Консольная статистика русскоязычных игроков Xbox за Июнь 2022
Скоро уже будет семь лет, как я пилю свой хобби-проект по сбору статистики Xbox Live (на реконструкции). В связи с известными событиями, я ненадолго тормознул работу своих скриптов и публикацию отчётов, но, благодаря помощи друзей из Украины, которые помогают оплачивать серверы в Hetzner, мне удалось вернуться в строй.
Минутка ЧСВ, потерпите: отказался от графаны в качестве визуализатора и решил пилить собственные дашборды с таблицами и графиками. Под это дело прочёл книжку по D3.js и теперь полон решимости строить всё заново. Заодно прочитал книжку по внутренностям PostgreSQL, освоил memcached, реализовал очередь на нём, а не на select for update skip locked, которое нещадно тормозило на 150+ соединениях и 10+ чтениях из очереди в секунду. Перенёс большинство опрашивающих xboxlive скриптов на изумительные виртуалки на Oracle Cloud Infrastructure Ampere A1 Always Free. Всё, минутка ЧСВ закончилась, спасибо за внимание.
Первый график будет грустный: я посмотрел, как отразились известные события на нашем русскоговорящем игровом комьюнити. Очевидно, оно упало, но насколько?
C декабря 2018 я собираю геймертаги. Сперва их было немного, я начал с 49 тысяч. На сегодняшний день их уже 450 тысяч. В графиге рыжая область -- это игроки, которые включили приставку на неделе хотя бы один раз, в процентах к общему числу игроков на данную неделю, а синяя область -- это в процентах от общего количества игроков, которые поиграли в игры. Как видим, в истории Xbox Live были моменты, когда владельцы эккаунтов теряли интерес к играм, но не было случая, чтобы интерес падал настолько низко. Отдельные провалы и дыры -- остановка скриптов в связи с профилактикой или модернизацией, коих было несколько крупных, и ими можно пренебречь. На всякий случай, обратите внимание, что ось Y начинается не с нуля! Однако по-любому падение более, чем на 6%, и находится за пределами погрешности.
Общее число игроков и среднее время игры
Таким образом, в июне 215,6 тысяч игроков поиграли в 6938 игр, в среднем в день на игры тратили 1 час и 26 минут что уже лучше, чем в апреле-мае, но хуже, чем в январе.
Самые популярные игры за всё время
Это единственная таблица, которая показывает не прошлый месяц, а вообще, за всю историю, доступную в Xbox Live. То есть, если вы купили в 2013 фатку хуана, часик поиграли в GTA 5 и сразу же продали её, то тут будет +1 для этой игры.
Информация взята из Xbox Live, учитываются только приставки Xbox, но зато всех вариантов, фиксирующихся в Xbox Live.
Самые популярные игры прошлого месяца
Для получения дальнейшей информации я использую технологию Rich Presence. Каждый раз, когда вы смотрите список друзей на консоли или в приложении Xbox App, в этом списке отмечено, кто сейчас онлайн, какая игра запущена и даже — для некоторых игр — что именно человек делает в игре. Я непрерывно опрашиваю состояние всех активных геймертагов и складываю результат в базу. Получается примерно каждые 40-50 секунд.
Коллажик на КДПВ построен именно по этой табличке:
А по месяцам?
А действительно, как меняется количество поигравших в игры в ретроспективе нескольких месяцев? За точку отсчёта я взял апрель прошлого года, так как именно тогда количество геймертагов практически удвоилось, после чего неспешно растёт каждый день.
Для каждого месяца я беру топ-15 игр, и потом по общему списку строю график по количеству поигравших.
Убираем лидеров и смотрим теперь на нижнюю часть графика.
Игры, в которые играют долго
Для построения этой таблицы я брал общее время, которое провели игроки в игре, и делил его на количество игроков. Полученная величина — сколько в среднем игроки провели в этом месяце в этой игре. Эта цифра даже более интересна в сравнении с прошлыми месяцами, потому что нормализована по числу игроков.
Сколько дней в прошлом месяце приставка была включена
Ну отлично, с играми понятно. А сколько дней в месяце игроки могут себе позволить включить Xbox и поиграть в игры? Каждый день? Два раза в неделю? Пылится почти целый месяц?
Нарастающим итогом и по месяцам (да, я освоил jupyter notebook):
Нас интересует первый столбец (июнь). Получается, что 4068 игроков играли каждый день, а почти 80 тысяч играли больше половины дней в месяце, ну и 215601 человек включили хотя бы один раз, при этом не просто включили, а запустили хотя бы одну игру. Если человек включал Xbox каждый день, но смотрел только Youtube и кино в браузере, тут для него будет ноль. В марте 5 дней скрипт сбора не работал.
