Critters for Sale: Абсолютный постмодернизм, или "Хазарский Словарь" для геймеров

Автор: Никита Сергееви Г.

Critters for Sale: Абсолютный постмодернизм, или "Хазарский Словарь" для геймеров

На этот раз мне захотелось немного отойти от уже привычного жанра эссе. Считайте это незакрытым гештальтом. Дальнейшее содержание читаемого вами текста будет относиться скорее к рецензии. Хотя те, кто уже давно знаком с моими «писательскими привычками» прекрасно знают, что мной не будет упущена возможность разбавить этот «набор словесностей» пищей для размышления.

Для начала позвольте раскрыть вам один небольшой секрет: автору этого текста очень нравятся всякие странные штуки, от дурацких головных уборов до нетипичных стилистических элементов в музыке, безумных в своих содержаниях фильмов, новаторских форм построения литературного текста, и до прочих проявлений эпохи постмодернизма (шутки про нетакуска принимаются). Потому не удивляйтесь данному выбору игрового произведения.

***

Critters for Sale - это игра которая… в которой… а знаете, давайте поступим иначе. Представьте себе следующую картину: Вам в четыре утра приходит сообщение от Майкла Джексона, в котором он просит вас незамедлительно прийти в ночной клуб. Прибыв на место, и пройдя невероятно длинный коридор, в толпе различных посетителей вы находите короля поп-музыки собственной персоны. Он рад вас видеть, и уже давно ждет вас. После небольшого диалога, и непосредственно его выступления, в зал врывается одетая в черный костюм чертила, направившая дуло пистолета в лицо знаменитости. Последние что произносит Майкл: «toodle-pip». Затем разворачивается следующая сцена: Клуб наполняется светом прожекторов, что отбивает ритм играющей на фоне пост-панк композиции. В центр зала, по всем канонам эффектного появления, левитируя, влетает уже знакомый черт, что заставляет вас «потеряться в его знакомости». Теперь вы - член его культа, которого ждут неотложные дела… Собственно, такова вся Critters for Sale.

Critters for Sale: Абсолютный постмодернизм, или "Хазарский Словарь" для геймеров

Отступим пока от содержания, и перейдем к форме. Critters for Sale - это визуальная новелла с элементами point-and-click квеста, в которой визуальная составляющая является отнюдь не условным компонентом. Вы сами сможете во время прочтения оценить стиль этой игры, благо автор не поленился, и сделал вам подборку скринов, что уже раскиданы по всему тексту. Но тут скорее интересно не что, а как. Большинство изображений для игры были взяты из интернета, и анимированы при помощи нейросетей. Но вот дальнейшая работа с файлами определенно заслуживает внимания. Все они были сведены к единому стилистическому знаменателю. Выполнив интерфейс в черно-белом пиксельарте, разработчик перегоняет нужные ему картинки через дизеринг фильтр, добиваясь этим довольно конкретного художественного кода - вебпанка. «На бумаге» это все звучит так, будто бы игра должна выглядеть достаточно статично и «старомодно». Но она так не выглядит, отнюдь. Пускай жанр визуальной новеллы и скован в своей динамике, конкретно этот проект все же ощущается достаточно «живо» из за постоянно движущихся мелких (и не только) визуальных элементов.

Но все вышеперечисленное могло бы ощущаться совсем иначе, если бы не звук. Саунд дизайн этой игры - мое почтение! Каждый клик мыши по диалоговому окну, или по объекту на картинке, ощущается так, словно у этого действия есть свой физический вес. Это своего рода «комнатный индастриал», хотя уверен, что если скопировать некоторые звуковые паттерны этой игры, и перенести их на ритм секцию композиции какой ни будь андеграундной немецкой метал группы, то это будет более чем органично звучать.

Говоря о звуке, нельзя не отметить подбор музыки для игры. И это… это действительно потрясающий саунд дизайн. От андеграунда пост панка, авторских lo-fi композиций и местами даже джаза, до вшитого в лор игры концертного выступления Death Grips. Мне не приходят в голову нужные слова, что смогли бы в полной мере описать этот «винегрет». И что самое удивительное - все это смотрится очень органично. Единый стилистический знаменатель.

Critters for Sale: Абсолютный постмодернизм, или "Хазарский Словарь" для геймеров

Довольно формы, давайте же теперь о содержании. Эта игра - абсолютный продукт постмодернизма. Вы не сможете найти в ней ни единого элемента, что свидетельствовал бы хоть о чем то адекватном. Само ее существование может быть постироничной шуткой, ибо тогда мне неизвестно чем объяснить те странности, что вы можете встретить во время прохождения. Здесь есть как прямые отсылки на «Космическую Одиссею» С. Кубрика, и на его же «Сияние», так и распятый на кресте Джастин Бибер, карикатурная интерпретация «Терракотовой армии», скульптура Давида как отдельный персонаж, и много чего еще другого.

***

Вообще, если говорить о том, на что все это похоже, то мне на ум приходит лишь одно произведение, которое возможно, даже косвенно связано с этой игрой, ибо в ней прослеживаются некоторые сходства художественных методов. Речь идет о «Хазарском словаре» Милорада Павича. Литературный труд, который так же вызывает множество вопросов, но не дает никаких четких ответов.

В игре достаточно интересный язык повествования. Помимо того, что по принципам «Облачного атласа» история нелинейна, так еще и выражается она скорее символами и мифологическими (или же просто мистическими) образами. Речь все же идет о визуальной новелле, а значит что история, и способ ее сказания играет тут ключевую роль. Но вот понять эту историю, мягко говоря, сложно.

Critters for Sale: Абсолютный постмодернизм, или "Хазарский Словарь" для геймеров

И здесь на помощь может прийти тот самый «Хазарский словарь». Дело в том, что эта книга имеет точно такую же структуру. Более того, Милорад прописал между строк рекомендуемый маршрут, пройдя по которому читателю открывается возможность собрать разбросанные по страницам обрывки истории в единое, понятное целое. И в игре это работает так же. На левой стороне экрана у нас есть окно, на котором отображается дата и место действия. Уже ориентируясь по этим данным, можно составить достоверную хронологию событий.

Вообще, с «Хазарским словарем» получается достаточно интересно. Книга написана по принципам интерактивного чтения, которое, по словам самого Милорада, является продуктом вдохновения от видеоигр. Он хотел добиться свойственного для RPG сторителлинга, линейность которого, как правило, зависит сугубо от выбранного игроком маршрута. Это своего рода пазл, который можно собрать абсолютно любым образом. Наполнив книгу реальными историческими личностями, религиозными мифологемами, средневековыми, мистическими иносказаниями, автор передает читателям тот опыт, который спустя целых тридцать семь лет найдет свое воплощение уже непосредственно в видеоиграх, тем самым замкнув круг.

Critters for Sale - это неофициальный приемник тех идей и методов, что были заложены в творчестве М. Павича в восьмидесятых годах. Но почему так получилось? В конце концов, в описании игры никаких упоминаний о сербском авторе обнаружено не было. Но тут все достаточно просто. Дело в том, что и первое и второе - продукты постмодернизма. Те инструменты и каноны, тот культурный код, способ мировоззрения, что свойственны этой эпохе, нашли свое чуть ли не полное, абсолютное воплощение в этих произведениях. Это ее своеобразный протрет, где творение Павича - это ее начало, а проект Sonoshee - ее закат.

Critters for Sale: Абсолютный постмодернизм, или "Хазарский Словарь" для геймеров

***

Так кому и для чего нужна эта игра? Какие у вас должны быть причины для того, что бы запустить ее на своем ПК? Продолжая свой предыдущий текст, хочу задать вам один вопрос: видеоигры - это искусство? Если ваш ответ отрицательный, то вам просто необходимо пройти этот проект, ибо с современным (осмелюсь даже сказать элитарным) искусством его связывает гораздо больше, чем с хорошо знакомым всем Тетрисом. Эта игра - культурное явление, которое вполне себе способно поменять ваше отношение к индустрии.

Но если ваш ответ на предыдущий вопрос был положительным, то в таком случае воспринимаете весь этот текст как рекомендацию к ознакомлению с весьма любопытным виртуальным арт-объектом. Увы, мне не предстала возможность стать первым, кто на русскоязычном пространстве заговорил о Critters for Sale (оно и не удивительно, игра вышла в 2021 году). Но тем не менее, быть одним из многих в данной ситуации, это более чем достойно, ведь о таких играх надо говорить, что бы они не затерялись среди дорогостоящих, уже давно копирующих друг друга проектов.

Critters for Sale: Абсолютный постмодернизм, или "Хазарский Словарь" для геймеров
44
Начать дискуссию