"Осенний марафон"


Недавно посмотрел комедию «Осенний марафон» моего любимого советского режиссёра. Пара заметок о невероятно остроумных деталях: мне кажется, они не просто остроумны, но и глубоко мудры. Это не умствования ради умствований, а действительно важные вещи, о которых стоит задуматься и говорить. Главный герой — мужчина за 40, у которого, по советским меркам, есть всё: хорошая квартира, престижная работа, любовница.


Штрих первый «неправильный перевод»


Герой работает переводчиком. Он отчитывает своих студентов за то, что те «мямлят» в своих переводах, запутывая читателя и не передавая смысл. Но сам, на протяжении всего фильма не может подобрать честных и прямых слов для выражения собственных мыслей. Он искусно запутывает, увиливает. Его перевод с русского на русский очень плох.


Штрих второй: «бегство от конфликтов»


Герой постоянно избегает любых конфликтов. Название фильма и весь юмор строятся на его бесконечном «марафоне» метафорическом и буквальном. Этот марафон начинается с утренней пробежки, но продолжается в его жизни.


У него есть всё в материальном плане, но он ничем не наслаждается.

Его постоянно дёргают начальник, любовница или жена с просьбами, которые он не успевает выполнить. Причина проста: он не умеет сказать «нет».


Штрих третий: «бегство от поступков»


Герой бежит не только от конфликтов.

Его бегство от конфликтов — следствие бегства от самого себя.

Тут нужно пояснить. Мы не являемся статичными; каждый наш выбор формирует нас. В этом смысле наши поступки делают нас самих. Герой боится выбирать, потому что его всё вполне устраивает.

Однако из-за этого он вынужден снова и снова повторять один и тот же бег по кругу, словно утренняя пробежка. И это даже сложно назвать бегством, ведь бегство требует выбора и воли. Это именно пробежка, потому что твоя конечная точка будет на месте твоего старта.

По-моему, это очень красиво.

И, кстати, легко осуждать героя, но вспомните: когда вы сами в последний раз были на пробежке? =)

6
1
12 комментариев

Главный герой — мужчина за 40, у которого, по советским меркам, есть всё: хорошая квартира, престижная работа, любовница.

Советский гигачад

1

Как же тяжко шло самопознание в стране без психологии. Не "это называется так-то, изучено тогда-то и лечится так-то", а каждый раз заново, с индивидуальных открытий. Как у осьминогов.

Зато сейчас во всем мире все живут в гармонии)

Психология была)
Но в целом, экзистенциальный кризис и сейчас не легко "лечиться"

Любили в СССР снимать фильмы про безысходность и в тоску вгонять, так чтобы захотелось после фильма за портвейном сбегать и пить думая о жизни

Не, таких лучший фильм про кризис среднего возраста это Афоня.

Что характерно оба снимал один и тот же режиссер