Творческий путь Эльдара Рязанова (часть первая)

Эльдар Рязанов в традиционной троице советских режиссеров комедий выглядит как золотая середина. Его картины не запомнились лиричным тоном повествования как у Данэлии, но и не закрепились в памяти гэговыми эпизодами в духе Гайдая. Его герои мечтатели, но мечтатели приземленные. Они ведут себя забавно, но в их мирах редко нарушаются законы физики ради шутки. Сегодня, в духе времени, хотелось бы обратиться к творческому пути одного из любимейших советских режиссеров.

Творческий путь Эльдара Рязанова (часть первая)

«Дорогому Эльдару Александровичу Рязанову — проходимцу, тунеядцу и бездельнику. Профессор С. Эйзенштейн”. С этой подписью великий советский режиссер вручил 20-летниму Эльдару свой сценарий «Ивана Грозного". Во ВГИКе он был одним из учителей молодого режиссера. Молодому невероятно повезло с педагогами. Помимо Эйзенштейна, Рязанову довелось учиться у Ивана Пырьева (будущим автором первого оттепельного кино »Испытание верности») и Григория Козинцева (еще одним великим автором оттепельного кино). Влияние таких значимых художников не могло заставить молодого режиссера снимать исключительно документальные фильмы, и уже в разгар оттепели выходит его первый художественный фильм — «Карнавальная ночь». Сегодня это одна из любимейших новогодних картин на постсоветском пространстве. Но чтобы лучше понять причины успеха картины, необходимо лучше понять дух времени когда она выходила.

"Падение Берлина" - олицетворение эпохи малокартинья
"Падение Берлина" - олицетворение эпохи малокартинья

Несмотря на то, что учили молодого Рязанова великие авангардные и оттепельные режиссеры, сфера советского кино на момент обучения молодого Эльдара не могла обещать ничего прорывного. Тогда в кино царила эпоха малокартинья — советские кинотеатры могли показывать до девяти фильмов в год. Кино в те годы фактически стало инструментом пропаганды, показывая почти исключительно масштабные исторические эпики. Картины вроде «Нахимова« Всеволода Пудовкина, или «Тараса Шевченко» Игоря Савченко захватили кинозалы, иногда позволяя пробиваться »Кубанским казакам». Последняя картина, впрочем, выполнена в духе той же пропаганды.

Пожалуй, чтобы понять основные принципы работы цензуры можно обратиться к «Постановлению Оргбюро ЦК ВКП(б) о фильме "Большая жизнь»". По влиянию на советское кино этот документ можно сравнить с кодексом Хейса. Как и американский документ, советский решительно запрещал любые отклонения от нормы морали. Но помимо этого нельзя было, например, показывать советскую власть в дурном свете. Или показывать ужасы Великой Отечественной войны. Истории о простом человеке пропали стерлись с экранов.

Творческий путь Эльдара Рязанова (часть первая)

Тем поразительнее на фоне всей советской индустрии выглядит выход в прокат «Карнавальной ночи» — первого новогоднего фильма режиссера. Интересно, что самой картины, как и режиссера комедианта мы могли потерять на этом моменте. Дело в том, что молодой Рязанов хотел снять драму «Встречи на Камчатке«. Но благодаря настойчивости Ивана Пырьева (который тогда был и главой студии) Рязанов согласился на постановку »Ночи».

Сам съемочный процесс проходил на удивление без конфликтов. Несмотря на нежелательный для Рязанова фильм, он нашел общий язык с ключевыми актерами и самим Пырьевым. И это при том, что глава студии постоянно требовал переснять какую-то сцену из фильма. Вот как сам Рязанов описывает процесс работы с Пырьевым:

Когда он директивно советовал то, что мне приходилось не по нутру, я делал вид, что соглашаюсь. Возражать не решался — страшился Пырьева. Потом уходил в павильон или монтажную и делал по-своему. Но Иван Александрович был не из тех, кого можно обвести вокруг пальца. Он вскоре раскусил мои маневры и, обзывая меня «тихим упрямцем», продолжал упорствовать и добивался своего

Эльдар Рязанов, Режиссер

По сюжету картины молодые работники Дома Культуры хотят встретить Новый Год как и подобает молодым людям — с танцами, песнями, и веселыми цирковыми номерами. Им противостоит директор Огурцов, со своей «сурьезной» программой, где рассчитывать на что-то интереснее дежурной речи о выполнении плана не приходится. Огурцов изображен карикатурным чиновником. Образ вышел настолько вне времени, что вы наверняка видели такого же персонажа в других современный госучреждениях.

Отрывок из фильма

Здесь же проявляется первые яркие черты рязановских фильмов — наличие ярких песенных номеров. И, возможно вы не знали, но знаменитая песня «пять минут» была исполнена именно в этом фильме. Впоследствии сам режиссер будет неоднократно возвращаться к песенным сценам. И даже сам напишет тексты для некоторых из них.

Для Людмилы Гурченко это была дебютная роль

Вторая отличительная черта Рязановского стиля — сатира. Сатира на советское общество будет преследовать едва ли не всю фильмографию режиссера. Эльдар Саныч, которому на момент выхода «Ночи» не было тридцати, уже тогда прекрасно понимал советское общество. И по-доброму посмеивался над ним еще очень долго, показывая непутевого, но искреннего и доброго советского человека. Сам советский человек в ответной любви не уступал, и сделал вышедший под конец года фильм главным хитом проката с общим числом проданных билетов 48,64 млн.

В 1962 г. на экраны вышла «Гусарская Баллада» — следующая важная ступень в становлении стиля Рязанова. Как и «Ночь«, «Балладу" помог запустить в производство директор Мосфильма и учитель Рязанова Иван Пырьев. Ему же мы обязаны появлению поручика Ржевского в исполнении Юрия Яковлева. По словам легендарного актера, когда тот отказался играть в другом рязановском фильме »Человек из ниоткуда», его позвал в кабинет Пырьев. И там на коленях умолял: »Снимайся у Рязанова!". Кто знает, возможно без этого мы бы лишились одного из главных героев анекдотов.

Юрий Яковлев в образе поручика Ржевского
Юрий Яковлев в образе поручика Ржевского

Но несмотря на поддержку главы студии палки в колеса ставили государственные органы. Так министр культуры Фурцева, известная своей поддержкой вольности советских деятелей искусства, требовала переснять сцены с Кутузовым. Кроме того, она отказалась дать выйти фильму в прокат 7 сентября (в 150-летний юбилей Бородинской битвы).

Возможно, напор относительно либеральной (относительно других советских министров) Фурцевой на «Балладу» связан с другой картиной — «Война и мир» Сергей Бондарчука. И Фурцевой, активно задействованной в производстве картины, могло не понравится комедийное изображение 1812 года. На фильм Бондарчука трудится весь Советский Союз, готовится эпическая картина. А тут появился молодой нахальный режиссер, так несерьезно относящийся к прошлому.

Правда эту проблему удалось решить — появилась положительная рецензия в «Известиях». Ее главред — родственник Хрущева. Рецензия позволила фильму выйти именно 7 сентября. После выхода в прокат ее как и «Карнавальную ночь« ждал огромный кассовый успех. Журнал »Советский экран» по опросам зрителей поставил фильм в списке лучших по итогам года.

Творческий путь Эльдара Рязанова (часть первая)

После выхода фильма Рязанов на 18 лет погружается в съемки комедий. Пожалуй, именно этот период в его творчестве является самым любимым у массового зрителя. Именно с 1962 по 1980 выходят самые известные картины режиссера.

«Берегись автомобиля» — признанная классика советского кино, невероятно преобразившей как жанр комедии в целом, так и подход режиссера к персонажам. Во многом это результат его совместной работы с Эмилем Брагинским — сценаристом и соавтором многих картин режиссера.

Творческий путь Эльдара Рязанова (часть первая)

Судьба появления фильм на свет довольна необычная. Изначально Рязанов и Брагинский хотели сделать картину, основанную на городских легендах об угонщиках автомобилей. Государство дало зеленый свет. Фильм «Угнали машину» даже был запущен в производство. Но вскоре его свернули. Якобы, после фильма советский человек пошел бы массово угонять машины. Тогда сценарий фильма переработали, и выпустили в виде книжного романа. После успеха книги, уже было дано добро на старт съемок.

«Берегись автомобиля» получил поистине легендарный актерский состав. Олег Ефремов, Иннокентий Смоктуновский, Евгений Евстигнеев, Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Галина Волчек — сегодня такому удачному набору актеров мог бы удивиться даже Адам МакКей. Звезды, популярные как у зрителей, так и у критиков. Наверняка, если вы смотрели фильм, то отметили легендарный дуэт Папанова и Миронова (осторожно, в отрывке спойлеры!).

Фильм не стал хитом проката. Слава и известность ленте пришла со временем. Однако он сформировал тот неповторимый рязановский стиль, развивающийся с каждой следующей картиной. Но об этом — в следующей части.

33
Начать дискуссию