Дикон Сент-Джон. Травма внутри, травма снаружи

Небольшое эссе, вольно трактующее некоторые факты из биографии протагониста Days Gone и события самой игры через призму Джейсона Стейтема, христианской теологии и Романа Неумоева, а — также больную… в смысле, большую авторскую фантазию.

Оказывается, гифки в редизайне не проигрываются.
Оказывается, гифки в редизайне не проигрываются.
  • содержит неприкрытое сюжетные спойлеры!
  • вся информация о персонажах и событиях взята из российской версии игры, если не указано иное;
  • время чтения ~ 12 минут (вообще 6, но по формуле 12, недолго короче)

0. Введение

Мы — это текст, в который складываются линии наших шрамов. Выражение больше подходит очередному паблику с цитатами Джейсона Стейтема, но в отношении героев видеоигр, особенно всяких разных сюжетно-ориентированных экшенов, оно и правда подходит. Макс Пейн, Элой, Алекс Мёрфи, et al. Их создают травмы, физические и ментальные. Гибель семьи из-за твоей работы, трудное детство, даже собственная смерть! Всё это здорово влияет на характер. Если же говорить о влиянии на геймплей, примеров наберётся поменьше. Мне в первую очередь вспоминается Волк из Sekiro со своим модифицируемым протезом да пара недлинных фрагментов с игрой за хрупкого Джокера и Би Джея Блажковича, расстреливающего фрицев прямиком с инвалидной коляски, из Mass Effect 2 и Wolfenstein II: The New Colossus соответственно. Если вы помните ещё кого-то, пишите в комментариях 👇 💬

Дикон Сент-Джон. Травма внутри, травма снаружи

Дикон Сент-Джон — герой зомби-экшена в открытом мире Days Gone — пример не настолько яркий. Думаю, мало кто вообще вспомнит, что у Дикона есть проблемы, которые могут влиять на геймплей, не считая жрущего бензин как не в себя байка (проблемы есть у Бухаря, который лишился руки, но за Бухаря мы, к сожалению, не играем, а жаль — секции стелса, где противников можно вырубать ударом ложки-протеза по затылку, очень преобразили бы игру, считаю в сиквеле их нужно обязательно добавить). Однако и у Дикона найдётся травматический опыт, который влияет на игру, больше нарративно, но и немного геймплейно.

1. Сара. Роман с камнем

Главной травмой, которую переживает Дикон, а вместе с ним — и игрок, является утрата жены. Напоминаю, в самом начале зомбиапокалипсиса, Дикон посадил раненую Сару в эвакуационный вертолёт НЕРО, а сам остался с Бухарем, поскольку всех троих вертолёт забрать не мог. Спасительное на первый взгляд решение обернулось трагедией, тот лагерь беженцев, куда направлялась вертушка, был атакован ордой фриков, и все находившиеся там люди погибли — по крайней мере, так считал сам Дикон два года (и немного дольше) до начала событий игры.

Так всё начиналось.
Так всё начиналось.

Мне не хотелось бы особо вдаваться здесь в подробности, ведь, во-первых, эта травма лежит на поверхности, игра достаточно говорит о ней — устами самого Дикона, других персонажей, флэшбэками, и я навряд ли расскажу что-то новое, не замеченное игроками до. Во-вторых, она достаточно быстро разрешается, пусть дальше начинаются сюжетные качели по поводу судьбы Сары, а Дикон подробно прорабатывает свой опыт утраты (чем монологи у кенотафа отличаются от бесед у психолога на кушетке? кенотаф не берёт денег).

Отмечу только один момент. Эти поездки к камню Сары, так выматывающие многих, и кажущиеся им напрасной тратой времени, сделаны, чтобы дать игроку повод ещё немного покататься на мотоцикле (а было бы странно не кататься на мотоцикле по любому поводу в игре, сделанной для катания на мотоцикле, и брюзжать на подобное — всё равно что жаловаться на избыточную стрельбу в шутере), а персонажу — повод ещё немного раскрыться.

А так закончилось.
А так закончилось.

Гипотеза на уровне синих штор:

Звучит немного надумано, но даже выяснив, что Сара жива, Дикон всё равно продолжает приносить цветы к её камню. Причём не абы какие цветы и не лаванду, а очитки, чьё латинское название, Sedum, происходит от глагола sedare — «усмирять». Усмирять что? Не боль утраты точно. Тогда не чувство ли вины (ведь это его решение, пусть сделанное из лучших побуждений, в конечном итоге привело к гибели Сары — и в момент гибели Дикона рядом с ней не было, хотя он должен был быть).

Хотя скорей очитки просто нравились кому-нибудь из сценаристов или их жён. Но с бритвой Оккама лонг не напишешь!

2. Десятый горный. Афганский синдром.

И не рассказывать никому

Непонятных мыслей, слов

Нелояльных снов

И лелеять под матрасом портрет жены

Компенсируя отсутствие моральных основ

Афганский синдром!

Афганский синдром!

Афганский синдром!

Роман Неумоев, Инструкция по выживанию — Афганский синдром.
Stars & stripes \ Learn how to fight.
Stars & stripes \ Learn how to fight.

Теперь наконец, позволю перейти к той травме, ради которой весь этот разговор затевался, менее явленной в сюжете, но оказывающей прямое геймплейное влияние. Вам не казалось странным, что Дикон, способный починить байк из подручных средств и с засапожным ножом одолеть громилу, не может… плавать? Не не умеет, а именно не может — его пребывание в воде, глубина которой не позволяет ощущать дно под ногами, ограничено несколькими секундами. Задержался чуть дольше — гейм овер. Вначале, я подумал о суровости здешних рек и ручьев, чьи воды холоднее ключей Кибель-Налы, но поездка к дамбе в компании Рикки камня на камне (простите) не оставила от этой версии. Оказалось, Дикону не даёт поплыть не низкая температура, а ПТСР, провоцирующий талассофобию.

Талассофобия — постоянный сильный страх перед глубокими водоёмами, такими как море, океаны, бассейны и озёра. Талассофобия может включать в себя страх находиться в глубоких водоёмах, страх перед бескрайней пустотой моря, морскими волнами, водными существами и страх удалённости от суши.

Поскольку страх Дикона связан не с водой как таковой, а с глубиной воды, это не аквафобия (гидрофобия), более корректным будет использовать этот термин.

Дикон Сент-Джон. Травма внутри, травма снаружи

ПТСР — короткая аббревиатура с чуть более длинной расшифровкой ПостТравматическое Стрессовое Расстройство, но скрывает за собой целый мир боли, мир безумия. Мир, вывернутый наизнанку собственным рассудком человека.

ПТСР в видеоиграх преимущественно сдвигает крышу персонажам куда-то всерьёз и надолго, «дарит» кошмары во сне и наяву, а если обнаруживается у главных героев то и реальность может собой заменить, полностью или частично как, например в Silent Hill: Homecoming

Как правило, ПТСР — атрибут воинской службы. Участие в боевых действиях делает травматический опыт тем рычагом, который переворачивает человеческую психику, а уж она в свою очередь запускает вращение зубастых колес в башке, что пересоберут мир другим, непривычным — или наоборот, слишком привычным для солдата, который так часто слышал выстрелы, что теперь принимает за них зерна кукурузы, взрывающиеся на раскаленном сковороде (у автора этой статьи тоже есть вьетнамские флэшбеки от звуков жареного, но о них я расскажу, если кто-нибудь запилит конкурс по детским ментальным травмам).

Дикон Сент-Джон. Травма внутри, травма снаружи

Так вышло и у Дикона. Он приобрёл талассофобию в Афганистане — не самое ожидаемое для такого места, что подсвечивается в разговоре — когда их конвой угодил в засаду, и подбитый джип, где ехал Дикон с сослуживцами, упал в реку. Он вытащил восемь тел, оказался единственным выжившим и с тех пор заработал стойкое желание держаться от глубокой воды подальше.

Дикон говорит, что служил в «Десятом горном» (русский перевод, в английской версии говорится ещё более расплывчато 10th Mountain). Естественно, никакого 10-го горного в Армии США нет, а есть 10-я горнострелковая дивизия (10th Mountain Division) , чья эмблема весьма походит на армейскую татуировку Дикона.

Карлос малость зашакалил фото.
Карлос малость зашакалил фото.

Дело происходило во время боев за Мазари-Шариф и, если мы посмотрим хронологию операции «Несокрушимая свобода», это было первое крупное боестолкновение — оно случилось в ноябре 2001 года. Т. е. во-первых, Дикон находился в числе передовых сил, во-вторых, ещё год (стандартный срок для ротации военнослужащих США в Афганистане до 2007-го) находился на службе с ПТСР (пусть его вариант расстройства в Афгане довольно сложно было «активировать»).

Дивизия действительно участвовала во взятии Мазари-Шарифа. Также, возможно что Дикон в её составе принимал участие в битве при Кала-и-Джанга и операции «Анаконда».

В числе прочего, эта дата дает хоть какое-то представление о времени действия игры. Поначалу оно кажется плюс-минус тождественным современности, но тогда получается, что Дикону на момент игры минимум сорок лет, а он даже с учётом двухлетнего пребывания в Адище на столько не выглядит.

Soldier's Eyes — одно из сильнейших впечатлений от игры (очень советую к просмотру и прослушиванию вот этот концерт Джека Саворетти).

Ещё один момент странности со временем, который не относится к делу, но мне хочется упомянуть. Игра в самом начале информирует нас, что всё гикнулось 750 дней назад. Однако, когда Дикон и Сара приезжают к её исследовательскому центру, ИИ на проходной сообщает, что Сара последний раз была в системе… 751 день назад. Если представить, что эвакуацию с О’Брайеном она проходила сразу после работы, получается все приключения Дикона в трёх регионах и едва ли не половина заказов ополчения заняли один день?

Бритва Оккама говорит, что разработчики просто проклепались на мелочевке.

Понятно, что талассофобией разработчики просто хотели замаскировать игровые условности, ограничив перемещения Дикона и заставив его преодолевать водные преграды на мотоцикле (который для этого надо прокачивать) . Схожим образом когда-то поступили Roсkstar, лишив Томми Версетти из Vice City умения плавать, т. к. Томми родился в Либерти-Сити, а в тамошних береговых водах когда-то произошёл разлив нефти, сделавший их непригодными для плавания.

3. Тема креста. Библейские аллюзии

Нельзя не обратить внимания на интересное совпадение, которое наверняка порадует фанатов Зака Снайдера, последнего Чужого от Ридли Скотта (если, конечно, у «Завета» есть фанаты, в чём лично я сомневаюсь) и полковника Гаррета. Речь идёт о фамилии Дикона — Сент Джон, St. John, т. е. буквально Святой Джон, а поскольку Джон соответствует имени Иван\Иоанн, то можно сказать, Святой Иоанн (подсвечено рядовым Тейлором, который долдонит про сына проповедника каждый раз, стоит ему выйти на связь) . Агиография насчитывает более трех десятков святых с таким именем, набольший интерес, в контексте травмы Дикона, представляет самый известный из них — Иоанн Креститель, поскольку даже несведущие в христианстве знают о роли воды в обряде крещения — спасибо Гаю Риччи и Барри Крестителю, блестяще воплощенному Ленни Маклином — а тем, кто и «Карты, деньги, два ствола» пропустил, я напоминаю, что βάπτισμα («крещение» на древнегреческом) буквально означает «погружение в воду» и имеет символическое значение омовения, очищения, и в конечном итоге смерти для жизни плотской и воскрешения для жизни духовной, жизни вечной.

