Темный час перед Последним Рассветом: о бета-версии Warhammer 40,000: Rogue Trader
Внимание! Предупреждение №1: в статье присутствую значительные спойлеры к первым трем актам в их состоянии на позднее лето 2023-го года.
Насколько данный игровой сегмент в итоге будет соответствовать финальной версии, судить невозможно. В интервью, отчетах и ремарках разработчики уже не раз упоминали, что многие вещи будут сильно отличаться, свидетельства чего уже можно наблюдать и в свежем трейлере, и в новых предрелизных версиях со стримов, а сюжет искромсан в угоду сохранения большей интриги.
Текст предполагает хотя бы поверхностное знакомство с терминологией вселенной Warhammer 40,000. Скриншоты могут содержать реплики с подробным описанием физических или психических увечий, для удобства чтения область вне окна реплик затемнена.
Предупреждение №2: я не стремилась докопаться до механики сражения и все еще не являюсь достойным похвалы лороведом. Докапываться я буду субъективно строго до ролевой составляющей, сценарных изысков со стороны их общей логичности, постановки истории, динамики развития персонажей, реактивности и подобного. То есть, по вопросам лорности, механики и билдостроения — обращаться не ко мне.)
Особая благодарность
ламповому сообществу в Дискорде! :3
Раздел I. Сюжет
Просто поднимитесь на трон, госпожа — людям предстоит совершить невозможное, пускай их хоть силуэт на привычном месте успокоит.
Бета в первую очередь отличается от альфы размером (или продолжительностью): альфа представляла собой строго вторую главу не в итоговом виде, бета — пролог, а также первые три главы, степень готовности которых столь различна, что справедливо сравнение: если первая и вторая главы напоминают недопеченный хлеб, то дрожжи для третьей только-только начали бродить.
Упомяну основные этапы беты и на каждом остановлюсь чуть подробнее (но не слишком, как и условились!):
Пролог. Состоит из редактора персонажа и небольшой вводной миссии, за которую кое-кто успевает погибнуть, а кое-кто — сильно продвинуться в наследственной цепочке одной торговой династии. Этот отрезок позволяет получить минорные базовые сведения о мире, если игрок абсолютно ничего не знает о Вархаммере, составить мнение о характере нашей тетушки (может, и стойкий, но явно не нордический) и немного поучаствовать в грызне за наследство. Стандартное обучение управлению и взаимодействию с интерфейсом включено. Сделано очень ладно, насыщенно и увлекательно. В конце нас всех ждет сюрприз, который никого не оставит равнодушным, а кое-кого — и неоскверненным.
И здесь я не могу не отойти немного в сторону и не порассуждать о такой важной детали, как наличие в качестве главного героя псайкера.
На ранних этапах тех дискуссий, которыми я была свидетельницей и участницей, существовала теория, что в качестве протагониста мы получим латентную версию. Да, вставал вопрос, а, собственно, как это развивать? Варианты:
- псайкер действительно латентный, но о своих силах неосведомленный. В определенный момент произойдет манифестация, и гг резко обратит на себя внимание кого следует (благо, «кого следует» у нас под боком). Везти на Терру невозможно, династия не может лишиться двух Вольных Торговцев подряд, новых кандидатов нет — совокупность факторов, что сделает решение для персонажей не самым желанным, но вполне вероятным. Однако, это потребует изменения геймплея и сюжета.
- псайкер не менее латентный, но о своих силах осведомленный. Сильно сценарий здесь не изменится от предыдущего варианта, хоть реплик точно пришлось бы кое-где добавить, кое-где убавить. В обоих случаях еще и оставался момент того, что у нас в команде и так есть псайкеры, которые должны бы почувствовать способности наследника династии. В первом варианте это бы вызывало подозрение, якобы беспочвенное, во втором — обоснованное, что снова привело бы к правке части диалогов.
- псайкер настолько латентный, что это ни чем не скажется, кроме небольшого количества реактивностей. Закономерно: зачем?
- псайкер санкционированный. Ха-ха, такого не дадут, это слишком много вариативности в сравнение с персонажами-непсайкерами... не дадут, правда ведь?
Мы, как говорится, находимся здесь.
Псайкера-санкционата дали.
Хорошо, что есть плашка «работа в процессе».
И знаете, мне даже плевать на то, что пока у него нет индивидуальной ветки (ее так-то кроме Кассии, настолько отличающейся, и ни у кого нет псайкер-предсказатель делит ветку с Идирой, например, да и у самой Идиры есть определенный разрыв между нарративной и геймплейной частью). Я даже заикаться не буду, что у Вольного Торговца нет и подобия предвидения в принципе. В целом аргумент о том, что незнающая публика хотела мага, и ей его дали, вполне работает, но только для этой публики.
Мне не плевать на это:
Псайкер спрашивает псайкера, какова его профессия. Вот это меня тревожило и тревожит намного больше. И тревожить будет до самого релиза, и даже далее, пока я не увижу более 1 реактивности (а в бете она одна, и та, спрятана лишь на одном из альтернативных путей второстепенного квеста).
В предрелизной версии, доступной некоторым стримерам, градус бреда поубавили: Идира теперь реагирует соответственно — мол, спросите себя, каково это.
Что, конечно, не отменяет глупости вопроса, но уже со стороны Вольного Торговца.
Первая глава. Начало пути протагониста в качестве Вольного Торговца. Сюжетными тисками мы зажаты в одной системе, поскольку наш величественный корабль лишился сразу всех, кто мог способствовать его перемещению на дальние расстояния, и в первую очередь — представителя Адептус Механикус и Навис Нобилите, гибель которого поистине жемчужина в венце драм Пролога. И, конечно, никто не ждал Имперскую Инквизицию, но Инквизиция ждет нас, и ее надо забрать в условленном месте.
Для завершения этого акта надо выполнить несколько миссий:
- экскурсия на станцию династии Орселлио, игнорирующих — как обычно, все запросы, с целью найти нового Навигатора,
- разведывательная экспедиция на планету-тюрьму, где находится, похоже, против своей воли, сын Каллигоса Винтерскейла, еще одного крупного Вольного Торговца Коронуса и хозяина этой системы, которого было бы так неплохо видеть в должниках
- визит на основную планету Райкор Минорис за техножрецом Адептус Механикус и Дознавателем Инквизиции
Первые два квеста меньше, третий — больше, но важнейшим фактором является порядок посещения. У каждой локации есть два состояния — менее поврежденное и более поврежденное (что применимо не только в фигуральном смысле). Первая из выбранных территорий окажется в менее поврежденном, две оставшиеся после — автоматически во втором. Разница в атмосфере значительна — станция Навигаторов может быть вполне опрятной или уже полной разгромленной мебели и трупов, и проводнику по Минорису доверять придется на свой страх и риск, а вот последствия опоздания к Винтерскейлу пока оценить невозможно.
Если вы, как и я, запамятовали, что говорилось в альфа-версии во второй главе про одну из планет из первой, то вас ждет впечатляющий и действительно вызывающий гордость за содеянное триумф. В противном случае его немного подпортит мрачное осознание грядущего и тщетность бытия. Опять же, здесь Совокотов можно только похвалить за эмоциональную выверенность момента.
Оставив неизгладимое впечатление себе в виде космодесатника Хаоса и о себе в виде гипотетического Экстерминатуса Вольный Торговец фон Валанциус, укомплектовав корабль всеми необходимыми специалистами, покинет потемневшую систему и отправится на уже знакомый Футфолл чинить корабль и встревать в бОльшие неприятности, ох, то есть, разрешать беды династии.
Вторая глава — старая-добрая альфа, хотя и минимум один квест спутника уже «убежал» отсюда в предыдущий акт. Три грандиозных цели, три величественные территории мира династии фон Валанциус — способный насытить всех аграрный Янус, колыбель механизмов и оружия всех мастей Кьява Гамма, кузница Адептус Механикус и вотчина рода Гапрак, и, конечно, Даргонус, столица, символ и сосредоточение власти. Все, само собой, в состоянии от назревающих до уже состоявшихся проблем. Культисты-еретики, ксеносы и даже своего рода кукушечка — на месте.
Выдающихся изменений в этой части минимум. Что с одной стороны неплохо, ибо она была крепко сбита, а с другой — некоторые своеобразные моменты так и остались без правки. Например, Янус, который, похоже, изменений не претерпел совсем. Зато были добавлены квесты — неплохие и даже хорошие без мусорно-доставочных, но во многом они не в финальном виде, и что-то о них сказать с уверенностью сложно.
