Меч и фехтование - часть 3я, заключительная

Часть 1я - dtf.ru/u/185987-old-lizard/1970133-mech-sovremenno-ob-arhaichnom
Часть 2я - dtf.ru/u/185987-old-lizard/1995258-mech-i-fehtovanie-chast-2ya
Эволюция обучения фехтованию

Нечто вроде предисловия.

Если бы меня спросили, с какой книги стоит начинать - я бы, возможно, посоветовал "Школы и мастера фехтования" Эгертона Кастла. При этом добавил бы - почти все, что там написано - неверно и безбожно устарело. При том - все равно порекомендовал бы. В начале - немного об авторе. На его эпоху пришелся последний вздох холодного оружия - сабли кавалерии времен 1й мировой.

сабля 1й мировой. просто. эффективно. смертоносно.

Процитирую пару строк от туда:

"Можно без боязни утверждать, что теория фехтования достигла почти абсолютного совершенства в наши дни, когда это искусство стало практически бесполезным."

"Грубые средневековые схватки на мечах, не требовавшие большого мастерства, с верностью символизировали главенство животной силы как в жизни общества, так и в государственной политике. Победу одерживали самые крепкие руки и самые тяжелые мечи"

Как же заблуждался автор этих строк касательно... всего. Но сам стиль описания, время - когда это было написано (помните - как примерно в это же время работник патентного бюро посчитал, что больше ничего уже не откроют?) - заслуживает ознакомления. Главное помните - там, где автор не цитирует кого-то - он, почти всегда, ошибается. Но - классика жанра в своем роде и стилистически книга очень приятна. Апломб автора - незабываем.

Появление и развитие интернета изменило все - отсканированное в одной далекой библиотеке - стало доступно всему миру, и таким образом знание расползлось по всему миру.

Итак, как же обучали?

Немного фактов (и моих домыслов) и теорий:

На свете существуют сотни разговорных языков, а исчезло еще больше. Самые древние языка обычно относятся к иероглифическим. Т.е одно слово - один знак, один символ.

Так и с фехтованием - т.к. пока никто не изобрел метода передать все знания напрямую из головы в голову - то почти все трактаты прошлого пестрят приемами, в духе “Если X бьет Y сверху в голову - сделай вот так. А если происходит наоборот - то вот так”. И зачастую сотни сценок, где на каждый потенциальный случай - свой прием, последовательность действий в которых описан наиболее оптимальный (с точки зрения автора трактата) набор действий.Вроде бы все понятно, но как удержать в голове все это? А если забыл что-то? А если оппонент стоит в какой-то новой для его противника стойке? Что от него ожидать в таком случае?

И позвольте мне конкретизировать на примере немецкого фехтования (в котором я что-то понимаю). Примерно в 14м веке появляется полу-легендарная фигура Иоганесса Лихтенауэра. Полу-легендарная т.к. нам не осталось ни одного из его трактатов, есть только трактаты тех, кто называл себя его учениками и отзывался о Лихтенауэре с огромным почтением, но в прошедшем времени, т.е. на момент написания он был уже мертв. И говорилось, что он не изобрел искусство, но смог его скомпоновать наилучшим образом, и только так - истинно. Что же такого привнес Лихтенауэр, что стало таким откровением, а еще и создало целую фехтовальную традицию на века вперед?

Как я упомянул выше - есть иероглифические языки. А есть алфавитные, когда в начале нужно выучить алфавит, но дальше - зная ограниченный набор букв - можно компоновать их, следуя правилам, и зная всего лишь 20-30 букв - читать любой текст на них написанный. Для алфавитных языков больше нет проблемы что вы не знаете какой-то иероглиф - ведь слова делятся на слоги и буквы, и вы знаете каждый из элемент, и даже встретив неизвестное вам слово - вы будете знать как его прочесть.

