Почему "Смута" хорошая игра

Есть у меня знакомый, с которым мы иногда обсуждаем игры и прочую непримечательную нашу жизнь. Несколько месяцев назад он прошел Смуту и ему таки понравилось! Вот что значит иметь хороший компьютер... Я в Смуту не играл и даже не собираюсь, но учитывая, что в интернете по ней огромный шквал негатива и ругани, было интересно, что именно ему так зашло. По моей просьбе он составил небольшой текст, который я даже решил выложить в сеть. Просто как аргумент с другой стороны в пользу, так сказать, "отечественного производителя". В конце концов, важны разные мнения.

Сразу предупреждаю, мой товарищ не проплачен, не куплен, он обычный человек и даже не шибкий геймер. А текст, который он мне передал с иллюстрациями, я заметно отредактировал и немного оживил, чтобы он не касался школьным сочинением 8 класса. Но в основе это его текст, и его впечатления.

Почему "Смута" хорошая игра

Я прошёл «Смуту» полностью. Моё прохождение составило 47 часов. Игра понравилась на 7 из 10. Думаю, мне есть чем поделиться.

Почему "Смута" хорошая игра

Я узнал об игре еще на этапе ее идеи и первых концептов, когда их пиарили разработчики. Увиденное меня заинтересовало. А через некоторое время, 22 мая 2023 г., разработчики создали группу в ВК и опубликовали еще несколько актуальных концептов. Из всего, что они выложили, мне больше всего понравились короткое видео, которое демонстрировало внешний вид и анимацию стрельцов. И я решил последить за проектом и потом поиграть в него, раз выглядело все вполне многообещающе.

Почему "Смута" хорошая игра

Предположу, что, незадолго до создания сообщества люди из «Сайберия Нова» уже получили материальную поддержку от государства в лице «Института развития интернета (ИРИ)» и начали разработку игры. До этого ИРИ спонсировал только фильмы, сериалы, анимации, видеоролики, блоги и статьи. Сейчас он активно спонсирует игровые проекты, а «киношный» подход к играм поменялся. Скорее всего сообщество в ВК служило и для отчётности. В любом случае группа скрасила ожидание и подогрела мой интерес. Благо, пиарили игру сильно, и следить за ней можно было из разных источников Помню, например, что музыкальный коллектив «RADIO TAPOK» написал песню под названым «Смута», а 4 ноября 2023года выпустили клип. Дмитрий Пучков («Гоблин») и Клим Жуков записали цикл видеороликов посвящённых смутному времени.

Однако когда вышел предзаказ, я не сразу его оформил. Уже позже 30 марта 2024 года вышел образовательный модуль под названием «Смутное время», который на тот момент воспринимался как демоверсия «Смуты». Модуль представляет из себя экскурсию по Москве XVII века. Виртуальный Клим Жуков в костюме стрельца рассказывает о быте и особенностях того времени, а в конце задавал вопросы по рассказанному материалу. Также с ним можно было сразиться.

Почему "Смута" хорошая игра

Пройдя модуль с интересом, я решил, что давно пора было сделать предзаказ и отдал свои 1612₽ (помимо того, что заплатил за разработку игры из налогов))). Сейчас, кстати, игра стоит гораздо меньше – 612 ₽. Впрочем, кроме игры за предзаказ давали еще эксклюзивный костюм «Царедворец»: наряд был отсылкой к фильму «Иван Васильевич меняет профессию». На игрока в таком костюме в игре периодически нападают стрельцы. Также из модуля оказалось, что сюжет «Смуты» будет отсылаться на роман Михаила Загоскина «Юрий Милославский или Русские в 1612 году». В общем, это все было забавно и интересно.

Почему "Смута" хорошая игра

И вот уже 4 апреля 2024 года состоялся релиз, как быстро летит время. Пока игра устанавливалась, я прочитал описание, посмотрел скриншоты и трейлер. Что же, вроде всё увиденное соответствовало ожиданиям и тому, что показывали в рекламе. Так, собственно, и вышло.

