Почему люди бросают учёбу
— Ты же говорил, что закончишь ещё днём…
Я застал друга в мастерской. Он сосредоточенно шлифовал деревянную деталь, не замечая времени.
— Да, но пару часов назад я просто решил подкрутить один винтик…
И тут меня осенило.
10 лет я пытался понять, почему люди бросают учёбу. А ответ всё это время был передо мной.
Смотри:
🔨 Столярное дело:
✔ Человек залипает часами, забыв про сон.
✔ Готов по 100 раз переделывать деталь, пока не получится идеально.
✔ Ждёт, когда сможет вернуться к работе.
✔ Спокойно тратит деньги на инструменты и материалы.
📚 Учёба:
❌ “Нет времени даже на 15 минут…”
❌ “Слишком сложно…”
❌ “Забыл про курс…”
❌ “Жалко денег…”
Один и тот же человек. Один и тот же мозг. Но реакции — абсолютно разные.
Почему так?
Как геймдизайнер, я знаю одно:
Игрок бросит игру, если она не даёт быстрый фидбек, наказывает за ошибки, мешает чувствовать прогресс и воспроизводить доминирующие эмоции.
А теперь сравним:
— Почему ты не устал от этой детали?
— Потому что я вижу результат сразу.
Учёба даёт его только в конце.
→ В играх это называют моментальным фидбеком. Если игрок ждет реакцию на свое действие слишком долго — он уходит.
— А если не получится?
— Ну переделаю, делов-то.
А в школе за ошибки сразу ставили двойки.
→ В хорошей игре провал — это возможность учиться. В плохой — это конец игры. Учёба работает по второму сценарию.
— А почему ты не бросаешь, даже когда тяжело?
— Я сам выбираю, что делать и в каком темпе.
В курсе нужно подстраиваться под программу.
→ Игрок должен ощущать свободу и контроль. Учёба устроена так, что контроль — у системы, а не у человека.
Вот в чём секрет:
✔ Люди не ленивы. Просто процесс не должен быть скучным и давить страхом ошибок.
✔ Если бы учёба работала, как геймдизайн, — с моментальной обратной связью, возможностью исправлять ошибки и свободой выбора — её бы никто не бросал.
Так может, дело не в мотивации, а в плохом гейм-дизайне учебных программ?
В телеграм посте описал, как мы это применили. На днях будет инфа по результатам в цифрах: https://t.me/nonamesapp/10