, уже знаем, Шарлемейна распяли, но остался ли он жив, нам предстоит узнать

Позитивная сторона

Секс и жестокость, религия и перерождение, наркодилеры и сутенёры в лирике The Hold Steady

К концу альбома нам открывается история перерождения Холли. Вместе с Гидеоном она попадает в ДТП, после которого испытывает настоящее перерождение. Она приходит в сознание в исповедальне, в родной церкви, инфицированная какой-то заразой, зуб нагнаивается, наркотики кончились. Где здесь позитив, спросите вы? Позитив в том, что она снова пришла к религии, к своим корням.

Она разговаривает с Богом, что озвучивается как "she put her mouth around a difficult question". Обычно фраза "put one's mouth around something" подразумевает оральный секс, но здесь это разговор с Богом. Ещё одна пошлая библейская отсылка.

Холли отвлекает священника от пасхальной службы. Важно, что пасха празднуется после Воскресения Христова. Метафорическое воскрешение Холли совпало с воскресением Иисуса. Это как день рождения в один день с любимой знаменитостью.

Она просит разрешения у святого отца рассказать проповедь о настоящем воскрешении. Она переродилась, прозрела и воскресла, теперь она видит истину, понимает, что прошлая жизнь была неправильной.

Холли была потаскухой

Теперь вы наконец-то это знаете

Она блуждала годами,

А сегодня наконец вернулась

Your Little Hoodrat Friend с альбома Separation Sunday

Холли в этот момент "выглядела безобразно, но сексуально, под наркотиками, но опытной, поэтому всем стало немного интересно". Прихожане были не против послушать, каково это на самом деле - воскреснуть.

Итог по альбому

Секс и жестокость, религия и перерождение, наркодилеры и сутенёры в лирике The Hold Steady

Альбом задаёт тон повествованию: здесь чётко прослеживается традиционное для группы чередование белого с чёрным, хорошего с плохим. Беспросветная жесть чередуется с позитивными просветами. Лор углубляется, истории героев начинают вырисовываться всё чётче. На альбоме есть трек под названием "Chicago Seemed Tired Last Night", в котором прямым текстом описывается принцип построения текстов группы:

Мы намешиваем нашу собственную мифологию

<...>

Мы пытаемся заставить спящих детей сесть и послушать

Наша цель не спасти вас, а

Дать вам возможность спасти себя своими силами

Некоторые моменты могут показаться полным бредом, но лирика построена так, что к тому, что сейчас не понятно будет дана отсылка через пару альбомов, после чего слушатель такой "Долбануться, как так получилось?". Волшебник Крэйг Финн умеет и не такое.

2006 - Boys and Girls in America

Обложка Boys and Girls in America
Обложка Boys and Girls in America

Говорят, что третий раз - на удачу. Третий альбом получился прекрасный и попал топы года и даже десятилетия по оценке разных изданий. Это хороший альбом, чтобы начать знакомство с группой. Открывающий трек “Stuck Between Stations” попал на 11 место в рейтинге 100 лучших песен 2006 год и на 63 место в рейтинге лучших песен 2000-х годов 2000, всё по версии Pitchfork.

Холли

Начало первого трека почти дословно цитирует Керуака из книги "В дороге":

В Америке парни и девушки так уныло проводят время друг с другом. Желая выдать себя за людей искушенных, они сразу же, даже для приличия не поговорив, отдаются во власть секса. А говорить нужно не слова обольщения — нужен простой, откровенный разговор о душе, ведь жизнь священна и драгоценно каждое её мгновение.

Джек Керуак - "В дороге" / Stuck Between Stations от The Hold Steady

Песня создаёт гнетущее ощущение отчаяния бесчисленными отсылками к суициду путём утопления в реке Миссисипи, помутнению сознания из-за наркотиков, алкоголя, любви и т.д. Главная тема трека и альбома - пребывание в промежуточном состоянии между станциями (частотами) радио - у Холли ощущение, будто она потерялась в этом белом шуме.

