Тенденции игрового рынка в 2024 году
Что ждет игровую индустрию в 2024 году? Аналитики предполагают, что игровой рынок ожидает светлое будущее с устойчивым ростом доходов и количества пользователей. На это указывает ряд факторов.
Игроки
Количество игроков, показывавшее прирост в предыдущие годы, продолжает расти: в 2023 году их уже 3,38 млрд (+6,3% по сравнению с прошлым годом). Больше всего новых игроков прибавилось на мобильных устройствах.
Игры стали частью массовой культуры: в каждом новом поколении все больше людей, предпочитающих этот вид развлечений. Помимо прочего, продвижению игр способствуют трансмедийные продукты, основанные на игровых вселенных, — фильмы, сериалы, книги, комиксы и т. п., — а также стриминг и киберспорт. По прогнозам аналитиков, к концу 2026 года число игроков достигнет 3,79 млрд.
Наибольшая доля игроков (53%) традиционно приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион благодаря рынкам Индии и Китая, а также развитой гейминг-культуре в Южной Корее и Японии. Так, например, китайский язык занимает второе место по популярности на платформе Steam, уступая только английскому (25,96% пользователей и 36,02% соответственно). На Северную Америку и Европу приходится 20% игроков. Однако наибольший рост числа игроков наблюдается на активно развивающихся игровых рынках Ближнего Востока и Африки (+12,3% в год), а также Латинской Америки (+6,1%).
Доходы игрового рынка
В 2023 году доходность игрового рынка составила 184 млрд долларов США, что на 0,6% больше, чем годом ранее. В мобильном сегменте произошло некоторое снижение (-1,6%). Несмотря на это, мобильный гейминг сохраняет уверенное лидерство среди всех платформ: его доля в общем доходе игрового рынка составляет 49%.
Второе место занимает консольный сегмент (29%), в котором, напротив, наблюдается рост по сравнению с прошлым годом (+1,9%). Эта тенденция связана с тем, что после целой волны переносов во время пандемии вышло большое количество ожидаемых тайтлов — Hogwarts Legacy, The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom, Final Fantasy XVI, Spider-Man 2, Forza Motorsport, Starfield и др. Сегмент игр для ПК показал самый существенный рост доходности (+5,2%), чем он обязан, как и в случае с консолями, большому количеству хитов.
Что касается распределения дохода по регионам, в лидерах все так же Азиатско-Тихоокеанский регион, на который приходится 46% дохода. Однако здесь же в 2023 году произошла коррекция, которая привела к снижению доходов на 0,8% по сравнению с прошлым годом, в то время как остальные регионы находятся в плюсе. Снижение обусловлено особенностями государственного регулирования в Китае, затрудняющими выход игр на рынок страны. Тем не менее, в 2022 году временный запрет на выдачу лицензий был снят, вновь открыв для компаний пути на игровой рынок страны. Напомним, что для зарубежных игр обязательное условие — наличие локализации на китайский язык.
Северная Америка продолжает удерживать уверенные позиции: на ее долю приходится 27% дохода благодаря популярности консолей в этом регионе. Как и в случае с числом новых игроков, наибольший рост доходности показывают Ближний Восток и Африка (4,7%), а также Латинская Америка (3,8%). На это повлиял целый ряд факторов: улучшение инфраструктуры мобильного интернета, удешевление доступа к интернету, доступность игр и рост числа пользователей смартфонов.
Что касается отдельных стран, стоит отметить Саудовскую Аравию, которая, стремясь диверсифицировать свои источники доходов, с недавних пор активно инвестирует в игровую индустрию. Успехи страны особенно заметны на примере образовавшейся в 2021 году компании Savvy Games Group: в 2023 году она приобрела Scopely — компанию-разработчика и издателя мобильных игр, базирующуюся в США. Кроме того, Savvy Games Group принадлежит киберспортивная организация ESL и платформа FaceIt.
В Японии продолжает стремительными темпами расти популярность игр на ПК, и даже общий постпандемийный спад не стал этому помехой. Например, в 2022 году рост достиг впечатляющих 43% (с 131,3 млрд иен до 189,2 млрд иен).
В целом индустрия возвращается в равновесие после постпандемийных колебаний (реструктуризация в игровых компаниях, увольнения сотрудников, массово набранных во время пандемийного «бума», и т. п.). По прогнозам аналитиков, к 2026 г. годовой доход игрового рынка будет составлять 205,7 млрд долл. США.
ПК и консоли
Позиции рынка игр для ПК и консолей устойчивы, однако рост числа игроков не такой быстрый, как того хотелось бы компаниям, присутствующим на этом рынке. Поэтому они продолжают экспериментировать с различными стратегиями монетизации, чтобы диверсифицировать доходы и обеспечить себе финансовую подушку безопасности на случай, если определенная игра «не выстрелит». Среди этих стратегий — выход на рынок мобильных игр, внедрение сервисов по подписке и выпуск игр-сервисов.
Аналитики также отмечают другую интересную тенденцию — желание игроков постоянно держать свои игры при себе и играть в них не только дома на стационарных устройствах, но и в пути. По этой причине растет популярность облачного гейминга и портативных консолей — например, Steam Deck, которая позволяет буквально носить в кармане всю свою библиотеку игр из Steam.
Мобильные игры
Более жесткие требования конфиденциальности не могли не отразиться и на разработчиках игр. После того как Apple в 2021 году выпустила App Tracking Transparency (ATT) и SKAdNetwork 2.0, разработчики столкнулись с трудностями в реализации таргетированной рекламы. Хотя SKAdNetwork 4.0 в чем-то шел навстречу разработчикам, они все равно не могут вернуться к прежним моделям реализации рекламы, так что эта тема остается актуальной.
VR-игры
За прошедшие годы популярность VR-игр росла, как и популярность игр в целом, достигнув пика в период пандемии. Но после того как к людям вернулась свобода взаимодействия с миром реальным, они стали проводить меньше времени в VR, и, соответственно, доходность этого сектора пошла на спад. Однако не стоит списывать виртуальную реальность со счетов: например, аналитики предрекают более широкое распространение устройств дополненной реальности в будущем.
Нейросети в разработке игр
Нейросети, как известно, способны генерировать контент (изображения, текст и даже уникальные голоса) на основе закономерностей и структур, найденных в чем-то, созданном ранее. Неудивительно, что появление этой технологии в свое время вызвало большой резонанс в профессиональных сообществах, так или иначе связанных с творчеством. Игровая индустрия не стала исключением. Огромные бюджеты ААА-игр и риски, связанные с их выпуском, неминуемо ставят вопрос сокращения расходов. Среди разработчиков игр нет единого мнения насчет того, во вред или во благо пойдет индустрии активное использование нейросетей: кто-то опасается массовых увольнений сотрудников, кто-то убежден, что нейросети не заменят труд представителей творческих профессий, а станут для них подспорьем, попутно ускоряя и удешевляя разработку. Как бы то ни было, по данным одного из опросов, из 243 студий 87% уже используют ИИ в той или иной мере, а 99% планируют начать это делать в будущем.
Существует даже мнение, что недалеки те времена, когда нейросети смогут создавать игры целиком и эта технология станет настолько доступной и простой в использовании, что сами игроки начнут создавать свои собственные игры с ее помощью. Это откроет огромное пространство возможностей для жанров вроде MMORPG, ведь зашедшего в игру пользователя всегда будет ждать новый контент.
Стриминг и киберспорт
Создатели видеоконтента по играм и стримеры уже давно стали частью продвижения игр — особенно сетевых проектов вроде Apex Legends или Valorant. Такой контент пользуется спросом среди играющей публики, поскольку дает возможность поучиться чему-то у опытных игроков, пройти сложный отрезок в игре, а также просто развлечься и пообщаться с единомышленниками. Это отличный фундамент для построения сплоченного сообщества фанатов игры, которые будут играть в любимый проект долгие годы. Нередко сообщество игроков доверяет оценкам инфлюенсеров больше, чем традиционным игровым СМИ. Из-за того, что создателям контента часто приходится диверсифицировать свой доход (например, из-за спорных изменений в политике Twitch), наметилась другая любопытная тенденция: инфлюенсеры, решившие возглавить игровую студию и заняться разработкой игр.
Для «продолжительности жизни» соревновательных игр, таких как League of Legends, CS:GO, Dota 2 и др., немаловажную роль играет развитие киберспорта, который уже превратился в своего рода отдельную индустрию с существенными доходами. Например, в Китае, где киберспорт развит и всячески поддерживается на государственном уровне, с января по июнь 2023 года доходы индустрии составили 75,993 млрд юаней (10,64 млрд долл. США).
Игровые жанры
Популярность конкретных жанров варьируется от платформы к платформе, однако среди тенденций, общих для всех, можно отметить, что жанр «королевская битва» сдает позиции. Хиты, вышедшие для конкретной платформы, могут стать причиной колебаний в статистике, но общая картина выглядит так:
- Самый популярный жанр на консолях — приключение. На его долю в 2023 г. (как и в 2022) приходится 17,1% доходов сегмента рынка. В этом году особенно доходными оказались трансмедийные тайтлы (например, Hogwarts Legacy и Star Wars Jedi: Survivor) и римейки знаменитых игр прошлых лет (Dead Space, Resident Evil 4).
- На ПК лидируют шутеры — 14,1% от общей суммы доходов на ПК в 2023 г. По данным аналитиков, рост доходов от этого жанра составит +4,9%. В этом году сохранили свои позиции такие хиты, как Valorant, Counter-Strike: Global Offensive, Call of Duty и Escape from Tarkov. Также свой вклад в популярность жанра внесли однопользовательские проекты вроде Payday 3 и Warhammer 40,000: Boltgun.
- На мобильных платформах наибольшей популярностью по-прежнему пользуется жанр RPG. Несмотря на некоторое снижение доходов из-за изменений в политике конфиденциальности платформодержателей, доля дохода жанра составляет 23,1% от общего дохода мобильных игр (более 10% по игровому рынку в целом).
Судя по всему, в будущее игровой индустрии можно смотреть с оптимизмом. Игры прошли долгий путь от нишевого развлечения до перспективного рынка с многомиллиардными доходами, демонстрирующего стабильный рост из года в год. Неудивительно, что все больше компаний начинают интересоваться этим направлением для своего бизнеса, а те, кто уже присутствует на рынке, осваивают новые для себя сегменты либо регионы. Если вы собираетесь расширить географический охват для своего игрового продукта, важный шаг на этом пути — локализация на соответствующие языки. У компании Logrus IT большой опыт в области многоязычных локализаций, к тому же игровое направление для нее — одно из профильных. Заказав сразу несколько языков, вы сможете сэкономить время и деньги, а также снять часть нагрузки со своих менеджеров проектов.
Источник: Logrus IT Game Localization