Сколько часов в прошлом месяце на приставках играли в игры
Супер, приставку включают, и даже игры запускают. Надолго?
Почти 80 тысяч человек потратили в июне не менее 40 часов на игры.
Популярность жанров на консоли
У каждой игры в MS Store есть понятие "Категория", обычно там что-то типа "Гонки и авиасимуляторы", или "Стратегия", или "Экш и приключения". Интересно отобразить время, затраченное игроками в прошлом месяце на эти вот "Категории".
Ну или гистограммой для наглядности, по горизонтальной оси среднее количество часов в прошлом месяце по данному жанру:
Свойства игр, в которые играли в прошлом месяце
В отличие от Жанров ("Категорий"), у каждой игры в сторе есть ещё один или несколько тегов, в русскоязычном сторе они почему-то названы "Требования", хотя таковыми не являются. Ну, типа, "Один игрок", или "Оптимизировано для Xbox Series", или "HDR10".
Тут важно отметить, что у игр этих свойств может быть сколько угодно. У Gears 5 их, например, 25 штук. И, если игроки навернули 100500 часов в такую вот игру, все 25 тегов получат +100500 часов. Тем не менее, можно, скажем, убедиться, что "Single Player" вполне себе существует, хоть и уступает OnlineMultiplayer и даже OnlineCoop:
Статистика по приставкам Xbox: 360 ➝ One ➝ Series
Таблица давно перестала влезать в скрин, и вообще нечитаемая. Здесь же приведу столбчатую диаграмму (stacked bars), выровненную по 100%, ибо интересно наблюдать не просто абсолютные значения цифр, а и их относительное изменение:
Сколько клипов снято в играх
Хочется назвать эту номинацию "самые зрелищные игры", потому что как только в игре случается что-то интересное, рука тянется к кнопке "записать произошедшее".
Есть ощущение, что здесь учитываются все клипы, которые снял игрок, но, если он их не сохранит, через 30 дней они удалятся. Посмотрим в следующем месяце.
По играм:
В столбце с месяцем — число снятых в игре клипов, в круглых скобках — разница с прошлым месяцем. В столбце с игроками число поигравших, а в круглых скобках разница с прошлым месяцем.
Сколько скриншотов сделано в играх и выложено(!!!) в Xbox Live
Майки в очередной раз переколбасили свой API и пересмотрели правила. Ходят слухи, что это (ограничение публикации клипов) как-то связано с возрастными рейтингами игр. В любом случае, теперь, чтобы ваши друзья или мои скрипты увидели сделанный вами скриншот, его надо не только сделать, но и запостить в ленту. Раньше всё было проще: скрин сам публиковался. Увы. Теперь скринов меньше, но тем выше их ценность.
По играм:
Отзывы этого месяца
Отзывы на игры в магазине Xbox Store особенно интересны, так как невозможно оставить отзыв, не купив и не поиграв в игру. Отзывы, которые я читаю, можно оставить только с консоли, потому что я читаю не только отзыв, я смотрю геймертаг и связываю его со своей базой, чтобы можно было, прочтя очередной искромётный коммент, посмотреть, сколько человек поиграл в игру и чего добился.
Именно поэтому нет смысла оставлять комментарии в магазине Xbox на ПК: вместо геймертага там всегда какое-то "Сергей" или "Вася", что не есть геймертаг. Такие вещи я тупо игнорю.
По сообщениям @thegoldeneagle, майки занялись модерацией отзывов, при этом, к примеру, отзыв с матом может остаться, а отзыв с критикой ЛГБТ-повесточки бесследно исчезает. У меня реализован механизм добавления отзыва, но отсутствует удаление, поэтому да, если я успел перехватить отзыв перед удалением, он у меня будет, а на сайте вы его уже не найдёте.
Всё не очень просто на самом деле: отзыв можно оставить не только на разные варианты игры (Standard/Deluxe/Ultimate), но и на DLC и Add-on'ы. Я всё сваливаю в одну кучу для простоты.
А вот облако тегов по текстам отзывов. Принцип — с помощью pymorphy2 приводим все слова к единственному числу именительному падежу, убираем стоп-слова (предлоги, союзы, "xbox", "игра" и проч.) и используем wordcloud.
Сколько игроков сколько игр поиграло
Редкий игрок весь месяц упарывается ровно в одну игру (хотя, таких есть и немало).
Читать этот график просто: примерно 50 тысяч игроков поиграли не менее, чем в 10 игр.
Игры по геймпассу
Я посчитал время, проведённое во всех играх, и в играх, доступных по геймпассу.
36%
Это не значит, что столько человек купили геймпас, это значит, что в геймпасе находятся игры, в которые игроки провели больше трети своего времени.
Игры Xbox 360
Есть распространённый миф, что обратка не нужна, что все уже всё прошли, и что там нет самых лучших игр, и лучше взять шитый Xbox 360. Давайте посмотрим, насколько эти слова соответствуют истине.
По играм:
В круглых скобках разница с прошлым месяцем, а в последнем столбце — доступна ли игра по обратной совместимости на поколении One/Series.
Распределение количества игр и игроков в прошлом месяце:
Почти 11 тысяч игроков поиграли в ноябре не менее, чем в 2 игры, доступные по обратной совместимости.
Вопросы и ответы
Q1. Зачем это вообще?
A1. Цель: вменяемая информация "кто во что играет", потому что сейчас всё, что есть, это некие "цифры продаж", мутная информация от всяких гамнокритиков, опросы на разных сайтах и другие непроверяемые цифры, в которые нам предлагается поверить.
Моя стата — кардинально иной инструмент. В идеальном мире моей статы игроки голосуют за игры своими геймпадами. Если игра хорошая — они в неё играют, проходят до конца, собирают ачивки, играют в допы. Если нет — запустят один-два раза по 20 минут и забудут. И мои скрипты это будут видеть, а цифры продаж этого не видят. Поэтому, на сегодняшний день, xboxstat.ru — единственный достоверный и проверяемый источник информации относительно игр (и игроков). Про любую игру можно посмотреть на моём сайте — кто играл, когда, сколько раз, чего добился. Посмотреть клипы и скриншоты (сделанные до 18 марта).
Q2. Почему именно русскоговорящиe?
A2. Русскоязычный сегмент Xbox Live имеет свои выраженные особенности, из-за чего обобщённая, глобальная, мировая статистика не совсем адекватно отображает действительность в нашей стране. Почитайте отзывы на некоторые нелокализованные игры. Народ ставит единицы тупо за отсутствие русского перевода. Кроме того, есть и социокультурные особенности, типа (почти) равнодушия к бейсболу и японской эпилептической наркомании.
Короче, исконно-посконная, духовно-скрепная, патриотически-православная статистика, как она есть.
Q3. Откуда набраны геймертаги?
A3. Некоторый процент — парсинг сайтов xboxland.net, stratege.ru и gamemag.ru. Примерно половина — участники русскоязычных (locale='ru-RU') клубов Xbox. И ещё почти столько же — авторы клипов и скриншотов в русской локали. Всего 450376 геймертагов на момент написания этого текста, и эта цифра постоянно растёт.
Я оцениваю погрешность как не превышающую 2%. Источник погрешности — случайно попавшие нерусскоязычные граждане, в основном из отзывов.
Q4. Дайте статистику по Playstation!
A4. «115 миллионов проданных приставок» (©Misery)
Q5. Для моего геймертага некорректные данные: другой геймерскор/клипы/скриншотыA5. Буду благодарен, если вы сообщите мне об обнаруженных расхождениях в комментариях.
Q6. Меня нет на https://xboxstat.ru! Можно меня добавить?
A6. Самый простой способ — зафолловить Автолайкера. Это такой робот, который будет лайкать всё подряд в вашей ленте, заодно впишет ваш геймертаг в мою базу. Как только увидите себя в статистике, можно от него отписаться, лайкать перестанет.
Q7. Что за трешанина на xboxstat.ru?! Моск вскипел!
A7. https://xboxstat.ru — это прибор. И я не советую изучать стату с мобильника, всё-таки большой экран удобнее.
Ещё небольшая просьба
Распространение в русскоязычном информационном поле приветствуется, но прошу воздержаться от перевода на англоязычную аудиторию. У меня есть ощущение, близкое к уверенности, что издатели и платформодержатель не будут happy с такого рода информацией, которая (теоретически) может повлиять на продажи.
В остальном буду рад замечаниям, вопросам и комментариям.
Источник: https://xboxstat.ru (на реконструкции)
Спасибо, очень интересно!
Во-первых, спасибо за новости, с удовольствием смотрятся все эти графики и цифры!
Во-вторых, спасибо украинским братьям за поддержку проекта!!
Сорян, ребята, могут быть огрехи и неточности. На стабилизацию уйдёт несколько месяцев.
A5 в статье сбился
Комментарий недоступен
Да, надо будет исправить в следующих постах на Forza Motorsport 5
Классная и очень интересная статистика, флешган ты мой кумир.