Секс и жестокость, религия и перерождение, наркодилеры и сутенёры в лирике The Hold Steady

Холли устала от всех этих вечеринок и образа жизни с наркотиками, спиртным и беспорядочным сексом. Из такой ситуации обычно выхода только два - либо в могилу, либо исправление и "воскрешение". В предыдущем альбоме нам немного заспойлерили сюжет, мы знаем, что Холли повезло, она смогла выйти из порочного круга и "воскреснуть".

Сэпфайр

Любопытный факт. Жил-был такой мужик по имени Эдгар Кэйс. Была у него суперспособность - он мог предсказывать победителей в лошадиных бегах, но это очень сильно отражалось на его здоровье. Вероятно, вдохновившись историей Эдгара Кэйса, Финн придумал своего персонажа - девушку по имени Сэпфайр, подружку Шарлемейна. В треке "Chips Ahoy!" эта история раскрыта подробно.

Как сказал сам Финн в одном из интервью о смысле песни:

Это про лошадь. По имени Chips Ahoy!, но не о печеньках (видимо с тем же названием), которые по нашему мнению действительно вкусные. Так вот, это про лошадь по имени Chips Ahoy и он (конь) участвует в лошадиных бегах. Но песня на самом деле не про лошадь, а про эту девушку. Девушку делает интересной эта способность. Если она закроет глаза и очень сильно постарается, то сможет сказать, какая лошадь победит в гонке. Это круто. Но песня даже не совсем о ней. Она об этом парне. Он встречается с ней или пытается встречаться. И, ну, типа если у тебя есть девушка или псевдо-девушка, которая со 100% точностью может предсказать исход лошадиных гонок, ты можешь подумать, что все твои проблемы кончены, потому что у тебя будет столько денег, сколько захочешь. Но, оказывается, у них всё равно есть некоторые проблемы.

Сэпфайр и Шарлемейн проводят время вместе, делают ставки на лошадиные бега и выигрывают гору денег, пользуясь даром Сэпфайр. На все деньги они покупают наркотики, проводят выходные под кайфом. Но эти предсказания дают девушке суровые мигрени, которые становятся только хуже от принятых болеутоляющих.

Шарлемейн не может понять, под кайфом ли Сэпфайр, потому что она не даёт к себе прикасаться, не хочет танцевать. Он чувствует разрыв между ними и от этого расстраивается.

Позитивная сторона

Секс и жестокость, религия и перерождение, наркодилеры и сутенёры в лирике The Hold Steady

На альбоме почти нет позитивной стороны. Есть много белого шума, помех, много контрастов, но позитива мало.

Разве что "Massive Nights" с натяжкой можно назвать позитивным:

На танцплощадке было людно, в туалетах ещё хуже

Мы целовались у тебя в машине и пили из твоей сумочки

Ночь выпускного. Учитывая, что последнюю строчку на живых выступлениях Крэйг иногда поёт как "Мы трахались в твоей церкви", это очень оригинальный способ провести выпускной.

Религиозные отсылки

Добрая часть отсылок встречается на песне "Citrus". Это очень странная песня, но одна из моих любимых:

Эй, цитрус, эй, алкоголь, мне нравится, когда вы трогаете друг друга

Эй, виски, эй, имбирь, я прихожу к вам с тугими пальцами (я хз, что это значит, возможно не так перевёл)

Я вижу Иуду в тяжёлых взглядах парней, работающих на углу

Я чувствую Иисуса в неуклюжести молодых и неопытных любовников

Весь текст такой: то Иуда, то Иисус, то цитрус, то алкоголь, то секс:

Эй, бары, эй, таверны, я нахожу надежду в душах, приходящих к вам

Эй цитрус, этй алкоголь, я люблю, когда мы приходим вместе

Последняя строчка - это очередная отсылка к сексу, потому что слово "come" имеет два значения - приходить и получать оргазм (кончать). Две приведённые выше строчки добавляют ещё больше подтекста ко всей песне, учитывая как цитрус и алкоголь трогают друг друга.

Секс и жестокость, религия и перерождение, наркодилеры и сутенёры в лирике The Hold Steady

Самое крутое - это предпоследняя строчка трека: "Lost in fog and love and faithless fear / Потеряны в тумане и любви и страху неверия". Строка встречалась на первом альбоме, в песне "Hostile, Mass": "Wandered out of mass one day and faded into the fog and love and faithless fear". Держать отсылку в голове, чтобы выстрелить ею через два года. Это меня поразило.

Мне нравится, как в этой песне рифмуются слова "citrus", "Jesus", "Judas". Смысл, на мой взгляд, примерно такой:

Рассказчик ходит по барам и другим алкогольным забегаловкам, накидывается вискарём, который подают с цитрусом и находит вдохновение в посетителях этих заведений - заблудших душах, видит в них то наивных и молодых праведников, то прожжённых закостенелых и опытных работников улиц. Причём Иисус - это всегда любовь, Иуда - это всегда что-то негативное. Но, как мне кажется, Иуда здесь - это не чистое зло, то есть они не выбирали такой путь, это их жизнь заставила, как, собственно, и Иуду.

Итог по альбому

Секс и жестокость, религия и перерождение, наркодилеры и сутенёры в лирике The Hold Steady

Очень сильная пластинка. Boys and Girls in America завоевал 8 в рейтинге лучших альбомов года оп версии Rolling Stone и первое место по версии A.V. Club. Нарратив подаётся грамотно и плавно, персонажи раскрываются достаточно глубоко, чтобы порадовать фаната, но при этом в истории остаётся недосказанность, которая затягивает на следующий альбом. Лирика очень проработана, некоторые строки так и сочатся от двусмысленности и отсылок, рифма поставлена там, где надо и так, как надо.

Отличная пластинка, чтобы начать знакомство с коллективом.

2008 - Stay Positive

Фото юбилейного винилового издания альбома Stay Positive
Фото юбилейного винилового издания альбома Stay Positive

Если вы никогда не слушали The Hold Steady, но хочется попробовать, я советую начать ознакомление с Stay Positive. С этого альбома началось моё увлечение группой. Он очень сбалансированный по звучанию и по лирике.

Лирика здесь на высоте небоскрёба. В некоторых песнях даже нет рифмы, но они звучат, Финн умудрился всунуть такие аллитерации, что мама не горюй. Например, в Sqequestered in Memphis:

She said: I know I look tired

But everything's fried here in Memphis

Now they wanna know exactly which bathroom

Dude, does it make any difference? It can't be important

Прямой рифмы может и не быть, но часто есть скрытая, её ещё называют "несовершенная". Такая рифма при грамотном использовании может дать много преимуществ:

  • Слова вылетают с большей экспрессией, следовательно, слушатель пребывает под большим впечатлением
  • Рассказывать историю становится проще из-за меньшей скованностями рамками рифмы
  • Понять повествование и влиться в сюжет проще, потому что см. предыдущие два пункта.

Позитивная сторона

Секс и жестокость, религия и перерождение, наркодилеры и сутенёры в лирике The Hold Steady

Такой позитивный альбом хочется открыть с позитивного джема. И он есть на первом же треке - "Constructive Summer" - позитивнейшем треке о друзьях и лете:

Этим летом мы кое-что построим

Сколотим вместе

Гигантскую лестницу

С любовью и верой, и друзьями и молотками

(Этим летом!)

Мы прислоним эту лестницу

К водонапорной башне

Заберёмся наверх, будем пить и общаться

(Этим летом!)

Звучит позитивно и заряжает настроением и энергией. Это мой самый любимый альбом, поэтому мне очень сложно не приводить лучшие цитаты. Например, обожаемый мной переход под конец "Конструктивного лета":

I went to your schools, I did my detention / Я пошёл в школу, сидел в изоляции

But the walls are so gray I couldn’t pay attention / Но стены такие серые, я не смог сконцентрироваться

I read your gospel, it moved me to tears / Я читал твоё Евангелие, оно проняло меня до слёз

But I couldn’t find the hate, and I couldn’t find the fear / Но я не смог найти в нём ненависти, не смог найти страха

I met your savior, I knelt at his feet / Я встречал твоего спасителя, стоял перед ним на коленях

And he took my ten bucks, and he went down the street / Он взял мои десять баксов и дальше потопал по улице

I tried to believe all the things that you said / Я пытался поверить всему, что ты мне сказал(а)

But my friends that aren’t dying are already dead / Но все мои друзья, что не умирают, уже мертвы

Опять попытаюсь дать свою трактовку:

Слова прошедшего суровую школу жизни, человека, которому надоело быть приличным, он сорвался и ударился наркотики и вечеринки. Многие пытались его наставить на пусть истины, но почему-то при этом относились к нему с отвращением (потому что он зависимый).

Что толку от убеждений и попыток наставить на верный путь, когда "половина друзей умирает, а другая половина уже мертвы"? Это, между прочим, отсылка к песне Knuckles с Almost Killed Me.

Часто люди пытаются спасти других, но, как говорил "наш единственный достойный учитель" - Джо Страммер, "только ты сам можешь себя спасти". Именно такое спасение описано в Constructive Summer - нужно построить что-то достойное, чтобы спасти самих себя.

Холли

Секс и жестокость, религия и перерождение, наркодилеры и сутенёры в лирике The Hold Steady

Трек "Lord, I'm Discouraged" рассказывает о Холли в период, когда она пропадала годами, это где-то до "How A Resurrection Really Feels", небольшой флешбек. Она связалась с плохой компанией. У неё синяки вокруг глаз, она уже давно не выходит танцевать, на вопросы отвечает отговорками, увиливает, пьёт дешёвые креплёные вина (что-то типа "Виногора", от 15 до 22 градусов). Говорит, что она больна, но не вдаётся в подробности. Рассказчик напрямую не называется, но можно предположить, что это Гидеон, ведь он всегда заботится о Холли. Он молится богу, рассказывает, как она продала свои украшения (чтобы выручить денег на наркотики), а он выкупил их обратно.

В целом, ничего кардинально нового, нам лишь дают понять, как тяжело Холли увязла в этой тусовке или "сцене". Гидеон молит бога, чтобы тот послал ему знак, знака все нет, поэтому парень молится просто, чтобы его девушка не умерла.

Шарлемейн и Гидеон

Второй трек: "Sequestered in Memphis" рассказывает историю одного парня. Парень был в Техасе, когда ему пришла повестка от полиции с требованием явиться в Мемфис. Он приезжает в Мэмфис, где его задерживают для допроса. Его допрашивают о девушке, которая водила машину как ненормальная, а он всё несёт какую-то ерунду: "вроде как она водила новый мустанг, возможно, арендованный, а ещё у неё было спутниковое радио. Она выглядела немного нервной." Наконец, он не выдерживает: "Вы правда думаете, что я настолько тупой?" Допрос превращается в какой-то фарс, но полиция требует пересказать историю ещё раз.

Секс и жестокость, религия и перерождение, наркодилеры и сутенёры в лирике The Hold Steady

Что именно произошло в Мемфисе, за что парня задержали нам не говорят сразу же, как и не называют имён. История раскрывается через Сэпфайр в следующей песне, которая впервые посвящена исключительно ей.

Сэпфайр

Трек называется просто "Yeah Sapphire" и балует замечательными строчками с двойным дном:

If I cross myself when I come

Would you maybe receive me?

Можно было бы прочитать как "Если я перекрещусь, когда приду / Возможно ты примешь меня?" Но двусмысленность слова "come" слишком очевидна и превращает строки в "Если я перекрещусь, когда кончу / Возможно ты раздвинешь ноги?".