Третья глава. Ох, будто бы про нее писал сам Баркер в одной из Книг Крови:
[Он] побрел испытывать все тяготы и горести третьего акта
Весь этот акт — это скорее явление, это даже не часть игры, а что-то за гранью — и вовсе не потому, что действие переносится в Коморру, город темных эльдар. Однажды про нее сказали «В этом части больше багов, чем игры», и это исчерпывающая характеристика, настолько перекрывающая все остальное, что вместо завуалированного описания сюжета я вынесла именно ее на первое место. Одновременно с этим и несмотря на очевидную покромсанность, атмосфера здесь очень даже хороша (разве что стеллс-секция на любителя, но у меня к ней нет претензий, я её быстро миновала).
Если вы любите, когда вас похищают, предают, подвергают пыткам и отправляют сражаться на арене, то здесь все это есть. Если, как и я, нет, то выбора тоже нет, вы здесь не нам курорте, впрочем, на курорты фон Воланциус эти «экскурсоводы» тоже набегают. Оценить на личном опыте гостеприимство Коморры может едва ли не каждый житель соседствующих с темными эльдарами территорий, но вот получить практически что личное приглашение, эскорт по сопровождению в лице самого дракона кабала и множество особых индивидуальных медицинских процедур, внимание Арлекина и шанс на побег — только Вольный Торговец фон Валанциус.
Но мы обязательно выберемся, чтобы с полными энтузиазма, надеюсь, двумя глазами, влиться в вот-вот начавшуюся войну между династиями Винтерскейлов и Чорда и вылечить да проработать все психические и физические — а их без иронии множество, и почти все написаны столь прекрасно, что на стену лезть хочется от осознания во что соратников наследник фон Валанцнус втравил — травмы, полученные нашей свитой. Думаю, не нужно говорить, что в приоритете!
Раздел II. Повествование и атмосфера
Одним из важнейших, если не самым важным в вопросе повествования и атмосферы стало... мировоззрение, которое здесь зовется «Убеждения» (Convictions). С первых диалогов с нововведением реплик по «Убеждениям» стало очевидно, что это часть несколько... оригинальна. Во-первых, потому что ничего подобного в оригинале нет. «Во-вторых» случится после пролога и будет продолжаться в большей или меньшей степени всю игру: привязка реплик к осям очень, очень странная.
Помимо обычного выбора реплик (в более-менее значимых диалогах это почти всегда от 4 и более вариантов) теперь есть особенные, обусловленные тем образом мысли и действия, которое довлеет над Вольным Торговцем стараниями игрока — впрочем, у соратников они тоже в наличии, но шкала выглядела в бете частично отключенной, и они пока изменений не накапливают.
- Благодеяние (Benevolentia) — в описании это буквально «вера в ценность жизни и свободы». Да и разработчики в интервью поддакивают: «Benevolentia increases if you act like individual human lives actually mean something—a controversial belief in the Imperium of Man».
- Империум (Imperialis).
- Скверна (Hereticus)
В итогах по результатам бета-тестирования уверяют: вариант, который представлен в бете, далек от финального, и многие тэги расставлены были просто для поверхностной демонстрации или отсутствовали совсем. В свежем ролике колесо подтверждает, что ситуация будет комплекснее. Но сужу я то, что в наличии, хоть и надеюсь на правки.
Проблем на момент беты у этого решения масса — и раскрывается это именно как сказано выше, после пролога. Почему «после»? Потому, что в прологе выбор поставлен хорошо и, рискну это озвучить, максимально правильно. Империум позволяет проявить веру и пройти испытание огнем, Благодеяние позволяет помочь людям — офицерам, за которых радеет Абеляр, а Скверна — принять помощь явно подозрительного наваждения. Но такая ситуация, где отлично распределены все варианты, в бете была одна.
Стоит еще и держать в уме то, что к Убеждениям будут привязаны и определенные способности, и функционирование снаряжения.
Начнем с совершенно справедливого высказанного многими собеседниками замечания, что не мешало бы за некоторые действия очков стоит давать сразу по двум шкалам. Например, в первом акте есть культист, намеренный ввергнуть в Хаос своим все еще верных Императору близких. Благодеянием его можно отговорить, после чего он искренне раскаивается, и никто не гибнет от несовместимых с жизнью теологических диспутов. Однако, домой идет не только он, но и его дружки, которые ни от чего не отрекались, потому оценка этого действия может быть какой годно, но явно не однозначно положительной.
Не менее яркая ситуация происходит на Кьява Гамме. Как удачно — и как грустно — что этот момент столь показателен.
