Тьма сквозь свет: что вдохновляло сюрреализм Здзислава Бексиньского

Те, кто меня знает, наверное, взвыли бы сейчас со словами «снова ты про своего бекса». Но моя любовь к этому польскому художнику и знания о нем, накопленные за долгое время хочется систематизировать и куда-то выплеснуть. Ничего не могу с собой поделать. Сразу оговорюсь, что у меня нет цели писать полную биографию художника. Но там как уж пойдет.

Эти книги мне подарила сестра и моему счастью не было предела. Внутри книги Beksinski. Obrazy около тысячи страниц. У меня есть и другие, но это собрание полное, очень качественное, громадное и внутри множество невиданных ранее картин или тех, которые раньше были только в плохом качестве. А еще, хоть и на польском, но внутри много воспоминаний друзей Бексиньского.

Расскажу вам занимательные истории про одного из самых многогранных, загадочных и мрачных художников современности, который в то же время был очень жизнерадостным и светлым человеком [1929 — 2005].

Кусочек из видео: Matt Layton

Поделю текст на периоды его творчества, для удобства и иллюзии разделения текста на главы:

Экспериментальный период

Данный период «поисков себя» определим 40-ми годами и поздними 60-ми.

Художник всегда был открыт новым возможностям и, конечно же, технологиям. Поэтому в его арсенале находится множество увлечений: фотография, гелиотипия, скульптура, компьютерная графика и так далее. Возможно, как фотограф, он изначально был известен даже больше, чем как художник. Он был членом Польского фотографического общества, а позже и вовсе присоединился к Союзу польских художников-фотографов. Снимать видео он тоже любил, будь то процессы написания картин или похороны жены. Остались тысячи часов видеозаписей.

Пометка: после смерти художника в семейном архиве было найдено 40 негативов. 14-летний Здзислав снимал бункеры, самолеты и противотанковые ежи.

Воющий экспрессионист

Раннее творчество любого художника может поразить неожиданными поворотами, зато сразу виден поиск себя и своего стиля. Кто бы мог подумать, что некоторые картины Здзислава были сделаны практически в стиле «французского пуантилизма», изобретенного живописцем Жоржем Сёра. Это когда ты наносишь множество ярких пятен чистых красок, сливающихся в единый образ. Таким способом, например, был написан портрет отца художника и натюрморт в 1948 году.

На самом деле, при всей самобытности, художник какое-то время стремился вливаться в популярные течения. Мазать абстракции, фигачить что-то модное. Но быстро от этого отошел. В его источниках вдохновения вы не найдете ничего особенного: он не вдохновлялся другими художниками, кино, литературой, а музыка, хоть она и занимала огромную часть в его жизни, но была больше медиумом.

Своей первой картиной сам Здзислав считал эту, она 1968 года и ранее было написано много других работ, но почему первая именно эта — неизвестно. Вспоминаем ковидные времена, хех.

Будучи выпускником архитектурного — это дело он ненавидел. Ненавидел вдвойне и из-за того, что это скучно, и из-за того, что его предки были с этим связаны и ему, с его творческими увлечениями, приходилось выслушивать нарекания. Все-таки его дед был городским архитектором, а отец инженером-геодезистом. Нередко в его картинах на переднем плане появляются автобусы или машины, и тогда многие удивляются насколько точно он передает детали. Всё просто. Довольно длительный период он работал дизайнером в конструкторском бюро завода по производству автобусов Autosan в Саноке [дело его прадеда]. Его дизайны были своеобразными и не всегда шли в производство.

«Одной рукой в кармане»

Работягам-заводчанам Бексиньский тогда рисовал и раздавал эротические картинки. Знакомые с его творчеством знают и любят в основном работы фантастического периода, но мало кто знает — и чаще всего удивляется и иногда пытается отрицать авторство художника в эти моменты — что в его работах можно увидеть тему садомазохизма, сексуального насилия, БДСМ и прочих эротических штук. Я бы сказала порнографических. Причем, природу таких вещей в себе он и сам не смог определить, кроме как:

Единственным объяснением, которое приходит мне в голову, может быть тот факт, что я чуть не задохнулся во время родов. Может быть это и есть та самая причина?

З. Б.

