WINTERSANDS: Звук

Надевайте наушники – вас ждет рассказ про звуковое сопровождение WINTERSANDS! У микрофона и за диджейским пультом – Irony Love.

Обложка последнего альбома Irony Love от Ami – нам будет нелегко побить ее, когда треков к игре наберется на свой альбом!​
Обложка последнего альбома Irony Love от Ami – нам будет нелегко побить ее, когда треков к игре наберется на свой альбом!​

НЕ ВИНОВАТЫЕ МЫ, ОН САМ ПРИШЕЛ!

WINTERSANDS – моя первая работа как композитора. Попал в команду я случайно и благодаря моему крышесносному обаянию :3. Мало того, что я никогда не писал музыку под заказ, так и не работал в нужных стилях (и в визуальные новеллы не играл!). Я сочинял панкуху, а тут четко обозначили: инструменты — пианино, оркестровые струнные, синтезатор (для саб-баса). Заказчики понадеялись на лучшее и, надеюсь, не прогадали.

Если как искать художника мы понимали, то про места обитания композиторов не знали ничего. Даже написали HamletMachine спросить, как она нашла тех, кто написал крутую песню на опенинг ее новеллы Starfighter:Eclipse? Получили ответ про заморскую группу и продолжили оттягивать поиск.

Это большая удача, что Саша сам на нас вышел! Интересное совпадение: нашего единственного Хранителя мужского пола, который интересуется музыкой, зовут Ксандр, то есть тоже Александр. Снова судьба! Потом, как и с фонами, мы пытались понять, чего хотим (чего-то эдакого, но чего?), сформулировать это, набрать рефы, скрестить пальцы и ждать. Когда пришел первый трек, мы выдохнули: оно.

j.s. & trickster.kaja
Можем слушать его вечно<br />
Можем слушать его вечно

Из всей истории видеоигр, не засыпая, саундтрек отдельно я могу слушать только у двух: Chrono Trigger – Yasunori Mitsuda и Nier: Automata – Keiichi Okabe. Благодаря Nier и ее треку из меню почти в каждом треке к WINTERSANDS на пианино есть дилей. В Bad Choices это особенно слышно.

Irony Love

Я СЛЫШУ, ВЫ ДЫШИТЕ, НУЖНО ВНЕСТИ ЕЩЕ КОЕ-КАКИЕ ПРАВКИ В ТРЕК

С самого начала я не до конца представлял себе, что такое гаммы, построение аккордов, гармония, правильные аранжировки. Работа над первыми треками происходила так:

  1. выбрать трек из списка
  2. два часа биться головой об midi клавиатуру
  3. отослать заказчикам
  4. молиться

А если серьезно:

  1. выбрать трек из списка
  2. на слух по настроению трека подобрать аккорды (левая рука)
  3. прописать «перкуссию»
  4. подобрать эффекты
  5. пару часов импровизировать мелодическую партию (правая рука)
  6. добавить инструментов, чтобы заполнить место

По сути, я кидал идеи в надежде, что одна из 10 идей-таки прилипнет, потом отсылал ребятам. Какие-то вещи им нравились с первого раза, какие-то приходилось переделывать или писать заново. Например:

Чтобы упростить мне задачу, заказчики очень старались четко описать, что именно они хотят, и присылали рефы (поклон им за это). Правда, случалось, что в то же время они не имели ни малейшего понятия, чего хотят в итоге, поэтому некоторые рефы могли быть несколько «полярными»:

Одной картинкой опишу, что я чувствовал, слушая эти рефы:

WINTERSANDS: Звук

Продолжаться так не могло. Поэтому я решил учиться, чтобы выдать максимально стоящую работу, и в итоге сильно прокачался в музыкальном плане. Можно сказать, я рос с саундтреком: если поставить рядом трек №7 (один из первых) и трек №3 (один из последних), будет видно, насколько продуманнее и серьезнее последний. В нем появилась мелодия-тема персонажа, которая будет всплывать еще не раз.

НОРМАЛЬНЫЕ ГЕРОИ ВСЕГДА ИДУТ В ОБХОД

Про сложности работы отмечу два момента:

1) Мой рабочий инструмент — Akai MPK MINI MK2 – midi клавиатура, купленная исключительно для аранжировок песен в моем проекте:

​Вот она, машина судного дня
​Вот она, машина судного дня

Это, в двух словах, инструмент для надевания трусов через голову. Почему? Ответ прост — на нем нельзя разогнаться, когда импровизируешь, поэтому нужно прописывать отдельно левую и правую руки, а потом пытаться их соединить. Еще в ней всего две октавы (до этого проекта я играл на пианино всего часов 30 за полгода), и они определили звучание пианино в саундтреке. Сейчас это больше не проблема, ведь я научился переключать октавы на лету. Но я бы облегчил себе жизнь, если бы добыл клавиши посерьезнее.

Вы, конечно, спросите: «Почему же вы, Александр Сергеевич, на протяжении двух лет «накладывали в кофе сахар вилкой» и не разжились инструментом, который упростит вашу работу?»

Отвечаю: я очень люблю конфеты и пиво.