Именно это Лихтенауэр и изобрел в фехтовании. Набор принципов и архетипов стоек. Не важно в какой позиции находится ваш оппонент, даже если положение его рук/ног/меча - что-то новое для вас. Что бы он не сделал - это можно отнести к какой-то категории, основываясь на положении меча и как следствие - что он защищает в этот момент и как может ударить в одно действие. Исходя из этого - заранее понятно как наиболее оптимально противодействовать ему.

Для последователей Лихтенауэра больше нет сотен приемов. Есть базовые принципы, которые как и с языком - в начале куда как сложнее выучить чем несколько иероглифов, но потом - куда проще понимать новую информацию.

Считается, что это сам Лихтенауэр. Но это не точно.<br />
Считается, что это сам Лихтенауэр. Но это не точно.

Это не значит что выучивший десятки или сотни приемов будет фехтовать хуже. Так же как и не значит, что знающий в достаточной мере иероглифический язык будет читать и писать хуже, чем знающий алфавитный. Но выучить в достаточной мере будет проще именно алфавитный.

Нужно понимать, что новая традиция, изобретенная Лихтенауэром не вытеснила остальные. Они продолжили жить параллельно, иногда пересекаясь. С учетом того, что мастера фехтования стремились к секретности: “Так же, я должен сказать, что всегда обучал в тайне… …им было позволено смотреть только после принесения священной клятвы хранить в тайне” (с) Фиоре.

И они не спешили делиться своими знаниями за бесплатно, да и к тому же с потенциальными противниками. К тому же, как я сказал, потративший время на изучение множества приемов (или “игр”, как их называли тогда) - читая, или просто на опыте тысяч тренировочных поединков - в итоге может быть ничем не хуже, чем использующий более оптимальную систему обучения. Но статистически - на обучение по-новому - будет потрачено меньше времени для достижения того же результата. Это был более “современный”, методический подход к тренировкам.

Забегая немного вперед - это не единственная попытка систематизировать фехтование. В эпоху ренессанса оружие начнут рассматривать как инструмент, измерительный инструмент в какой-то мере, а варианты “прочертить линию” от себя до оппонента - будут рассмотрены под всеми возможными углами.

меч и кинжал - популярная пара для городского боя
меч и кинжал - популярная пара для городского боя

И когда будет удаваться систематизировать знания для оптимальной, пусть в начале и более сложной модели, которая позволит фехтующему в дальнейшем приспособиться к множеству ситуаций - к другому фехтованию будут относится как к “вульгарному” или "обычному"

Но, это эволюция самого фехтования от “благородного искусства” до “науки” с доказательной базой. Важный момент, что несмотря на общность принципов - фехтование длинным мечом или шпагой будет сильно отличаться от фехтования двуручным мечом - по причине не только длины оружия но и разных принципов поражения цели, инертности оружия и так далее. Как вывод, общая схема фехтования для абсолютно всего оружия почти невозможна, хотя общие принципы могут (и должны) быть общими.

Фехтование и обучение ему и борьбе - часто считалось благородным и достойным занятием. В отличии от войны как таковой. Они считались различными проявлениями мира и человеческой природы, разными по своим устремлениям и типажу. Наиболее характерно это показывалось в алхимических трактатах.

Так что, простите за немного мистики, но она была неотделимой частью жизни прошлого, ничуть ни меньше чем религия. Итак, обратим внимение на это изображение:

С алхимической точки зрения - фехтование и саморазвитие - это солнце. А война - это уже металл.
С алхимической точки зрения - фехтование и саморазвитие - это солнце. А война - это уже металл.

Как мы видим - люди тренируются в борьбе, фехтовании, силе и ловкости. А над ними - солнце. И это не просто так - солнце было знаком саморазвития, царственности и благородства.

Очень схожее изображение можно найти в алхимическом opus magnum , где изображены элементы и их проявления:

Меч и фехтование - часть 3я, заключительная

Обратите внимание - опять же мы видим тренировки - стрельба (справа сверху), борьба, сила, фехтование.

Немного для понимания - художник всегда рисовал то, что окружает его. В музеях много картин, на которых изображены (на пример) люди с готических доспехах с алебардами, среди немецких фахверковых домиков, занятые тем, что… распинают Христа или гоняют младенца по очень германскому Иерусалиму. Что для нас означает, что в годы, когда писалась эта картина - художника окружала такая архитектуры и прочее. Но - пожалуйста учтите - умение “читать” картины куда менее однозначно и требует опыта, не всегда экстраполируйте прочтенное выше.

Ну, и дополню еще одним изображением с тем же сюжетом - солнце - в данном случае Гелиос, и люди, тренирующиеся на традиционном оружии того времени:

<p>Борьба, толкание ядра, фехтование на фехтшвертах и дюсаках</p>

Борьба, толкание ядра, фехтование на фехтшвертах и дюсаках

Но, вернемся к непосредственно обучению.

Самый каноничный пример геометрии в фехтовании - дестреза. Круги на земле (на самом деле фехтовальщик движется не “внутри” круга, он движется вместе с кругом, постоянно стараясь выиграть оптимальный угол атаки и не давать делать это же оппоненту).

мануал Тибо - круги, фигуры, углы
мануал Тибо - круги, фигуры, углы

Подытоживая эту общую информацию о фехтовании, сформулируем общие принципы. Когда вы парируете атаку оппонента - вы прячетесь за своим мечом - выставляя его на линии атаки. Так же не помешает при этом сдвинуть свое тело дальше от удара оппонента, чтобы еще сильнее уменьшить вероятность попадания по вам. Парировать следует сильной частью клинка.

В отличии от меча, который как в геометрии может создавать линию, пересекающую путь меча оппонента - щиты защищают целую область, и их значительно труднее “обойти”. К томе же, щит позволяет атаковать одновременно защищаясь, существенно снижая возможность оппонента избежать удара (ведь его меч будет в этот момент бить по вашему щиту). Именно по этому баклеры и небольшие щиты и были популярны со средних веков по поздний ренессанс.

Развитая гарда мечей позволила “объединить” небольшой щит и меч в единое целое, сделав наиболее уязвимую для атаки часть тела - кисть руки - самой защищенной, на которую наоборот стало выгодно принимать удары, при этом нанося укол.
Как же все это тренировали до изобретения защитных масок и облегченных и легко гнущихся спортивных шпаг? До нас дошли документы еще 15го века, которые поучают что для тренировочных боев в качестве защиты нужно использовать шляпу и перчатки, как обязательное условие:
(sin birrete fuerte en la cabeza, y guante de defensión)

Само же тренировочное оружие было всегда затупленным, с закругленной колющей частью. Самый каноничный пример - т.н. федершверт или фехтшверт - т.е. меч для фехтования. По весу он приближен к боевому, но бьющая часть - тонкая и пружинящая; а для сохранения веса меча и дополнительной защите - усилено т.н. рикасо - часть у перекрестья.

фехтшверты, они же парашверты, они же федершверты. именно их Кастл ошибочно считал рапирами
фехтшверты, они же парашверты, они же федершверты. именно их Кастл ошибочно считал рапирами

В дальнейшем, когда основным оружием стала шпага - ее острие снабжалось тупой “пуговкой”, или на крайний случай наматывался клубок ниток.

из манула Вальвиля - преподавателя фехтования в Царскосельском лицее, учителя Пушкина
из манула Вальвиля - преподавателя фехтования в Царскосельском лицее, учителя Пушкина

Иногда пытались сделать специальные аппараты для тренировки реакции и точности, вот на пример приспособление - цель фехтовальщика - успеть попасть в падающее сердечко.

<p>Из мануала Фишера, 1796г</p>

Из мануала Фишера, 1796г

В 18-19вв стали появляться фехтовально-гимнастические залы. Эдакая смесь качалки и спортивного клуба. Но, с уменьшением роли фехтования на поле боя и в повседневной жизни - спортивная составляющая начинала превалировать.

Обучение кавалерии в Барнауле, 1930. Главное - научиться не попадать по своей же лошади. Я серьезно.
Обучение кавалерии в Барнауле, 1930. Главное - научиться не попадать по своей же лошади. Я серьезно.

А как же тренировали силу и точность удара?

Мне попадался трактат Османской империи, и там начинающий садился перед пирамидой из глины, и учился рубить ее.

В Европе обычно применяли вкопанный столб и глину. Для правильного наклона лезвия и подобного - можно обратиться к трактату 1909 года - “руководство дуэльного боя на шпагах и эспадронах и правила дуэли на холодном оружии”:

“Для упражнений в рубке служит вода, молодые кусты, чучела и глиняные конусы. Рубка производится по общим правилам, делая сильный режущий удар в вертикальном (вода) и горизонтальном направлении, или под углами. При правильной рубке наблюдается: вода не должна давать брызг, срубленная часть молодых кустов должна падать на землю срубленным концом и вертикально, срубленные части глины не должны сваливаться с конуса. Уколы производятся в чучела или косок глины в виде куба”.

Меч всегда был оптимален - по форме, противодействию защите и доступными на данный момент времени технологиям. Макуауитль был идеален для своего места и времени. Катана тоже была оптимальна для своего места и культуры, пока не поменялись доспехи и оружие. Гладиус покорял страны.

Люди стремились систематизировать знания, что бы не повторять ошибки всех тех, кто был до тебя. Фехтование - это смесь искусства, науки и механики. Ну и быстрых шахмат, хехе.

И помните - если кто-то скажет вам, что фехтование в Европе было грубым и не искусным - перед вами не очень умный человек. Во времена позднего ренессанса и раннего нового времени фехтование достигло огромных высот и трактаты по нему были на порядок более сложные и требовательны, чем большинство трактатов из Азии. (если их вообще уместно сравнивать - китайские, на пример, обычно куда более древние, и попросту глупо сравнивать что-то с разницей в 500+ лет).

Всем кто осилил этот лонгрид в 3х частях - спасибо.

<p>Ну что, еще партейку?</p>

Ну что, еще партейку?

P.S. когда я брался за эту тему - я просто хотел упорядочить для себя пару вещей, пояснить что-то начинающим, перестать фейпалмить от адептов "грязных темных веков", и прочее-прочее. Но оказалось - что даже очень поверхностно - эти темы неподъемны по объему. Сотни лет исторических данных, свидетельств дуэлей и врачей, трактаты и интриги. По этому простите меня за сумбурность. Я как мог кратко упаковал это и снабдил картиночками. Если будут вопросы - буду рад ответить.

1111
9 комментариев

Постарался, молодец! Вот тебе Донат! (🍩 в виде сердечек!) поддержите DTFры

2
Ответить

Над катом больше информации оставляйте, блин.
А то как не полезный пост - так обязательно замаскирован под никчемный щитпост с одной картинкой))

1
Ответить

Да я не стремлюсь к популярности)
Я понял что условной пост с котиком без затрат наберёт а 100 раз больше просмотров, а серьёзный анализ и разбор в любом случае времязатрат не окупит. Но довершить начатое надо было.
Вот, довершил, ура )

1
Ответить

Спасибо! Здорово! Нас нужно больше таких текстов на ДТФ!
И это одна из моих самых любых тем, даже их комбо - военное дело, история, холодное оружие, фехтование, восток вс. запад и тд.

1
Ответить

На последней картинке аналог боксошахмат (фехтошахматы?)?

Ответить

Нет, на ней нарды и иллюстрация к словам, что если вы вот так вот - с заломом и весом на нем зафиксируете оппонента- он будет совершенно беспомощен перед вами.

1
Ответить