По крайней мере, одной из таких причин в написании своеобразных картин, точно была у другого гения — Ганса Гигера. Некоторые из картин эротического характера даже были на выставках, за что, именно в тот период, Бексиньскому было немного стыдно. Он наносил кучу слоев на картины, чтобы никто не мог даже догадаться о каких-то посылах. Но тематика ему была очень интересна. При всем этом жене он был верен, даже после ее смерти, и все свои фантазии изливал исключительно в искусство.

Женщины на картинах Бексиньского всегда изображены длинноногими, доминирующими. Он мечтал быть задушенным одной из таких. Есть картина, которую я не могу сюда приложить из-за ее содержания, где женщина сидит сверху распятого Христа и душит его синим шнуром. «Из под половых губ госпожи возникает открытый в агонии рот Христа с оскаленными зубами», — описывал Бекс. Фигурой многие из женских образов напоминают мне его жену Зофью. Как я уже писала ранее, художник занимался фотографией и она очень часто позировала ему обнаженной.

Мне очень нравится именно окончание этого периода, поздние 60-е, так как уже чувствуется зарождение идей, которые я так ценю в художнике. И цветовая гамма, с этими яркими акцентами, выглядит кайфово и сразу запоминается. Ощущение, что в тот период он начинает находить себя и свой стиль, который, конечно, потом будет меняться со временем, но будет оставаться сам стержень.

Фантастический период

Данный период ставим во временные рамки с 1970 по 1986 годы. Мое знакомство с творчеством художника началось в 2013 году с картины именно этого периода. Она, пожалуй, одна из самых знаменитых и очень впечатляющих [1972 год].

Напоминает отрывок из фанатского ролика по Warhammer «Astartes», в конце которого персонаж оказывается посреди гигантских фигур, в коричнево-песчаных тонах. Еще подобная постановка была в игре Returnal, но там влияние ощущается в целом по игре. А уж что говорить про трейлер Warhammer 40,000: Dawn Of War III.

прекрасно всё, жаль, что с игрой ноль общего

Неважно, вызовут эти картины у вас шок, восторг или простое любопытство, самое главное, чтобы были испытаны эмоции, чего и добивался сам художник. Для тех, кто знаком с его творчеством, известно, что он не давал названий своим картинам. Но мало кто знает причину этого, отшучиваясь, что фантазия скудновата и он просто не смог их придумать для такого количества картин. Но ему было важно оказать воздействие не на интеллект зрителя, а именно на его чувства.

Без названия, 1973 год (MHS)
Без названия, 1973 год (MHS)

Пометка: точное название, данное самим мастером, было у картины «Леди Макбет». Еще есть условные буквенно-циферные названия [AX7, BE89, YJ6], которые играют роль только при продаже и на аукционах. Арт-дилер художника Петр Дмоховский давал свои названия его картинам: Еврей, Девять одиннадцать, Катынь, Кровавая голова и так далее. Очень часто вижу «таинственные» названия данные картинам З. Б. в сети и считаю это полным неуважением. Названий нет, в этом и соль.

Сейчас многие смеются, что нейросеть училась рисовать руки у Бексиньского. Это некая отличительная черта художника. Рукам на картинах он придавал большое значение, в отличие от ног. По его мнению, ноги при создании человека богу не удались, поэтому он рисует их неполноценно, как «деревянные колышки». Посмотрите на детали с картин художника, они потрясающие:

Возвращаясь к безымянным картинам: присущий произведениям художника символизм, допустим то же часто встречающееся число 28, тоже не несет в себе тайных смыслов. Разберем на примере замечательной картины 1974 года, с надписью «In hoc signo vinces» (Сим знаком победишь). Весь смысл, который он вложил в нее — это поддержание ауры тайны, не более. Хоть людям и хочется расшифровать посыл. Дело в том, что Здзислав в написании картин ведет себя как писатель, который не может видеть чистый лист. Он заполняет картину множеством деталей, даже если кому-то они кажутся лишними, но если он чувствует «недосказанность», то обязательно ее заполнит. Как по мне, оттого картины становятся еще интереснее и при просмотре даже в сотый раз на одну и ту же картину — всегда найдешь деталь, которую никогда не замечал и удивишься.

Без названия, 1974 год (MHS)
Без названия, 1974 год (MHS)

Расскажу про другую картину уже 1977 года. Кровавая голова — так называет ее друг и арт-дилер художника Пётр Дмоховский. Он считал, что образа этой головы было бы достаточно для картины, но Бекс пририсовал к ней медальон. Видя, что эта деталь тут ни к месту, он решил избавиться от картины, сбагрив японцам.

