[ЛОНГ] Лавкрафтовщина: как до сих пор паразитируют на авторе. Разбор на примере игры Call of Cthulhu

Дагон (2001)
Дагон (2001)

Так как юный джентльмен Говард, он же Гоша, он же Жора, мною всецело обожаем, как бы попсово это не звучало, я всегда пытаюсь найти фильмы и игры, соответствующие тематике его книг.
К сожалению, большинство из продуктов, эксплуатирующих имя автора, совершенно пресные и вульгарные.
Одно из действительно неплохих детищ на моей памяти — старый добрый шутан Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth 2005 года, в котором город Иннсмут и всё в нем происходящее, было описано в оригинальной книге, и приукрашено весьма добротными мелочами.
В игре чувствовалась любовь, душа и атмосфера. Уважение к прототипу.
Кстати, фильмы я посмотрела вообще все, начиная с чёрно-белых, и смотрибельных лишь парочка.

Ктулху (2007)
Ктулху (2007)
Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth (2005)
Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth (2005)

Возвращаясь в тему игр: вечно играть в старое невозможно (хоть местами я и пытаюсь), поэтому я попробовала относительно новую игру про Неописуемого Спящего Владыку.

Call of Cthulhu (2018)
Call of Cthulhu (2018)

Игра была выпущена Cyanide Studio, и в основу сюжета какую-то конкретную книгу не берёт. Вместо этого, разработчики решают выдумать что-то такое, «что будет в духе, но не совсем».
Главный герой игры, детектив Пирс (ха!), расследует загадочную смерть знаменитой художницы, которая на удивление своих фанатов, вышла замуж за таинственного мужчину и с ним уехала жить на бедный рыбацкий остров, с названием Даркуотер (ха![2]).
Она начинает рисовать жуткие картины, последняя из которых очень взволновала ее отца, ведь перед своей смертью, девушка отправила странную картину именно ему. А затем, по мнению полицейских, подожгла себя, мужа и ребенка в собственном доме.
Отец обращается к Пирсу с просьбой во всём разобраться, и с этого начинается основная игра.

[ЛОНГ] Лавкрафтовщина: как до сих пор паразитируют на авторе. Разбор на примере игры Call of Cthulhu

Повествование у игры очень медленное и совершенно лишено простейшей логики.
Пример: детектив заходит в дом и находит в гостиной одну бутылку алкоголя. Сразу делает вывод, что муж семейства был тираном и постоянно избивал жену (мож, он садился на неё, почему сразу жену бил?). Затем находит туфлю жены на полу, и рассуждает как она отбрасывала своего сына, чтобы и он не попал под горячую руку отца (может она Золушка, причём тут сын вообще).
Все это в режиме «ведьмачьего чутья» главного героя, где он заявляет объективно нелогичные вещи, как истина в последней инстанции. Одно дело, будь у него сверхспособности, чуйка какая-то, но ведь игра всё преподносит как чисто шерлоковскую дедукцию. Мол, ну да, логично приплёл.

Однако подобное составляет лишь 30% общего геймлпея.

[ЛОНГ] Лавкрафтовщина: как до сих пор паразитируют на авторе. Разбор на примере игры Call of Cthulhu

Больше всего, игроку придется совершать пиксельхантинг и искать разнообразные предметы. Например, одна комната не выпускает из себя, пока мы не найдем ломик (само собой, который неактивен до появления квеста). Ломик в игре нам не пригодился ни разу, даже когда мы встречали хлипкие деревянные двери, выбить их с помощью лома и ноги мы не могли. Как и перелезть через упавшее дерево, шкаф или забор ниже колена, прыжки в игре также отсутствуют.
Кроме пиксельхантинга и нелогичных детективных выводов, игра изобилует двумя крайне надоедливыми вещами: всюду нужно крутить вентили в нужном порядке и переключать рычаги. Вы будете делать это снова, снова и снова. Вентель, пиксельхантинг, нелогичный вывод. Вентель, пиксельхантинг, нелогичный вывод. Снова и снова. Прямо как в квестах 90-х, мусоля одну и ту же локацию и забывая, что мы вообще тут делаем.

[ЛОНГ] Лавкрафтовщина: как до сих пор паразитируют на авторе. Разбор на примере игры Call of Cthulhu

В игре присутствует лишь иллюзия выбора.
По факту, все ответвления диалогов приводят к одним и тем же местам и персонажам. И лишь пара конкретных вещей выводит на одну из четырёх концовок, все из которых являются полным провалом, так как не раскрывают начатое, да и приятной недосказанности не несут. Игра просто на полуслове заканчивается. Ни ответов, ни приятной тайны, ни минимального чувства завершённости или причастности.

Меня преследовали в игре бюсты Ленина
Меня преследовали в игре бюсты Ленина

Сюжет достаточно прост: на берегу синего-синего моря стали дохнуть киты и остров начал голодать. Однажды, китобои выловили левиафана то ли из Subnautica, то ли из Dishonored, которого еле довезли до земли, и всем островом его съели. После этого у всех начались жуткие сны. Наша художница начинает рисовать странные картины. Один сумасшедший доктор начинает ставить эксперименты на больных людях. Это завязка, однако по ходу игры, сюжет не двигается никуда. Даже в финалах. Будущего у острова, и даже у человечества, мы не знаем даже примерно. Наш дорогой детектив не приоткрывает и настоящего толком, просто ходит и делает выводы бабки со скамейки. Почему у острова отсутствует связь с окружающими странами, почему банально не свалили всё на отравление и почему не опубличили это дело вместе с врачами — загадка дыры.

