Что такое "синдром самозванца" и как с ним бороться [геймдизайнеру]

(репост треда из моего твиттера; если вы его читали — ничего нового тут нет)

У синдрома самозванца есть разные субъективные определения, но в целом это довольно понятное ощущение, которое ни с чем не перепутаешь. Носитель СС ощущает один или несколько из следующих признаков:

  • у меня нет опыта, а мне уже доверяют что-то важное
  • кажется, что мою работу может даже уборщица делать
  • я что-то не уверена, что стою тех деньжищ, которые мне платят

Замечали за собой что-то похожее? Поздравляю, у вас самый настоящий синдром самозванца!

Распознать его легко еще до глубинного самоисследования: это ощущение неуверенности, тесно связанное с работой, рабочими обязанностями, проектом или коллегами. Геймдизы сталкиваются с ним, наверное, чаще, чем все остальные работники геймдева - я делал исследование на эту тему: https://app2top.ru/industry/portret-otechestvennogo-gejmdizajnera-126800.html

Есть несколько причин возникновения СС у геймдизайнеров:

1. Геймдизайну не учат в университетах (массово). Ты приходишь в студию без малейшего опыта работы, и уже с порога твое участие становится видно конечному пользователю. У некоторых не выходит быть геймдизайнером (но, увы, не все способны это признать), однако порой это просто временное ощущение беспомощности.

2. Как следствие, не существует академических стандартов, которым можно было бы следовать. Есть только опыт коллег (и хорошо еще, если найдется стоящий ментор), инструментарий, лучшие приемы — и безбрежный океан фантазии для фарма опыта экспериментальным путем.

3. Геймдизайнер — самая размытая должность во всем геймдеве. Зачастую руководители и сами не до конца понимают, чем может и должен заниматься геймдизайнер на проекте. Несовпадение ожиданий может привести к фрустрации и возникновению СС (даже если конфликта еще не было).

Как избавиться от синдрома самозванца?

Поскольку это чисто субъективное ощущение, то бороться с ним нужно через противопоставление — объективную реальность.

1. Сравнение с аналогами. Есть ли что-то, что во всем коллективе умеете делать только вы? Посмотрите на окружающих вас коллег (у них, кстати, тоже с высокой вероятностью есть СС). Сравните их результаты работы со своей. Целенаправленно ищите то, в чем вы их превосходите - и такое обязательно должно найтись.

2. Определение четких границ. У многих нет понимания, что должен знать и уметь геймдизайнер, какими компетенциями ему важно обладать. Для этого рекомендую прочитать и поработать с книгой Elements of Game Design Роберта Зубека (один из авторов фреймворка MDA): https://www.amazon.de/-/en/Robert-Zubek/dp/0262043912

3. Фидбек и синхронизация. Идите к руководителю и скажите: «я чувствую <признак СС>». Если он не дурак, то поможет найти причину и устранить ее — через объективный фидбек, постановку целей и т.п. А если вместо этого он вас уволит, то здесь вам тоже повезло — нельзя работать с мудаками.

Короче говоря, синдром самозванца — это субъективное ощущение, возникающее из-за недостаточной прозрачности в рабочих отношениях и процессах. Это очень вредный синдром, потому что он скорее тормозит развитие и карьеру, чем стимулирует их, но справиться с ним несложно. Так что постарайтесь вовремя опознать и побороть причину вашего стресса.

44
9 комментариев

Комментарий недоступен

2
Ответить

Подозреваю, что глюк. Я первый (и, думаю, последний) раз пользовался редактором DTF, публикация ушла в какой-то другой раздел, на распубликацию ушло секунд 5. Видимо, оно всплыло там.

Ответить

Больше склоняюсь к тому, что синдром самозванца скорее возникает от того, что своя работа проще и понятней самому себе и порой кажется что каждый может это сделать. А вот работа другого даже в схожей сфере не всегда кажется очевидной и со стороны выглядит сложной. Отсюда и загоны что "я говно, а они нет".

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Я думаю, стоит помечать что этот текст написал геймдизайнер мобильных игр.

Ответить