Но это не так важно, потому что Финн наконец-то рассказал, что случилось в Мэмфисе, что случилось с Шарлемейном. Его пырнули ножом, он ранен и истекает кровью. Он звонит Сэпфайр, но она опережает его и звонит ему первой. Она знает, что случится благодаря своему дару предвиденья. Она знает, что случится благодаря своему дару предвиденья. Видимо, она не только могла предсказывать исход лошадиных бегов в "Chips Ahoy!", но и что-то большее.

Она сказала, что иногда видит вещи

Прямо перед тем, как они происходят наяву

<...>

Она была с парой парней, которые умерли

Двое из них были распяты

У последнего были просветлённые глаза

Но первый был Иисусом Христом

Both Crosses

Шарлемейна распяли как Иисуса. Вот почему Холи так не хочет говорить на эту тему ("Если спросят о Шарлемейне, будь вежливой и скажи что-нибудь туманное").

Она видела ленту до момента, как она оборвалась

Она видела тела, видела кровь

Она видела, ангела, вонзающего меч ему в бок

<...>

Она видела его отхаркивающего кровь прямо перед тем, как видение оборвалось

С тех пор Сэпфйар постоянно виделись два креста, и она постоянно о них думала. На одном кресте Шарлемейн, а вот кто был на втором кресте доподлинно выяснить не удалось.

Больше позитива

Секс и жестокость, религия и перерождение, наркодилеры и сутенёры в лирике The Hold Steady

Черноту событий последних треков немного разбавляют бонусы. Например, Two-Handed Handshake:

Парни/девушки, мы как будто даже не пытаемся

Парни/девушки, я почти уверен, что мы можем всё исправить

Парни/девушки, вы можете стараться лучше

Трек о ссорах в отношениях между парнями и девушками. Всегда виноваты обе стороны. Парни виноваты в том, что не хотят представлять из себя ничего, хотят, чтобы девушки сами на них вешались. Девушки просто хотят, чтобы бывший приревновал или западают на красивую обложку. Пытаться отомстить или как-то ещё отыграться за причинённые обиды - не лучший выход, это только усугубит конфликт. Это сотрудничество и подразумевается под "двуручным рукопожатием".

Итог по альбому

Секс и жестокость, религия и перерождение, наркодилеры и сутенёры в лирике The Hold Steady

Жесть, как сгустились тучи, как закрутились события. Альбом очень сбалансированный, есть крутые лирические приёмы, сильные треки. Концентрация цепляющих мелодий зашкаливает, а баланс позитива и чернухи соблюдён как никогда хорошо.

В остальном всё как обычно: сарказм, своя собственная мифология, перекрёстные ссылки и странные отношения с религией.

Альбом учит взрослеть красиво, продолжать свой путь, не отступая от принципов молодости.

В музыкальном и вокальном плане это лучший альбом. Финн брал уроки вокала и это заметно, на альбоме можно услышать много инструментов, много приглашённых звёзд. Если не знаете, с чего начать, обязательно послушайте Stay Positive.

2010 - Heaven Is Whenever

Обложка Heaven Is Whenever
Обложка Heaven Is Whenever

Альбом пропитан какой-то взаимной неприязнью персонажей друг к другу. Возможно, лирика как-то была "вдохновлена" уходом клавишника, бэк-вокалиста и одного из основателей группы - Франца Николаи. Впрочем, ни Финн, ни сам Николаи не отзывались о случае негативно. Просто по-дружески разошлись дорогами. Но альбом выдался неплохим и без клавишных. Лирика характерная, как всегда, а звук приобрёл ещё одну гитару - взяли нового члена группы.

Холли и Шарлемейн

Шарлемейн осуждает распутный образ жизни Холли. Она связывается то с богатенькими парнями, с городскими. Но они все - паразиты по мнению рассказчика, они лишь ищут свою выгоду. Шарлемейн находит их отвратительными.

Секс и жестокость, религия и перерождение, наркодилеры и сутенёры в лирике The Hold Steady

Шарлемейн выставляет себя и свою компанию как гораздо лучшие кандидатуры на объект симпатий девушки: "Мы видели некоторый беспредел и по большей нас даже не зацепило". Он не уточняет, какой именно беспредел они видели, но, очевидно, преувеличивает. Отсылки к "Almost Killed Me" сложно сосчитать, а распятие Шарлемейна - вообще отдельная история, которая скорей всего произошла позже по таймлайну, но всё же. Едва ли всё это можно назвать словами "даже не зацепило".

Впрочем, Шарлемейн не испытывает симпатии ни к кому:

Ты называешь себя принцессой

Но я не убеждён

Я видел парней, с которыми ты была

Они не очень похожи на принцев

Ты говоришь, что ты намного лучше

Только я не очень тебе верю

Я видел девушек, с которыми ты пришла

Я видел парня, с которым ты ушла

Говоришь, что пробовала уйти в Иисуса, но было слишком неудобно

У тебя просто не хватило терпения

Ты говоришь, что произносила молитвы, но как будто бы там никого не было

Я и не думал, что ты поймёшь

A Slight Discomfort

Уже через пару треков Шарлемейн пожалеет о сказанном. Он будет очень сильно извиняться за всё, что он наговорил, мол, не хотел обидеть, я тебя всё ещё люблю, прошу прощения за то, что таскал тебя по всем вечеринкам и за всё-всё-всё.

Молодая любовь - это такая чудесная борьба

Wonderful Struggle

Но будет уже слишком поздно, потому что вмешается Гидеон.

Гидеон

Он, как всегда, стоически переносит любые тяготы жизни:

Мы высосаны как кровь, мы прилипли к земле

Так мы понимаем, что ещё будем поблизости

Мы привязаны как воздушные змеи, но всё равно нас сносит в неприятности

Будут ночи, когда мы будем страдать

Такова наша борьба

Separate Vacations

Он обращается к Холи:

Ты горяча и напугана так, что тебе не хватит воздуха

Это наш крест и мы его несём

Separate Vacations

Он очень подробно описывает все отрицательные стороны её приятеля Шарлемейна и сообщает Холли, что "после всего этого, вам придётся взять отдельные отпуска". То есть Гидеон планирует покончить с отношениями Холли и Шарлемейна ради общего блага.

Сэпфайр и Шарлемейн

Секс и жестокость, религия и перерождение, наркодилеры и сутенёры в лирике The Hold Steady

Есть только один человек, интересующий одинокого Шарлемейна - это его бывшая девушка Сэпфайр. Спустя несколько лет Сэпфайр и Шарлемейн снова встречаются. Шарлемейн говорит, что он всегда знал, что Сэпфайр на самом деле выбрала его как самый последний вариант. Он сожалеет, что их отношения распались, было так славно выигрывать на лошадиных бегах, а потом проводить время под кайфом. А ещё он предлагает повторить. Здесь он должен подарить ей футболку с принтом "можем повторить?".

Вообще, интересный поворот получается. Шарлемейн на самом деле не умер, после того, как его распяли? Более того, оказывается все девушки об этом знали, но молчали:

In the end only the girls know the whole truth / В конце концов только девушки знают всю правду

Не зря мы встречали отсылки к "Almost Killed Me"! Видимо, Сэпфйар была в курсе, что Шарлемейн остался жив. Все её подруги, включая Холли, тоже знали, но молчали.

Позитивная сторона

Какой-то парень, выбравшийся из больницы после проблем с наркотиками, даёт слушателю важный совет:

Не каждую девушку можно понять,

Лучше всего удаётся понять ту, которую любишь

Не каждую девушку можно понять,

Ты любишь тех, которых больше всего понимаешь

Soft in The Center

В тексте есть классная игра значений слова "get" - это одновременно "понимать" и "заполучать". То есть строки можно прочитать ещё и как "не каждую девушку можно заполучить". И основной посыл здесь можно уложить в одну фразу: "парень, не вешайся на каждую девчонку, всех не поцелуешь".

Трек подходит под категорию "позитивная сторона", но, к сожалению, мне не удалось определить, кто же выдал нам такую истину.

Секс и жестокость, религия и перерождение, наркодилеры и сутенёры в лирике The Hold Steady

Ещё одна песня, которая подходит под категорию - Heaven Is Whenever, можно сказать, заглавный трек с альбома. Это гимн близким людям и прославление "унифицированной" сцены:

Heaven is whenever we can get together / Рай - это, когда мы можем собраться вместе

Sit down on your floor, and listen to your records / Сесть на полу у тебя в квартире и слушать твои пластинки

Heaven is whenever we can get together / Рай - это, когда мы можем собраться вместе

Lock your bedroom door, and listen to your records / Закрыть дверь твоей спальни и слушать твои пластинки

Полный текст песни просто сочится отсылками к разным культовым и не очень группам. Основная отсылка к группе Heavenly. Это малоизвестный коллектив из Оксфорда, который играл очень весёлую музыку, а потом барабанщик (брат вокалиста) покончил с собой. Контраст настроения в музыке и этого события настолько поразил Финна, что он решил добавить это в свою песню.

Религиозные отсылки

Религиозные отсылки со всей присущей неоднозначностью представлены на треке "Our Whole Lives". В лирическом плане песня лежит где-то за пределами основной мифологии. Главный герой - какой-то случайный мужик, пришедший в церковь, чтобы сделать щедрые пожертвования. Он делает это не от чистой души, а чтобы заранее искупить грех, который он совершит этой ночью:

Этой ночью мы отлично повеселимся,

Но я хочу попасть в рай после смерти

Сыграю на опережение,

Схожу на утреннюю мессу в субботу

При этом у него есть двое детей, которые звонят ему. Как порядочный семьянин, конечно же, он идёт домой… Попутно заскочив за спиртным в магазин. Возможно, он прихватит что покрепче, если попадётся правильный парень.

Мы - хорошие ребята, но мы не можем быть хорошими каждую ночь

Мы - хорошие ребята, но мы не можем быть хорошими всю нашу жизнь

Во второй части песни главный герой уходит в отрыв и больше не собирается домой. Ему наплевать на детей, он хочет только развлекаться с друзьями под тяжёлыми наркотиками и алкоголем, ведь всегда можно сказать "Отче, я согрешил и хочу обязательно повторить когда-нибудь".

Секс и жестокость, религия и перерождение, наркодилеры и сутенёры в лирике The Hold Steady

Одобряет ли такое поведение христианство? Можно ли грешить бесконечно, если потом прочитать "отче наш" нужное количество раз? Простит ли тебя всепрощающий господь? Песня именно об этой черте практически любой конфессии.

Итог по альбому

Я верю в три простых вещи (отец, сын, святой дух)

Но порой вечерами накатывает ощущение неправильности

Не стоит петь в группе "будь собой"

Если ты не хочешь быть собой

Going on a Hike

Строчки отлично подытоживают альбом и вообще важную веху в творчестве группы. Такое чувство, что к концу альбома Крэйг и команда устали продолжать всю эту рок-оперу про Холли и компанию. После выхода альбома они ещё дали один тур, а потом, в 2012, ушли на перерыв. Финн записал сольный альбом, затем вернулся к основным обязанностям и группа записала трек "The Bear and the Maiden Fair" специально для эпизода Игры престолов под названием "Стезя страданий".

Отрывок из эпизода вы видели в начале, а эту картинку нет
Отрывок из эпизода вы видели в начале, а эту картинку нет

Перерыв длился недолго. Почти сразу же группа приступила к записи следующего альбома, который был лучше прежнего творчества и даже вполне силён в лирическом плане. Но это уже не то, больше нет Холли, Шарлемейна, Гидеона, Сэпфайр и других. Вместо знакомых персонажей появились общие портреты "каких-то героев". Нельзя всю жизнь выезжать на одном и том же, нужно когда-то подвести черту.

Что дальше?

На сегодняшний день у The Hold Steady есть ещё три альбома: 2014 - Teeth Dreams, 2019 - Thrashing Thru the Passion и 2021 - Open Door Policy.

Обложка Teeth Dreams
Обложка Teeth Dreams

Teeth Dreams, можно сказать, входит в общую мифологию и даже заполняет некоторые сюжетные дыры. Например, про действия группировки скинхедов, членом которой был Гидеон: кровопролитие на улицах, бойни и т.п. В текстах можно уловить намёки на Гидеона, Шарлемейна и даже один очень толстый намёк на Холли. Но всё это довольно отстранённо, действие не развивается, ситуация не накаляется. Да, формально альбом ещё часть мифологии, есть отсылки к предыдущим альбомам и трекам, но нового по теме почти ничего нет.

В музыкальном плане группа заметно выросла за 4 года с момента Heaven Is Whenever. Клавишные на себя временно взял Тэд Кублер (лид-гитара, бэк-вокал), добавилась ритм-гитара, которой не было ранее, перкуссия стала чуть более подтянута, звук стал заметно плотнее. В общем, слушать альбом обязательно нужно, особенно если вам в первую очередь нравится музыка.

Обложка Thrashing Thru the Passion
Обложка Thrashing Thru the Passion

Аналогичная ситуация с альбомами Thrashing Thru the Passion и Open Door Policy. Эти совсем не рассказывают про классических лирических персонажей, почти не имеют отсылок к предыдущему творчеству, но в музыкальном и лирическом плане стоят на голову выше, чем ранние творения. К тому же в 2016 вернулся Николаи, и музыка стала ещё насыщеннее. Более того, Крэйг Финн и Тэд Кублер, которые раньше сочиняли тексты только на пару, больше не являются монополистам. Каждый участник The Hold Steady приложил руку и фантазию к сочинению лирики на последних трёх альбомах, что даёт интересные и вдумчивые тексты не совсем в стиле предыдущих, зато очень свежие и новые.

Обложка Open Door Policy
Обложка Open Door Policy

Заключение

В эпилоге скажу, что The Hold Steady определённо стоит послушать целиком. Также рекомендую ознакомиться с парой концертных записей коллектива. Наблюдать за тем, как Финн жестикулирует очень интересно, напоминает Аврору на её живых выступлениях. У меня о нём сложилось впечатление как о прямо-таки сферическом интроверте в вакууме. Могу быть неправ, но всё равно смотреть забавно.

Не важно, в каком порядке слушать THS, но ознакомиться с творчеством группы будет не лишним. Прочтение лирики заставит призадуматься о многих вещах, а музыка порадует слух.

И самое главное - это всегда-всегда нужно оставаться на позитив. И никогда не принимать наркотики. В случае любых тёмных мыслей обращаться к врачу. Религия тоже может поддержать в трудные времена. Материал носит исключительно развлекательный характер.

Хочу собрать постами на новый компьютер. У меня есть работа, у меня есть деньги, но на компьютер должен собрать постами. Ну, бзик у меня такой. Буду благодарен за донат на ДТФ или на карту, всё пойдёт в копилку! Уже собрано: 18 из 68 тысяч.

Если нет желания/возможности задонатить, не беда, бесплатная подписка на мой телеграм также греет мою душу.

Контент для взрослых
1919
18 комментариев

Пиздец. Ахахаха. Я хуею. Один час прошёл – один лайк. Ахахахаххахаха. Сука. Комичная ситуация. Но ты крут. А ситуация пиздец. Ахахахахаха

3

Давай охуевать вместе!))) Вспоминаю твой лонг про Вангелис) Музыка тут нахуй никому не нужна

3

Даже привязка к эпизоду игры престолов не помогла)
Прискорбно, но ожидаемо)

1

Меня другой вопрос интересует, как ты тут умудрился 18 к собрать на комп? Тимурка узнает - удавится.

3

10 собрал на другой платформе, только тссс, это не афишируется.

А еще ты, кажется, не в подсайт опубликовал. Я твою статью вообще нигде не вижу.

1

Да, в свой блог опубликовал. В подсайте была бы та же история. И плюс развиваю блог.