Тяжёлая доля: кто, когда и как рисует обложки для метал и рок-альбомов
Большой текст о важных художниках тяжёлой сцены — от Джеймса Джина, Ричи Беккета и Ричарда Корбена до Элиана Кантора и Эда Репки.
Обложка — портал в мир музыкального альбома. Дверь, через которую слушатель погружается в музыку. А потому задача иллюстраторов, создающих кавер-арт для пластинок — максимально четко и ёмко передать идеи и смысл музыки через свой арт.
В этом тексте мы расскажем вам о самых важных и ярких художниках обложек тяжёлой сцены. Большинство из представленных личностей заслуживают отдельных больших материалов. Естественно, всех охватить вряд ли возможно, ведь художников столь же много, сколько и разной музыки.
Førtifem
Обложка от Førtifem для альбома Igorrr - Spirituality and Distortion (2020)
Французские художники Джесси Дабертэ и Эдриен Хаве, объединившиеся под общим никнеймом в 2012 году. Førtifem выработали собственный, неповторимый стиль, сочетающий в себе тату-арт и детализацию старинных гравюр.
Среди клиентов Førtifem — крупные студии и компании вроде Ubisoft, Canal+, HBO, Le Monde и Jägermeister. В разное время Дабертэ и Хаве рисовали обложки и постеры для коллективов Queens of the Stone Age, Trivium, Slipknot, Gojira, Carpenter Brut, Emperor и других.
Сторм Торгенсон
Художник-пионер, фотограф и дизайнер. Основатель великой студии кавер-дизайна Hipgnosis. Рисовал обложки для легендарных коллективов вроде Pink Floyd, AC/DC, Black Sabbath и Led Zeppelin.
В своих работах Торгенсон часто использовал CG, фотографию, коллажирование и рисунки от руки. После закрытия Hipgnosis, художник стал рисовать сольно и оформлял альбомы для Biffy Clyro, Muse и других популярных рок-коллективов.
Эд Репка
Легендарный художник, создавший кавер-арт для метал-коллективов Megadeth, Dark Angel, Death, Suicidal Angels, 3 Inches of Blood, Guillotine, NOFX, Venom и других.
Эд работает иллюстратором с 80-х. Его главная фишка — гипертрофированный, гротескный стиль, а рисунки похожи на карикатуры из журнала MAD, но с более детализированной покраской. Благодаря фактурному стилю, на художника обратили внимание музыканты из группы Megadeth. Репка придумал дизайн и дал форму их маскотту — Вику Рэттлхэду. Эд работает аэрографом и активно использует CG.
С 2002 года занимает должность арт-директора в компании NECA и плотно занимается разработкой дизайнов фигурок.
Эй Джей Фосик
Эй Джей не рисует в привычном смысле. Он — мастер резьбы по дереву. Свои работы Фосик создаёт из кусочков дерева и разных мелких фрагментов, складывая из них сюрреалистичные картины.
Благодаря уникальному стилю, аналогов которому в среде иллюстраторов просто нет, Фосик стал популярен в музыкальной индустрии. Главной работой Эй Джея является психоделичный кавер-арт для альбома прог-металлистов Mastodon — The Hunter.
Пол Романо
Пол Романо рисует с 90-х. Свою карьеру он начал как иллюстратор книг для детей, но в двухтысячных случайно попал в тяжёлую музыку. Пол подрабатывал и рисовал обложки к альбомам разных метал-коллективов. Постепенно заказов становилось всё больше, а Романо уже работал с Trivium, Death by Stereo, Withered, Mastodon, The Acacia Strain, Lamb of God и другими популярными группами.
В своих полотнах художник использует мифологию, сюрреализм, сложные аллегории и геометрию. Это делает его работы тяжелее и значимее. Пол рисует маслом, акварелью и акрилом на парусине или дереве. Во время продумывания композиции будущей обложки Пол всегда стремится наиболее точно передать дух музыки и её сюжетов.
