Какую музыку правомерно использовать и с каким контекстом?

Всем привет! Интересует мир авторских прав связанный с использованием различной музыки в своих игровых проектах.

Какую музыку правомерно использовать и с каким контекстом?

Для контекста, ситуация, которая интересует лично меня: у меня игра, которая бесплатно раздаётся на Patreon, но у разного тира подписчиков, разный доступ к более раннему релизу. Не уверен, как это расценивается — зарабатываю я на игре или всё же на поддержке людей.

Вопрос в следующем, правомерно ли использовать музыку которая:

  • Является кавером к музыке с лейблом, например The Weeknd — Blinding Lights. Тут так же вопрос, могу ли я сам сделать этот кавер и что для этого нужно? Переиграть по своему песню? Поменять ноты кое-где? Оставить оригинальное звучание, но убрать слова? Нужно ли просить разрешение у человека, кто делал кавер?
  • Является саундтреком к какой-либо игре, т.е. вроде без лейбла, например из WoW. Тут же вопрос, если нельзя использовать оригинальный саундтрек, правомерно ли сделать свой кавер на саундтрек?
  • Является песней из какой-либо игры, например треки из Cyberpunk 2077, тот же Never Fade Away (как рокерский вариант, так и из трейлера, хотя я так понимаю, конкретно у них будет ситуация одинаковая)
  • Является саундтреком к фильму, например Гарри Поттер
  • Распространяется по открытому типу лицензий, здесь мне сложно подобрать пример, кроме звучащего почти везде Kevin MacLeod, у которого можно взять музыку и спокойно зарабатывать на своём продукте, но есть ещё музыка, которую я могу слушать и включать для других, но только если на ней не зарабатываю. И здесь уже интереснее, исходя из моей ситуации. Patreon=Заработок или Донаты, то бишь не прямой заработок (опять таки, бесплатная публикация)
  • Является музыкой из малоизвестных инди-игр, которую писали скорее всего сами авторы и вряд ли как-то её защищали
2020
5 комментариев

которую писали скорее всего сами авторы и вряд ли как-то её защищалиПо-моему у тебя принципиальное непонимание того, что такое авторские права. Человеку, написавшему музыкальный трек, не нужно никак специально защищать его — авторские права действуют сразу же, по факту создания. Достаточно быть в состоянии в случае суда доказать, что ты его автор. Это не торговая марка, которую нужно регистрировать, и не патент, который нужно подавать. И в эти права входит, в частности, право устанавливать, кто и для чего может использовать твой трек, а кто нет.

Разве что эти права можно передать. Разница между «трек опубликован через лейбл» и «трек независимый» может (но не обязана) заключаться в том, что права на трек будут не у автора, а у лейбла. А на саундтрек WoW права могут быть не у композитора, а у Blizzard. Это хуже: композитору может быть впадлу подать на тебя в суд, а для юрлица это корм.

Про каверы: это производная работа, на неё действуют как права создателя оригинала, так и права каверщика (до того момента, пока это не ущемляет права создателя оригинала). То есть тебе чуть ли не с двумя людьми договариваться надо.

Так что из перечисленного подходит только пункт «Распространяется по открытому типу лицензий». Но если в открытом типе лицензий указано, что разрешено только для некоммерческого использования, то продавать игру с такой музыкой ты права не имеешь.

В остальном — вопрос, насколько автору/правообладателю музыки будет не пофиг на то, что ты используешь его творение, подаст ли он на тебя в суд или забьёт.

(не являюсь профессиональным юристом, я не знаю, кто тут должен на вопросы отвечать)

4

Наверно, туда же.
Насколько правомерно использовать известные звуки. Как бы их иногда и используют как Easter egg, например, как звук нахождение секрета из первой части Tomb Raider. Вот, насколько это можно, если разработчик вставил его намеренно, для того чтобы игроки узнав этот звук вспомнили и поняли откуда он.

3

Спасибо за вопрос!
В целом, как отмечали, предыдущие комментаторы, авторское право на музыку существует само по себе, без какой-то дополнительной регистрации или защиты. Поэтому музыка из фильма к Гарри Поттеру и из игры маленькой инди студии игр защищается одинаково, и претензии могут возникнуть и за, и за другое.

Что касается каверов. В законе "измененные произведения" называются "производными произведениями". И у вас нет право создавать и уж тем более коммерциализировать производные произведения, если вы не получили согласие правообладателя оригинального произведения. Поменять "кое-где" ноты или переиграть какие-то куски скорее всего не выйдет без возникновения нарушения. И большие лейблы следят за такими вещами очень пристально, оперативно направляя жалобы в сторы.

Что касается лицензии, надо бы рассмотреть конкретный текст, чтобы сделать вывод. Но из вашей фабулы в целом видно, что ваш заработок на донатах, и это может быть расценено как коммерческое использование.

Суммируя, не рекомендуем пользоваться чужой музыкой без лицензии, даже слегка переработанной. И внимательно изучайте условия открытых лицензий.

2

В перечисленных тобой случаях требуется согласие правообладателя (если не истёк срок действия искл. права). "по открытому типу лицензий" - смотря под какими условиями распространяется.

1

Насколько я знаю, если получаешь хоть какой-то доход. То можешь использовать только музыку с открытой лицензией, которая позволяет использовать эту музыку для дохода.