[ЛОНГ] Лавкрафтовщина: как до сих пор паразитируют на авторе. Разбор на примере игры Call of Cthulhu

Единственный момент, что почти сразу мы узнаём о сектантах, которые к чему-то на острове готовятся. Всё. Ни их тайн, ни мотивацию, ни просто какого-то загадочного вайба мы не получаем. Сектанты и сектанты, чо бухтеть.

[ЛОНГ] Лавкрафтовщина: как до сих пор паразитируют на авторе. Разбор на примере игры Call of Cthulhu

Буду честна, после 3 часов в игре, начался достаточно бодренький геймплейчик: побег из одной и той же локации под разными фильтрами, но при этом достаточно динамично и насыщено.
Фаново, драйвово, двумя словами.
Однако... еще через пару часов, мы вновь проходим вентели, пиксельхантинг и делаем нелогичные выводы растягивая часы.

[ЛОНГ] Лавкрафтовщина: как до сих пор паразитируют на авторе. Разбор на примере игры Call of Cthulhu

Многие сетовали на графику и анимацию, но здесь я скорее поставлю плюс, так как визуальный ряд, в целом, выглядит норм.
***
Так что же в целом не так с произведениями по Лавкрафту и конкретно с этой игрой?

[ЛОНГ] Лавкрафтовщина: как до сих пор паразитируют на авторе. Разбор на примере игры Call of Cthulhu

Совершенно не хватает той странной пьянящей атмосферы, размытых граней между сном и явью, притягательной тьмы — именно то, что за что мы ценим и любим Лавкрафта.
Недостаточно использовать зелёный цветокор, добавить щупальца повсюду и включить Ктулху в название.
Я понимаю, что визуализировать неописуемое сложно, но можно было бы оперировать такими же авторскими полусмыслами, дергать за ниточки, подстёгивать игрока создавать в голове больше, чем можно показать по техническим причинам.
У нас есть культ. Вот просто культ и всё. Почему-то детектив не удивляется и впервые встречая культистов, не даёт никаких комментариев.

И что? А у нас вон, Орифлейм ходили ко квартирам, тоже своеобразный культ! Каждый день вижу как книжки со свечами летают!

Стоковый детектив

Допустим, это так, но тогда пусть это будет как-то развёрнуто, обосновано. В конце концов, применимо как чеховское ружьё в духе автора, когда гг обнаруживает у себя жабры и поэтому мозайка складывается!

[ЛОНГ] Лавкрафтовщина: как до сих пор паразитируют на авторе. Разбор на примере игры Call of Cthulhu

Где же пробирающий до мурашек ужас, и меланхоличные мотивы прибрежья, так живописно демонстрируемые в книге? Где пустота, непонимание, одиночество, тайна, загадка под сенью солёного бриза?
Остров, детектив, культ: сколько возможностей для реализации, даже просто через диалоги! Лавкрафт это ведь не банальное использование рыболюдской тематики (да и не только про своих мерменов он писал же), это про жгучее ощущение глобального, непреодолимого и подступающего ужаса, который шаг за шагом всё больше нагнетает читателя. За каждой страницей скрывается новый сюжетный виток, переворачивающий мир героев.
***
Вайб — вот что создаёт Лавкрафт текстом, и делает это очень плотно и своеобразно. Но разработчикам, постановщикам фильмов и т.д., проще сделать банальную формулу сюжета без идеи и покрасить визуал зелёным.
Героям не сопереживаешь, они всегда выживают и не меняются, хотя трансформация красной линией идёт через все произведения автора.
Часто от продуктов, якобы в духе Лавкрафта, кроме паразитирования действительно нет ничего, т.к. идея первостепенна, а не их исключительно визуальное воплощение (оно должно быть лишь частью общей атмосферы).
Я бы согласилась на дурацковатую графику, крошечные локации, узнавание мира через записки, и в целом очень примитивную техническую составляющую, если бы авторы доносили те ощущения, которые испытываешь при прочтении. Без зелёного цвета, тентаклей и злых злодеев, которые делают свои злые дела, потому что злые.

[ЛОНГ] Лавкрафтовщина: как до сих пор паразитируют на авторе. Разбор на примере игры Call of Cthulhu

Буду ли я рекомендовать кому-то эту игру, и перепроходить ее снова? — однозначно, нет.

А есть ли у вас примеры контента по автору, которые вам понравились и были близки духу произведений?

4141
44
11
11
55 комментариев
250 ₽

В поддержку материалов по Лавкрафту.

1

Люблю тебя, поэтому прочитаю сегодня, лайк авансом

4

Прочитал, согласен, эту игру не осилил, клоунада какая-то, а не наследник той самой.

Давай тогда разбор Sin City ещё, её я кстати тоже не осилил. Кривая косая какая-то во всех смыслах.
Обидно, потому что ждал её, так как люблю Лавкрафтовскую тематику, этот хтонический сеттинг.

Ещё помню как играл в Lovecraft's Untold Stories, это типа роглайк пиксельный. Ну, там хотя бы геймплей есть, сойдёт на пару вечеров.

2

Ну так и книги Лафькрафьтера были средней паршивости унылым говном, просто меметичными стали