Марк Браун
Марк — сюрреалистичный художник-символист. Его картины полны потаённых смыслов, намёков и игр с ассоциациями зрителя. Он создал кавер-арт для пластинки Destroy Rebuild Until God Shows — D.R.U.G.S. (2011), а также арт для их мини-концертника Live From Hot Topic EP (2012).
Сюрреализм художника и болезненные образы придают его картинам самобытности, а все его авторские работы построены так, что их легко можно сложить в один большой пазл.
Джо Петаньо
Джо — один из самых популярных и востребованных художников метал-индустрии. Он создавал кавер-арт для групп вроде Pink Floyd, Sodom, Vader, Led Zeppelin, Marduk, Bal-Sagoth. За всю свою карьеру нарисовал обложки более чем к 150 разным альбомам.
Главным достижением Джо принято считать создание маскота группы Motorhead по имени Snaggletooth. Монстр красовался на кавер-артах всех пластинок рокеров и на всех возможных концертных постерах.
Ещё Джо рисовал иллюстрации к книгам разных писателей, вроде признанного классика Рэя Брэдбери и выпускал собственные артбуки. Один из таких артбуков получил эпическое название Orgasmatron: The Heavy Metal Art of Joe Petagno.
Уэс Бэнскотер
Уэс специализируется на обложках книг, журналов и кавер-арте к дэт и трэш-метал альбомам. Любимая тематика художника — различные монстры, уродства и человеческие останки. Он рисовал для известных коллективов вроде Nile, Kreator, Mortician, Cattle Decapitation и Slayer.
Самой популярной работой Уэса считается обложка к альбому группы Slayer — Divine Intervention (1994) со скелетом-пентаграммой.
Артбук с репродукциями своих работ художник лаконично назвал ёмким словом Skullfucker.
Винс Лок
Иллюстратор комиксов, в девяностые рисовавший серии The Sandman, Deadworld, Batman, History of Violence и истории про Судью Дредда для британской антологии 2000AD. Позже создавал иллюстрации для настольных ролевых игр вселенной Forgotten Realms.
Самыми известными работами Локка считаются скандальные обложки к альбомам брутальных дэт-металлистов Cannibal Corpse. Винс наполнял их увечьями, расчленёнкой, монстрами и прочей жутью. Об этих обложках говорили, снимали выпуски новостей и неоднократно пытались запретить. Впрочем, как и музыку самой группы.
Кодзи Йода
Иллюстратор из Токио, чьё творчество вдохновлено Стормом Торгенсоном и идеями прогрессии. Кодзи работает в технике коллажирования, часто использует компьютерную графику и фотографии. Он отталкивается от принципа случайного открытия: начинает рисовать и в процессе постоянно экспериментирует, ожидая, когда изначальная идея превратится в нечто совершенно новое.
Создал обложки для почти всех релизов авангардных металлистов Dir En Grey, а также для The Gazette, Babymetal, Avril Lavigne и Gact.
Ларри Кэррол
Американский иллюстратор, работавший с газетами и журналами вроде The Village Voice, The Progressive, The New York Times, Newsweek, The Los Angeles Times, Ray Gun. В большинстве случаев Кэррол занимался иллюстрациями на тему политики.
Широко известен стал благодаря созданию фактурного кавер-арта для четырёх альбомов трэш-металлистов Slayer. Работы художника, многослойные и пугающие, идеально дополняют бешеный галоп гитар с пластинок.
Тревор Браун
Тревор — скандально известный художник из Англии, основоположник жанра бэби-арт. На родине и в США его работы не любили и неоднократно хотели запретить. Всему виной темы и элементы, которые Браун использовал в своём творчестве: обнажённые дети, болезненные образы, карнавальная эстетика и сексуальность.
Создавал кавер-арт для Whitehouse, Coil, GG Allin, Deicide, Jarboe и других нестандартных исполнителей. В начале двухтысячных переехал жить в Японию, где обрёл популярность, женился и нашёл преданных поклонников. Сейчас, в основном, занимается своими авторскими работами.
Рослав Шайбо
Рослав — дизайнер, художник, академик и мастер плакатного рисунка. За всю свою карьеру нарисовал более двух тысяч обложек для альбомов разных музыкантов. Среди работ Шайбо кавер-арт для Элтона Джона, Сантаны, Джона Уильямса, Роя Орбисона и The Clash.
