Дом там, где сердце «Земля кочевников» Хлои Чжао
Почти каждый человек хоть раз в жизни думал о побеге от той жизненной рутины, которая повторяется изо дня в день. Надевая розовые очки, люди представляют, как было бы круто почувствовать ветер в волосах, солнце на коже и свободу в каждом дне кочевой жизни. Но часто оставлять устоявшуюся жизнь может заставить не скука, а жизненные обстоятельства. Хлои Чжао взялась за киноадаптацию романа Джессики Брудер «Земля кочевников: выжить в Америке XXI века», где без прикрас показала, какова жизнь современных кочевников.
На днях объявили номинантов на премию «Золотой Глобус», несмотря на все карантины, пандемии и ограничения. Совершенно не было неожиданностью увидеть среди номинантов хит Венеции, Сандэнса и полюбившуюся зрителям и жюри ещё на многих фестивалях инди-драму Хлои Чжао «Земля кочевников».
Главная героиня фильма Ферн (Френсис МакДорманд) после закрытия шахты, которая кормила весь город, вынуждена оставить дом, в котором прожила с мужем бóльшую часть жизни. Несмотря на уговоры родных и друзей, женщина решается на жизнь в трейлере. В этот момент она понимает, что, в отличие от большинства окружающих, ей не нужен дом, она не нуждается в оседлости и стабильности. Наоборот, именно тогда она понимает, что бóльшую часть жизни она хотела жить иначе и писала не свою историю. В дороге она находит свое истинное «я», знакомясь с новыми людьми, работая везде, где возможно, преодолевая трудности, а самое главное – наслаждаясь каждой минуткой Своей жизни.
В фильме есть две центральные темы: репрезентация группы современных кочевников США и свобода женщины. Если говорить про первую, то картина достаточно ярко и детально описывает не только приятные моменты такого образа жизни — она не обходит стороной и сложности. Когда смотришь этот фильм впервые, картинка завораживает, и очень легко можно поддаться романтике такого стиля жизни. Но у внимательного зрителя во время фильма могут появиться мысли, что всё-таки некая сторона кочевой жизни была упущена. Намеренно ли? В фильме есть сцена, в которой один из персонажей попадает в больницу. Проведя обследование, врачи приходят к выводу, что ему нужна срочная операция, которую они и проводят. В следующей сцене мы встречаем персонажей уже в палате, светит солнце, и всё хорошо. Но вот какой вопрос проносится в этот момент в голове: если нам весь фильм показывают, насколько сложно им заработать деньги, то как они смогли оплатить операцию, анализы и больничную койку? Это лишь один пример.
Вторая тема раскрывается через персонаж самой Ферн. У неё был любимый муж, дом, стабильный заработок, но всё же она постоянно чувствовала нехватку чего-то, что она не сразу смогла определить. Очень интересно в течение фильма собирать жизнь Ферн по кусочкам её рассказов, а ключевой разговор происходит ближе к концу фильма в доме сестры. Ферн раскрывается, как смелая и свободолюбивая женщина, которая застряла не на своём месте из-за чистой любви к мужу. Но после его смерти женщина понимает, что её жажда свободы за годы жизни на одном месте никуда не делось. И она уезжает одна. В то же время, по фильму разбросаны небольшие детали, которые показывают, что Ферн не отказывается от близких. Её бережное отношение к старому сервизу – прямой намёк на то, что она трепетно хранит память о своём прошлом и семейной жизни. А возвращение в старый дом может быть прощанием, а может – выражением благодарности за прекрасные годы счастья, которые остались в прошлом. Но сейчас Ферн отправляется в новое путешествие, которого ждала много лет.
Фильм «Земля кочевников», несомненно, важный фильм для сегодняшней Америки. Из-за экономического кризиса, закрытия шахт, перехода на альтернативные источники энергии, пандемии и т.д. большая часть американских граждан вынуждена жить кочевой жизнью. Это не всегда решение самого человека, иногда оно продиктовано внешними обстоятельствами. Хлои Чжао поднимает эту тему в кинематографе, чтобы больше людей узнали, увидели, прочувствовали жизнь людей на колесах. Может быть, этот фильм не показывает все некрасивые стороны такой жизни, но в то же время тут мы не встретим и блика розовых очков на экране. Режиссёрка будто констатирует: «увидьте, эти люди есть». У них есть свои сложности, но есть и сильное комьюнити, всегда готовое прийти на помощь». Фильмов на подобную тематику катастрофически мало, поэтому фильм Хлои становится фильмом-манифестом про жизнь в дороге. Надеемся, что не последним.
Что вызовет кинематографический оргазм:
- игра феноменальной Френсис Макдорманд
- очень близкая к документальной атмосфера
- главная фраза фильма: «We are not homeless, we are houseless»
Что вызовет кинематографическую импотенцию:
- манипулятивность тематики
Другие материалы редакции: