Пособие по Ралли для новичка

Или "Как перестать бояться и начать смотреть ралли"

Ралли Сафари
Ралли Сафари

Пустая гравийная дорога, которую окружает темнота леса. На пути тебе не встречается ни одного автомобиля. Есть только дорога, красивые пейзажи, ты, твой напарник и твоя машина. Ты не сражаешься с другими гонщиками за позицию. Никто не выбьет тебя с трассы. Гоночный директор не прервёт тебя машиной безопасности.

В этот момент, в момент прохождения спецучастка, ты находишься в одиночестве. Ты сражаешься не с людьми, ты сражаешься с дорогой и самим собой. Что тебя ждёт за следующим поворотом? Ответ тебе подсказывает очень далёкий голос твоего напарника. Хватит ли тебе смелости подчиниться его голосу и пройти поворот так быстро как он просит? Ты прошёл. Но тут же возникает новый поворот и совсем новые инструкции от голоса твоего напарника. Хватит ли тебе ума найти более оптимальную траекторию по более чистому участку дороги? Ты и её нашёл. А может и нет.

Ралли Швеции
Ралли Швеции

В этом заключается вся прелесть ралли. Великие мастера управления автомобилями решают задачи, которые им ставит дикая природа, побеждая и её, и самого себя. Главным козырем дикой природы является её неизвестность: напарник за долю секунды говорит гонщику каков будет поворот и как быстро его стоит пройти. Но никто не знает, каким будет состоянии дорожного покрытия в момент прохождения поворота, не будет ли где лежать какого большого камня, который может сломать подвеску любой машине. Быстрое реагирование, мгновенная адаптация и незамедлительное принятие решений — жизненно важные качества любого гонщика ралли.

Импреза в классических цветах под управлением Колина Макрея
Импреза в классических цветах под управлением Колина Макрея

Наверняка многим с детства в память врезались легендарные раллийные автомобили в классических ливреях вроде Субару Импрезы и Митсубиси Лансер Эволюшн. Знаменитые тележурналисты, вроде Джереми Кларксона снимают, классные фильмы о прошлом ралли. В интернете люди восхищаются большой мощностью машин "запрещённой" Группы Б. Раллийные видеоигры являются одними из самых популярных среди всех гоночных игр. Видео раллиста Кена Блока собирают миллионы просмотров по всему миру.

Однако, из всех людей, кто в том или ином виде любит ралли, только довольно малый процент следит за актуальным сезоном. Возможно, кто-то не знает где смотреть; возможно, кто-то не до конца разобрался с правилами; возможно, кто-то просто не задумывался, что ралли можно смотреть и это очень интересно. Помочь максимально просто разобраться в ралли с нуля поможет данный пост. Тем более, что этот год — начало новой эры для ралли, и в конце сезона нас с очень большой вероятностью ждёт совершенно новый чемпион.

Пособие по Ралли для новичка

Что вообще такое ралли?

Ралли — вид автогонок, заезды которого главным образом прокладываются по автомобильным дорогам общего пользования (дороги могут быть асфальтовыми, гравийными, снежными, со смешанным покрытием), в формате "из пункта A в пункт B" с прохождением контрольных точек. Пилоты едут на максимальной скорости только на специально перекрытых скоростных участках (спецучастках или СУ). А от одного спецучастка до другого раллисты передвигаются, соблюдая все правила дорожного движения и за строго определенный промежуток времени, поэтому в отличие от обычных гоночных машин раллийные автомобили должны иметь все необходимые атрибуты для езды по дорогам общего пользования (такие как поворотники, фары и другие).

Автомобили начинают проезд спецучастка по одному через равные промежутки времени. В конце каждого спецучастка записывается время его прохождения, которое суммируется к общему времени всего ралли. Гонщик, у которого итоговое время прохождения всех спецучастков к концу ралли окажется наименьшим, становится победителем ралли. Если гонщик сходит на одном из спецучастков по технической причине или по причине аварии, то он не может претендовать на победу. Гонщикам разрешают принимать участие в прохождении следующих СУ, однако к общему времени ралли добавляют очень большой штраф за сход.

Поэтому в ралли очень актуально выражение: "Чтобы финишировать первым, сперва нужно финишировать". Потому что от схода никто не застрахован: ни водители, ни автомобили.

Пособие по Ралли для новичка

Как раллисты запоминают дорогу?

Обычно продолжительность всех спецучастков ралли составляет 300 км или больше. Поэтому, в отличие от гонщиков кольцевых гонок, раллисты не могут запомнить весь маршрут. Тут им на помощь приходят штурманы, которые во время движения дают гонщикам информацию какие повороты будут далее по маршруту и как их нужно проходить.

Существует несколько систем обозначения поворотов, но в классической происходит оценка поворотов по шестибальной шкале: 6 означает, что поворот можно проходить практически на полном газу, а 1 — что поворот надо проходить максимально медленно. Поэтому обычно от штурмана можно услышать что-то вроде "5 лево, 4 право, 6 право" и т.д. В записях штурмана также указывается информация о прыжках, возможности срезать поворот, с какой стороны дороги лучше проезжать секцию и ещё множество мелких деталей, которые помогут гонщику проходить спецучасток быстрее.

Пособие по Ралли для новичка

Какие существуют ралли чемпионаты?

В мире существуют десятки различных чемпионатов ралли. Самый нижний уровень — это национальные чемпионаты отдельных стран. Практически в любой более-менее крупной европейской стране есть свой. Более престижными считаются международные чемпионаты, такие как Чемпионат Европы, Чемпионат Африки, Чемпионат Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеаанский чемпионат и другие.

Но вершиной ралли считается Чемпионат Мира WRC (World Rally Championship), где за титул чемпиона мира сражаются лучшие гонщики планеты. Именно с него я и рекомендую начать знакомство с соревнованиями ралли. У чемпионата мира есть своя система поддерживающих младших чемпионатов, таких как WRC2 и WRC3.

Пособие по Ралли для новичка

На чём ездят раллисты?

Участники ралли ездят или на очень сильно модифицированных серийных автомобилях, либо на специально созданных с нуля болидах для ралли. Раллийные машины очень крепкие и способны выдерживать очень серьёзные аварии. Безопасности в ралли уделяют очень много внимания, т.к. в отличие от кольцевых гонок машина может столкнуться с чем угодно: сорваться с обрыва, врезаться в дерево или улететь в озеро. По этим же причинам безопасности раллийные машины не могут сравниться по мощности например с самыми мощными кольцевыми спорткарами или суперкарами ралликросса. Тем не менее, с этого года мы вошли в эпоху самых мощных автомобилей WRC в истории.

Пример аварии, после которой ни водитель, ни штурман никак не пострадали
Пример аварии, после которой ни водитель, ни штурман никак не пострадали

В этом году международная автомобильная федерация наконец-то воплотила в жизнь свою пирамиду классов раллийных автомобилей.

Rally1 — самые мощные и технологичные машины, которые используются только в чемпионате мира. Автомобили этого класса полноприводные и оснащены 500-сильной гибридной силовой установкой (380 лошадей приходятся на двигатель внутреннего сгорания, а 120 генерируются электромоторами). Электромоторы не работают на протяжении всего спецучастка, с ними можно ехать только определённое количество времени. Пилот сам решает как более эффективно использовать дополнительную мощность по ходу СУ.

Rally2 (ранее известный как R5) — автомобили, которые используются в чемпионате WRC2 и являются топовым классом во всех других международных и большинстве национальных чемпионатах. Автомобили этого класса полноприводные и имеют мощность 300 л.с. Это самый популярный класс современных раллийных автомобилей по всему миру, и, если кто-то катается на автомобилях этого класса, то его уже можно считать очень серьёзным раллийным гонщиком.

Rally3 — очень новый класс, представленный в прошлом году. До этого между нынешними машинами Rally2 и Rally4 был большой скачок мощности, стоимости обслуживания, а самое главное, что молодые водители с переднеприводной или заднеприводной машины сразу пересаживались на очень быструю полноприводную. Класс Rally3 должен сделать этот переход более плавным и дать возможность молодым водителям раньше пересесть на полноприводную технику.

Rally4 и Rally5 — ещё менее мощные переднеприводные или заднеприводные машины, предназначенные для новичков.