Одними из самых известных работ художника до сих пор считаются оригинальный логотип группы Judas Priest и та самая обложка к альбому British Steel с рукой и лезвием.
Дон Бротигэм
Художник обложек, работавший с разными жанрами и исполнителями. Рисовал для Testament, Metallica, Mötley Crüe, AC/DC, Antrax, Чака Берри, Джеймса Брауна, Чарльза Мунгуса и многих других. Также создавал иллюстрации для книг мастеров хоррора — Стивена Кинга и Дина Кунца.
Дон легко переходит от мрачных сюжетов и тревожных образов к мечтательным, пастельным тонам джазовых обложек.
Элиан Кантор
Немецкий иллюстратор, успевший поработать с множеством современных тяжёлых коллективов. Среди клиентов Кантора — металлисты Hatebreed, Heaven Shall Burn, Testament, Demon Hunter, Soulfly.
Элиан быстро стал одним из самых востребованных художников в современной метал-индустрии благодаря своему необычному стилю. Его работы напоминают классические масляные полотна с мифологическими сюжетами, эпическим пафосом и тревожными образами.
Трулс Эспедаль
У Трулса небольшое художественное портфолио. Художник стал известен в первую очередь благодаря необычной и туманной иллюстрации к одному из альбомов экстремальных металлистов Enslaved. Также работал с коллективами Prophetic, Djevel и Artifact.
Эспедаль использует сочетание академического реализма с сюрреализмом, мрачной эстетикой и символизмом, подчеркивающим музыку.
Роджер Дин
Британский дизайнер, художник концепт-арта и иллюстратор научно-фантастических романов. Создавал концепты и иллюстрации для фильма Джеймса Кэмерона «Аватар», а также рисовал кавер-арт для групп Budgie, Uriah Heep, Asia и Gentle Giant.
Роджер рисует тушью, акварелью, гуашью, цветными карандашами и использует коллажирование.
Кристиан Вёлин
Также известен под псевдонимом Necrolord. Рисовал обложки для The Black Dahlia Murder, At The Gates, Dissection, Witchery и других легенд дэт и блэк-метала.
Именно Кристиан в девяностых заложил основы кавер-арта для дэт-альбомов. Он взял за основу эпичность и мрачность вместо шокирующей расчленёнки и уродств. На большинстве его работ показаны тёмные, чарующие пейзажи других миров, идеально иллюстрирующие музыкальный ландшафт пластинок.
Маттиас Адольфссон
Адольфссон начинал свой творческий путь в игровой индустрии, но постепенно перешёл в иллюстрирование. Художник отказался от планшета и цифры в пользу настоящей бумаги, карандашей и акварели. Маттиас черпает вдохновение из инструментов, которыми рисует, и из музыки.
Иллюстрировал книжки для детей и рисовал для Disney, The New Yorker, Nickelodeon и Spotify. Картины художника похожи на сказки, наполненные тревожными образами и зловещими смыслами. Ярче всего стиль Адольфссона смотрится на пластинках коллектива Dance Gavin Dance. Кавер-арт идеально подчеркивает нервную, контрастную музыку группы.
Ник Келлер
Ник — новозеландский художник, работающий в VFX-студии Weta Digital. Внутри компании создавал концепты для фильмов «Аватар», «Хроники Нарнии», «Хоббит», «Призрак в доспехах», «Большой и добрый великан» и «Мстители: Финал».
В свободное время рисует сюрреалистичные, пугающие полотна для разных метал-коллективов вроде Fallujah, Disentomb, Devangelic и Beastwars. Сочетает традиционную живопись и CG.
Джон Бэйзли
Джон играет на гитаре и поёт в экспериментальном метал-коллективе Baroness. Обложки к своим пластинкам Бэйзли рисует сам, а иногда — и для других нестандартных тяжёлых групп. Критики сравнивают его арт с работами Альфонса Мухи. Сам художник верит, что его картины и музыка группы — одно целое и разделить их невозможно.