Уточню, что в данной миссии у одного из наших персонажей-сопартийцев есть интересная механика: в зависимости от общего тона и конкретных выборов в решающий момент герой примет решение сам, что, впрочем, не отменяет «подтверждения» игроком. Стараетесь воззвать к холодному расчету и осторожности один вариант, считаете, что радикализм и «цель оправдывает средства» ваш девиз — другой. Как вы думаете, чем является вариант «не останавливать изначально созданную хаосом машину, просчитывающую варианты будущего, топливом для которой служат тысячи жизней и душ, плавящихся в шлаке каждую секунду»? А прогнать через человека зараженный еретический код? Конечно, это Империум.
О, вижу, пуритане встали и вышли из зала.
Не спорю, по изначальному характеру видно, что ван Калокс ну явно не пуританин в чистом виде (что очень хорошо считывается при взаимодействии с лекс-меаником), но он даже до начальства своего и его широких взглядов не дотягивает по степени радикализма, если «Империум» пытались впихнуть как раскрытие именно этого аспекта характера.
А что насчет непосредственно сросшихся несчастных людей, которые превращены в единую биомассу силами Хаоса?
Второй не менее важный момент, который приходит на ум чуть позже: в отличие от полноценного около-DnD-шного Мировоззрения данный аналог по логике вещей не подразумевает откатывания значений. То бишь, еретик не должен иметь возможности стать менее еретиком просто так.
Сейчас же ничего подобного нет в наличии: например, в одной из миссий при попытке скрытно пробраться к еретикам Вольный Торговец может нацепить на себя одежду культистов. Если в этот момент в группе находится Хейнрикс (что значит «если» — ересь какая-то, не меньше!), то он негативно, хоть и холодно выскажется по этому поводу: вещи в культистских знаках это уже не просто тряпки, они запачканы Хаосом. И... ничего. Ни грамма Скверны за то не прибавится. За реакцию, конечно, спасибо, а то в свежем ролике там демон-энджина при Хейнриксе переманивают, а он на это ну крайне спокойно смотрит.
Зато в приметном квесте о Фиделио на Футфолле Благодеяние работает как надо: наследство в прошлом богатого пирата Вольный Торговец может отдать его внучке, как единственному человеку, который искренне любил дедушку, а не его деньги. Что важнее, в этот же момент игра показывает, как опасно быть добродетельным в суровом мире Вархаммера: не выдержав такого изменения череды наследования, отец девочки попытается бедняжку убить на месте, и поплатится за это своей жизнью.
Благими намерениями...
И, казалось бы, будто этого мало, у нас есть особые проблемы с Благодеянием. Очень особые.
Они даже не в его относительной нелогичности или абсолютной странности для мира Вархаммера — в конце концов, мы Вольный Торговец, который может быть тем еще самодуром, и даже в сюжете буквально в одном из квестов нам встретится упоминание аристократа, внезапно начавшего проявлять либерализм к своим подопечным. Кончилось все тем, что он стал хаоситом, что ни в коем случае не намек.
Главная и тотальная беда именно этой ветки на момент беты в том, что выбор Благодеяния буквально пропускает вам куски игры. Важные куски.
Начинается все с «цветочков», например, на Кьява Гамме.
Ну, да, кто про что, а я про Кьяву Гамму и Хейнрикса.
Ее классическое прохождение с альфы не поменялось, и если несовместимые с жизнью представителя Ордо Ксеннос разногласия не разлучили Вольного Торговца с ним у когитатора, то перед тем, как покинуть локацию, господин ван Калокс поможет главному герою прервать насильный телепатический контакт с космодесантником хаоса Уралоном.
Помимо того, что это демонстрация степени готовности вмешиваться в судьбу наследника фон Валанциус не только «Инферно» и психосиловым мечом, но и почти-добрым словом, чего на тот момент он технически уже делать не обязан бы, рискуя столь важной собственной миссией, именно здесь игрок получает жирнейший намек на то, почему трогать хаоситские игрушки — чревато. Уралон прямо укажет, что душа Дознавателя теперь помечена, что подтверждается проверкой флагов состояния — да и сам Вольный Торговец может после задать вопрос, это, мол, что же, как же, ты же.... И как бы сюжет не повернул, флаг на метку падает именно на этой миссии и именно после когитатора. Внушительный конфликт предвосхищаю я.
Без этих знаний про флаг я и вовсе думала, что, гхм, Андрюха, по коням, у нас тут хаосит изначально, просто максимально маскирующийся под подданного Империума — реплик, которые эту трактовку при определенном взгляде подтверждали в альфе, немало.
Что же делает Благодеяние? Правильно, напрочь пропускает помощь и все реплики про метку. Они просто испаряются, ибо Вольный Торговец такой сильный малый, что одной вскинутой бровью рвёт связь и во всяких там комментариях не нуждается, видимо. Цитируя один фильм, ему, видимо, потом объяснят, если он захочет сам.
Достоит упоминания и образец с Януса, просто напрочь конфликтующий с тем, как здесь позиционируется Благодеяние.
В один из моментов Вольный Торговец окажется перед выбором: пощадить мальчишку-повстанца или наказать его (как вариант, еще и его семью).
На пути к месту, где паренек забаррикадировался, можно вдоволь насмотреться на то, что в датском королевстве не все ладно, а слова повстанца это только подтверждают.
Что же должен сделать герой, который источает «веру в ценность жизни и свободы»?
Если не обогреть и накормить, а затем отпустить домой, то, как минимум, не серчать и не велить казнить.
Не угадали, вот вам реплика Благодеяния.
Мощно, не правда ли? А вон там, выше, реплика без метки, практически «простить и отпустить». Она была еще в альфе и последствий номинально у нее плохих нет.
Но «ягодки» будут позже, в Коморре.
Начало травматически-драматического путешествия по санаторию «Коморра» происходит в стенах — неожиданно! — родного корабля тетушки. Вокруг кровь, искалеченные тела соратников и команды, а в ушах звенят слова обвинения в предательстве и дружбе с ксеносами. Дойдя до ступеней Вольный Торговец предстанет перед трибуналом Лорда-инквизитора, его помощника ван Калокса и неожиданно вполне живой госпожи Теодоры, которую и судят.
Шут с ней, с последней (простите, тетушка), ибо все происходящее является последствиями подсаженного в голову протагониста червя, и на деле суд-то ведут друкари, непосредственно Черный Дракон Маражай Эзирраеш, виновник атак на наши угодья и похититель Вольного Торговца сотоварищи, и Архонт кабала Черного Сердца Назрекай, и на этом суде мы — свидетель обвинения против архонта Иремеррис. Весьма любопытный поворот, в котором по мелочам особо по тому, как разнится речь Хейнрикса настоящего и Хейнрикса-иллюзии — герой догадывается о мороке и пытается от него избавиться, а дракон кабала все равно получает искомое, пусть его это и не спасет.
Что же делает Благодеяние? Правильно, пропускает весь иллюзорный суд. Наследник фон Валанциус просто говорит «всем пренебречь, вальсируем, вы ненастоящие» и выходит из-под контроля.
От сидения в клетке его это не спасет перед темными эльдарами и увлекательных последующих прогулок, конечно, не предотвратить, но сам факт! На этом фоне реплики, объясняющие стихи Ноктюрна так, детские игры на лужайке.
Раздел III. Сопартийцы. Лишний ствол и лишний клинок
Каждый из соратников в бете получил немного дополнительной информации, а некоторые — целые квесты, например Джай. Визит в Коморру заставил многих из них заиграть новыми трагичными красками, и вопрос о том, как же будет выравниваться ситуация с теми, кто останется непохищенным — ведь о некоторых личностях в городе друкари мы узнаем важнейшую информацию, а некоторые переживают там очень серьезные, буквально меняющие их ситуации — очень актуален.
Однако, в этом разделе я поговорю о конкретных персоналиях, у которых нового появилось... больше.
Не могу не упомянуть без прямых спойлеров, что в том же третьем акте стало заметно переписывание некоторых сюжетных аспектов и персонажей (долой намеки — речь про Ирлиэт и эльдар), которые не завершены и пребывают в двух ипостасях бутонов истины одновременно. Совершенно непонятно, какой будет итоговый вариант, ибо версии отличаются значительно.
Вероятно, по той же причине пропущены определенные важные диалоги — если они были, что важно — по результатам которых мотивация некоторых действий Ирлиэт частично выглядит элементарной и непродуманной, вызывающей вопросы к постановке. Равносильно, если бы нам показали Еву из MGS при её дебюте, затем — при её последнем появлении, а середину выкинули.То есть, очень важного для понимания изменения характера знания лишили бы не персонажей, а именно игрока. Предательство Ирлиэт можно понять головой, пусть даже сам игрок не понимает, в чем она обвиняет протагониста, но у него и персонажа нет мотивации ее прощать, и ситуация выглядит невероятно однобокой.
И если бы это был минорный элемент, незначительная деталь! Это буквально костяшка, с которой начинается лавина событий третьего акта.
Да и согласно мнению более понимающих в лоре товарищей, определенные декорации и актеры данной сцены вообще словно из другой пьесы, столь они нарушают имманентные им свойства, и от своих прообразов из первоисточника у них остались лишь названия да общие черты по аналогии с тем, что и на уличной скамейке и на мягкой софе дома можно физически сидеть.
На фоне поступка Ирлиэт, который напрямую при ее наличии в группе приводит к визиту в Коморру, самое время поговорить о драконе кабала Опустошительной Бури, Первом Клинке Иремеррис, Потрошителе Иллиридоса, Сжигателе Баркагского царства и убийце Карроция Бледного — в общем, о Маражае.
В целом покров тайны спал для всех на летней конференции, но играющие в бету еще несколько месяцев назад знали, что у нас в партии будет скорее всего друкари — чему я была в значительной степени рада, ибо друкари мне любопытнее тех же круутов или еще каких-нибудь ксенносов. Вопросами оставалось лишь «именно ли этот», «как его утрамбуют в партию при таких проблемах с написанием эльдаров» и «сколько еще ксеносов окажется в отряде». За вычетом второго, ответы теперь уже известны, и это порождает интересный лично мне момент.
То, что антагонист или неизвестный не-союзник оказывается под крылом главного героя, конечно, не ново. Но всегда или почти всегда это остается тайной до самого конца.
Принятие Логэйна МакТира как опционального спутника не анонсируется на старте рекламной компании, и далеко не каждый на подобное согласился бы. Осознание, что Амона Джерро можно принять в группу и вовсе сломало мне линию поведения у героя при первом прохождении. Но во всех этих случаях игрок не осведомлен о самой возможности. У него есть фактор неожиданности, приятного или неприятного сюрприза, а затем, в случае найма, он смотрит на персонажа с определенным эмоциональным багажом. Это очень комплексный опыт.
Сейчас же, наблюдая залитый кровью пляж, разбитые лестницы дворца и убитых и замученных слуг, а главное — виновника всего этого бардака, занявшего глумления ради трон Вольного Торговца и признающего, что наблюдать на ее лице страдание для него, пресытящегося физическими муками людишек — просто пир, мы знаем, что Маражай это вариативный соратник. Можно долго смеяться, пока непосредственно в партию друкхари было принять нельзя, с того, какие саркастические колкости он выскажет, снова оказавшись в уже отремонтированных залах, но сам факт необычен и вызывает очень смешанные эмоции.
Волк в цирке не выступает
...чего не сказать о арене Коморры.
Начну издалека: орден Космических Волков, пожалуй, для меня едва ли не худший выбор из возможного среди всех космодесантников включая еретиков. Я не фанатею по эстетике викингов как таковых, и особенно мне тоскливо от их производных без привязки к реальному миру - от рун до большей эмоциональности и поэзии, да и как сочувствующий Инквизиции не могу относиться к Волкам хорошо. Все это не звучит как отправная точка симпатии к персонажу, но менять мнение по итогу игры на вещи заранее скорее противные, чем интересные, мне приходилось и не раз, так что крест на Ульфаре я не ставила.
Вторая проблема спряталась ближе и в полной мере раскрылась в самой игре — Волк поздний сопартиец. При том, у него очень на мой взгляд плохой рекрутинг — вам буквально нужно перебирать реплики, если вы не знаете, какие правильные, что нарушает отыгрыш, плохая презентация буйного характера — он ломает своей вспышкой ярости диалог, начиная сражение, и плохая эмоциональная нагрузка.
Поясню свою мысль про эмоциональную нагрузку: в момент, когда Волка можно расспросить о его личности, он очень даже бодр, доволен и цел, даже шутит, что не особо хочет покидать друкари, которые его так мило пускают убивать и жрать себя, тогда как абсолютно все наши остальные соратники — изломаны физически, психически или и то, и другое сразу. Стоит ли напоминать, что к 3-му акту уже есть возможность завоевать признание и симпатию некоторых из них, поменять мнение о себе и помочь в их сложностях?
А если вы спросите, что, наверняка он невероятно полезен в сражении, то я отвечу — нет. Из-за багов он то оказывался без брони, то с некорректно работающим оружием, потому, если все пойдет таким путем, то я лучше захвачу из Коморры сувениром Маражая, чем этого ангела Императора.
Раздел IV. Техническая часть. Исправленному верить
Многие аспекты в альфе выглядели совсем набросками итоговых систем, и в бете было приятно увидеть их в более завершенном виде — притом, со старта.
Редактор персонажа — уже хорошее начало. Да, многие вкладки в нем пустовали или пестрили пометками о незавершенности — так, весь сегмент, связанный с Триумфом и Темным часом просто отсутствовал, но появилась возможность оценить функционал.
При этом, реактивити весьма условна. Так, Вигдис не реагирует на такого же пустоторожденного Вольного Торговца, как и она сама, а про псайкера я уже успела посетовать выше, придется ждать релиза. Если вам не повезло, и в черепе протагониста пасутся не только его личные тараканы, но и гости самую малость хаоситские, на истории в бете это также не сказывается ровным счетом никак — кроме пары реплик, по одной на акт. Впечатление это производит тягостное.
Однако, как ни странно, по общему количеству реакций стало больше, чем в альфе — но в более общих моментах: например, появился отклик у NPC на выбранных в качестве сопровождения напарников на церемонии принятия титула.
Доктрины претерпели некоторые изменения, как минимум, по форме. Пропали «пустые» ячейки. До недавнего времени я задавалась вопросом: а получат ли все-все напарники столь индивидуальные варианты веток, как у Кассии, которая немного выбивается уровнем детализации... но ответ уже известен: нет.
Зато Джай сменила класс на Лидера — отрадно!
Торговля с неигровыми персонажами тоже ощущается понятнее. И, как минимум, теперь у меня получалось торговать — по достижению определенного уровня отданных грузов происходит разблокировка соответствующих этапу товаров у фракции, доступных к приобретению. Полезно ли? В основном своем, нет. Ни разу не сталкивалась с тем, чтобы что-то надо было купить, и это не валялось на поле боя.
Стали лучше и космические бои — уменьшилось количество визуальных багов и увеличилось значение возможностей в сражении, а также можно полюбоваться на слоты под улучшения корабля. Противники все еще могут вести себя неадекватно, но нам это только на руку!
Новый интерфейс очарователен. Обновлены практически все элементы, некоторые полностью переработаны. Рамки стали дороже-богаче, многие окна теперь испещрены символами и эффектами. Букивенты и вид космических просторов это также затронуло.
Ситуация с управлением колониями и событиями на них тоже улучшилась. В альфе я особо ей не прониклась, повыбирала немного и забыла. Пользы прямой от нее не было, а вникать в стратегическую сферу, пока не исползана вся нарративная, я не была заинтересована. Сейчас же все оформлено приятнее, и помимо единичного выбора Вольного Торговца периодически будут настигать последствия решений — конфликт фракций, неожиданно вскрывшиеся обстоятельства, непросчитанные риски. Однако, в бете для всего этого многообразия приходилось наведываться на планету лично, что не так уж и удобно...
К счастью, по итогу уже принято решение, что можно будет отдать указания дистанционно, а не лететь через весь Простор.
Общее количество катсцен выросло, а их качество, хоть и не вызывает восторга, не вызывает и ужаса. В них уже есть озвучка, да и поставлены они зачастую неплохо, но не более того.
Раздел V. То, что (не)сломано
Боль — лишь отражение твоей слабости.
С багами в бете был полный порядок! Наконец-то, на третью свою игру Совокотов я могу в полном праве почувствовать, почему многие не играют в эти проекты на релизе. С Pathfinder мне везло.
Началось все с того, что первые игроки, пролетевшие квесты, не смогли в 3-й акт зайти в принципе через невидимую стену — впрочем, это было не самым плохим итогом, как показало время. Затем между патчами Кьява Гамма, моя любимая планета, становилась буквально непроходимой. Просто перемещение по ней и каждый бой приводили к спонтанным вылетам.
Персонажи общались с теми, кого не было в группе, а иногда — даже в сюжете на этот момент. Или «забывали» о местонахождении присутствующих.
