Старый конь борозды не портит, но и глубоко не пашет

Как нашествие стариков чуть не уничтожило боевики

Старый конь борозды не портит, но и глубоко не пашет

Мощный экшен – это то, что любят мужики. Кровавые и эпичные разборки одинокого героя с силами зла и несправедливости. Да такие, чтобы всё взрывалось и во вражеские морды регулярно прилетали кулаки.

Жанр боевика многими любим и хорош во всём своём многообразии. Здесь есть и холодный в своей эффективности Джон Уик. Не отстаёт от него тактильный и быстрый Джеки Чан. А уж про культовую мощь и неудержимость Слая и Арни и говорить нечего.

Здесь есть всё и на любой вкус. Годами и десятилетиями Голливуд и иже с ним экспериментировали с самим форматом экшена, что и дало нам это удивительное разнообразие. Целые поджанры внутри жанра и каждый со своим собственным стилем, законами и формулами.

Но есть то, что всегда остаётся непреложным. Неписанный закон любого экшен-фильма, будь там непрошибаемый Шварц или уязвимый Уиллис, который звучит буквально вот так: «Экшен – это мужская фантазия».

Как в том меме, помните?

Старый конь борозды не портит, но и глубоко не пашет

И поэтому каждый боевик должен быть связан в первую очередь с мужской фантазией. А она проста и заключается в том, что герой должен быть сильным, храбрым и крутым. Креативно расправляться с врагами и закадрить какую-нибудь красотку в конце фильма. В мужской фантазии герою всё по плечу и даже если приходится ПРЕВОЗМОГАТЬ, в конце герой всегда победит, потому что он – герой.

А герой всегда идеален. Даже когда нам пытаются продать условного «реалистичного» Макклейна, в нём всегда будут идеализированные и романтизированные выпуклые черты, за которые ухватится мужская фантазия. Честный коп, хитрый и находчивый, храбрый, наконец, ведь не побоялся вступить в противостояние с целой толпой террористов.

Мужчины смотрят боевики, чтобы развлечься. Не для того, чтобы перенять ролевую модель или увидеть репрезентацию той или иной социальной группы на экране. Мужчины хотят веселья. И мужская фантазия в экшенах работает как наши коллективные мечты, в которых мы кого-то спасаем от террористов или выносим ребёнка из горящего дома. Буквально как в фильме «Невероятная жизнь Уолтера Митти». Каждый хоть раз представлял себя на месте какого-нибудь Супермена, выдумывал себе подвиги и приключения.

И в своей сути экшен-фильмы – это и есть та самая мечта, но перенесённая на экраны. Массовое маскулинное развлечение, которое может воодушевить и немножко пощекотать «ту самую» фантазию.

А в мечтах мы всегда самые лучшие. Мы – самые сильные, находчивые, храбрые и успешные. И молодость является одной из этих черт. Ведь это лучшее время в жизни каждого человека, которое очень быстро проходит и оставляет нас с проблемами и болезнями старости.

Обратите внимание, что самые культовые экшен-герои – это всегда молодые люди. Лучшие роли Джеки Чана, Брюса Уиллиса и Сильвестра Сталлоне – это воплощение на экране молодых мужчин, попадающих в различные передряги и необычные ситуации.

Старый конь борозды не портит, но и глубоко не пашет

Да и сам экшен тоже хорош, когда герои молоды. Потому что, вне зависимости от типажа, молодой герой заряжен самой жизнью. Силой жизни. Он быстро бегает и ловко прыгает, а даже если в чём-то неопытен, то он будет совершать ошибки, на которых научится и станет лучше в будущем. Персонаж будет прогрессировать, ведь молодость – это возможность.

Возможность измениться, научиться, вырасти над прошлым собой. Неспроста в продолжениях культовых боевиков нередко случались ситуации, которые герои уже переживали в первом фильме и были научены опытом, как поступить в этот трудный момент.

