Хроники Ньюфага. Впечатления о Mass Effect (2007)

Есть ли жизнь после Легендарного издания?

Предисловие

Я долго тянул с вкатом в трилогию Mass Effect. До прохождения я по сути не знал ничего конкретного про эти игры, кроме одного — они дико популярны. Дошло до того, что мой преподаватель по философии привёл пример из второй части, и я понял — пора.

Пора... ждать скидку. Видите ли, биовари забили на оригинальные игры трилогии после релиза ремастера, поэтому график цены на эти игры на SteamDB больше напоминал пульс мертвеца. Но я дождался! По этой причине этот текст и существует, желаю вам получить хоть каплю удовольствия от этого продукта графомании!

ПАФОС ДЛЯ ОБЛОЖКИ
ПАФОС ДЛЯ ОБЛОЖКИ

Сюжет и лор

Космический героическо-эпический экшн, космоопера в простонародье — все это есть Mass Effect. Играя за красавчика капитана Шепарда (или красавицу, как настроим), нам предстоит спасти репутацию человеческой расы в глазах космической общественности, а после и всю галактику. Честно, подобные голливудские сюжеты меня особо не впечатляют, по крайней мере я так думал, но игре удалось меня удивить. Вроде бы и финал у игры абсолютно обычный, нагнали пафоса для последнего сражения, как в современных супергеройских фильмах-жвачках, однако мне всё понравилось. Скорее всего это связано с тем, что глобальный сюжет в игре довольно простой по сути, легкоусвояемый, а дьявол кроется в деталях — отдельных ситуациях, персонажах и их взаимоотношениях (о персах в другом блоке текста). Также у игры очень богатый лор: кодексом можно буквально зачитаться, что придаёт вселенной игры большей живости — нет ощущения, что мир игры простаивал до появления в нём игрока.

Бонд. Джеймс Бонд.
Бонд. Джеймс Бонд.

Боёвка и прокачка

Mass Effect — это Action RPG. Огнестрел четырёх видов, укрытия и куча врагов — чем не Call of Duty? Ну, начнём с того, что прокачка харакетристик здесь всё-таки решает: чтобы прицел Шепарда не колбасило, будто он бороздит просторы космоса бухим аки Рик Санчез, нужно вливать очки в соответсвующие навыки обращения с оружием. Можете прокачать разные навыки, связанные с параметрами брони, хп, эффективностью хилок и уроном от разных источников, а после пары уровней прокачки навыка вам откроется умение этого навыка, если таковое имеется. Есть ещё навыки Обаяние и Устрашение, но они относятся к отыгрышу в диалогах, о чём будет дальше. Ну и есть Дешифровка, т.е. взлом, которая не относится ни к бою, ни к диалогам, отнесу его в категорию с единственным элементом "Исследование локаций".

В бою же Шепард может использовать пистолет, штурмовую винтовку, дробовик и снайперскую винтовку, а также гранаты, аптечки и умения. Пистолет и штурмовая винтовка оставались в сложенном состоянии 99,9% времени игры, моё прохождение как обычно было чередой крайностей: снапа вдаль, дробаш вблизи, третьего не дано, средняя дистанция это миф. На первых парах удачи с прицелом снайперки, попасть с неё не прокачавшись то ещё испытание. Отсутствие патронов и соответственно их менеджмента просто жирнейший плюс игры. Гранаты же летят куда угодно, лишь изредка во врагов, поэтому не так интересны. Ну и я особо не биотик, об умениях вспоминал очень редко. Ещё игроку доступны двое напарников, которым он может отдавать приказы. Чего я и не делал. Я вообще отличный капитан.

скринов сражений особо нет, есть этот, как вы видите, умения я не юзал вообще 🤡
скринов сражений особо нет, есть этот, как вы видите, умения я не юзал вообще 🤡

Диалоги

Куда RPG без диалогов, и в случае с Mass Effect диалоговая система тут... странная? Колёсико выбора вариантов ответа выглядит стильно, но не сказал бы, что удобно. Да и написаны там не полные реплики, есть вопросы к тому, что сказанёт Шепард при выборе ответа. Но это ладно, самое стрёмное — отыгрыш. Ультра средний ответ вам доступен всегда, но вот у вас появилось желание в одной ситуации сказануть что-то как герой и разрулить ситуацию соответствующе, или наоборот, как "отступник", т.е. как местный антоним герою. В обычных RPG вам достаточно вкачать какое-нибудь красноречие и вам откроются большинство закрытых ответов. Но эта игра другой случай: чтобы выбирать желаемые ответы, вам нужно прокачать относящийся к нему скилл. Драгоценные очки прокачки тратить на две ветки, которые вам могут пригодиться в разных местах, а могут и не пригодиться — просто ЗАЧЕМ, если можно было их объединить? Сравнительно непонятно, особенно учитывая, что переобуться будет сложно: вкачивай-ка теперь другую ветку, а за уже прокаченную ты не получишь ничего. Отыгрыш👍 BioWare чисто думала, что все будут только за героя или только за злодея проходить, поэтому можно не задумываться особо о том, что между.

Кхм, теперь про сами диалоги. Они добротные, кроме Шепарда. У меня небольшой диссонанс: вроде бы Шепард отвечает соответствующе своему званию, но прямо абсолютно серые и сухие реплики, фу. Остальные персонажи говорят поинтереснее, ОСОБЕННО Тали. Её акцент чистейший кайф. Ой, это текст из другого блока.

Барни, это ты?
Барни, это ты?

Напарники

Наверное круче было бы назвать этот блок текста "Спутники", типо космос там... неважно. Итак, Тали реально лучшая, у неё интересная биография, из-за образа жизни у неё интересная точка зрения на всё, она в целом ощущается полезнее для сюжета как-то, но не в бою, хотя между разными напарниками в бою я бы вряд ли нашёл разницу (кроме использующих биотические силы). Опять же скажу про её акцент, в бою, когда она повышает голос — отвал. Есть только одна НЕ маленькая проблема: её нельзя заромансить. В RPG нельзя заромансить одного напарника женского пола, зато остальных можно. Бред... Чё там по остальным напарникам?

YES MY QUEEN
YES MY QUEEN

Рекс — крутой чел, говорит редко, но метко. Личная история любопытная, ещё и с лором игры перекликается.

bad boy
bad boy

Кайден — скучный, не проникся им. Ультра обычный, зато в моём прохождении живой).

Гаррус — второй лучший напарник в игре. Весь такой правильный, тактичный, упрямый, но по игре часто прогибается под Шепарда и делает что-то не совсем по правилам, от чего получаются забавные диалоги. Тоже не заромансился😡

как ответить ему взаимностью?(((
как ответить ему взаимностью?(((

Эшли — один из двух женских персонажей для романа... Вместо Тали мы можем заромансить эту пацанку. Грубая и невыносимая, в персонаже нет ничего интересного, хотя по ощущениям от общения с ней у неё есть некий "стержень" ( ° ʖ °). По прошлым абзацам можете понять как сложилась её судьба в моём прохождении, ни о чём не жалею!

Лиара — второй возможный объект для романа. Полная противоположность Эшли, так ещё и инопланетянка. Если не Тали и Гаррус, тогда хотя бы Лиара. Но система отношений кринж, если люди в реале так же друг к другу подкатывают, тогда мы живём в цирке (сам-то я не знаю, девушек видел только на экране монитора).

👀
👀

Я исследовал все 1600 планет, чтобы тебе не пришлось

Я реально выполнил все квесты по сбору всего что есть на всех планетах. И да, это не лечится, я проверял.

Не-мейнквестовые планеты это жесть. Старфилд на самом деле придумали ещё в 2007 году! А что, корабль также почти неуправляемый, ведь тут у нас есть без иронии лучший пилот во всей галактике — Джокер (крутой чел, одобряю). Флора и фауна планет конечно скудная и их нет необходимости монотонно сканировать, какое разочарование. Зато есть ресурсы, которые мы не добываем, а помечаем для их дальнейшей добычи специально обученными людьми. Что же тогда делать на планетах?

Starfield — поле с камнями? А как на счёт поля БЕЗ камней?
Starfield — поле с камнями? А как на счёт поля БЕЗ камней?

Аванпостики. Есть парочка типов, но в основном они одинаковые. Редко там есть какие-то сюжеты, а как минимум один раз там лежал довольно важный второстепенный предмет для главного квеста. И они ничем не отличаются, хочешь найти — чисть всё. Обломки всякие есть, тоже нужно собрать какое-то определённое количество по квесту. Считайте, что это collectibles. А больше про планеты и сказать нечего.

одна из комнат аванпостика. полностью пустая...
одна из комнат аванпостика. полностью пустая...

На орбите планет также иногда летают космические станции. Это просто аванпосты, которые доступны только с палубы Нормандии. Также в системах есть пояса астероидов, которые можно только просканировать на наличие ресурсов. Если вы такой же отчаянный и хотите выполнить все квесты на сбор, то не забывайте про эти астероиды: в них есть ресы и они на первый взгляд некликабельны.

единственный скрин со станции
единственный скрин со станции

Про Мако напишу тут же — самый весёлый элемент игры. По планетам вы будете передвигаться в основном на вездеходе, который просто плевать хотел на физику. Если есть самая похожая реализация Вангеров в трипл-A сегменте, то это она. Многим почему-то не нравится управление и поведение Мако, абсолютно не согласен с этим. Не нравится — вперёд, пешочком, как в Starfield😏

моя эпичная заруба с молотильщиком (и управлением Мако)
моя эпичная заруба с молотильщиком (и управлением Мако)

Боссфайты

Каждый файт с Сареном = просто файт с жирными мобом. Арены унылые, поведение босса примитивное. Но Беннезия... Перед файтом с ней вы обязаны отбить несколько волн с обычными противниками, только вот они все биотики. Локация для боя, по сути, обычный коридорчик с комнаткой в середине. В коридорчике есть укрытия, важная часть игры. Но способности биотиков превращают арену в хаос, потому что из-за них укрытия двигаются и могут случайно перекрыть проход, да и самих укрытий из-за этого иногда не хватает. Добравшись всё-таки до Беннезии, вы почувствуете всю мощь биотических способностей на себе. Смотришь катсцену, а дальше получаешь в лицо. Чтобы не получить в лицо, нужно на префаере забить бедную милфу, пока она не сделала то же с тобой. Не догадаешься бить наперёд — давай-ка сначала весь босс файт проходи, волны мобов ждут. Загуглил, может быть что-то делаю не так, и натыкаюсь на статью разработчиков перед выходом переиздания, где они говорят, что этот боссфайт — говно. Спасибо, помогло👍 (если что я казуал, не забывайте).

Лиаре не обязательно знать всё
Лиаре не обязательно знать всё

Музыка

На протяжении всего прохождения игра кормила меня нереально цепляющими треками. Всё что эмбиент — скукотища, всё остальное — шедевр. Тема Нормандии отпечаталась на подкорке мозга. Но порвало меня от финала. После эпика в нём ожидаешь титры под абсолютное дженерик музло, но даже здесь игра удивила: заиграла Faunts – M4, Pt. II. КАК ЖЕ ОНА ПОДХОДИТ ИГРЕ. В интернете я не нашёл инфы про то, что песня написана специально для игры, но ощущается именно так. 8 минут чистейшей амброзии для ушей, песня попала мне в плейлист и не хочет оттуда уходить, помогите?..

Технические проблемы

Моя любимая категория в подобных материалах. Во-первых, игра встретила меня разрешением 720p. Поискав решение, я не нашёл ничего путного. Ну ок подумал я, и не такое проходили. Дошёл до Цитадели, читаю про диалоговую систему иии... натыкаюсь на видос. В нём чел заходит в настройки и меняет разрешение до нужных мне 1080p. Я замечаю непреметную стрелочку на видео, которой автор промотал все значения разрешения до нужного мне. Ну не мог же я не заметить в интерфейсе эту кнопку, верно? У автора видео просто мод какой-нибудь стоит, или это ремастер, нету этой кнопки же в моей ванильной версии?

почему она такая тёмная, кажется не кликабельной(
почему она такая тёмная, кажется не кликабельной(

Да, она там есть. Да, 1080p есть из коробки. Да, я аут. Куда деваться...И всё, больше у игры проблем нет.

Или так я думал. Думал до прохождения одной из первых сюжетной миссии. А потом...

Только в одной конкретной локации ломаются к чертям все тени в игре. Прямой способ это избежать — выключить тени — скучно. Я же использовал Silent Patch, благо сохранения не ломает. Вот теперь-то я могу с точностью сказать, что больше подобных багов не было и игра работала чуть хуже чем идеально.

