Уход Honda из Формулы-1

Давайте порассуждаем: что могло стать причиной такого решения, какие изъяны проявились в Формуле-1 и чего стоит ждать болельщикам.

Фернандо Алонсо на фоне штаб-квартиры Honda Honda Racing F1
Фернандо Алонсо на фоне штаб-квартиры Honda Honda Racing F1

Новость о том, что Honda покидает королевские гонки, удивила многих фанатов автоспорта. Такое происходит не в первый раз: 1968, 1992, 2008 годы. И каждый раз Honda возвращалась. Но сейчас все иначе и… серьезнее?

Ф1 больше не интересна автоконцернам?

Уход Honda обозначил главную проблему нынешнего регламента на двигатели.

Напомню, что текущий регламент с двигателем V6-турбо-гибрид, на котором гоняют нынешние болиды, был принят в 2014 с вполне конкретными целями. Формулу-1 хотели видеть более экологичной, позволить снова тестировать технологии для гражданских автомобилей. Но, наверное, самой главной целью было сделать её привлекательной для новых производителей. Что получилось в итоге: из новых мотористов этим регламентом заинтересовалась только Honda.

Для Honda это было то ещё приключение: всё началось с трех лет неудач и настоящего позора для именитого производителя. Только спустя пять лет компания получила результат: все вложенные средства и нервы принесли победы командам, использующих их моторы. Вспомнить, например, победу Макса Ферстаппена на Гран-при Австрии 2019 года — это была заслуга не только пилота, но и машины. Союз Red Bull-Honda подавал большие надежды.

Макс Ферстаппен за рулём Red Bull-Honda RB16 Kai Pfaffenbach, Reuters
Макс Ферстаппен за рулём Red Bull-Honda RB16 Kai Pfaffenbach, Reuters

Но не всё было столь однозначно. Победы были не такими частыми, по многим характеристикам машина явно уступала Ferrari и «cеребряным стрелам». Да и про прозвище «GP2 engine», подаренное с легкой руки Фернандо Алонсо, мир автоспорта не забыл.

Фернандо Алонсо на Гран-При Японии 2015 года Formula One Management

Действующий регламент на двигатели Ф1 невероятно сложный и слишком дорогой, чтобы можно было позволить себе неидеальный результат или репутацию моторов уровня более слабой гоночной серии.

Согласно официальному пресс-релизу Honda, их уход из Королевских гонок никак не связан с редкими победами, недовольствами команд и испорченной репутацией. Компания видит своё будущее в следовании трендам экологии: электромобили, экологичное производство, снижение углеродного следа. Где здесь найдешь время и деньги еще и на гоночную серию?

Но тогда стоит задать вопрос: а где же новые мотористы? Кто займет нишу производителей моторов для команд «второго эшелона»? Видимо, другие автоконцерны не видят большого смысла в том, чтобы начинать разработку двигателя под действующий регламент — долго, дорого и сложно.

Есть шанс, что все изменится после 2025 года. Новые двигатели обсуждаются командами и FIA. Может, Honda снова уходит, не закрыв до конца дверь?

Юниор без машины и машина без мотора

Отбросим рассуждения об экономической выгоде и других автоконцернах, ведь все вышесказанное — это, по сути, проблемы завтрашнего дня. Самое интересное происходит внутри команд, потерявших поставщика двигателей.

Первое, на что болельщики Ф1 отреагировали — это растаявшие шансы Юки Цуноды на дебют в AlphaTauri. Не очень понятно, почему все так переживают за молодого японца. Сейчас он вполне неплохо себя чувствует в Формуле-2. Готов ли он к более серьезным гонкам — вопрос хороший. В Ф1 уже были случаи, когда ранний переход из младших серий ни к чему хорошему не приводил (привет Даниилу Квяту).

Юки Цунода Honda Racing F1
Юки Цунода Honda Racing F1

Кстати, о Квяте. Сейчас он работает на уровне своей команды, что не может не радовать всех российских болельщиков. Его нынешние результаты играют не в пользу отказа от контракта. Учитывая, что с Гасли AlphaTauri прощаться явно не намерена, то команда с большой вероятностью на следующий год может сохранить состав.

Даниил Квят Getty Images
Даниил Квят Getty Images

Другой вопрос, что думает об этом Red Bull.

Ходят слухи, что «быки» не исключают возможности перехода в младшую команду Алекса Албона (и тут в качестве напарника Квят явно проигрывает). На место второго пилота рассматривают кандидатуры Серхио Переса или Нико Хюлькенберга, они — явно более выгодные кандидаты. Оба опытные, оба отлично работают с инженерами, оба свободны на следующий год.

Нико Хюлькенберг (#27, Renault R.S.19) и Серхио Перес (#11, Racing Point RP19) autosport.com
Нико Хюлькенберг (#27, Renault R.S.19) и Серхио Перес (#11, Racing Point RP19) autosport.com

Казалось бы, к чему здесь интриги и перетасовки между командами?

Напомню, что обе команды Red Bull из-за ухода Honda остались без двигателей на 2022-й год. Единственным реальным вариантом замены моторов Honda — Renault. Что с Ferrari, что с Mercedes договориться вряд ли получится. В Маранелло явно не скрывают своего высокомерного отношения к клиентам, что не нравится Red Bull. Mercedes же попросту боится давать двигатель одному из лучших инженерных штабов в чемпионате, чтобы не ослаблять свои позиции. С Renault, несмотря на былые разногласия, «быкам» под силу найти общий язык.

В такой ситуации брать на один год своего юниора в младшую команду или лишать себя возможности поработать над машиной в условиях смены моториста с опытным гонщиком (причем, не важно, текущим составом команд или с некоторыми заменами) — непозволительная роскошь. И Марко с Хорнером, как мне кажется, это прекрасно понимают.

Несовершенство молодёжной программы

Если посмотреть на ситуацию глубже, то можно увидеть, как внезапная смена моториста может затронуть и молодежную программу команды.

Посудите сами: чтобы укомплектовать команды на 2021 год, Хельмуту Марко (а именно он отвечает за молодежку в семье Red Bull) нужно принять ряд непростых решений.

Хельмут Марко thef1news.com
Хельмут Марко thef1news.com

Команду, как и весь пелетон, ждет активная работа над абсолютно новой машиной. Схема двигателя на 2022 год разрешена только одна, но ведь переделать компоновку внутренностей машины под совершенно другой двигатель — нетривиальная задача. Да, Эдриан Ньюи — гений, который заставит ехать даже ведро с гвоздями. Но машина RB17 (как её, скорее всего, назовут) вряд ли получится быстрой, ведь она была спроектирована под другой двигатель — двигатель Honda.

Оставить юниора в младшей серии в такое время — шаг очевидный. Но не означает ли он несовершенство молодежной программы? Марко настолько не уверен в квалификации своего же юниора? Не стоит забывать и тот факт, что Юки Цунода попал в молодежку Red Bull во многом благодаря Honda. Но союз Red Bull-Honda развалился. Не станет ли это одной из реальных причин отказа от контракта с Цунодой в следующем году? А стоило ли вообще делать ставку на юниора, которого явно продвигает твой моторист?

Возможно, именно этот изъян программы заставит Хельмута Марко задуматься, так ли хороша система, которую он выстраивал.

Так почему Honda все же ушли?

Да, как писалось выше, сама Honda заявляет, что причина ухода — смена курса компании и потеря в связи с этим интереса к Формуле-1. Если же посмотреть на это со стороны, становится понятно: они просто устали. Устали от постоянных обвинений, постоянной погони то за надежностью, то за мощностью.

Honda решили уйти как настоящие японцы: пусть не на пике своих успехов, но на вполне неплохой ноте и с сохраненной репутацией.

Нам, болельщикам, остается только вспоминать, когда Honda была на коне — вспоминать времена побед Сенны, Проста, Пике и Мэнселла.

Айртон Сенна за рулём McLaren MP4/4 на Гран-При Монако 1988 года Getty Images
Айртон Сенна за рулём McLaren MP4/4 на Гран-При Монако 1988 года Getty Images

Интересно будет почитать в комментариях ваши мысли по поводу ухода Honda: как это скажется на Формуле-1 в целом и каковы же настоящие причины внезапного разрыва контрактов.

3535
21 комментарий

Комментарий недоступен

11
Ответить

Согласен: результат начал приходить, подход Red Bull "дайте нам двигатель, а мы дальше разберемся" оказался эффективнее, чем у McLaren (они напирали на то, что двигатель должен делаться под шасси), технологии гибрида помогли бы и в дорожных машинах.

Причем странно: ориентируются на электричество и экологию, но из других серий они не уходят (в той же SuperGT они остаются)

6
Ответить

за всю сою жизнь ни разу не слышал от людей, чтобы они покупали машину хоть как-то упоминая формулу 1. Может это в глазах маркетологов конечно и так

Ответить

Полагаю, что банально слишком дорого вкладывать в R&D для получения дополнительных нескольких процентов эффективности силовой установки. В случае ошибки - это удар по репутации. Возможно в каких-то областях, например MGU-H есть сложности требующие ещё больших затрат и времени. Испоьзуемость всех этих технологий в дорожных машинах - не факт что это возможно, кроме каки-либо лимитированных супер каров трековых. С учётом того, что часть стран к 2030 году заявляет о переходе на электричество и сворачивание продаж машин с ДВС,  поступок Honda вполне прагматичный. Смысл тратить деньги на то, что почти не применимо в масс маркете и скорее всего будет неактуально уже через 5-7 лет.

3
Ответить

Почему тогда свернули только Формулу-1? А как же IndyCar, SuperGT, WTCR? Тот же Volkswagen был более последователен в смене курса на электричество: две заводские команды в Формуле-Е, сворачивание заводских программ в WTCR и GTE (правда, Porsche в гонках на выносливость остались), отсутствие заводских команд в GT3.

4
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить