Почему Кодзима украл все наработки и получил славу Гения?
Или немного о вдохновении
Про мой путь любви к серии игр Metal Gear вы уже знаете.
Но наверное мне никогда не стало бы интересно нечто подобное, не будь у меня в детстве отца. Он, в свою очередь, постоянно покупал диски с фильмами, которые я потом засматривала до дыр. По тв у нас было, с переменным успехом, 4 канала, так что поводы для этого были.
И больше всего у нас было фильмов про Джеймса Бонда. Я помню название каждого из них и главных актёров, потому что сто раз перечитывала обложки.
Джеймс Бонд - Форсаж, или Киновселенная Марвел, шестидесятилетней выдержки. Франшиза, основанная на рассказах Яна Флеминга снискала популярность по всему миру, задев даже советскую авторскую песню.
Конечно такой громадный медиа-проект не мог не оказать культурного влияния на соседние отрасли.
В 80-х и 90-х компьютерные игры становились вторым кинематографом, создавая рабочие места для творцов по всему миру. И этими самыми творцами стало поколение, взрощенное в том числе на Бондиане.
Так во множестве игр мы можем видеть отсылки на эти произведения.
Вот и наш любимый, тогда ещё молодой и в полном расцвете сил, японец Хидео, устроившись в компанию Конами, начал разработку проекта, основанного на своих детских впечатлениях.
И он решил сделать свою версию Бонда.
Это невероятно важное решение, на мой взгляд. Фильмы о Бонде имеют хорошую сюжетную структуру, способную повторяться почти до бесконечности и не надоедать. Но очевидно, что спустя столько лет, чему угодно потребуется небольшое переосмысление.
Таковыми пытались быть разные кинофраншизы. Например, популярные у нас Остин Пауэрс и Агент Джонни Инглиш. Несмотря на хорошую славу у нас в стране, я не считаю, что эти фильмы вообще нужны. Потому что каждая картина про Бонда уже из коробки является ироничной пародией на саму себя и большинство шуток - просто шутки из оригинальной франшизы, но с педалью в пол.
На мой взгляд подобный юмор был уместен как раз-таки с невозмутимым мачо-Бондом и серьëзными злодеями, чем с клоуном-Пауэрсом и таким же клоуном Доктором Зло, так как создавался контраст.
Так же на пользу "клонам" Агента 007 не пошëл и мрачно-реалистичный вектор. Когда появились отпочковавшиеся франшизы вроде Миссии Невыполнимой или Джейсона Борна, они взяли свой курс против сюрреализма ранних Бондов. И на мой взгляд он оказался неудачным тоже.
И хуже всего в этой истории оказалось влияние отпрысков на оригинальную серию.
В погоне за переосмыслением продюсеры Бондианы в фильмах после 90-х решили, что хорошей идеей станет опустить Ноль-Седьмого до того же уровня, попутно сделав софт-ребут с рекастом.
Для меня это убило франшизу. Всë "Казино Рояль" Даниел Крейг либо бегает как жидкий терминатор, либо плачет, без возможности подержаться за ручку с тян.
Даже бесподобный Мадс Миккельсен и гачи-сцена с поркой в подвале не перевесили унылость данного произведения.
Так что для меня не существует Джеймса Бонда после Пирса Броснана.
И тут на помощь пришёл Кодзима, достал с полки Бонда, сдул с него пыль, добавил Курта Рассела, приправил японской е*анцой и аниме и сделал шедевр.
Достаточно брутальный и серьëзный в своей основе боевик, с отсылками, сломом четвёртой стены и мета-юмором: вот что такое первый MGS. Следующие части повторяли структуру предыдущих практически один в один, возводя одно из главных достоинств Бонда, а именно самоповтор, в абсолют, при этом ни разу не показав одну и ту же историю.
Будь у Кодзимы желание и права на МГС, мы могли бы получать раз в несколько лет по качественной игре, почти так же как это было с фильмами про Бонда.
Я описала структурные сходства двух медиа-гигантов. Но я хочу показать конкретные моменты, с которых разработчик взял вдохновение для игр.
Я считаю есть смысл копаться именно в Бонде и все совпадения не случайны, потому что перед первым МГС выходило около 20-ти фильмов, которые Кодзима наверняка смотрел и не мог не черпать от туда референсы поварëжкой. Так что очевидные вещи, вроде того что Снейк и Биг Босс это Снейк Плискин из Побега из Нью-Йорка, я опущу.
Я буду брать всё из головы и очевидно не смогу упомянуть и 50%, так что дополнительные сходства, пожалуйста, пишите в комментарии.
Также не буду упоминать очевидные вещи в духе того что герои американцы, злодеи советские, но не все, а только особо злые.
Первое - Биг Босс. Иконка персонажа в первом Metal Gear - портрет постаревшего Шона Коннери, который первым исполнил роль агента 007.
Татьяна/Ева из третьей части - Татьяна из фильма "Из России с любовью". Взяты история и имя. Обе - двойные агенты, которые в последствие перейдут на сторону главного героя. Обе " Из России" и являются главными любовными интересами.
Весь состав MI6 - поддержка Снейка. В фильмах про Бонда есть основной костяк штаба агенства MI6:
M - начальник, который проводит брифинг и поручает миссию. В играх за него Зеро из 3й части, полковник Рой Кэмпбелл из 1й и 2й, а также различные персонажи в целом.
Q с его гаджетами. В играх нельзя выделить кого-то одного. В первой части за оружие была Наташа Романенко, программная часть Мэй Ли, и биологическая - Наоми. Так же в какой-то момент к этому консилиуму присоединился учëный Хэл Эммерих. Вместе они представляют такого коллективного Q. Сделано это, скорее всего, в угоду разнообразию каста (чего так не хватало в 5й части).
Манипенни, как кукквин поддержка - различные девушки на поддержке у гг МГСов.
Сеттинг Афганистана под группу A-ha из фильма "Искры из глаз" - MGS V с сетингом Афганистана и группой A-ha. Не самый эталонный, но один из лучших опенингов во всех фильмах. В Искрах из глаз Бонд попадает в лапы советскому генералу, который приказывает заточить героя на советской базе. Агент 007 сбегает и с помощью местного населения разрушает базу. Всё это, вплоть до саундтрека, повторяется в Metal Gear Solid V.
Более того - в пустыне Бонда и Снейка встречают одинаковой фразой "Welcome to Afghanistan"
Из фильма Goldeneye:
- Злодей Алек Тревельян - обиженый сирота, казак, который с помощью мобильного оружия массового поражения и советских военных мечтает отомстить и создать свою базу - Ликвид Снейк - обиженый сирота, клон, который с помощью мобильного оружия массового поражения мечтает отомстить и создать свой Аутер Хэвен (базу)
- Генерал Урумов - полковник Евгений Волгин. Суровый военный мечтающий о власти.
Там же была беготня по складу с бомбами, как в Snake Eater. В одном из фильмов с Пирсом Броснаном в начале совершался HALO-прыжок (почти один в один повторенный в открывающей сцене Snake Eater). В "Умри но не сейчас" гг пытали похожими способами как и потом Снейка. Толстяк учёный, который работал с отцом Отакона над Метал Гиром первым, напоминает Жуковского (которого играет Робби Колтрейн).
Я постаралась припомнить всё что могла. Наверняка есть ещё куча вещей связывающих эти произведения, просто невозможно всё удержать в голове сразу.
К чему я это всё? На мой взгляд Кодзима сумел сделать потомка Бондианы, балансирующего между надутой серьёзностью и фарсом, чего не смогли ни до, ни после него.
И я хочу сказать, что он действительно украл многие идеи и задумки. Но он взял за основу идеальный костяк в виде франшизы об агенте 007 и налепил туда столько всего, что без лупы и не обнаружишь каждое заимствование. Как мне кажется так и рождаются самые гениальные произведения - из смеси того что работает и того что нравится.
Забавно, что те, кто делает Бонда сейчас, черпают вдохновение уже не только из киношных аналогов, но даже из того же МГСа. Должно быть Кодзима добавил чего-то такого, чего действительно не хватало серии.
Этот лонг дался тяжело. Пожалуйста, напишите, интересен ли вам такой формат. Мне хотелось поделиться своими наблюдениями, тем более я с первого своего дня на ДТФ обещала выпустить лонг по Бонду.
Могу развить разные темы дальше и написать о конкретных повторяемых из части в часть элементах в МГС или в Бондиане, либо ещё что-то на ваше усмотрение. Спасибо :)
UPD: забыла добавить, что прихвостни главгадов с особенностями наверняка послужили вдохновением для промежуточных боссов (типа отряда FoxHound)