Как писать, чтобы тебя читали
Это не про лонги!
За час на дтф, я понял, что это больная тема. В этой конкретно статье я напишу о том, как я стараюсь писать художественный текст.
Пока вы не ушли в закат, от того, что вам резко стало неинтересно, предлагаю написать в комментах, почему вы не хотите это читать. Обратная связь поможет мне в дальнейшем. В благодарность, коц:
Литература!
Когда я начинаю писать что-то новое, я обязательно хочу учесть каждую маленькую деталь сцены. Это вредит моему нарративу.
Что происходит? Текст перегружается деталями и описаниями, читателю сложно за этим уследить — он бросает начатое.
На мой взгляд, так можно писать, только если вы Толстой.
Но Толстой был великим писателем. С помощью своего уникального языка он создавал пространство, в котором рождается мысль. И всё такое.
В 21 веке у нас нет такой роскоши, как безраздельное внимание читателя. Сто лет назад ещё может быть, но сейчас у него катка в Фортнайте стынет и тиктоки не просмотрены.
Возвращаясь к теме:
Show, don’t tell
Или «показывай, не рассказывай». Основной постулат современной литературы.
Вместо: Он выглядел усталым и всем хотелось его пожалеть.
Надо: Под его глазами были мешки, Лиза обратила на это внимание. «Знаешь, — сказала она — тебе нужно больше спать».
Оба предложения классные, но второе радует читателя больше. Читатель рад, он понимает, что ему ничего не разжевывают и автор доверяет ему интерпретацию сцены. Мягко подталкивает к нужным моментам, но тем не менее, дает сделать самостоятельные выводы.
Позвольте читателю быть в комнате рядом с героями. Не очень круто видеть все только через смотровое стекло комнаты.
Как только вы начнете показывать внутренний мир книги своему читателю как есть, он сильнее вовлечется в повествование. Это форма взаимодействия: читать и рисовать свою собственную картину происходящего.
Как показывать, но не рассказывать?
Первый шаг: не тратить текст на детали
Тут мы возвращаемся к моей проблеме из первого абзаца — я люблю детали. Люблю вот это вот: воротник её свитера напоминал крепостной вал, она медленно, словно застывшая в смоле стрекоза, поворачивала свою красивую голову и т. д. и т.п.
Здесь главное не переборщить: найдите баланс между простыми и сложными предложениями, чтобы не перегрузить читателя чем-то одним.
Например: Она повернулась ко мне и свет упал на её лицо. В этом свитере с высоким горлом, она была особенно красива.
Второй шаг: используй действие
Персонаж не существует в вакууме, он живет в вашей книге. Поэтому, вместо того, чтобы делать его таким же наблюдателем, как и ваш читатель: придумайте действие.
Классно рассказать об окружении с помощью взаимодействия героя с окружением. Вместо того, чтобы описывать в деталях рабочее место героя, покажите его так:
«Часы показали на цифру 4, жаркое летнее солнце ушло к другому окну, поэтому Виктор мог спокойно заняться рабочими задачами. Он сидел перед пустыми страницами и блуждал рукой по диску телефона справа от себя. Бездумно, он набирал случайные номера, не решаясь приступить к новой главе»
Третий шаг: используй диалог
Нет ничего лучше хорошего диалога. Через него персонаж раскрывается как личность. Как он говорит, какие обороты использует? К кому он вежлив, а с кем груб?
А если не получается?
Если получается только рассказывать, а не показывать, то нужно рассказывать! Иногда без экспозиции не обойтись, плохо, если у вас в тексте окажется только экспозиция.