Меч и фехтование - Часть 2я

Я попытался сделать эту часть чуть менее занудной, удалял целые страницы - но у меня в итоге все равно не получилось. Просто по тому, что совсем уж упростить тут - это упустить саму идею. Я подсократил ее, убрав описания ударов и много что еще - просто по тому, что это не интересно тому, кто никогда не фехтовал, и скучно. Итак…

Форма меча неотделима от техники использования.Если у вас заточенный с одной стороны изогнутый меч самурая, у которого в отличии от европейских мечей нет навершия (для эффективного управления крайне желательно использовать обе руки) - то нет сомнений, что в основном им будут рубить, и куда меньше колоть. Если длинная рапира с тонким лезвием - то укол будет основной стратегией. Это не значит, что длинной и относительно тяжелей рапирой нельзя рубить - можно, и это нанесет повреждения, который при точном и сильном ударе могут вывести оппонента из строя. Но куда более выгодно колоть. И техника будет адаптироваться под оружие, и оружие под технику.

Вот о технике сейчас и поговорим.

Как я упоминал в 1й части - заточка лезвия с 2х сторон - позволяет наносить удары по кратчайшей траектории.

Итак, для начала некоторые условия. Фехтование подразумевает как данность то, что вы не быстрее своего оппонента. У вас одинаковая реакция и сила. Это не значит, что мы не будем пытаться выиграть “время/расстояние” или использовать рычаг для того, чтобы противостоять его силе (еще как будем!). Но это значит, что стартовые что условия относительно равны.
А если вы сказочный герой, и в три раза быстрее своего оппонента - фехтование вам и не нужно - вы и так всех быстрее, и смысла в хитрых приемах, технике и прочем - просто нет.

<p>фехтование и смерть - не дискриминируют по полу, расе, или чему либо. <br /></p>

фехтование и смерть - не дискриминируют по полу, расе, или чему либо.

Так же, это не значит что сила в фехтовании не нужна. Как раз наоборот - очень нужна, она позволяет получать преимущество там, где равенство условий, и позволяет больше ошибаться. Итак, начнем с сильное vs слабое.

Что такое сильное и слабое когда мы говорим о мече? Представьте себе, что вы держите длинную палку на вытянутой руке. Тогда силы ребенка будет достаточно, что бы взявшись за противоположный конец этой палки прижать ее к земле - не смотря на все ваши усилия. Банальный рычаг.

Таким образом - часть меча ближе к острию зовется “слабой”. В противоположность - часть меча ближе к рукояти - зовется сильной - вашему оппоненту будет куда сложнее сдвинуть часть меча близ ваших рук - рычаг будет коротким.

Соответственно, сильной частью меча мы будем пытаться парировать. Слабой - но при этом наиболее быстрой частью меча - атаковать. Так мы грубо, для понимания, поделили меч на две части. Это принцип - сильного и слабого - используется почти во всех европейских фехтовальных системах, хотя меч делят порой аж на десяток частей. Но сам принцип - остается неизменным. И одно наиболее эффективно использовать против другого, а не выставлять свою силу против силы оппонента.

Пример использования - оппонент стоит напрягшись и вцепившись в свой меч напротив вас. Вы слегка бьете своим мечом по его - если его меч почти не сдвинулся, т.е. оппонент противостоит вам силой - не нужно пытаться ударить по нему через его меч - он к этому готов, и зачем противопоставлять силу - силе? Куда более эффективно противопоставить его силе - слабость, т.е. скорость быстрой части меча. С высокой вероятностью - “зажатый” сильный оппонент не сможет в должной мере среагировать.

И наоборот - если после легкого удара по мечу оппонента его меч отскочит на десяток сантиметров - значит он держит меч слабо, и этому надо противопоставить силу - например с силой ударить через его меч по нему самому. Скорее всего, таким образом вы отклоните его оружие и нанесете противнику урон.

В идеале, когда при этом применяется еще и сильное-слабое вашего оружия и оружия оппонента. На пример, отклонить сильной частью своего меча - середину его меча, во время того как наносите удар. Тогда на вашей стороне будет не только ваша сила и расчет, но и рычаг.

А теперь вспомните, себе сколько вы видели в кино двух противников, упершихся друг в друга мечами как два барана, давящих друг на друга на короткой дистанции и обменивающихся ругательствами? Это настолько же нелепо, на сколько их понимание фехтования ущербно.

Кстати, о дистанции. В фехтовании есть три дистанции.

мужчины никогда не стеснялись хороших юбок! (а уж гибрид топора/молота, длинного меча и прочего оружия - любое аниме обзавидуется)
мужчины никогда не стеснялись хороших юбок! (а уж гибрид топора/молота, длинного меча и прочего оружия - любое аниме обзавидуется)

Дальняя - это когда вам нужно сделать большой шаг вперед и нанести удар вытянутыми руками - чтобы достать оппонента. Все, что находится дальше этой дистанции - вообще нас не волнует. Оппонент может там крутить восьмерки своим оружием и показывать чудеса жонглирования - это не важно. Он не может угрожать нам.

Средняя дистанция, это когда оппонент (так же как и вы) может достать вас просто вытянутым оружием. Это наиболее опасная дистанция, т.к. оставляет крайне мало времени на осмысленную реакцию, ведь опытный противник может наносить три удара в секунду на таком расстоянии. Поэтому рекомендуется выходить из такой дистанции после серии ударов - если вам не удалось однозначно вывести оппонента из строя.

И ближняя дистанция - когда вы можете достать оппонента безоружной рукой. Это дистанция борьбы, и фехтование попросту мало выгодно на такой дистанции. Это не значит, что его нет - но на такой дистанции куда более выгодно использовать момент когда оружие оппонента парировано вашим, и … можно схватить его левой рукой за вооруженную руку, и подняв его руку вместе с оружием - быстро ударить его в живот своим мечом. Или зафиксировав его вооруженную руку сделать бросок. Да много чего. Идея в том, что если вы в дистанции борьбы - надо использовать борьбу или смесь борьбы и фехтования, но чистого фехтования там уже не будет.

Борьба и специальные приемы - оптимальная стратегия на ближней дистанции
Борьба и специальные приемы - оптимальная стратегия на ближней дистанции

Это про расстояние.

И кстати важный момент - современная борьба берет свое начало в борьбе, которая была века назад. Там тоже был и проход в ноги, и заломы. И удары - были очень даже частью борьбы, если это выгодно.

Это проход в ноги, а не то, что вы подумали. При чем рисовал это сам Дюрер
Это проход в ноги, а не то, что вы подумали. При чем рисовал это сам Дюрер

Т.ч. современная борьба - это так, детский лепет, по сравнению с тем, чему учили ранее. Но оговорю сразу - была вполне себе “конвенционная” борьба, забава горожан и не только - а была и в рамках самообороны. Со скручиванием стоп, и даже вот так:

Бросок за волосы. Ибо почему бы и нет.
Бросок за волосы. Ибо почему бы и нет.

Но, вернемся к фехтованию.

Этот прием зовется absetzen. Когда вы колите одновременно с ударом оппонента, парируя его атаку перекрестьем клинка. Именно по этому - перекрестье меча - оружие, которым надо уметь пользоваться. И вы никогда не сможете сделать так катаной с ее цубой.
Этот прием зовется absetzen. Когда вы колите одновременно с ударом оппонента, парируя его атаку перекрестьем клинка. Именно по этому - перекрестье меча - оружие, которым надо уметь пользоваться. И вы никогда не сможете сделать так катаной с ее цубой.

А зачем вообще нужны позиции/стойки/гвардии?

Проблема в том, что мы - относительно большие. А меч - небольшой. Что бы парировать удар - надо быстро и под правильным углом пресечь удар оппонента. При том, что мы заранее на 100% не знаем - а куда он решится бить?

Стойки позволяют добавить некоторую определенность (при чем как нам на пользу - так и оппоненту, который достаточно опытен в понимании возможностей).

человеческое тело - большая мишень. геометрия и углы - наше все.<br />
человеческое тело - большая мишень. геометрия и углы - наше все.

Итак, предположим, что наш оппонент поднял меч на уровне плеча, в замахе. Наверняка вы сможете вспомнить с десяток анимех где так делали. Что это означает? Ну, это говорит нам о том, что меч противника уже занесен, и он не потратит доли секунды на то, чтобы замахнуться для удара. Все что ему остается - опустить его вниз. И с учетом того, что гравитация - жестокая сука - это удар будет очень сильным. Кстати, по этому - очень мало ударов снизу. Если вы бьете снизу, ваш оппонент сверху, и ваши мечи столкнулись - почти наверняка он победит. На его стороне гравитация.

А есть стойки в которых провоцируют удары. На пример когда меч опущен, возможно даже касается земли. Эдакое “бейте меня в голову”. Ведь ноги закрыты мечом. И неопытный человек именно так и сделает, подумав что его оппонент ошибся, и сейчас будет за это наказан. Эта позиция зовется “дурак” (alber) в немецкой традиции (и “средней железной дверью” в итальянской традиции), но вот кто дурак - станет понятно только по результатам. Т.к. “дурак” - ждет этого удара, он заранее знает что сделает его оппонент. И сознательно отдает инициативу.

дурак как он есть. голову прям под удар подставляет! …но может и одурачить не осторожного оппонента, который купится на это.<br />
дурак как он есть. голову прям под удар подставляет! …но может и одурачить не осторожного оппонента, который купится на это.

Подытоживая - стойки закрывают для атаки в той или иной степени тело защищающегося, и позволяют атаковать из текущего положения тела (и чаще всего - чем больше вариантов атаки из этой стойки - тем хуже изначальная защита). Они позволяют защищаться, атаковать и “читать” друг друга. Или - обманывать, заманивая оппонента на действие, к которому вы готовы.

Теперь поговорим об ударах. И тут в фехтовании в фильмах, аниме, почти везде - все ОЧЕНЬ плохо.Чаще всего используются только удар а-ля бейсбольной битой и укол. В результате чего бой выглядит как.. Ну замените им меч на биту - и ничего не поменяется.

А фехтование оно как война - это искусство обмана. Плюс специфика оружия. На пример, у сабли с “парусной” гардой и палаша - отличная защита кисти руки. И соотв. удары чаще всего наносятся вращением оружия, а кулак, защищенный чашкой - остается на месте. Удар получается необычным, быстрым, и начинается ближе к оппоненту.

А длинный меч в этом плане вообще песня. Есть удары которые наносятся ложным лезвием. Тогда угол удара получается другим. Есть удар который наносится в самый купол черепа, закидывая меч сверху, как эдакий высокий шлагбаум. Есть удар который предназначен почти всегда только для парирования, смещения клинка оппонента - наносится как взмах веером, не вперед, а вбок, используя длину рукояти как рычаг.

Фехтование красиво, брутально и осмысленно. Оно про силу, скорость, обман и искусство. К сожалению, чаще всего в кино - оно просто тупо как бой двух баранов.

Я понимаю, что эта часть получилась скомканной - но я не мог придумать, как проще и не совсем уж занудно объяснить то - на что было потрачено сотни лет и сотни книг, и не наврать при этом. Следующая часть будет заключительной - о том, как вообще тренировали фехтовать.

И гендерные разборки раньше были интереснее!
И гендерные разборки раньше были интереснее!
99
14 комментариев

Маловато написано. Все таки наверное лучше бы занудней, но глядишь и более развернуто.

1
Ответить

Я понял что не смогу описать так, что бы в голове у людей была картинка. Даже у писателей это не получается - иногда лучше кратко. Как там было примерно у Олди: "что-то очень быстро произошло - и вот один лежит на земле".
Но если будут запросы описать любой из аспектов более конкретно - накидывайте в комментах, сделаю отдельный разбор полетов.

1
Ответить

прочел с удовольствием, очень жду следующей части. Кстати, а нет желания написать про современное фехтование в рамках спорта?

Ответить

Я не разбираюсь в достаточной мере в спортфехе. Вот железками я десяток-полтора лет отмахал.
Следующая будет, обещаю. Осталось только найти в себе сил вынырнуть из балдурса )

1
Ответить
Ответить

Хорошая реконструкция Фиоре. Про это мельком будет в следующей части.

Ответить

Красавчег!
подписался

Ответить