Играть в таких условиях — это то, что все мы, как кинематографисты, так и зрители, столь любим в фильме: ощущение, что мы взаправду там. Бернард Хилл, кстати, исполняющий роль Теодена, возможно ещё даже не знает, как будет выглядеть Золотой Чертог, где суровый Гэндальф приведёт его в чувство. Но когда Теоден прогнал Гнилоуста из дворца, спустился по лестнице вниз, мимо каменного фиала с водой, который Толкин описал так точно; когда расступились его подданные, пропуская изгнанного предателя, а вдалеке белели заснеженные горы, когда позже он вознёс молитву у могилы своего сына и резкий ветер дул ему в лицо — всё это было по-настоящему, и настолько раскрыло Теодена как персонажа (да и нас: Арагорна, Леголаса, Гимли, Мерри и Пиппина), что играть что-то не потребовалось, по крайней мере на длинных планах. Когда камера приблизилась (и Бернарду нужно были прожить на камеру определённые сложные эмоции), я уверен, ему было легче передать это, дыша этой первозданностью, ощущая под ногами вековые скалы. Определенно, он играл со своей обычной экспрессией и естественностью. Но ни он, ни я не смогли удержаться от того, чтобы немного не подвернуть наши одежды, когда они подметали траву или резные ступени! В конце концов, на этих длинных планах, посреди нигде, в безумном утопическом месте, это действительно Теоден, которого вы увидите в 2002 году. Я знаю, потому что я сам его видел.