Всякая всячина

Карабканье. А вы знали, что в игре можно карабкаться на объекты, которые не выше Шепарда? Я ни разу не видел, где можно было бы это применить с пользой, пока однажды не пришёл на один аванпост, и уже после полной его зачистки заметил кучу коробок. Я ставлю, что никто даже не обратил на них внимание, но с помощью этой кучи вы можете забраться на верхний этаж в теории не вступая в бой с противниками. В игре на самом деле так вряд ли получится, ибо враги шастают почти по всему первому этажу, когда-нибудь да заметят вас, плюс напарники скорее всего сразу войдут в бой, карабкаться-то они не умеют. Такую кучу я нашёл только в одном аванпосте, на остальных нету ничего подобного, а возможно есть, я мог не заметить. Любопытная и одновременно бесполезная деталь, живите с этим.

только со второго этажа смог охватить их, но из-за этого их стало хуже видно, сорян
только со второго этажа смог охватить их, но из-за этого их стало хуже видно, сорян

Спринт с бесконечной выносливостью вне боя. Просто удобная вещь.

Локации. Научно-фантастический стиль игры выдержан везде и он приятный, но локации довольно... пустые? Чем старше игра, тем меньше в ней деталей, но здесь даже в оживлённых местах абсолютно стерильные комнаты. Мне это кстати нравится, кажется, будто просторы для заселения настолько обширны, что обжить какие-то конкретные места просто некому и некогда. Шиза.

вроде пусто, а вроде даже уютно и ничего не отвлекает
вроде пусто, а вроде даже уютно и ничего не отвлекает

Дополнения

К игре вышло два дополнения: Bring Down the Sky и Pinnacle Station. Давайте сначала о хорошем.

Bring Down the Sky. Дополнение размером с одну сюжетную миссию, да и по наполнению тоже самое. Новая раса, сразу показанная с негативной стороны, направляет метеорит X57 на человеческую колонию Терра Нова, и вы, как истинный герой, должны всех спасти. Или не всех, можно истребить обидчиков ценой жизни группы работяг. Я истинный герой (пока мне это выгодно), поэтому пришлось отпустить супостатов. Более про дополнение сказать нечего, понравились сюжетные миссии основной игры — понравится и это дополнение.

А теперь о грустном.

Pinnacle Station. Новая космическая станция, новые персонажи, новая история — а в конце нас ждёт награда в виде своего домика — разве не кайф? Это арены. Пройти дополнение = пройти эти арены. Но тут куча арен, куча режимов — игра же нравилась вам из-за пострелушек? Геймплей в игре просто норм, её тянет в основном сюжет. И теперь такое дополнение... Отсутствие этого дополнения есть больший плюс Legendary Edition. Я не прошёл его, ничего про него не скажу. Я всегда стараюсь пройти всё в игре, но арены — моя слабость.

Почему не легендарка?

Потому что я люблю играть всегда в оригинал. Не сказать, что игра плохо сохранилась, у неё нет критических багов и подобного — почему бы и не поиграть в оригинал, that's my logic. Тем более игра выглядит абсолютно достойно даже сейчас. Легендарное издание удобно тем, кто хочет вкатиться в Mass Effect с нуля и без необходимости ставить патчи. А я этим заниматься обожаю, поэтому играл в ванильную версию.

Итог

Являясь довольно простой в плане геймплея, Mass Effect удержит ваше внимание благодаря своему миру, лору, сюжету и персонажами, т.е. теми аспектами, которые устаревают с меньшей скоростью, если вообще устаревают. Именно поэтому она до сих пор пользуется спросом даже в своём оригинальном исполнении. Хорошее приключение, однозначно рекомендую к прохождению, хотя... есть ли ещё кто-то такой же как я, не прошедший эту трилогию? Кхм, это не важно, а важна моя оценка этой игры в моей безупречной системе оценивания:

4/5

Хроники Ньюфага. Впечатления о Mass Effect (2007)
66
6 комментариев

Комментарий недоступен

2
Ответить

Нет)

Ответить

Ни асилил, но лайк
мой преподаватель по философии привёл пример из второй частиучишься в хогварце?

1
Ответить

Преподаю историю более 20 лет. Легко могу поддержать разговор об играх и фильмах. Иначе бы не был на этом сайте.

2
Ответить

Спасибо). К сожалению нет, обычный уник, просто преподаватель крутой попался.

Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить