Почему люди бросают учёбу

— Ты же говорил, что закончишь ещё днём…

Я застал друга в мастерской. Он сосредоточенно шлифовал деревянную деталь, не замечая времени.

— Да, но пару часов назад я просто решил подкрутить один винтик…

И тут меня осенило.

10 лет я пытался понять, почему люди бросают учёбу. А ответ всё это время был передо мной.

Смотри:

🔨 Столярное дело:

✔ Человек залипает часами, забыв про сон.

✔ Готов по 100 раз переделывать деталь, пока не получится идеально.

✔ Ждёт, когда сможет вернуться к работе.

✔ Спокойно тратит деньги на инструменты и материалы.

📚 Учёба:

❌ “Нет времени даже на 15 минут…”

❌ “Слишком сложно…”

❌ “Забыл про курс…”

❌ “Жалко денег…”

Один и тот же человек. Один и тот же мозг. Но реакции — абсолютно разные.

Почему так?

Как геймдизайнер, я знаю одно:

Игрок бросит игру, если она не даёт быстрый фидбек, наказывает за ошибки, мешает чувствовать прогресс и воспроизводить доминирующие эмоции.

А теперь сравним:

— Почему ты не устал от этой детали?

— Потому что я вижу результат сразу.

Учёба даёт его только в конце.

→ В играх это называют моментальным фидбеком. Если игрок ждет реакцию на свое действие слишком долго — он уходит.

— А если не получится?

— Ну переделаю, делов-то.

А в школе за ошибки сразу ставили двойки.

→ В хорошей игре провал — это возможность учиться. В плохой — это конец игры. Учёба работает по второму сценарию.

— А почему ты не бросаешь, даже когда тяжело?

— Я сам выбираю, что делать и в каком темпе.

В курсе нужно подстраиваться под программу.

→ Игрок должен ощущать свободу и контроль. Учёба устроена так, что контроль — у системы, а не у человека.

Вот в чём секрет:

✔ Люди не ленивы. Просто процесс не должен быть скучным и давить страхом ошибок.

✔ Если бы учёба работала, как геймдизайн, — с моментальной обратной связью, возможностью исправлять ошибки и свободой выбора — её бы никто не бросал.

Так может, дело не в мотивации, а в плохом гейм-дизайне учебных программ?

В телеграм посте описал, как мы это применили. На днях будет инфа по результатам в цифрах: https://t.me/nonamesapp/10

3
2
1
11 комментариев