Пирамида раллийных машин FIA
Пирамида раллийных машин FIA

Команды и гонщики чемпионата мира

Рассмотрим главных действующих лиц чемпионата мира по ралли

Тойота

Автомобиль: Toyota GR Yaris Rally1

Японский автопроизводитель является прошлогодним чемпионом и главным фаворитом этого сезона как в кубке конструкторов, так и в личном зачёте.

Постоянные пилоты:

Пособие по Ралли для новичка

Элвин является вице-чемпионом двух предыдущих сезонов. С уходом чемпиона на неполное расписание (об этом чуть ниже) валлиец на бумаге является главным фаворитом этого сезона. Однако, конкуренция у Эванса очень серьёзная, и, чтобы стать Королём, Принц Уэльса должен приложить все свои усилия. Следить за Элвином точно будет очень интересно.

Пособие по Ралли для новичка

Калле — сын бывшего гонщика WRC Харри Рованперы, и он штурмует чемпионат мира по ралли. В свой 21 год он уже чемпион класса WRC2 Pro (сейчас это WRC2) и уже многократный победитель этапов WRC. В этом смысле он уже превзошёл своего отца, у которого за карьеру была всего одна победа в чемпионате мира. Кажется, что мировой титул для молодого финна является вопросом времени. Но случится ли это в сезоне 2022? Отличное выступление на первых двух ралли сезона склоняет к положительному ответу.

Пилоты подписанные на неполный сезон:

Пособие по Ралли для новичка

Себ является действующим и восьмикратным чемпионом мира. Но в этом году он перестал выступать в WRC на постоянной основе. Француз решил погнаться за ещё одной своей мечтой — победой в Ле Мане. Поэтому сейчас у него в приоритете выступление в чемпионате мира по гонкам на выносливость. Однако, ралли он полностью бросать не захотел, а боссы Тойоты только и рады при любой возможности предоставить в распоряжение нынешнего Короля ралли свою третью машину. А нам, фанатам ралли, всегда приятно посмотреть на ещё один ралли-мастеркласс от Ожье.

Пособие по Ралли для новичка

У Лаппи на первый взгляд стоит невозможная задача: подменять по ходу сезона Себастьена Ожье и убедить боссов Тойоты подписать его в следующем году на полный сезон. Но кто его знает, возможно Ожье в следующем сезоне вообще завершит своё выступление в WRC, а возможно Тойота расширит совю команду ещё на одну машину. В любом случае, Эсапекке жизненно необходимо показывать хорошие результаты и отличное выступление на Ралли Швеции вселяет надежду на лучшее.

Пилоты молодёжной команды:

Пособие по Ралли для новичка

Такамото является главной надеждой Японии и японского конструктора в чемпионате мира по ралли. Катсута с каждым годом всё больше прибавляет, и в прошлом году он смог завоевать свой первый подиум на Ралли Сафари. Будем с интересом и дальше наблюдать за прогрессом молодого самурая.

Хёндэ

Автомобиль: Hyundai i20 N Rally1

Главные противники Тойоты прошлых лет. Корейцы смогли выиграть несколько кубков конструкторов, однако личный зачёт пилотам этой команды так и не покорился.

Постоянные пилоты:

Пособие по Ралли для новичка

Тьерри является лидером Хёндэ уже много лет, он был тем кто помогал строить эту команду. Во многом благодаря ему корейский автопроизводитель смог взять несколько кубков конструкторов. Однако бельгиец так и не смог стать чемпионом мира, хотя он и становился вице-чемпионом WRC целых пять раз. С переходом Ожье на неполное расписание Невилль просто обязан брать титул.

Пособие по Ралли для новичка

Тянак — чемпион мира 2019 года в составе Тойоты и единственный гонщик, кто смог остановить победный стрик Себа Ожье. В Тойоте Отт был настоящей неудержимой машиной, но 2020 году эстонец перешёл в команду Хёндэ и дела у него пошли на спад. На одних ралли его часто подводила техника, на других Тянак сам допускал ошибки. Но когда бывший чемпион уверен в своей машине, то остановить его очень трудно. Отту нужно наконец-то научиться стабильно находить ритм его Хёндэ, в обратном случае сезон 2022 будет таким же невыразительным как прошлые сезоны в корейской команде.

