S.T.A.L.K.E.R. в смартфоне: насколько это неосуществимая мечта?

В наше время высоких технологий поиграть на смартфоне можно будет даже в S.T.A.L.K.E.R. 2, благодаря платформе облачного гейминга от Microsoft, которая называется Xcloud. А вообще история Сталкеру и мобильных телефонов тесно переплеталась еще во время выхода Тени Чернобыля.

S.T.A.L.K.E.R. в смартфоне: насколько это неосуществимая мечта?

Данная статья является текстовым вариантом следующего видео:

Видео на украинском языке

S.T.A.L.K.E.R. Mobile (официальный)

S.T.A.L.K.E.R. в смартфоне: насколько это неосуществимая мечта?

Так уж повелось, что играть люди хотят на всем: от нервов к холодильнику. Если вы помните те ламповые времена, когда экран телефона был размером 240 на 320 пикселей, то лучше нас знаете, какое было засилье Java-игр. В том числе мобильных адаптации известных франшиз. Поиграть можно было даже во второй Far Cry. GSC Game World, видимо, решили не отставать от тенденций и заказали у своих коллег, с тоже украинской студии, Qpazle, небольшой пролог событий Тени Чернобыля. Делалось это с целью прорекламировать "старшего брата", который выходил в то время на ПК.

Игру анонсировали 19 марта 2007, как раз за день до релиза Тени Чернобыля, и сопровождался анонс 6 скриншотами. Хоть Стив Джобс совершил революцию со своим iPhone еще в январе, выбор платформы пал все же на проверенные временем Java-устройства. А уже 11 июля 2007 первый трейлер игры показали на Е3. Конечно, хайпа тогда он поймал совсем не так, как недавний геймплей S.T.A.L.K.E.R. 2, но фанаты сумели распознать, что разработчики для презентации использовали эмулятор. Игра трудно давалась тогдашним телефонам из-за использования уникального освещения и в студии, похоже, не нашлось устройства, достаточного для запуска.

Это будет уникальный мобильный проект, который полностью соответствует сюжету и духу оригинала

Андрей Барановский, Тогдашний председатель Qpazle

А потом студия столкнулась с традиционными для серии изменениями концепции. Чтобы эта тяжелая игра нормально работала разработчикам даже пришлось вырезать логотип GSC Game World. Но она хотя бы вышла на 5 декабря 2007 года.

Project S.T.A.L.K.E.R.

Скриншот из ProjectStalker 1.7.5
Скриншот из ProjectStalker 1.7.5

История этого проекту интересная и трагическая. Когда началась разработка сейчас сказать трудно, потому что единственным источником информации сейчас группа в заблокированной на территории Украины социальной сети "ВКонтакте". А первый пост там датируется 17 февраля 2013 и рассказывает о том, что старая группа была удалена, судя по всему, из-за расстройства в команде. Но интервью пабликe "Android Blog" с разработчиками дает понять, что зародилась идея примерно в 2012 году на форуме сайта 4pda.

Информацией делились очень редко, а вот проблемы возникали постоянно: то после публикации разработчиками билдов их труд загружали в Google Play, то сталкивались с недовольством игроков или вообще возникали расстройства в самой команде, которые иногда выходили на публику. Вот, например, 21 июня 2014 произошел конфликт с программистом Алексеем Дудкиным, рассказывая о котором администрация объявила об остановке разработки порта. И сообщила о том, что команда начала работать над собственным проектом, который связан с S.T.A.L.K.E.R. сетингом. А все потому, что по их словах "энтузиазм энтузиазмом, но кушать хочется всегда".

Впрочем, есть расхотелось уже 18 декабря 2014. Работу возобновили, а 1 января 2015 выложили версию "1.5". Через 12 дней объявили о разработке "Министалкера", который возник из-за подколки со стороны разработчиков той части аудитории, у которой не имелось топовых смартфонов. Но закрылся он еще быстрее и сейчас сведений по нему нет вообще.
А уже 13 февраля 2015 возникает новый скандал с "геймдевелоперамы" из студии "Firsteinl's Games", незаконно выложили очередной билд в Яндекс.Маркет. Разработчики порта бурно отреагировали и в такой же очередной раз закрыли проект, чтобы через несколько часов его восстановить. А где-то в марте они переименовались в "S.T.A.L.K.E.R. Mobile Edition".

И вот 25 октября 2015 они сделали то, с чем сами боролись в течение всех лет разработки - вышли в Play Market. Правда, побыли там дней пять от силы. Проект удалили. Официальную причину не называли, но очевидно, что наткнулись они на правообладателей в лице GSC. Что невольно подтвердили в ноябре, подчеркнув, что "одним удалением игры с Play Market не обошлось".
В следующем 2016 году это уже не скрывали и даже занесли в FAQ. А 1 января 2017 закрылись окончательно из-за того, что не смогли решить проблему с GSC Game World.

Разработка велась на движке Unity командой энтузиастов, которые хотели научиться делать мобильные игры. Реализовать, по крайней мере в билде 1.7.5, удалось всю карту Кордона, диалоги и пасхалки на этой локации, а также два вида стрельбы: ручную и автоматическую.

Переносят ли S.T.A.L.K.E.R. сейчас?

Скриншот из S.T.A.L.K.E.R. Android
Скриншот из S.T.A.L.K.E.R. Android

Сегодня иногда мелькают новости о разработке фанатских портов. Да, они существуют. По меньшей мере, сейчас делают три проекта. Один из таких - S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl - Mobile Edition. Своими публикациями очень напоминает многострадальный Project Stalker, как минимум тем, что в аудитории часто просят больше лайков и репостов. При этом планы у команды наполеоновские, потому перенести Тени Чернобыля планируют как на Android, так и на iOS.
Второй - это S.T.A.L.K.E.R. Android, которые в июле 2020 выпустили большой билд с номером 0.0.5. Новостями они делятся, конечно, чаще, хоть последний раз на связь в марте текущего года, чтобы сообщить о проблемах с оптимизацией и свои планы по их преодолению.

Наиболее привлекательно выглядит проект "Путь Зоны". Он, как и Mobile Edition, делается для Android и iOS. Причем команда делится наработки сразу обеих версий. Последний доступен билд под номером 1.0.6 был выложен 19 июля 2021. Но до финального аккорда еще далеко ... Причем последняя фраза касается всех портов, находящихся в разработке.

Трудно сказать что-то однозначное по этой теме. Играть в S.T.A.L.K.E.R уезжая на работу в маршрутке - это все еще недостижимая мечта. Если у вас Xcloud и интернет, который ловит сигнал везде, конечно.

33
7 комментариев

вообще удивлен. С такими тех. данными что сейчас ставят в мобилы/планшеты. До сих пор нет портов, ну например Обливион, Моровинд, 1-2 Фолыча, Ассасинов (хотя бы первые три), Арканум, Сакред, да и много других старых игр. А то с каждым годом мощностя то наращивают, а вот контента нет. Нафига мне например Айпад новый с МОЩНЫМ процом, с функциями доп.мышки/хдд/клавы, если на нем не поиграть во что то старенькое. Опять же разрабам или тем кто сделает порт, копеечка будет. 

3
Ответить

Сомневаюсь что эти игры будут много покупать. Фанаты этих игр на мобилках сильно не играют. А новичкам они не нужны.

2
Ответить

OpenMW есть на андроид и, говорят, вполне играбелен

1
Ответить

@Энакин вы знакомы?

2
Ответить

Подражатель какой то

2
Ответить