И все культовые франшизы с удовольствием использовали своих молодых героев, боевики сходили как с конвейера, но тут случилось страшное. Ужасное и ошеломляющее, то, чего никто не ожидал – актёры начали стареть.

Срочно пришлось придумывать, как выкрутиться и, к своему стыду, в Голливуде-таки придумали.

В 2008 году в жанр боевика постучался новый тренд – пожилой герой. Было несколько причин его появления. Первую я уже указал, актёры из культовых серий начали стареть. Второй причиной можно обозначить немного «повзрослевшую» целевую аудиторию. Грубо говоря, сами зрители тоже постарели и им было проще ассоциировать себя с персонажем в возрасте.

Третий момент – чудовищная, сумасшедшая популярность фильма «Заложница», который объединил в себе целую пачку трендовых вещей. Мрачный реализм в сюжете, брутальный герой-отставник с уникальными навыками и жестокий экшен задали новое слово в жанре, ведь именно с «Заложницы» пошёл поджанр «боевого пенсионера».

Старый конь борозды не портит, но и глубоко не пашет

Первый опыт «пожилого экшена» был неплох. Все эти Рэмбо, Индианы Джонсы и Джоны Макклейны были вполне себе органичны на экране и доказывали, что «старый конь борозды не портит». В большинстве случаев боевик обставляли как «последнее приключение героя» и это шло фильму на пользу. Возвращение Рэмбо домой и свадьба Индианы в финале «Королевства хрустального черепа» ощущались как закономерное и логичное завершение пути.

В самих фильмах на возрасте не делали большого акцента, но тут и там подмигивали зрителю, мол, смотрите, герой постарел, но есть ещё порох в пороховницах. Он вроде бы и старый, но всё ещё с блеском в глазах и тем же крепким ударом, что и двадцать лет назад.

И публика приняла новый тренд крайне благосклонно. Сразу стали появляться фильмы и сериалы про разного рода «дедов-отставников», которые умывают молодых. Тот же «РЭД» с Брюсом Уиллисом. Или первый «Джон Уик», герой которого не совсем дед, но тоже «опытный отставник с тёмным прошлым».

Все десятые зрителей регулярно кормили с ложечки «пожилыми боевиками». Сбоку их ещё подпёр тренд на фансервис и «мягкие перезапуски» с передачей факела молодому поколению и тут вообще старичьё повалило на экраны как из рога изобилия.

Каждый норовил впихнуть куда-нибудь своего популярного деда. У нас случились сиквелы «Звёздных войн», «Звёздный путь: Пикар», «Кобра Кай», «Охотники за привидениями: Наследники» и ещё много всего.

Но если в случае с фансервисом и мягким перезапуском франшизы престарелые герои уходили на второстепенные позиции наставников, то в боевиках никто и не думал сбавлять обороты.

Старый конь борозды не портит, но и глубоко не пашет

«Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть», «Рэмбо: Последняя кровь», «Индиана Джонс и Колесо судьбы», «Терминаторы: Генезис и Тёмные судьбы». Самым молодым тут оказывается Брюс Уиллис, который снялся в последнем «орехе» в 2013 году в 58 лет. Сталлоне сыграл Рэмбо в последний раз, когда ему было уже за 70. Так же было и у Арни с «Терминатором: Тёмные судьбы». А Харрисон Форд стал настоящим рекордсменом, воплотив свой легендарный образ в 80 лет!

Вот тут-то и случилось неотвратимое – герои стали совсем уж пенсионерами. Дряхлыми динозаврами, чей возраст уже никак не списать и не прикрыть кокетливым «порохом в пороховницах». Нет, сейчас это прям старенькие дедушки.

А старость всегда ассоциировалась у людей с опытом и мудростью. Поэтому пожилой герой куда более логичен в образе наставника. Физическая дряхлость не позволяет герою скакать и драться на равных с теми, кто на 30-40 лет моложе него. А все попытки в подобный экшен выглядят смешно и отвратительно из-за своей противоестественности.

Это сразу напоминает мне культовое перемахивание Лиама Нисона через забор в «Заложнице 3». Немолодой актёр с трудом перелезает через сетчатое ограждение, а чтобы добавить динамики, это всё склеивают в монтажной аж 16 раз! Вроде бы, чтобы выглядело пободрее и поживее, но в реальности это вызывает лишь смех. А у кого-то и тошноту из-за ужасного «рваного» монтажа.

Если вашему герою требуется 16 склеек, чтобы перелезть через забор и это всё равно выглядит смешно, кажется, пора менять героя. Тот же Харрисон Форд, с кучей дублёров за спиной, напомнил мне Лесли Нильсена. Вот только если у Нильсена заметные дублёры в экшен-моментах изначально были предметом открытого стёба, то тут это смешно на контрасте.

В одной сцене бедный дедушка еле ходит на своих артритных коленях, а в другой уже бодро куда-то бежит или скачет на лошади. Или же драки, которых не происходит из-за того, что Форду не хватает сил полноценно подраться с кем-то в кадре. Неуклюжий удар в морду – и враг уже повержен.

И дело уже даже не в том, что герой старый. В экшене просто нет никакой динамики, нет выдумки, креатива. В приключении нет самых важных элементов приключения, это же просто нонсенс какой-то!

В одном из обзоров сказали, что сейчас Харрисон Форд на двадцать лет старше, чем Шон Коннери в «Последнем крестовом походе». И он всё ещё разыгрывает героя боевика. Хотя в таком возрасте стоило бы сместить акцент на смекалку и хитрость. Один такой момент порадовал меня в «Колесе судьбы».

Во время погони по Танжеру на автомобилях, Хелена разбивает трубой заднее стекло у автомобиля Воллера и прыгает с тук-тука к нему, чтобы отобрать у него артефакт. А на заднем сидении автомобиля расположился какой-то его прихвостень, который начинает драться с Хеленой. И что делает доктор Джонс?

В лучших традициях своего папы, он протягивает руку и открывает дверь автомобиля, негодяй выпадает из машины на полном ходу и все довольны. Вот он, момент «экшена», в котором герой не выглядит инородно и не пытается казаться моложе, чем есть на самом деле.

И понятно, что здесь тоже нет особой динамики, но тут смещается акцент. Признавая возраст героя, вы делаете уже не чистый экшен, а что-то такое компромиссное и с более глубоким посылом. Это, конечно, не воссоздание того же, что было в прошлых фильмах, но оно и не нужно, как мне кажется.

Хорошим примером органики в «престарелом боевике» является недавний «Старик» с Джеффом Бриджесом. Там очень правильно показан боевой дедок-пенсионер, который 40 лет назад был Снейком МГСовичем в Афганистане, а сейчас вынужден вновь вступить в шпионские мутки, потому что его семье угрожает опасность.

Старый конь борозды не портит, но и глубоко не пашет

Да, в сериале он стреляет и дерётся, но видно, что драки с молодыми и крепкими агентами постаревший шпион вывозит с невероятным трудом. Даже пару раз проигрывает и выходит победителем, только благодаря своим бойцовым собакам.

И поэтому сериал интересно смотреть,. Если бы Бриджес выходил и разносил троих в одиночку – это было бы скучнейшее зрелище. Но, с щепоткой правдоподобности, это превращается в солидный «пожилой экшен», который не стыдно и порекомендовать.

С началом двадцатых ситуация резко улучшилась и тренд на боевых пенсионеров начал сдавать позиции. У нас появился Тайлер Рейк – молодой и брутальный наёмник в исполнении Криса Хэмсворта; канонично огромный и блондинистый Алан Ритчсон в сериале «Ричер»; не отстал от тренда и Крис Пратт со своими регулярными заходами в экшен, будь то «Мир Юрского периода» или «Список смертников». Где-то там ещё светился Джон Красински в роли Джека Райана. Одним словом, их есть у меня.

Молодые вновь перехватили инициативу и уставший от дедушек с пистолетами зритель вновь обратился к юным и бодрым героям. К тем, кто может быть храбрым и смелым, находчивым и смекалистым, непобедимым, но уязвимым. Тем, кто может быть чистым развлечением и чистой фантазией. Так, как и должно быть. Так, как и было задумано.

Искренне ваш

Gonzo

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ И ДО СКОРОЙ ВСТРЕЧИ

316316
200 комментариев
500 ₽

Мы действуем во тьме, чтобы служить свету. Мы - Фонд Поддержки Сладких Булочек. Здесь и сейчас, на твоих глазах, творится история! Лучше верить во что-то, чем ни во что вообще. Мы верим в тебя.

4

Спасибо за текст, Gonzo. Основные проблемы отмечены очень и очень хорошо.
И главная беда всего этого - как всегда, невозможность остановиться вовремя. Это какое-то проклятье, возникающее по понятным причинам (деньги), но от этого не менее губительное и неприятное.
В 80-90-е оно обернулось в бесконечные продолжения всех мыслимых и немыслимых франшиз. 58 Кошмаров на улице Вязов, 21 Бетховен, и, конечно - боевики. Как же великолепно смотрится "Первая кровь", и отвратно - все остальные части. Или 3 термос, который нахрен похоронил всю суть второго.
А уж в нулевые Слай, с Неудержимыми, втянул этих дедов в новый конвеер. В котором первая часть была весёлым, фансервисным кинцом, с неплохой идеей взять героев разных времён. Двойка добила идею, втяну, наконец, Арни. А вот дальше, бррр. Вновь конвеерный пздц. И ведь актёры тоже не молодеют. Деды становятся всё более дряхлыми, и на этот "экшен" без слёз не взглянешь.
Жаль, что сейчас на "ренесанс" жанра надеяться практически бессмысленно. Не то время. Недавно пересмотрел "Судью Дреда 2012" и "Грань Будущего". Последние 2 прямо сохраняют во мне веру, что если недавно ещё не разучились такое снимать, то когда-нибудь (явно не скоро) мы всё же ещё увидим достойные ленты в жанре.

19
Автор

Пожалуйста.
Меня тоже напрягает их невозможность и нежелание остановиться. Казалось бы, выдоил ты концепт до какой-то удобоваримой идеи, ну скинь ты его, хватит. Нет, надо ещё и ещё и ещё. Бедный Слай. Рокки уже чуть ли не в могилу загнал с бесконечными сиквелами и Кридом. Так теперь и Рэмбо туда же попал. Четвёрка так шикарно закончилась и пятая - просто мусор. Даже не знаю зачем это делать. Те же Неудержимые кончились на втором фильме, как ты метко подметил, но надо ЕЩЁ, всегда надо ещё, из боевика категории Б в боевик категории Г.
Зачем так низко падать? Видно же по последним потугам, что больших денег это не приносит. А в конце - так вообще одни убытки.
Достойные ленты в жанре мы увидим, в этом нет сомнений. Просто на это потребуется время. Голливуд долго перестраивается. Очень долго. Но первые звоночки уже видны. Да и деды закончились. Франшизы остались, но тут уже только ремейки спасут, если так не хочется придумывать новое.
А Первая кровь - и правда лучший фильм во франшизе.

11

4-ый Рембо норм боевик

7

Как же великолепно смотрится "Первая кровь", и отвратно - все остальные части.Это не соответствует действительности. Рембо 2 - один из лучших боевиков всех времен. Рембо 3 и 4 - вполне добротные фильмы. Только Рембо 5 отстоем вышел.

2

Достойные ленты в жанре мы постоянно видим. Трудно поверить, что ценитель боевиков пропустил бы недавние картины "Никто" и "Гнев человеческий"

1