[Десять Лет Спустя] Наследник Квотермейна в погоне за Индианой. Обзор Deadfall Adventures

Артефакты минувших эпох, злобные нацисты и взрывчатка как решение всех проблем (на самом деле, нет) — во втором выпуске рубрике дружище Варг играет в сюжетный шутер с головоломками от разработчиков Painkiller и рассуждает о том, может ли целое быть больше суммы слагаемых и что главное в играх.

Беспутный внук знаменитого деда

Deadfall Adventures начинается как классическое приключение. Похожий на Гильермо Дель Торо — пока шляпа не покинула его макушку — профессор Джейкобс нанимает поработать в интересах США Джеймса Ли Квотермейна — правнука знаменитого стрелка Аллана Квотермейна. Зумеры помнят Квотермейна-старшего по «Лиге выдающихся джентльменов», где его сыграл неподражаемый Шон Коннери, киноманы-олдфаги — по экранизации с главным сёгуном 90-ых Ричардом Чемберленом, олдфаги-книжники — по первоисточнику английского писателя Генри Хаггарда, который написал «Копи царя Соломона» и ещё кучу книжек, где, кстати, с поразительным упорством лишал своего персонажа потомков, то ли блюдя завет герой должен быть один, то ли чуял Генри что-то сквозь века.

Кстати, над сценарием игры работал ещё один писатель, на этот раз польский — Яцек Комуда. Основной переведенный у нас цикл про Яксу сильно так себе, а вот сборник тёмной фэнтези про Вийона хорош.

[Десять Лет Спустя] Наследник Квотермейна в погоне за Индианой. Обзор Deadfall Adventures

Квотермейн-младший, как и полагается, продолжает прадедушкину традиции метко стрелять, от себя добавляя влипать в неприятности на ровном месте с философским видом и иронизировать над происходящим, изображая крутого парня (к чести его и сценаристов, своего золотого сердца Джеймс не скрывает). В пару к его кулакам и револьверам железная воля сценария пристёгивает очаровательную ирландку — нигде не подтверждается, но у женщин какой нации могут быть глаза столь дивного цвета, цвета односолодового? впрочем, женские глаза всегда хороши, какого цвета они бы не были — Дженнифер Гудвин, полевого агента и археолога, которая должна держать беспутного правнука в узде и оттенять его легкомысленность своей серьёзностью.

...но не дайте себя обмануть, боксировать она тоже умеет (вообще, у неё был пистолет).

Вообразить достойное занятие для столь колоритной пары ничуть не сложно, если вы хотя бы шапочно знакомы с жанром «археологических приключений» и действительно наши авантюрист и археолог будут искать артефакт… Чуть не сказал «очередной артефакт», но ведь это Сердце Атлантиды — могущественное творение… честно сказать, я не помню, кто творцы сего творения, вернее, как они стыкуются с Атлантидой, потому что это двоё майанскиех (да, опять) ребят. Ладно, в конце концов, как и полагается в приключении, артефакт — это только повод, ведь лучше путешествовать по неприятной стране чем всю жизнь просидеть в райском уголке.

Эйр Америка как всегда...
Эйр Америка как всегда...

Путешествий предстоит три. Технически, два, так как начинается всё уже в Египте, потом следующая станция — Арктика и джунгли Гватемалы с их пирамидами майя под конец. А поскольку дорога легче, если встретится добрый попутчик — это уже «Белое солнце пустыни», а не Хаггард — поэтому Гудвин и Квотермейну организуется конкурирующая экспедиция из одного хорошо известного общества любителей древностей. Какая же серьёзная охота за артефактами обходится без вездесущих нацистов? Банально, можете сказать вы. Классика, отвечу я вам на это. Кроме того, в Арктике наши герои встретятся с солдатами Красной армией и настоящим полковником Кошкиным, который радостно увяжется в погоню за Сердцем Атлантиды, после того, как Квотермейн разнесёт его базу. Поляки, скажите вы. Tak, отвечу я.

«Острое копьё не нужно точить»

Геймплей под стать истории. Большую часть времени он представляет собой коридорный тир, сменяемый тиром на небольших аренах, если дело происходит в гробницах или на аренах побольше, когда герои выбираются на поверхность. Живые противники предпочитаю держать дистанцию, прятаться за укрытиями, закидывать Квотермейна гранатами, если он прячется (самим хватает ума разбежаться), немёртвые, как и полагается, лезут врукопашную без особых изысков, разве что некоторые за щитами укрываются. В ловушки попадаются все, но это и понятно, какое веселье, если ИИ не будет лезть в ловушки.

[Десять Лет Спустя] Наследник Квотермейна в погоне за Индианой. Обзор Deadfall Adventures

Арсенал для уничтожения довольно небольшой, чай не Вольфенштайн, хотя мумии с круглыми щитами у меня прям жёсткие флэшбеки по RtCW вызвали, теперь хочу, не могу, однако стрельба приятная, за исключением, может быть, дробовичка, оба варианта которого отличаются крайне посредственным уроном даже в упор, что, согласитесь, для дробовика нонсенс и просто ни в какие ворота. Зато есть автомат Фёдорова, финский батя ППШ Suomi и совсем уж редкий зверь — Вальтер СЛД, который похож на плод любви обреза с мушкетоном, по факту является… сигнальной ракетницей немецких подводников, а в игре выполняет роль дробовика от класса пистолетов (см. выше какое тут дробовики).

В ранней версии игры пушек было вдвое больше (часть осталась в мультиплеере), а часть роликов и геймплейных моментов выглядела иначе. Например, Хаген щеголял в кителе с Железным крестом — в пирамиде-то! — Штайн носил нарукавную повязку, где вместо свастики был вписан косой крест, а Квотермейн в одной из кат-сцен появлялся в сорочке и галстуке, неожиданно похожий на Бигби Волка.

[Десять Лет Спустя] Наследник Квотермейна в погоне за Индианой. Обзор Deadfall Adventures

А ещё здесь топовый фонарик! Не шучу. Неведомо каким образом разрабам удалось сделать его механику… занимательной. Наверное, звучит странно, но я прямо кайфовал, подсвечивая тёмные углы или монстров (тут, как в Alan Wake, прежде чем отправить нежить обратно в ад, нужно ярким лучом фонарика или другим мощным источником света снять с неё «броню», но в Алане это было жуткое душнилово, я дропнул игру во многом из-за него, а здесь — другое дело; или фонарик у Квотермейна ламповый).

В перерывах от перестрелок предлагается включить голову и порешать головоломки, иногда — для продвижения по сюжету, иногда — ради драгоценных артефактов, за которые тут осуществляется прокачка.

Большая часть прокачки: параметр больше - параметр быстрее восстанавливается.
Большая часть прокачки: параметр больше - параметр быстрее восстанавливается.

Головоломки, подобно другим составляющим игры, ничуть не отличаются свежестью: те же зеркала, лучи света, нажимные плиты и символы три-в-ряд. Иногда нужны манипуляции с подбираемыми объектами, на них подвисаешь, потому что забываешь о возможности протагониста что-то положить себе. Обычно всё решается если не с ходу, то дав себе минуточку на размышления, а нет, так есть блокнот с подсказками и агент Гудвин (впрочем, своенравная девица чаще норовит вставить шпильку Квотермейну, а иногда протагонист сам не даёт ей влезть с непрошеным советом). Однако в четырех местах меня постиг лютый ступор и двух случаях я и после решения не понял логики пазла, в одном она была довольно неочевидной, а в ещё одному никакой головоломки не было вовсе! Ладно, всё равно было забавно.

К северо-западу от земли Машукулумбве

Картинка в игре и сейчас воспринимается нормально. Пусть графику трудно назвать передовой, десять лет спустя точно, но художники видно, что старались, и открытые пейзажи, и тёмные ходы гробниц в равной степени им удались. Пирамиды получились разными, как и мумии внутри них, и одну локацию с другой никак не спутать. Несмотря на отсутствие фоторежима, я довольно много наскриншотил, на целую подборку:

Deadfall Adventures

🗿🗿🗿

[Десять Лет Спустя] Наследник Квотермейна в погоне за Индианой. Обзор Deadfall Adventures

Ещё на атмосферу очень играют маленькие фишечки, вроде эпизода с ориентированием по сигнальным огням в метель или пробежки по катакомбам под леденящий кровь рёв разбуженных стражей — вроде у тебя есть пушка и фонарик, в случае чего отпор дать не проблема, но напряжение ощущается именно от того, что отбиваться не от кого. И, конечно, гонки на вагонетках — любимое развлечение авантюристов, вне зависимости, есть у них федора или нет!

Из недостатков отмечу ужасную систему сохранений: ручных нет, а под автосейв всего одна ячейка. Пропустил что-то и позволил игре сохранить прогресс — переигрывай эпизод заново. Ладно, хоть эпизоды недлинные.

Нестареющая классика 2.

Вместо итога

Как вы уже наверняка поняли, игра совершенно не задумывается над оригинальностью, наоборот, собирает под своё крыло все штампы приключений Индианы Джонса — чёрт, да тут есть момент с заменой черепа на кнопке! — Лары Крофт, Натана Дрейка и Рика О'Коннелла. Не могу сказать, берёт ли что-то у Хаггарда, не читал, вернее читал, но не про Квотермейна, а «Дочь Монтесумы»; так вот, конкистадоры тут тоже есть.

Вопрос, конечно, дискуссионный, а нужна ли оригинальность, когда можно на скорую руку собрать Франкенштейна из кусков, прикрутив на проволоку и поставить ему для оживления банки — лейденские, разумеется. Игровая журналистика вот порешала, что нет, поэтому у Deadfall Adventures на Метакритике 53 балла (у самой высокоценной версии, на ПК), в то время как соседний Сall of Juarez: Gunslinger целых 79 выглядит как syn przyjaciółki matki, натурально, а ведь игра, если и уступает, то самую малость: в постановке и стрельбе из револьверов. Что говорить о Bioshock Infinite, Crysis 3 или Metro Last Light; трудно конкурировать с успешной франшизой.

Твоё лицо, когда говорят, что в Uncharted головоломки лучше.
Твоё лицо, когда говорят, что в Uncharted головоломки лучше.

Однако со своей глубокой личной и насквозь субъективной точки зрения я оцениваю Deadfall Adventures выше этих игр (ну, кроме Крайзиса, в него не играл). По единственному важному пункту — мне было весело в него играть и пофиг там, сколько баллов у других на Метакритике. Но «весело» — это слишком мало, чтобы остаться в памяти игроков. После Deadfall Adventures разработчиков из The Farm 51 понесло по разной степени невразумительности экспериментам, а ведь когда-то студия сделала Necrovision и ремейк Пэйнкиллера 12-го года, тот, что Hell & Damnation. Может, пора вернуться к корням?

Пару слов про рубрику [Десять лет спустя]. Как легко догадаться, в ней я ковыряю игры, вышедшие в 2013 году, но за давностью лет затерявшиеся среди других, более успешных проектов. Пока наковырял два, ещё три-четыре есть в загашнике. Если у вас есть какие-то подходящие игры, предлагайте их в комментариях — или присоединяйтесь к рубрике сами, если есть желание. С моим темпом игры я запланированную десятку всё равно навряд ли наберу.

В предыдущих сериях:

На сегодня всё, спасибо, что читали. Ставьте лайки, если обзор понравился, подписывайтесь на блог, чтобы не пропустить новые материалы, жмите колокольчик — ну зачем-то же он есть.

9595
29 комментариев

Это Алан Вейк 2 !?

Это Алан Фейк.

9

Благодаря тебе мой бэклог пополняется интересными штуками. Продолжай =)

Спасибо за рекомендацию

3

А мой потихоньку разгружается.
Всегда пожалуйста.

1

Благодаря его обзорами мой кошелёк пустеет и родные жалуются что я по часу сижу в кабинете на фаянсовом троне...

Пили Варг! Пили ещё годноты!

Зумеры помнят Квотермейна-старшего по «Лиге выдающихся джентльменов»

Ты прикалываешься, они же тогда только родились - 20 лет назад ^^
Это думеры помнят. Я его ещё на кассете в видеопрокате брал.

2

Меня все время поражает насколько старые игры четче выглядят. Запустил джедаев, там же мыловарня, дальше 5 метров не видно.

2