Джон создавал кавер-арт для групп Kvelertak, Metallica, Skeletonwitch, Torche, Pig Destroyer, Converge, Magrudergrind, Black Tusk и многих других.
Майкл Уэлан
Известный иллюстратор книг, нарисовавший сотни обложек для разных романов и литературных журналов. Иллюстрировал романы Стивена Кинга, Брэндона Сандерсона, Робин Хобб, Айзека Азимова, Майкла Муркока и других именитых писателей. Труды Уэлана отмечены множеством наград.
Также он создал кавер-арт для двух десятков альбомов разных метал-коллективов вроде Soulfly, Meat Loaf, Sepultura и Obituary. Выпускал авторские артбуки со своими собственными работами. Самый последний из них — The Art оf Michael Whelan: Scenes/Visions.
Жан-Эммануэль Симоле
Жан-Эммануэль Симоле также известен под никнеймами Metastazis и Valnoir. Он рисует в смешанных техниках и соединяет зачастую трудносовместимые жанры вроде ар-деко и агитационных плакатов. Художник насыщает свои работы мелкими деталями, незаметными при беглом просмотре. Работы Симоле можно долго рассматривать, каждый раз находя для себя что-то новое.
Создавал кавер-арт для Amorphis, The Pyongyang Goldstars, Chaostar, Laibach и Behemoth.
Джейкоб Бэннон
Джейкоб Бэннон — вокалист и основатель металкор-коллектива Converge. Музыкант рисует обложки к альбомам группы самостоятельно, чем походит на Джона Бэйзли и Baroness. Также создавал кавер-арт для групп Demon Hunter, As I Lay Dying, Rivers of Nihil, Narrows, Morbid Angel, Pestilence, Xibalba, Vader и других.
Художник работает в технике коллажирования, использует фотографии и готовые текстуры. Обложки Бэннона не всегда получаются разнообразными. Именно его, в первую очередь, обвиняют в создании распространенного дизайнерского клише — образа черепа с крыльями, украшавшего чуть ли не половину метал-релизов двухтысячных.
Куан Хон
Художник из Китая, дизайнер и арт-директор. В свободное от работы время рисует обложки для шведских металлистов The Unguided, бывших участников Sonic Syndicate.
Работы Хона похожи на визуальный стиль World of Warcraft, усложнённый деталями и фееричными дизайнами доспехов, напоминающими о работах Тэцуи Номуры (серия Final Fantasy). Обложки Хона можно долго рассматривать и фантазировать об изображённых на них историях.
Орион Ландау
Орион — иллюстратор лэйбла Relapse Records, известного, в первую очередь, по экспериментальному металлу самых разных направлений. Картины художника мрачные, сюрреалистичные, наполненные мистикой и психоделикой.
Ландау иллюстрировал пластинки групп Pig Destroyer, Red Fang, Serpentine Path, Dying Fetus, Nile и Brutal Truth. Орион одновременно использует коллажирование, компьютерную графику и живопись.
Ричи Беккет
Молодой иллюстратор, использующий максимально яркие цвета, штриховку и броские образы. За свою небольшую карьеру успел поработать с большим количеством метал-коллективов вроде Metallica, Intronaut, Mastodon, Killswitch Engage и Baroness.
Дерек Риггс
Легендарный художник и иллюстратор, признанный мастер кавер-арта. Риггс в первую очередь известен тем, что придумал и нарисовал маскота группы Iron Maiden по имени Эдди. Именно этот персонаж — протагонист большинства альбомов метал-коллектива.
Когда-то Риггс был бедным студентом. Однажды он увидел в журнале Time иллюстрацию. Вдохновившись, будущий художник взял все свои наброски и отправился на собеседование с лейблом — руководству понравились работы Риггса и те решили заключить с ним контракт. В течение долгих лет Деррек рисовал кавер-арт и постеры для Iron Maiden.
Также художник оформлял сольные работы Брюса Дикинсона, рисовал для Zonata, Stratovarius, Gamma Ray и других.
Денис Костромитин
Художник-самоучка из Москвы. Много внимания в своих картинах уделяет оккультизму и мифологии. Рисовал для групп Wrathprayer, Grave Miasma, Castle, Bloodhammer и Funerary Call.
Самой известной работой Дениса считается кавер-арт для альбома блэк-металлистов Behemoth — The Satanist. Пластинка продалась большим, особенно в рамках жанра, тиражом. Ходят слухи, что в масляные краски, которыми Костромитин рисовал работу, была добавлена кровь фронтмена Behemoth Адама Дарского.
Збигнев Беляк
Художник из Польши, использующий в своих работах архитектурный бэкграунд. Ранее работал иллюстратором в архитектурной сфере и рисовал для энциклопедических справочников. Именно полученные там знания Збигнев использует в работе над кавер-артом.
Оформлял пластинки для Imperium Triumphant, Ghost, Solstafir, Mayhem, Behemoth, Vader, Paradise Lost, Entombed. Помогал Денису Костромитину создавать вышеупомянутую обложку к The Satanist.
Даниэль Валериани
Иллюстратор обложек, работающий с оккультными образами, символичностью, гигеровщиной и тёмным эпиком. Использует компьютерную графику, акриловые краски и иногда масло.
Рисовал для Mayhem, Vltimas, Witchcraft, Crimson Moon и других групп.
Джеймс Джин
Известный иллюстратор и художник комиксов. Популярность заработал благодаря оформлению обложек для издательства DC и импринта Vertigo. Рисовал для комикс-серий Umbrella Academy и Fables. За свои обложки выиграл несколько премий Айзнера. Позже делал иллюстрации для Playboy, The New York Times и Prada. Оформлял альбомы рок-групп My Chemical Romance, Linkin Park и Shinedown.
Не так давно Джеймс отказался от рисования иллюстраций и рекламных проектов в пользу настоящей живописи и развития собственного творческого стиля. Но режиссёр Даррен Аронофски смог убедить художника создать прекрасные постеры к фильму «Мама!» в качестве исключения. Посмотреть их можно тут.
Брэндон Парвини
Дизйнер, VFX-художник и помощник Джеймса Джина. Самая известная работа Брэндона — оформление двух альбомов Linkin Park — Living Things и The Haunting Party. Сейчас Парвини занимается анимационными роликами для Adult Swim.
Титульная иллюстрация к The Haunting Party была создана в полноценном 3D по рисунку Джеймса Джина «Archer». Ещё Джин нарисовал для альбома буклет на 36 страниц и придумал дизайн для мерча. Парвини и команда превращали рисунки художника в 3D-модели, накладывали текстуры и выставляли освещение. Так работы маэстро становились объёмными и более осязаемыми.
Сет Сиро Антон
Мастер фото-коллажа и основатель дэт-метал группы Septicflesh, участник коллектива Chaostar. По совместительству — бывший арт-директор греческого отделения журнала Metal Hammer.
Настоящее имя — Спирос Антониу. Музыкант потратил на обучение искусству и живописи около пятнадцати лет и только после этого взял себе имя Сет Сиро Антон. Оформлял все пластинки своего коллектива и рисовал для других групп, вроде Moonspell, Paradise Lost, Job for a Cowboy, Soilwork, Exodus, Vader и Heaven Shall Burn.
В своих работах соединяет фотографию, компьютерную графику и настоящую живопись. Большая часть картин Сэта вращается вокруг тем трансформации и болезненного пребывания в человеческом теле.
Алекс Грэй
Художник, иллюстратор, паталогоанатом. Редко рисует обложки для музыкальных альбомов, но если берётся — то альбом получается культовым. Иллюстрировал пластинки Meshuggah – Selfcaged, Nirvana — In Utero, Beastie Boys — Ill Communication, Tool — 10,000 Days и Fear Inoculum, а также работал над графикой для клипа Tool — Vicarious.
Алекс верит в духовные практики, расширение сознания, медитацию и может годами продумывать смысл своих работ. В первую очередь сосредоточен на авторском творчестве.
