Человек по кадрам. Пикселяция
В рамках раздела об анимации, хотелось бы рассказать о не самых очевидных техниках, например о пикселяции.
Прежде всего, хотелось бы затронуть истоки возникновения этой техники, известных авторов, работающих с пикселяцией и поделиться собственным опытом участия в съемках.
Пискселяция (Pixilation)— техника в стоп-моушен анимации (покадровая съемка), где главным объектом выступает живой человек, актер. Человек медленно выполняет движение под руководством аниматора, который фиксирует это все на камеру кадр за кадром. Часто, авторы, работающие в этой технике, также плотно связаны с экспериментальными кино и анимацией.
Немое кино
Один из самых ранних известных примеров не только подобной техники, а вообще покадровой съемки, приходится на 1908 год. В немом фильме «Электрическая гостиница» (El hotel eléctrico) Сегундо де Шомона есть сцены, где предметы движутся как бы сами по себе. Во времена немого кинематографа, скорость съемки и проигрывания зависела от оператора и того, как быстро он крутит ручку, поэтому, чтобы добиться необходимого эффекта, нужно было прокрутить ручку на четверть оборота, переместить предмет в кадре, и повторять дальше нужное количество раз. При быстром проигрывании создавалась видимость, что объекты движутся сами по себе.
Норман Макларен (Norman McLaren)
Вплоть до 50-х годов техника пикселяции была фактически забыта. Сам термин для «покадровой съемки живых актеров» был придуман двумя канадцами: Грантом Манро и Норманом Маклерном на съемках фильма «Соседи» в 1952 году, где режиссером выступил Макларен, а Манро одним из актеров. «Соседи»— одна из самых известных работ Макларена.
В «Соседях» техника пикселяции используется наравне с традиционной съемкой. Неестественность и фантасмагория движения дополнительно подчеркнуты звуком, напоминающем 8-ми битные композиции, и все вместе работает на иронию в сюжете фильма.
Про Макларена можно рассказывать очень долго. Это важный режиссер для авторской и экспериментальной анимации. Он много работал и с абстрактной анимацией, и с видеоартом и кино, исследуя связь между звуком и изображением, а его эксперименты в области анимации повлияли на многих авторов.
Помимо Макларена на протяжении второй половины 20-го века многие режиссеры экспериментировали с пикселяцией, но чаще всего это ограничивалось короткими вставками в фильмы.
Ян Шванкмайер (Jan Švankmajer)
Чешский режиссер и аниматор, Ян Шванкмайер, стал вторым наиболее известным автором, использующим для анимации людей. Прежде всего, он известен в экспериментальном кинематографе своими сюрреалистическими работами, в которых люди взаимодействуют с различными объектами непривычным способом, что подчеркивается анимацией.
Становление режиссера пришлось на 50-60 годы, в театральной среде, где он занимался декорациями. Тогда режиссер увлекся использованием кукол в постановках, наравне с живыми актерами. После событий 1968 года Шванкмайер вместе с семьей эмигрировал в Австрию, где снимал "кафкианские" художественные фильмы с социальным комментарием.
Прежде всего, в творчестве Шванкмайера важное место занимает символизм, а наибольшее вдохновение оказывают народное искусство, живопись (в особенности работы Арчимбольдо ), а также интерес к магии вуду и ее связи с куклами (здесь стоит подчеркнуть, что куклы, марионетки и кукольный театр являются важной частью чешской культуры).
Сейчас
С развитием портативности и доступности техники, стало появляться все больше проектов, использующих пикселяцию. Если раньше все снималось по большей части на пленку и вслепую, то сейчас режиссеры могу сразу видеть результат на компьютере и фотокамере. Среди самых ярких проектов хочется отметить следующие:
OK Go - End Love
Victoria Mather - Stanley Pickle
PES
Весной прошлого года мои друзья с курса анимации начали съемки своего короткометражного фильма в рамках учебного курса, в котором большая часть актеров была в масках, поэтому можно было приглашать к участию большое количество людей, не привязываясь к конкретным актерам, и мне тоже довелось участвовать в съемках.
Съемки фильма проходили на открытой местности, что усложнило процесс по нескольким причинам: постоянно меняющееся освещение, переменчивая погода, внезапные перемены в местности (спустя пару недель съемок недалеко начали строить метро). Поэтому, если получалось отснять секунд 10 за один день съемок (до захода солнца), то это считалось успехом. Но есть и свои плюсы, например, возможность работать на воздухе, а не в четырех стенах студии. :)
Мне в свою очередь предстояло сидеть за столом в маске из папье-маше, в которой ничего не было видно. Сама съемка проходила следующим образом: ставится поза, в которой актер замирает, затем либо аниматор говорит в какую сторону нужно медленно двигаться, либо сам передвигает актера каждый кадр. Сложность для актера заключается в том, что замирание в одной позе может длиться довольно долго и иногда может быть физически тяжелым, например, долго держать руку на весу, поэтому приходится часто прерываться.
Для работы использовалась камера и ноутбук, с установленной программой Dragonframe. Это самая удобная программа для работы со стоп-моушен, которая подключается непосредственно к камере и позволяет сразу проигрывать результат, а также сравнивать положение объектов на предыдущем кадре для их стыковки.
Съемки велись с фреймрейтом в 12 кадров, так как это вполне комфортное количество кадров для анимации вне больших студий. Затем готовая секвенция экспортируется в стандартные 30 кадров. Здесь хочу отметить, что чаще всего большие проекты снимают с бо́льшим количеством кадров, около 25, добиваясь плавного движения, но это зависит от целей фильма.
К сожалению из-за ряда технических и организационных проблем съемки пришлось отложить на год (чтобы дождаться нормального лета в Москве), поэтому я могу показать лишь пару кадров из проекта.
В качестве итога, хочется сказать, что в анимации есть много техник, связанных не с рисованием, а со съемкой, поэтому имея даже камеру мобильного телефона, можно попробовать делать простые анимационные эксперименты с предметами, не выходя из дома.
Это мой первый опыт написания такой статьи, надеюсь было полезно и интересно. :) Если у кого-нибудь возникнут вопросы, связанные с технологиями анимирования, поделюсь имеющимися знаниями.