Местные работники Рима нашли в катакомбах бесчисленные скелетные останки, предположительно относящихся к первым трем векам. По оценкам, от 500 000 до 750 000 душ
Писатель Поль Кудунарис проливает свет на жуткое великолепие и трагическую историю катакомбных святых Европы
Святые тела стали дико желанными сокровищами. Каждая католическая церковь, какой бы маленькой она ни была, хотела иметь хотя бы одну, если не десять. Скелеты позволили церквям сделать «грандиозное заявление», говорит Кудунарис, и были особенно ценны на юге Германии, в эпицентре «поля битвы против протестантов». Богатые семьи искали их для своих частных часовен, а гильдии и братства иногда объединяли свои ресурсы, чтобы усыновить мученика, который становился, например, покровителем суконщиков.
Скелет каждого мученика олицетворял великолепие, которое ожидало верующих в загробной жизни. Прежде чем его можно было представить прихожанам, он должен был быть облачен в наряды, подобающие реликвии его статуса. Опытные монахини, а иногда и монахи, готовили скелет к публичному появлению. Это может занять до трех лет, в зависимости от размера рабочей команды.
Монахини часто славились своими достижениями в производстве тканей. Они пряли тонкую сетчатую марлю, которой деликатно оборачивали каждую косточку. Это предотвратило оседание пыли на хрупком материале и создало среду для крепления украшений.
Местные дворяне часто жертвовали личную одежду, которую монахини с любовью надевали на труп, а затем вырезали глазки, чтобы люди могли видеть кости под ними. Точно так же драгоценности и золото часто дарили или оплачивали частные предприятия. Чтобы добавить индивидуальности, некоторые сестры надевали свои собственные кольца на пальцы скелета.
Они являются произведениями искусства. «Кем бы они ни были как люди, какой бы цели они ни служили правильно или неправильно как предметы, это невероятные достижения
Не все святые скелеты были утеряны во время чисток 18-го века. Некоторые из них до сих пор нетронуты и выставлены на обозрение, например, 10 полностью сохранившихся тел в базилике Вальдзассен («Сикстинская капелла смерти», как называет ее Кудонарис) в Баварии, где хранится самая большая коллекция, сохранившаяся до наших дней. Точно так же нежная святая Мундиция до сих пор возлежит на своем бархатном троне в церкви Святого Петра в Мюнхене.
Кудунарис пришел к выводу: «Это лучшие произведения искусства, когда-либо созданные в человеческих костях». Хотя сегодня многие небесные тела страдают от вредителей, роющихся в их костях и пыли, собирающейся на их выцветших шелковых одеждах