Индра Нугрохо
Индонезийский художник-затворник, зарабатывающий на жизнь фрилансом. Оформлял альбомы и рисовал постеры для Killswith Engage, Make Them Suffer и Protest The Hero.
Отличительная черта работ Индры — сложные, чарующие орнаменты, в которых переплетаются герои, сюжеты и мифологические образы.
Джош Грэм
Экс-участник легендарной пост-метал группы Neurosis и виртуозный мастер фотоколлажа. Грэм совмещает фотографии, экспериментирует с фильтрами и текстурами, на выходе получая чарующие обложки музыкальных альбомов.
Оформлял пластинки своей группы Neurosis, её альтер-эго Tribes of Neurot, а также сторонних коллективов: A Storm of Light, Shrinebuilder, Harvestman и других.
Арик Ропер
Ропер начинал с иллюстраций и дизайна музыкальных альбомов, и только потом стал заниматься анимацией и арт-дирекшном.
Работы художника мрачные и одновременно цветастые, в лучших традициях психоделического стонера и дума. Оформлял пластинки для Sunn O))), Enslaved, The Melvins, MGMT, High on Fire и Sleep.
Также Арик рисует рекламные иллюстрации для Nickelodeon, Penguin Books и Nike.
Дэн Мамфорд
Продуктивный британский художник. Буквально за пару лет смог из фриланса пробиться в большую индустрию, создать несколько сотен обложек и постеров, а также посотрудничать с именитыми коллективами вроде Foo Fighters, Iron Maiden, A Day To Remember, Queens of Stone Age, Grateful Dead и Metallica.
Работает исключительно в цифре.
Йоахим Лютке
Скульптор, декоратор, живописец и иллюстратор книг в жанре хоррор. Основной фотограф скандальной фрик-иконы Анны-Варни Кантодеа, вокалистки SOPOR aeternus. Рисовал для групп Meshuggah, Arch Enemy, Rage, Pain, Belphegor, Kreator и Dimmu Brogir.
Лютке любит био-механизмы, искажённые формы, уродства, страдания и вытекающую из этих тем поэзию.
Трэвис Смит
Американский дизайнер и художник, занимающийся исключительно обложками музыкальных альбомов. Оформлял множество пластинок для прог-металлистов Opeth, Katatonia, Amorphis и Devin Thousand Project.
Смит работает в смешанной технике, соединяя живопись и компьютерную графику. Все его картины пропитаны мрачной атмосферой и напоминают иллюстрации из древних, пожелтевших книг.
Ричард Корбен
Корбен — мастер хоррор-комиксов и страшных историй. Работал с трэш-журналом Heavy Metal, хоррор-антологиями Eerie и Creepy а также иллюстрировал крупные комиксы издательств Marvel, DC и Dark Horse вроде Hellblazer, Hellboy и Luke Cage.
Также рисовал обложки для метал-альбомов и постеры к кинофильмам.
Рубенс, Дюрер, Бурго
Некоторые метал-коллективы в качестве обложек используют картины великих мастеров, фрески и гравюры известных художников. Часто это нужно для того, чтобы подчеркнуть общую концепцию пластинки, дополнить сюжет или очертить избранные музыкантами темы.
Также металлисты любят использовать готовые работы Питера Брейгеля Старшего и Альбрехта Дюрера. Последнего многие группы уважают особенно сильно — от Marduk до Haggard.
Творчество немецкого художника исполнено в тёмных тонах, с грубыми линиями и мрачными сюжетами. Идеальное сочетание для иллюстрации альбомов в жанре блэк-метал.
Метал-плейлист для всех, кому захотелось приобщиться к музыке после чтения текста
В этом материале мы рассказали лишь о части интересных мастеров кавер-арта и кавер-дизайна. Все они обладают собственным голосом и видением, а их обложки ёмко дополняют музыку.
К тому же данный текст может оказаться вашим билетом в мир тяжёлой музыки, если вы по каким-то причинам не могли к ней приобщиться до этого. Советуем послушать целиком хотя-бы пару пластинок из списка.
А какие художники и обложки вспомнились вам во время чтения? Пишите в комментариях.