Эта же «голова» не так давно стала обложкой альбома The Burden the Restlessness группы King Buffalo. Причем это тот случай, когда было получено одобрение Исторического музея в Саноке, единственного правообладателя. Обычно картины для обложек берутся без спроса и подвергаются жуткой обработке.

Без названия, 1977 год (MHS)
Без названия, 1977 год (MHS)

«Религиозный» художник

Еще одна из часто встречающихся фигур на его картинах — кресты. Сам художник был далек от церкви и не рисовал кресты — а в основном это были тау-кресты — намеренно, как это делал, например, его соратник и последователь Мариуш Левандовский. Вы сами видите картины Мастера и можете понять, что при всей их гениальности, обычный человек, а особенно верующий, сочтет их болезненными. И данное «определение», в свою очередь, только порадовало бы самого художника.

Самая большая картина художника [150х120 см, 1970 год], находится в коллекции Анны и Петра Дмоховских
Самая большая картина художника [150х120 см, 1970 год], находится в коллекции Анны и Петра Дмоховских

Но есть один чудной факт: в Варшаве до сих пор есть постоянная экспозиция из 27 работ Бексиньского — в музее Архиепархии. Примас Польши счел художника и его работы очень религиозными, как раз из-за огромного количества нарисованных им крестов. И этот музей — это единственное церковное место, где были пристроены его произведения. Здзислав был и сам в шоке от этого факта.

Один из его крестов, кстати, красуется в «холодном доме» мексиканского режиссера Гильермо Дель Торо. Но это не единственная работа Мастера, которая имеется у него в коллекции (ниже фото из книги «Кабинет редкостей» ГДТ, где красуются картины Бекса, одна из которых рядом с картиной Гигера).

В 2005 году, кстати, после трагической смерти художника, на знаменитом фестивале Burning Man, энтузиасты соорудили крест по мотивам картины 1989 года посреди пустыни, тем самым почтив память Здзислава.

Аура недосказанности, царящая на каждой картине художника, дает не только шанс зрителю почувствовать что-то своё, в отрыве от заранее данных предустановок, будь то название картины или значение символов. Но и шанс самому художнику лишний раз не пытаться объяснять другим свои работы.

Но есть и факт того, что к каждому произведению и их деталям Здзислав относился скрупулезно. Я уверена, что каждый художник раним в какой-то степени. Это было присуще и Бексиньскому, само собой. Он легко мог обидеться на факт отсутствия на выставке какой-то из его любимых картин, например.

В короткометражке Hommage À Beksinski Богдана Дзиворского есть сцена с картиной 1985 года. Камера медленно перемещается от креста к скале и не затрагивает самое главное — темное углубление в самом низу. Бексиньский ненавидел этот фильм и самого Дзиворского за непонимание своего дела. Ниже сам фильм, даже с таймингом на этот фрагмент:

Hommage À Beksinski [1985]

«Здзислав хоть и был мягким человеком, но готов был убить его своими руками, настолько он был зол: Идиот, он даже не заснял проход!» — рассказывает Дмоховский.

Мастер и коллекционер

Большую роль и в жизни Бекса, и в продвижении его творчества, и сохранении его наследия, играет Пётр Дмоховский. Ранее уже не единожды упоминала его имя. Человек, который продвигал его творчество при жизни, устраивал выставки, которые терпеть не мог сам Здзислав, для него это огромный стресс; он заархивировал все переписки и сохранил огромное количество его картин, с которыми каждый может ознакомиться на его сайте.

Я часто сознаю, что моя страсть ослепляет меня; что, переполненный злобой по отношению к тем, кто ее не разделяет, я поступаю так, как будто обижен на весь мир.

П. Дмоховский о работах Бексиньского

Сотрудничать они начали в 80-х и за это время творчество Бексиньского ушло дальше границ Польши — в Париж и Японию. Японцам он продал около 60-ти картин и в данный момент многие из них гуляют по всем уголкам света, так как открыться музею в Осаке в итоге не было суждено. Ниже пара работ как раз из японской коллекции:

Дмоховский признавался, что был одержим его картинами и если бы у него были картины любых других великих художников, будь то Леонардо да Винчи или Пикассо, то он бы распродал их, чтобы приобрести побольше картин Маэстро.