Пилоты подписанные на неполный сезон:

Пособие по Ралли для новичка

Оливер — сын чемпиона мира 2003 года Петтера Сольберга. И с самого прихода в WRC Оливер показывал удивительный темп. В этом году он из младшей команды перешёл в старшую и будет делить третью заводскую машину i20. Для Оли сейчас очень важно набираться опыта, но не сомневаюсь, что мы увидим классную езду от Сольберга младшего и в этом сезоне.

Пособие по Ралли для новичка

Подменять молодого Сольберга будет ветеран Дани Сордо. Две из трёх его побед в WRC он одержал за рулём Хёндэ в последние несколько сезонов. Испанец знает как работать с корейскими машинами, и это конечно большое преимущество, что тестировать новую гибридную технику будет в том числе такой опытный пилот как Дани.

М-Спорт Форд

Автомобиль: Ford Puma Rally1

Последние несколько сезонов М-Спорт была частной, а не заводской командой. Поэтому она не могла конкурировать с крупными азиатскими автопроизводителями. Но с этого сезона команда получила заводскую поддержку для их новой машины Puma, которая получилась довольно удачной. Поэтому в этом сезоне британская команда может бороться даже за победы.

Постоянные пилоты:

Пособие по Ралли для новичка

Крэйг Брин является довольно опытным пилотом. Тем не менее, это его первый полный сезон на рулём заводской команды WRC и сразу в статусе лидера команды. Форд возлагает на него большие надежды, посмотрим хватил ли у ирландца мастерства их оправдать.

Пособие по Ралли для новичка

У Адриена Фурмо довольно удивительная и необычная карьера гонщика. В отличие от большинства современных профессиональных пилотов, для француза ралли являлось всего лишь хобби. Настоящим своим призванием Адриен считал профессию врача и он уже закончил университет по специальности. Однако, скорость и результаты так поразили руководство команды М-Спорт, что они решили перехватить молодого пилота у медицинской системы Франции. Фурмо очень быстр, однако ему пока не хватает опыта и здравой оценки ситуации, именно поэтому у него пока слишком много сходов. Однако, я думаю, что на новой Пуме француз сможет побороться за несколько подиумов в этом сезоне.

Пособие по Ралли для новичка

Для фанатов Формулы-1 Гаса можно охарактеризовать одним словом: "рентач". Гас уже довольно долго в команде и его прогресс происходит ну очень долго. Тем не менее, хоть и медленно, но зато верно Гринсмит становится быстрее. Я бы не ждал от британца многого, однако некоторые вспышки хорошего вождения (как например его первая победа на спецучастке в Монте-Карло) мы в этом сезоне точно увидим.

Пилоты подписанные на неполный сезон:

Пособие по Ралли для новичка

Сказать, что Лёб легенда ралли, означает не сказать ничего. Самое невероятное, что с годами француз удерживает высочайший уровень выступлений и пробует совершенно новые виды автоспорта (например в конце апреля Себ дебютирует в ДТМ за рулём Феррари). Из любимого ралли Лёб уходить тоже не собирается и в этом году будет выступать за рулём Пумы на нескольких этапах. Себ уже показал отличный результат на Ралли Монте-Карло. Следующий раз он примет участие в Ралли Португалии.

Пособие по Ралли для новичка

Ещё один молодой француз за рулём Форда. Раньше Любе показывал очень неплохой тем, однако прошлый сезон в младшей команде Хёндэ для Пьера-Луи превратился в катастрофу: постоянные сходы, лишь один раз он смог приехать в очки. Для француза этот сезон в Форде "пан или пропал", он просто обязан показывать какие-то приличные результаты, чтобы иметь дальнейшую возможность закрепиться в WRC.

Когда и где смотреть WRC?

Этот пост выходит немного с опозданием, сезон начался уже в январе вместе с легендарным Ралли Монте-Карло. Но уже в эту пятницу начнётся третий этап чемпионата мира сезона 2022 — Ралли Хорватии, что является хорошей возможность начать смотреть чемпионат.

А где его смотреть? У вас есть несколько возможностей. Самая дорогая и самая хардкорная — смотреть все спецучастки на сервисе WRC+. Сервис платный и подписка на 1 месяц стоит 11 евро. Конечно, для начинающих зрителей этот способ далеко не оптимальный, однако есть и альтернатива.

Пособие по Ралли для новичка

Ралли как и гонки на выносливость — это скорее вид автоспорта за которым нужно следить, а не который полностью нужно смотреть. Даже WRC+ показывает проезд по спецучасткам только 10-15 гонщиков, в то время как в ралли может принимать участие и 60, а то и больше экипажей.

Следить за результатами этапов чемпионата мира можно прямо на официальном сайте WRC. На спецучастках собираются тысячи болельщиков, многие из них снимают видео, поэтому самые свежие видео прохождения гонщиками спецучастков можно легко искать на youtube. Такие видео зачастую намного атмосфернее чем трансляции WRC+. Так же рекомендую подписаться на youtube-канал Dirtfish. Сотрудники канала имеют доступ к закулисью всех ралли команд, сообщают срочные новости, берут свежие интервью у пилотов, выкладывают множество видео с мест событий. Официальный youtube-канал WRC не настолько крут, однако подписаться можно и на него.

Ну и самое главное. В конце каждого гоночного дня (с пятницы по воскресенье) обычно в 23:00 по московскому временивыходят очень подробные получасовые обзоры событий дня на Ред Булл ТВ. И эти обзоры совершенно бесплатны. Если вам будет лень искать пользовательские видео, смотреть более новостные видео Dirtfish, то я настоятельно рекомендую начать своё знакомство именно с этих обзоров. На том же Ред Булл ТВ прямо сейчас можно посмотреть обзоры всех дней второго раунда сезона WRC этого года — Ралли Швеции (первый раунд — Ралли Монте-Карло — по каким-то причинам уже недоступен, поэтому успейте посмотреть снежное шведское ралли).

Вы не поверите, но и это ещё не всё. Если вы установите локацию Германия или Австрия на своём VPN, то вы сможете посмотреть несколько спецучастков в прямом эфире на немецком канале ServusTV. В эту субботу можно будет посмотреть 12й и 16й спецучастки, а в воскресенье — последний, 18й спецучасток Powerstage, за быстрое прохождение которого даются дополнительные очки в зачёт чемпионата и который определит победителей всего ралли.

Как вы познакомились с ралли? Смотрите ли вы его? Будете ли впервые смотреть Ралли Хорватии в эти выходные? Кто станет победителем? Пишите в комментариях. Обязательно пишите, если даже после прочтения этого поста у вас остались какие-либо вопросы.

А чтобы ты продолжал видеть интересный контент, а «Автоспорт» развивался дальше, мы рекомендуем сделать одну простую вещь — подписаться на наши социальные сети:

251251
76 комментариев

Комментарий недоступен

22

А чем машины группы Б принципиально отличаются от современных? Они менее мощные, всяких аэрокрыльев и обвесов у них столько же, звучат современные машины очень круто.

5

Группа Б - это невероятно крутое время. Да, машины были более дикими. Но так было вообще абсолютно везде, не только в ралли. Нынешние автомобили не менее классные. И к тому же они в разы быстрее. И с новым регламентом скорость стала только выше, в отличии от Формулы 1...

По-моему главным недостатком для популяризации является отсутствие дорожных вариантов этих монстров. Да Тойота выпустила Ярис, но только одна она на такое пошла.

3

Мне просто кажется, что это проблема отдельных людей
То есть, я смотрю автоспорт просто потому что сам в нем любитель и понимаю какие перегрузки испытывает пилот, понимаю какая там игра в шахматы происходит и чё вообще куда
А кто-то вот смотрит, ну машинки, гоняются, и чё

Проведу аналогию: я вообще не фанат футбола и не понимаю чё там эти дебилы смотрят за летающим мячиком 2 часа. Для меня они как умственно отсталые
При этом я не против посмотреть хоккей - а там всего-то мяч заменили на шайбу, добавили лёд и железяки, на которых нужно ездить по льду
Просто один спорт я понимаю, а другой - нет
С автоспортом также, и это скорее проблема людей, а не него самого

3

Комментарий недоступен

13

Увидел фотку и вспомнил твой коммент)

1

Самое крутое, что двое из этой тройной связки до сих пор активно катаются на регулярной основе, хоть уже и не в WRC. Да я на 100% уверен, что и Колин сейчас катался везде где можно (практически уверен, что сейчас бы принимал участив в каком-нибудь Нитро), если бы не тот ужасный инцидент.

1