Кроненберг головного мозга: «Экзистенция». Сыграй в игру, чтобы понять, зачем играешь

Кроненберг головного мозга: «Экзистенция». Сыграй в игру, чтобы понять, зачем играешь

Сегодня журналисты направо-налево раздают киноделам и их работам громкие титулы: «первопроходец», «новое слово в жанре» и т.д. Часто используют слово «визионер», которое, среди прочего, имеет значение «предсказатель». В этом смысле настоящих визионеров в мире кино можно посчитать по пальцам. Я хочу поговорить об одном из них – Дэвиде Кроненберге и об одном из его самых интересных произведений – «Экзистенции».

Фильм начинается со встречи небольшой фокус-группы, которая пришла на презентацию новой игры в виртуальной реальности под названием «Экзистенция». Представляет игру её создатель – компьютерный гений Аллегра Геллар (Дженнифер Джейсон Ли). Во время презентации на неё нападает террорист-реалист (противник виртуальной реальности), который стреляет в разработчика из пистолета из костей, стреляющего человеческими зубами (а вы как думали? это же Кроненберг!). Её спасает молодой стажёр Тэд Пикул (Джуд Лоу), который увозит её подальше. Во время бегства они узнают, что за голову Аллегры назначена награда. Они погружаются в Экзистенцию, затем в игру внутри игры, и в игру внутри игры внутри игры (ничего не напоминает? Хэштег #Нолангений ). В мире игры, плавно смешивающимся с реальностью, они втягиваются в борьбу корпораций и культа реалистов.

Кроненберг головного мозга: «Экзистенция». Сыграй в игру, чтобы понять, зачем играешь

Казалось бы, фильмов, исследующих мир параллельной реальности, – воз и маленькая тележка. Здесь стоит оговориться, что «Экзистенция» вышла в 1999 году, когда игроиндустрия только набирала обороты. Фильм вышел практически одновременно с «Матрицей» и «Тринадцатым этажом», однако высказывание Кроненберга гораздо шире и многограннее. Режиссер говорит не только о слиянии с миром высоких технологий, но и об иллюзорности реальности в целом.

Одним из главных героев является под (игровая приставка, если проще), представляющий из себя… даже не знаю, как и описать… некий человеческий орган, который через шнур в виде кишки не просто внедряется в человеческое тело с помощью специального разъёма, но и питается за счет него. Под – это полноценное живое существо, требующее заботы и ласки; его можно отравить, он может заболеть, и тогда для его лечения потребуется хирургическая операция с пересадкой органов. Мобильные телефоны также представляют собой абстрактный орган. Технологии сращиваются с человеком, становятся в буквальном смысле его частью. Не это ли мы видим сегодня? Насколько комфортно вы будете чувствовать себя весь день, оставив свой смартфон с утра дома?

Кроненберг головного мозга: «Экзистенция». Сыграй в игру, чтобы понять, зачем играешь

В ходе внедрения в Экзистенцию главные герои понимают, что теперь игра диктует им, как себя вести, кого любить, что им говорить. Другие же игровые персонажи (NPC на игровом сленге) замирают, ожидая, пока игрок не произнесет правильную фразу. Здесь Кроненберг ставит вопрос, так ли сильно отличается игра от реальности? Окружающий мир так же диктует нам определённое поведение, от которого не так-то просто отступить.

При этом игроки Экзистенции не только слепо следуют навязанным виртуальным миром правилам. Они сами формируют игровой мир, таким образом вступая с игрой в своеобразный симбиоз. Здесь, в отличие от той же «Матрицы», виртуальный мир – это не просто компьютерная программа, это результат сращения человека и машины, как физического, так и ментального. Забавно, что цель игры остается туманной не только для зрителей, но и для самих персонажей. На подобный вопрос от Тэда Аллегра отвечает лишь «Нужно сыграть в игру, чтобы понять, зачем ты в неё играешь». Так же и в жизни: зачастую только пройдя жизненный путь, мы понимаем, зачем мы совершали те или иные поступки.

Кроненберг головного мозга: «Экзистенция». Сыграй в игру, чтобы понять, зачем играешь

Как обычно, фильм Кроненберга – зрелище не для слабых духом и желудком. Шевелящиеся органы, двухголовые рептилии, завод для переработки лягушек – всё это может вывести из равновесия неподготовленного зрителя. Тем не менее, вся эта жесть вставлена не просто для шокового эффекта. Она обоснована миром фильма и посылом, который хочет донести до нас автор, истинный визионер Кроненберг.

Маленький спойлер: фильм заканчивается вопросом «Мы же до сих пор в игре?», полностью размывающим границы между виртуальным миром, кино и реальностью. А вы сможете ответить себе на этот вопрос?

Что вызовет кинематографический оргазм

  • ЭКЗИСТЕНЦИЯ

Что вызовет кинематографическую импотенцию

  • РЕАЛЬНОСТЬ

Другие материалы редакции:

33
1 комментарий

Фильм на самом деле не очень, он довольно уныл и финальный твист не самый логичный и довольно предсказуемый

Ответить