Почему "Смута" хорошая игра

Ну, наконец-то я запустил игру и начал прохождение! Начало встретило меня исторической справкой на несколько минут про конец династии Рюриковичей, правление Бориса Годунова и первое ополчение. Мне всё это было знакомо, но игрока, который не знает контекста, могло ещё больше запутать. Еще сразу бросились в глаза высокие системные требования, что потом дало о себе знать во время прохождения. К счастью, на моей видеокарте 3060 всё это шло без особых проблем.

Почему "Смута" хорошая игра

Сама же «Смута» при игре мне показалась чем-то средним между «МОРом (Pathologic)» и «Kingdom Come Deliverance». Но, конечно, это условно. Да и разрабатывались они гораздо дольше, а бюджет у этих игр (если приводить в пример «Pathologic2») больше. Ещё обе эти игры ориентированы на международный рынок, так как в них присутствует локализация на многие языки. «Смута» же – игра для локального рынка, в ней присутствует только русский язык, зато имеется полная русская озвучка (причем после релиза ее даже улучшали). Наверное, из-за того, что иностранцы все равно не скидывались на разработку своими налогами, поэтому переводить игру не стали.

Почему "Смута" хорошая игра

О чем собственно игра? «Смута» основана, хоть и отдаленно, на вышеупомянутой книге Михаила Загоскина. По сюжету главный герой Юрий Милославский сначала приникает в Нижегородское ополчение, чтобы разрушить его изнутри, но потом раскаивается, переходит на его сторону и действительно помогает Минину и Пожарскому большую часть игры. Некоторым игрокам не понравилось то, что Юрий Милославский вначале поддерживает польского королевича Владислава. Но, как объясняет внутриигровой исторический справочник, Владислав на тот момент времени был наиболее легитимным правителем. Как-никак за него выступили бояре и другие влиятельные лица распавшегося государства.

Почему "Смута" хорошая игра

Кстати, по мере прохождения игры, кодекс пополняется новыми описаниями исторических мест, личностей и предметов той эпохи. В угоду историчности и художественному замыслу игра достаточно линейна, а небольшая вариативность есть только в отыгрыше диалогов и некоторых дополнительных заданиях. Также некоторые события могут немного отличатся в зависимости от того, во что одет главный герой. Например, в зависимости от наряда отличается экипировка и, соответственно, детали прохождения.

Почему "Смута" хорошая игра

Арсенал персонажа в целом делится на три вида оружия: одноручное, древковое и дальнобойное. Данный набор и анимации атаки варьируется в зависимости от определённого костюма. Расходники универсальны для каждого наряда, но экипируются индивидуально. Облики, как и персонажа в целом, можно прокачивать. Прокачка заключается в открытии ячеек за опыт. Опыт можно получить за все виды заданий, бой и скрытное устранение. В открывшиеся ячейки можно поставить определённые предметы той эпохи и драгоценные камни, которые дают бонусы.

Эти реликвии можно получить в награду за все виды квестов или достать из сундуков. Сундуки помогают находить птицы. Почти всю игру (за исключением тех моментов, где по сюжету другой костюм) я прошёл в обличие стрельца. Данный костюм мне понравился больше всего, как визуально, так и с точки зрения геймплея. Из оружия у стрельца в игре имеется пищаль, бердыш и шашка, этого для прохождения вполне хватает.

Почему "Смута" хорошая игра

Вообще игра мне показалась красивой и атмосферной, но явно затянутой – хотя сам по себе размеренный темп пришёлся по душе. Такое впечатление, что у разработчиков были ещё более амбициозные планы, но они не успели реализовать свои заготовки. Возможно, стоило сделать игру короче, но более насыщенной и включающей более эпичные события, чтобы угодить массовому игроку. Есть и огрехи с технической части – так, в крупных городах даже с моей видеокартой 3060 мне иногда приходилось снижать настройки графики, чтобы повысить частоту кадров. Впрочем, многие проблемы такого рода решились после релиза патчами, за что спасибо авторам. Например, во время прохождения я столкнулся с невозможностью зайти в режим скрытности, хотя до этого всегда получалось, но уже на следующий день данный баг был исправлен.

В целом в игре заставки выглядят интересно и динамично, а диалоги звучат размеренно и атмосферно. Все это выглядит вполне на уровне, хотя однажды один вариант ответа в диалоге резко выбил меня из погружения. Не буду это цитировать, диалог я не сохранял, но при разговоре с одним иностранным наёмником был вариант ответа, который отсылает к… скажем так, особенностям современной Европы. Это нормально для каких-нибудь юмористических «Русских квестов», но явно не для серьёзной исторической игры.

Но в общем, за исключением описанных придирок, игру мне было проходить приятно вплоть до самого конца. В эпилоге тоже присутствует рассказ с историческим контекстом, но короче, чем в прологе. Возможно, о завершении смутного времени подробнее будет повествоваться в дополнении «Земский собор».

Почему "Смута" хорошая игра

Я не критик и не профессиональный геймер, а просто человек, который решил оценить данную игру. И, откровенно говоря, она мне понравилась – я увидел то, чего и ждал: историческую просветительную игру с большим количеством заставок и длинными диалогами, несложным геймплеем и некоторой РПГ-прокачкой. У меня нет никаких серьезных претензий к сюжету, графике, геймплею и технической части. На мой взгляд, это были честные 7 из 10 баллов. Обидно, что на игру почему-то обрушилось столько негатива. Ангажированные игровые журналисты и прочие явно предвзятые СМИ клепали один ругательный отзыв за другим, намеренно занижая оценки, хотя, возможно, сами с игрой даже не ознакомились – такое для наших игрожурналистов в порядке вещей. Блогеры оказались немногим лучше. Многие игроки со слабыми ПК изначально не могли самостоятельно оценить даже демонстрационные версии и верили на слово другим. Да и аудитория явно зря проигнорировала проект. Массовые игроки хотели меньше историзма,иа больше экшена. Некоторые ждали игру во время разработки и, возможно даже предзаказали, потому представляли себе что-то совершенно иное. Характерно, что игру почему-то сравнивали с «Ведьмаком», с которым она себя никогда не соотносила и не собиралась. Такие игроки явно ожидали некого гигантского РПГ на уровне западного блокбастера, хотя подобное и не обещали. Кому-то не понравились чисто необходимые сюжетные моменты – например, что в самом начале надо саботировать ополчение. Интересно, они в курсе, что у вполне патриотического писателя XIX века Загоскина довольно похожий сюжет – там, правда, Милославский шпионом не был, но его поляки послали в Нижний Новгород тоже выступать против ополчения.

Не буду спорить, это не какой-то великий шедевр. Есть игры и получше. Но все же и тут видно, что у игры есть потенциал, который не успели раскрыть – чувствуется, что явно планировалось добавить в нее больше механик и интересных моментов. Но даже в таком виде она мне нравится – особенно в сравнении с нынешними играми от «именитых» студий с большим количеством сотрудников, которые тратят на разработку в разы больше времени и денег. Она оправдала мои ожидания, и мне было бы интересно увидеть что-то подобное и про другие города России того времени; например крепость Воронеж. Предпосылки к этому есть, так общим счётом на данный момент доступны абсолютно бесплатно три образовательных интерактивных модуля «Смутное время», рассказывающих про Москву, Нижний Новгород и Ярославль. Ещё студия выложила многие свои наработки в открытый доступ. А в качестве демонстрационной версии «Смуты» бесплатно доступен пролог основной игры. Правда, для всего этого всё ещё нужен относительно мощный компьютер.

Лично я надеюсь, что Российское государство продолжит поддерживать отечественные игры, даже если (и тем более если))) это юмористический квест про Чапаева в альтернативной вселенной. И как по мне, можно было внедрить в школы и университеты больше таких интерактивных образовательных модулей по всем изучаемым предметам – я хотел бы такой идеи на практике.

5
1
2
1
20 комментариев