Дикон Сент-Джон. Травма внутри, травма снаружи

Высокое материи, скажет читатель, высосанные хорошо если из пальца, а не дудочки андроида Дэвида, как пришить их к игре и травме, у нас тут про ПСТР а не СПГС? Да очень просто, если вспомнить финал игры с прорывом Дикона и Бухаря в лагерь Дешутского ополчения. Там Дикону таки приходится преодолеть свою фобию и искупаться во рву вокруг лагеря, а не просто намокнуть по-быстренькому. Как и многие другие важные для персонажа моменты, этот показан мимолетно, легко вовсе пропустить гримасу Дикона перед тем, как он забирается в воду, или списать её на гибель Бухаря. Бухарь, кстати, проходит тоже крещение-воскрешение, только чуть более буквально.

Какое же это воскрешение, спросит всё тот же читатель, если никакой трансформации после него не происходит? Отчасти верно, и Дикон, и Бухарь меняются значительно раньше по сюжету, в отношении их обоих точнее будет говорить о крещении огнём нежели водой, что в какой-то мере и логично, крещение огнём подразумевает насильственный характер преображения, изменения — самое подходящее для Адища.

Дикон Сент-Джон. Травма внутри, травма снаружи

Строго говоря, в христианстве тоже встречается «крещение огнём» — концепция, берущая начало из слов Иоанна Крестителя в Евангелии от Матфея 3:11

Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня;

я не достоин понести обувь Его;

Он будет крестить вас Духом Святым и огнём;

но это уже такой теологический тёмный лес, что я даже пытаться не буду его сюда подвязать. Кого вдруг заинтересует, отсылаю к английской Вики с ворохом трактовок.

Крещение же водой символизирует трансформацию жизни персонажей от войны (условной) к миру (не менее условному, но всё же миру — тем паче после крещения огнём), или, если угодно большего соответствия теме — от травмы, сами уж решайте, ментальной или физической, от искалеченности к норме. Да, фрики-зомби никуда не делись, но остальные враги главных героев повержены, а квесты завершены: Дикон и Сара воссоединились, Бухарь примирился с потерей руки, завел песеля и занялся достойным делом, Дешутское ополчение рассеяно и не угрожает северным регионам, а засранец Реймонд получил улыбку до ушей. Не идеальный мир, но пойдёт — пока не объявится О’Брайен на чёрном вертолёте и не подарит Дикону льдистое эскимо правды, от которой холодок бежит за ворот (ну такой себе волшебник). Но это уже другая игра, другая история и другой материал.

Потому что всё, теперь точно The End.
Потому что всё, теперь точно The End.

4. Заключение

Вот так с помощью нехитрых манипуляций со всякими мелочами и собственной фантазией булка превратилась в троллейбус, а зачем это было, разве важно. На самом деле, мне хотелось рассказать, как одно небольшое ограничение потянуло за собой одно биографическое дополнение, тоже не очень-то крупное, но тут Остапа понесло, и ситуация малость вышла из-под контроля. Так из маленьких, порою совсем незаметных камешков деталей, на которых разработчики не делают особого акцента, слагается большая лавина, и увлекает за собой игрока, пусть, конечно, и не каждого. И для этого совершенно не надо быть претенциозным как Кодзима или натужным как Дракман, хорошие игры и хорошие персонажи сами по себе достаточно интересны.

Надеюсь, вам было нескучно это читать, во всяком случае мне было весело это писать для конкурса «Судьба человека»

Итак, как вы воспринимаете всё вышеизложенное?
Верую, ибо абсурдно!
Рабочая гипотеза, не больше
Синдром Поиска Глобального Смысла в терминальной стадии
4545
11 комментариев

Не могу прочесть все тк прохожу сейчас, но Дикон норм чел, получше, чем Джоэл, но это пока что)

2
Ответить

Дикон лучше

8
Ответить

Ну да, Дикон то разборку в гольф-клубе пережил.

1
Ответить
3
Ответить

Простите, но я поставил этот мод, сделал себе игру по ходячим, так сказатб

2
Ответить

Так и хочется его похмелить.

2
Ответить

Кайф

Ответить