Самые везучие могли в Коморре пропустить почти весь 3-ый Акт, поскольку вместо одного нужного портала появлялись два, один из которых переносил игрока сразу к финальному сражению. Там же изящно материализовывались персонажи, которые не были в партии на момент начала задания, зато пропадала возможность вернуть тех, кто, наоборот, сопровождал Вольного Торговца. У почти всех местных NPC отсутствовали аватары, а у тех, у кого есть, они могли быть чужими.
Одна из двух возможных веток прохождения этой локации вообще нарративно сломана: персонажи считали, что даже в случае смерти предателя он жив, более того, он еще и для них в группе, потому реагировали они с крайними негодованием.
Необычный местный буквент ломался с вылетом из него. В одном из моментов при неправильной последовательности посещения локаций невозможно было снять дебаф с персонажа, в другой момент блокировалась возможность спасения сопартийца... Реплики пропадали, а если не выбрать конкретную 1(!) фразу в диалоге с одним конкретным NPC, и у игрока не активировался лифт, что приводило к невозможности пройти бету в принципе.
Если этого NPC не найти — впрочем, тоже ничего не работало, хотя к обязательному квесту он не относился. Даже финальный бой я и так прошла не сразу: с определенного момента участвующие в нем враги со способностью к регенерации определенного процента от максимального здоровья начали у меня регенерировать полностью каждый ход, а это буквально неубиваемо. Что уж сетовать на такие пустяки, как возможность у любого персонажа с «чарджем» (у меня чаще всего это делал Абеляр Версериан) исправно застревать в стенах и колоннах или своеобразные представления о моде у Адептус Механикус...
Завершая эту статью спустя пару месяцев от начала написания я ощущаю, что мой восторг немного подугас к релизу. Я ощущаю схожее с одним из героев игры скорое достижение цели, но уже вижу - на фоне новостей про кооп и некоторых сведений из стримов, что кое-каких башенок у сияющего дворца не хватает. И им уже не появиться...
Хотелось ли мне от этого меньше, отыскивая скриншоты-иллюстрации, отложить это все и снова отправиться в Коронус, где Вольный Торговец уже не по имени Вольный Торговец пытается собрать свои владения в подобие чего-то императороугодного? Совсем наоборот.
Получится ли игра восхитительной или просто хорошей? Сейчас есть один ответ:
Мы можем лишь мечтать и грезить об этом. Мечтать и грезить...
Ах да, Багфаиндер 40к скоро ж выходит
Вот вы сетуете:
Самые везучие могли в Коморре пропустить почти весь 3-ый Акт, поскольку вместо одного нужного портала появлялись два, один из которых переносил игрока сразу к финальному сражению. Там же изящно материализовывались персонажи, которые не были в партии на момент начала задания, зато пропадала возможность вернуть тех, кто, наоборот, сопровождал Вольного Торговца. У почти всех местных NPC отсутствовали аватары, а у тех, у кого есть, они могли быть чужими.
Однако ранее:
ибо все происходящее является последствиями подсаженного в голову протагониста червя, и на деле суд-то ведут друкари, непосредственно Черный Дракон Маражай Эзирраеш, виновник атак на наши угодья и похититель Вольного Торговца сотоварищи, и Архонт кабала Черного Сердца Назрекай, и на этом суде мы — свидетель обвинения против архонта Иремеррис. Весьма любопытный поворот, в котором по мелочам особо по тому, как разнится речь Хейнрикса настоящего и Хейнрикса-иллюзии — герой догадывается о мороке и пытается от него избавиться, а дракон кабала все равно получает искомое, пусть его это и не спасет.
И вишенкой - вот это:
Что же делает Благодеяние? Правильно, пропускает весь иллюзорный суд. Наследник фон Валанциус просто говорит «всем пренебречь, вальсируем, вы ненастоящие» и выходит из-под контроля.
Иными словами - в вас недостаточно Веры в Империум, чтобы Благодеяние этого мира не ломало эту хаоситскую подделку под Империум.
И это в М02, о ужас!
Каюсь, каюсь, нет мне прощения!)
Комментарий недоступен
Альфа 60+, бета +-40евро.
Условно элитное развлечение)
Уже ответили, но, да, доступ предоставлялся с покупкой игры через сайт компании - в зависимости от набора они все включают игру плюс дополнительные материалы и доступ к альфе или бете. Минимальный набор с бетой стоил 40 евро.
Можно было еще выиграть на стримах Совокотиков ключ, но мне не повезло. х)
Как Волк играет, по лору его одного на зачистки посылать можно, остальные танну могут пить на корабле?