2) VST (синтетические инструменты и эффекты)

Из того, что я очень люблю конфеты и пиво, вытекает следующее: все инструменты используемые в создании треков — бесплатные.

А бесплатные инструменты звучат как пластиковые детские игрушки, записанные в железном ведре. Хотя инструменты LABS от Spitfire (их я применяю чаще всего) звучат не так плохо, все равно приходится изворачиваться и делать страшные вещи вроде лееринга из 2-3 разных скрипок + модуляционные эффекты типа tremolo, легкого дилея, flanger и тонны ревера, чтобы скрыть их синтетичность.

WINTERSANDS: Звук
​Типичный вид проекта
​Типичный вид проекта

В качестве VST эффектов, в основном, я использую стандартные Cubase Elements плагины и пак бесплатных эффектов Melda Productions.

Работать я начинал в Cubase Al, которая шла к моей аудиокарте UR12. Но когда я стал сводить треки сам (и проекты раздулись до такой степени, что ограничение в 16 инструментов и 4 эффектов на канал стало утопией), было принято решение апгрейднуться до версии Elements за $50 (что программа неистово предлагала какое-то время). Это удвоило возможности и дало очень нужный эффект Maximizer.

Но, как говорится, с великой силой приходят долгие загрузки.

​Проект, готовый примерно на 30%
​Проект, готовый примерно на 30%

ЗАГЛАВНАЯ ПЕСНЯ: И ШВЕЦ, И ЖНЕЦ, И НА ДУДЕ ИГРЕЦ

​Рождение феникса: как это было

Работа над заглавной песней была адом. Это был самый важный проект, который я когда-либо делал, и я не знал, как к нему подойти. Но понимал: большой проект = больше ВСЕГО.

<b>​j.s.</b>: <i>Ничего нового – всего лишь я со своими запросами</i><br />
​j.s.: Ничего нового – всего лишь я со своими запросами

Итог — звучит все хорошо, но простейшая команда Ctrl+S вешала все так сильно, что я успевал заварить чай на кухне и вернуться к песочным часикам вместо мышки. В таком темпе я работал часов 15. Решением стал рендер всех инструментов в wav.

Проблема в том, что это Elements, и он не умеет выгружать потреково 1 пачкой. Поэтому все 3 десятка инструментов пришлось рендерить в ручную. Рендер одного трека занимал 4-5 минут. 30 х 4.5 = ~135. Короче, рендерил я все это дело два дня.

WINTERSANDS: Звук

Следующий шаг – найти вокалистку. Сказать, что я искал подходящую кандидатуру день и ночь, будет небольшим преувеличением. Очень быстро стало ясно, что найти в Москве вокалистку без акцента очень не просто (а знающие люди подсказали, что еще и дорого).

Но вдруг! Попросил я сценариста прикинуть вокал, как ей бы хотелось. Получил файл с голосом из Garage Band, вставил его в проект, прослушал. Когда эйфорические мурашки на спине угомонились, я подумал: Damn this lass can sing! (голосом Л. Володарского: Черт подери, эта девчонка умеет петь!) В общем, вокал мы записывали с ней.

К слову о новых видах деятельности: припекло, и я впервые в жизни написала слова для песни. Саша очень помог: он дал черновой вариант, из него стал понятен ритм для слов, и я их доработала. Не все вышло идеально, хотя я старалась подбирать слова, которые будет проще петь, с открытыми гласными «о» и «а». Как знала, что я же это и спою!

j.s.

Дело было в студии VipRecords – ее посоветовал мой знакомый инженер, который проводил запись. Там стоят Apollo 8 и Neumann TLM 103 + UAD’овские плагины, ну и само место приличное – негоже приводить заказчицу в стремный подвал.

​В настоящей студии! Заказчица очень довольна! :^)<br />
​В настоящей студии! Заказчица очень довольна! :^)

Сама запись прошла прекрасно. Дорогущие железки достойны своей цены, а UAD’овский компрессор очень красиво подкрашивает. Не буду врать: партия местами не до конца продумана, времени было всего 4 часа, и вокалистка не профессионал. Но она по наитию меняла партию так, что та стала интереснее и «богаче», мы успели записать все и даже больше, а вокальные партии тюнить мне практически не приходилось.

С самого начала я хотел, чтобы мультитрековый вокал из 3-4 дорожек в куплетах и 5-6 в припевах звучал разъехавшись, как в ранних альбомах Дэвида Боуи. Но как бы не так! После того, как я все сделал, отрендерил и подсвел, оказалось, что «этот хаотичный хор звучит не очень, давай соединяй все!».

Мне ничего не осталось, как вручную подгонять каждое слово друг к другу, чтобы звучало максимально однородно. Часа через три вместо фраз вокала я видел одних крыс:

​Так бесславно погиб продюсер Дэвида Боуи и родился «погонщик крыс»
​Так бесславно погиб продюсер Дэвида Боуи и родился «погонщик крыс»

Это был массивный проект, и я взвалил на себя дополнительную работу вроде кучи слоев, квадрюпл треков, так что занимался я им ОЧЕНЬ долго. Песня делалась итого где-то полгода: часов 30 ушло на подготовку, еще часов 100 – на пост-обработку. Восемь раз я сводил его полностью, еще больше – частями, лихорадочно пытаясь достичь лучшего звучания с помощью новых фишек и знаний.

Итогом стал трек, от которого у меня до сих пор по спине пробегают мурашки и за который мне совсем не стыдно. Я бы поменял только одну вещь — самую первую ноту вокала. Я ее слишком затянул, и она могла звучать еще круче. Нет предела совершенству!

​Финальный вид проекта<br />
​Финальный вид проекта

SFX: ЗАХРУСТИШЬ – НЕ УСТОИШЬ!

Какая игра может обойтись без звуков? Правильно, никакая.

Изначально я не знал, что нужно будет делать звуковые эффекты (думал, ребята планировали взять их из саунд-банков). Но тогда я как красавчик осваивал видео-редакторы, подрабатывал оператором бума на съемках короткометражек и в принципе заинтересовался темой озвучки кино и Foley (воспроизведение шумовых эффектов). Для портфолио я смонтировал, покрасил и обработал видео, к которому написал музыку и все звуковые эффекты, не выходя из дома:

Ни на что не рассчитывая, я как-то показал его сценаристу со словами: «Прикинь, чайки, птицы и прочее — это я ртом издаю, а звук моря — это ногти по растянутой джинсе». На что получил горящий огнем взгляд и фразу: «Нам нужны твои спецэффекты».

​На кастомные эффекты не жалко!
​На кастомные эффекты не жалко!

Все звуковые эффекты были записаны в формате Foley в моей комнате на микрофон AT2020 или на диктофон телефона. Кроме сложных эффектов (вроде гама и суеты больницы, которые я собрал из бесплатных звуков, а после обработал).

Я долго и упорно слушала наши звуки шумного, людного места – они еще есть в сцене Совета в начале демо. Несколько попыток ушло на то, чтобы убрать из них разборчивые реплики и таинственный женский стон, который мы обозвали «американской школьницей-блондинкой» (я блондинка, мне можно!), because of reasons.

trickster.kaja

Разберу несколько самых интересных звуков:

Вам понадобится: массивная табуретка и кафель в ванной. Телефон пишет с пола, а я, надавливая всем весом на табуретку, резко двигаю ее, имитируя отодвигающийся стул.

Надеваешь рубашку и бьешь себя Тарзаном в грудь ладонью, пока не найдешь подходящий звук; звук собачки — цепочка от брелока.

Был куплены: крекеры, чипсы, картофельная соломка и светоотражающий браслет. Крекеры не хрустели (и были даже не вкусные). Соломка хрустела, но была больше похожа на звук перемалываемых, а не вправляемых костей. Не подвел браслет. Он тут не закрывается, а только переламывается посередине + сам звук опущен на октаву.

Заказали звук вылетающего из вешалок спрайта. Я понял задачу слишком буквально и прыгал в шкаф с вещами своей женщины, роняя вешалки и одежду на пол, пока не выдохся (за что потом заслуженно получил по шее).

Это должен был быть мой шедевр, венец всех спецэффектов! А оказалось, что нужен звук чего-то быстро проносящегося рядом с ухом. Oh well.

​Тем временем, дамы
​Тем временем, дамы

ПОКОЙ НАМ ТОЛЬКО СНИТСЯ

Это я работал над аккомпанементом к Сцене 1. Есть инфа, что сцен будет много, и я уже погрузился в новые думы и новое недоумение. Скажем, новый заказ:

Заставляет задуматься.​
Заставляет задуматься.​
​Что-то вроде… этого?

Непросто, словом. Но я благодарен дамам, что они дали мне осуществить мечту, стать композитором, пусть не AAA проекта (хотя кто знает, они настроены серьезно!). Это бесконечный челлендж, и он подтолкнул меня к развитию как музыканта. А без этого я бы не смог осуществить другую мечту: написать и свести альбом со своей музыкой.

Так что 64 000 кудосов им! А всем, кто боится за что-то взяться: не думайте — делайте. Отдавайтесь по максам, чтобы результат был хоть какой. Со временем он точно станет лучше.

Мы подходим к концу нашего концерта. И до занавеса остается один акт – не фокусы, а настоящая магия! Угадали, мы про код и сборку WINTERSANDS. Ожидайте… до следующего поста!

Программка прошлых номеров:

66
2 комментария

Поиграв в игру, совершенно другими глазами читаю статьи. После того, как восхитилась звуком и трогательностью и гармоничностью музыки и визуального ряда, гораздо интереснее читать, как это делалось.
Да если честно, я хохотала! И над современной гальярдой с иллюстрацией, и над спрайтом из шкафа.
А еще очень тронуло, потому что сама очень часто что-то собираю из простого и подручного, а в итоге "хмм, ну не бутик, но неплохо ж получилось" :)
Удачи вашей команде! Вы классные)

1
Ответить

Спасибо большое! Такие отзывы греют сердце и дают вдохновение работать дальше :) И композитору передадим!

1
Ответить