«Сквозь снег» (2013, реж. Пон Чжун Хо): не оригинальная антиутопия, система зло, свобода хорошо

«Сквозь снег» (2013, реж. Пон Чжун Хо): не оригинальная антиутопия, система зло, свобода хорошо

Посмотрел фильм "Сквозь снег" (2013, реж. Пон Чжун Хо). Не то что бы сильно хотелось, но на фоне почему бы и нет.

Кратко сюжет. На Земле случилась природная катастрофа и наступил новый ледниковый период. Вся земля замерзла. Спаслась лишь небольшая группа людей, которая забралась на поезд с вечным двигателем, который наматывает круги по кругосветной железной дороге. Пассажиры поезда поделены на социальные классы: есть бедняки, которые живут в хвосте поезда, в самых последних вагонах, есть богачи, которые живут в начале поезда. Еще есть Уилфорд, миллиардер и создатель поезда, лидер спасенных людей. Периодически на поезде случаются восстания, беднота поднимает мятежи, однако их постоянно подавляют солдаты и охранники
Уилфорда. В фильме показано одно из таких восстаний. Беднота под руководством Кёртиса, главного героя, поднимает мятеж из-за того, что у них насильно забрали детей. Сначала восстание идет успешно: Кёртис и восставшие справляются с охраной, освобождают инженера по безопасности Намгун Мин Су, и его дочь, Йону. Все идет хорошо до того момента, когда у охраны оказывается огнестрельное оружие.

Большую часть бунтовщиков расстреливают. Кёртис и корейцы (отец и дочь) пробиваются дальше, к локомотиву, где находиться двигатель и создатель поезда, Уилфорд. Перед тем, как пойти дальше, Намгун Мин Су говорит, что ледниковый период постепенно кончается, снег тает, и нужно сломать поезд и выбраться наружу. Однако Кёртис отказывается и идет к создателю поезда, Уилфорду. Между ними происходит довольно долгий диалог.

диалог между Уилфордом и Кёртисом<br />
диалог между Уилфордом и Кёртисом

Уилфорд объясняет Кёртису, в чем заключается устройство поезда и благодаря чему удается поддерживать жизнь. В том числе он объясняет, что одна из главных проблем - это численность населения, которая постоянно растет, что подрывает баланс распределения ресурсов: если людей станет слишком много, банально будет нечего жрать, и система сломается, остатки человечества окажутся на грани гибели.

Один из способов регуляции численности населения - это проведение своеобразных "чисток". Бунт под предводительством Кёртиса - это одна из них. Уилфорд объясняет, что специально регулярно способствует организации таких бунтов, мини-революций, которые не приводят к изменению системы, порядка, но в ходе которых погибают люди, благодаря чему численность людей более-менее регулируется. Иными словами, бунт в данном фильме - это не какая-то поломка, изъян или вторжение извне, которая приводит к слому системы или перераспределению ресурсов, а такая же часть системы, которая определенным поддерживает систему и позволяет ей нормально функционировать.

Оригинально, но нет. Обычно ведь демонстрируется нарратив про успешные революции и перевороты, где героям удается свергнуть ненавистную систему, власть (синьор Помидор в "Чиполлино", Эдуард I и англичане в "Храбром сердец", "Спартак" и.т.д.), скинуть оковы рабства и подчинения, и обрести свободу, устроить жизнь так, как они считают нужным, или, по крайней мере, героически погибнуть на пути к свободе. Фильмов, где показана в том или ином виде альтернатива, гораздо меньше. И, казалось, бы фильм "Сквозь снег" один из таких, но нет.

Если досмотреть "Сквозь снег" до конца, то оказывается, что это типичная история про успешные восстания с хорошим концом. Диалог между Кёртисом и Уилфордом продолжается. Уилфорд говорит, что он стар, а поезду и людям нужен лидер, что он не может функционировать сам по себе. Уилфорд предлагает Кёртису возглавить остатки людей, повести их за собой.

«Сквозь снег» (2013, реж. Пон Чжун Хо): не оригинальная антиутопия, система зло, свобода хорошо

- Смотри, Кёртис, за этими дверьми они всегда есть и всегда будут, а вместе они образуют что? Поезд. Оптимальное количество людей, каждый из них на своем месте. Это человечество. Отныне твой священный долг - вести человечество за собой. Без тебя, Кёртис, человечество погибнет. Ты видел, что творят люди без лидера, они пожирают друг друга. - монолог Уилфорда

И Кёртис почти готов согласиться, но в последний момент к нему подбегает Йона, дочь спасенного корейца, и вместе они открывают один из люков поезда. Там находятся похищенные в начале фильма дети. Дело в том, что, хотя двигатель поезда вечен, некоторые его детали изнашиваются, и чтобы продолжать обслуживать поезд, нужны дети. По сути, дети тут заменяют детали и становятся необходимым условием поддержания системы движения поезда и, следовательно, условием выживания человечества.

дети как шестеренки системы<br />
дети как шестеренки системы

И в этот момент Кёртис отвергает предложение Уилфорда, избивает его и достает несчастного ребенка из люка. После он передает спички корейцу, который взрывает бомбу. Поезд ломается и сходит с рельс.

Почему Кёртис в последний момент все-таки отказывается от предложения Уилфорда? Наверное, потому что, несмотря на то, что система организована логично, рационально и позволяет поддерживать жизнь людей, она держится на жертвах в виде детей. По сути, тут выбор между, с одной стороны, поддержанием хорошо организованной системы и спасением людей взамен на детей, с другой, подрывом поезда и шагом в неизвестность (чем-то напоминает Достоевского с его слезинкой ребенка из романа "Братья Карамазовы"). Кёртис выбирает второй вариант: уничтожение поезда. Он не готов стать мессией и лидером человечества, если ради этого придется жертвовать детьми. Он склоняется к тому, что такая система не должна существовать вовсе.

«Сквозь снег» (2013, реж. Пон Чжун Хо): не оригинальная антиутопия, система зло, свобода хорошо

В конце фильма показывается, что дочь корейца и спасенный Кёртисом ребенок выбрались наружу из сломанного поезда, то есть обрели настоящую свободу. Иными словами, чтобы обрести свободу, нужно не пытаться изменить систему, изменить распределение ресурсов или изменить иерархию на какой-то более справедливы лад, где, скажем, всем доставалось бы поровну. Потому что так или иначе это означает оставаться внутри системы, а внутри никакой свободы нет. Свобода лежит только вовне, в полном избавлении от иерархии, от любой системы.

Короче говоря, система плохо, свобода хорошо. Очень интересный фильм, хорошо, что посмотрел только на фоне. Лучше пересмотреть "Матрицу", где на аналогичные вопросы даются гораздо более сложные и нетривиальные ответы.

77
5 комментариев

Посмотрел впервые в этом году и это один из лучших для меня фильмов года. Монолог главного героя про то, что он ненавидит себя оттого, что знает каковы люди на вкус - просто до мурашек. И концовка неожиданная.

И кстати, не согласен в корне про хорошую концовку. Поезд и всего его экосистемы уничтожены. Людей осталась горстка, многие из них не жили во внешнем мире никогда и не владеют навыками выживания. Снаружи все еще лютый минус и снег. Откуда добываем еду? Ну хорошо, есть белые медведи, значит они чет едят. Как добываем это? Охотой? Ну да, ну да. Как быть с технологиями? Если в поезде были остатки человечества, то все знания ушли в никуда вместе с поездом. Откат даже не в средневековье, а в пещеры. Опять же, сколько и в каком количестве выжилио людей мы не знаем. Точно известно, что выжил азиат и его дочь. Чтобы продолжить человеческий род нужны ... кгхм... Особи двух полов. Если из поезда не выжил больше никто, ну что ж. Отцу придется трахать дочку ради спасения человечества. А как растить детей в таких условиях?

Хороша концовка, да?))

Комментарий недоступен

когда первый раз смотрел офигел-смесь жанров и направлений

еще только преступления будущего (новый) так же запомнился