Был еще один занимательный и известный многим момент в жизни Здзислава: он сжигал свои картины. Делал он это «торжественно», в присутствии друзей и семьи, на заднем дворе дома в г. Санок в 1977 году.

В 70-х власти Санока готовились к визиту коммунистических властей. Дом Бексиньских стоял на одной из центральных улиц. Из-за его ветхости вышел приказ о сносе. Здзислав подумал, что это шанс сбежать из родных мест.

Камиль Сливинский, популяризатор творчества З. Б.

Сбежать они решили в Варшаву и художник хотел избавиться от некоторых картин, которые его не удовлетворяли и казались менее удачными, плюс их было такое множество, что перевезти все было бы проблематично. А веду я к тому, что некоторые из этих картин оказались спасены ни кем иным, как Петром Дмоховским, и они до сих пор находятся в его коллекции.

В 1994 году их отношения охладились: Бексиньский нарушил договор, по которому он не должен был выставляться в другие галереи. А судя по некоторым источникам, жена Зофья тоже была против их сотрудничества. После ее смерти и смерти сына, дружеские отношения этих двоих вновь восстановились и поддерживались вплоть до кончины художника. Последнее письмо, написанное Здзиславом Петру было в день его смерти.

Барокко

Временные рамки этого периода где-то в районе 1987-1999 годов. И скажу откровенно, не самый мой любимый. Но и в жизни художника были не самые лучшие времена. В 1998 году от тяжелой болезни умерла его любимая жена Зофья, а через год очередная попытка сына покончить жизнь самоубийствам оказалась удачной.

Nevermore

На обложке блога визуализирована картина 1979 года:

В музее в Саноке есть картина, на которой изображен улетающий шар с надписью Nevermore и два волка, которые на него смотрят. Здзислав говорил, что вдохновлялся стихотворением Эдгара Алана По The Raven («Ворон») — любимым стихотворением Томаша. Поднимающийся ввысь шар с надписью «Никогда больше» символизирует сына Бексиньских и его попытки самоубийств. Волки — фигуры отца и матери, они следят за своим ребенком, который не справляется с жизнью.

Камиль Сливинский
Без названия, 1979 год (MHS). Находилась в личной коллекции Томаша Бексиньского
Без названия, 1979 год (MHS). Находилась в личной коллекции Томаша Бексиньского

Томаш был очень талантлив: он был музыкальным журналистом, радиоведущим и переводчиком. Но уже понятно из моих слов выше об «удачной попытке», что это был не первый раз, когда Томаш хотел прекратить свое существование. После переезда из Санока в Варшаву, где ему нравилось жить и где были все его друзья, ему было очень сложно адаптироваться. Родители пристально следили за сыном, но, к сожалению, через год после смерти матери, Томаша не стало. Не буду анализировать их семейные отношения, для этого можно посмотреть фильм «Последняя семья».

Не хочется вот так уклоняться в тяжелую грустную тематику. Поэтому давайте лучше я расскажу вам о страсти художника к музыке, которую слушал он постоянно и очень громко, что позже даже понадобился слуховой аппарат. И о его увлечениях компьютерами в этот период.

Страсть к музыке

Тема любви Бекса к музыке на самом деле очень важна. Громко сказано, но на ней держится все творчество художника.

Самым ценным из всех художественных выражений для художника была музыка — медиум, который непосредственно вмешивается в наш внутренний мир, воздействуя на чувствительность и ощущения с такой силой, которую Бексиньский хотел бы видеть и в живописи.

Из книги Beksiński. Wizje życia i śmierci Дороты Шомко

Трудно себе представить Здзислава, который творит без музыкального сопровождения. В течение длительных процессов написания картин, он мог стоят по 14 часов перед мольбертом и не чувствовать усталости. Бексиньский был ценителем классической музыки и главным фаворитом являлся Альфред Шнитке. В день написания данного абзаца в Кракове проходил концерт «Мир Мастера Бексиньского», где оркестр играл композиции Шнитке на фоне картин художника. Уверена, это невероятное зрелище!

Мать Здзислава хотела вырастить из него великого музыканта и записала на уроки фортепиано. Спасти от этих утомительных занятий, не приносящих ему удовольствия, смогло (случайно, конечно же!) только одно — в его руках взорвалась пуля, которую он нашел и пытался разобрать. С тех пор он больше не играл.

Но музыка была с ним всегда: однажды, во время войны, он слушал подпольное радио и услышал Увертюру к Тангейзеру Вагнера, что произвела на него неизгладимое впечатление. Позже стали появляться виниловые пластинки и Здзислав стал их коллекционировать. До сих пор в Историческом музее в г. Санок, где воспроизведена вся его мастерская, собрана коллекция из 1.500 пластинок. А дома у него была куча оборудования для записи. Он пытался и сам записывать музыку, но бросил после пары неудачных попыток.

Компьютерная графика

Первый компьютер Здзислава был куплен им в 1992 году и это был Apple Macintosh Classic II, который до сих пор работает. При запуске появляется заставка с бегущей строкой со словами «Всё дерьмо», которую написал сам художник. Заинтересовался он всем этим полноценно, осознавая, что это совершенно новые возможности. Сами картины, кстати, стали чуть проще, именно в отношении деталей, их уже не так много как на картинах «фантастического» периода.

Любопытство победило и отсюда стали появляться работы в новом для нас видении. Фотомонтажи обычно датируются 96-97 годами. Но разбирался в этой теме он до конца жизни и кто знает, каких бы он мог достичь сейчас успехов.

Мало кто знает, что Бексиньский занимался благотворительностью. Исторический музей в Саноке, исполняя волю художника, до сих пор ежегодно отдает его работы на поддержку Фонда Большой оркестр праздничной помощи, «на помощь в обеспечении высоких стандартов диагностики и лечения зрения у детей». Не так давно на один из аукционов поступило как раз несколько фотомонтажей.

Сын брал его работы для обложек музыкальных дисков и использовал как иллюстрации к своим пресс-материалам.

Готический период

Длился этот период недолго: с 2000 по 2005 год. Он и монументальный, и в то же время очень воздушный. В нем много легкости, спокойствия и может быть даже смирения. Ему присуща определенная цветовая гамма: очень много серых, голубоватых и иногда зеленых оттенков. В эти годы Бексиньский был совершенно одинок. Это чувствовалось в переписках с Дмоховским, единственным человеком, с кем он поддерживал тогда общение.

Есть картины, которые Мастер ни в коем случае не выставлял на продажу и называл их своими «домашними животными». Как раз несколько картин именно этого периода входили в эту коллекцию и висели в его рабочей мастерской. Только посмотрите на них!

17 ударов ножом

В ночь с 21 на 22 февраля 2005 года был найден зарезанным в своей квартире. Сын управляющего домом решил попросить у Бексиньского денег и при получении отказа подросток нанес ему 17 ударов ножом. Убийце дали 25 лет, кстати.

Есть миф, связанный опять-таки с пророческими способностями художника. Он якобы предсказал свою смерть, написал последнюю пророчащую картину. Я до сих пор не поняла за столько лет, откуда люди взяли эту информацию и о какой картине идет речь. «Там лежит старик с огромным количеством ножевых ранений», — говорят они. Чтож, смело могу предположить, что все берут картину 70-х годов:

Без названия, 1970-е (MHS)
Без названия, 1970-е (MHS)

Но на самом деле, последней картиной, законченной в день смерти, была картина с металлическим листом. И то последнее письмо, написанное своему другу Петру Дмоховскому было о ней: «Выслал фото законченной сегодня картины с куском листового металла. Формат 98 х 98 см». Картина числится под кодовым названием Y.

В феврале будет 19 лет со дня смерти художника. Сейчас его имя стало гораздо громче. У него множество последователей. Стали чаще проходить выставки, концерты и все больше картин из частных коллекций появляется впервые в сети или в цветных экземплярах. И каждый раз этот момент удивителен, потому что на черно-белой фотографии картины никогда не угадаешь, какие именно цвета использовал художник.

Здзислав Бексиньский удивительная личность и очень продуктивный художник.

Моя самая любимая картина 1973 года, не удержалась и сделала по ней татуировку. Обратите внимание на те самые ноги-колышки, абсолютно неуклюжие.

Без названия, 1973 год, музей г. Торунь
Без названия, 1973 год, музей г. Торунь

Я всё сказала (не всё на самом деле).

460460
115 комментариев
1500 ₽

Лучшая!!

22
1000 ₽

Вечером обязательно почитаю, спасибо 🤗🤗

17
505 ₽

О, это мы читаем. Спасибо!

13