Решения и последствия: чем так интересен Steins;Gate
Steins;Gate – без преувеличения одна из самых известных визуальных новелл на просторах этого вашего интернета. 9 из 10 любителей внок называют ее самой первой и самой любимой. Но чем же она всем так нравится? Наш корреспондент (он же автор, редактор, тестировщик и подносчик кофе) попытался разобраться.
Сюжет?
Первые несколько глав герои практически все время сидят в душном помещении и раз за разом повторяют один и тот же эксперимент, изредка меняя его составляющие и обсуждая результаты. Здесь нет ровным счетом никакого экшна. Нет огромных человекоподобных роботов, нет серии загадочных убийств, даже романтики толком нет. Если автор таким образом хотел передать научно-исследовательскую рутину, то у него прекрасно получилось – через несколько часов уже начинает натурально тошнить от одного вида мобильноволновки (название временное).
Только вот рядовому игроку такое вряд ли очень интересно.
Персонажи?
Персонажи первой половины игры – это пустые болванчики, каждый из которых натренирован выполнять только одну определенную функцию и говорить на ограниченный список тем. Поначалу это кажется забавным, но рано или поздно наступает пресыщение. Когда все повадки изучены, можно с легкостью предсказать поведение и реакцию каждого героя – интерес только в конкретной формулировке.
Проще говоря, становится скучно.
Графика?
У этой игры по-настоящему уникальная рисовка, которая выделяет ее среди сотен и тысяч других визуальных новелл. Серьезно, калитку можно узнать буквально по одному скрину, не зная ни героев, ни контекста. Широкие небрежные мазки, через которые проглядывается фактура бумаги, немного сломанная анатомия и просто нечеловечески красивые глаза – все это создает узнаваемую стилистику, которую до сих пор мало кто смог повторить.
Вот только стилистика это заходит далеко не всем, широкие массы предпочитают гиперреализм или ровную прилизанную анимешность.
Тогда в чем же секрет успеха Steins;Gate?
Если вдумчиво прочитать первые два пункта, то можно заметить одну интересную деталь. Обратили внимание? Речь там шла только о первой половине игры. А что же дальше? А вот тут начинается самое интересное.
Скучные однообразные персонажи наконец доводят свой осточертевший эксперимент до совершенства и создают первую в мире машину времени. Понятное дело, каждый из участников команды хочет использовать ее в своих целях. Причем желания у всех разные – от эгоистичных прихотей вроде выигрыша в лотерею и смены пола до абстрактного мира во всем мире и ультимативной победы над мировым злом.
Но не бывает выбора без последствий. Каждое принятое решение сопровождается появлением непредсказуемых проблем, решение которых порождает новые сложности, которые в свою очередь приводят к внезапным… И так далее, и так далее. Последствия наслаиваются как снежный ком, меняя до неузнаваемости героев и мир вокруг.
И за этим чертовски интересно наблюдать.
У игры шесть совершенно разных концовок и несколько альтернативных историй, о которых я расскажу в дальнейших материалах. А пока кратенькое резюме:
Плюсы
Совершенно логичная история, основанная на реально существующих научных теориях.
Великолепнейшая озвучка. Признаюсь, раньше я недооценивал труд сэйю и предпочитал играть на понятных языках, а здесь прям проникся. Особенно тронули Курису и Лукако.
Красивая графика. Как я уже говорил, зайдет далеко не всем, но лично я фанат.
Минусы
Очень затянутое монотонное начало. Дальнейшие события, конечно, полностью оправдывают такую длительную подготовку, но все же.
Необычное взаимодействие с игрой через телефон. Когда понимаешь, что каждый твой выбор в пустой болтовне имеет значение, становится слишком поздно.
Совершенно неочевидные ключевые моменты. Иногда нужно самостоятельно совершать определенные действия. Игра не останавливается и ничего не предлагает, только слегка намекает. Понял – молодец, получай интересный кусок сюжета и новый рут; не понял – твои проблемы, едем дальше. В целом это чем-то похоже на «триггер иллюзий» в Chaos;Head.
Итог: Знаковая визуальная новелла, которая рекомендуется вообще всем.