Эффект Tremulant, колонка Лесли и аудиофилы

На днях наткнулся на одно видео с реддит. Решил покопаться в древних статьях википедии и на ютубе, чтобы найти корни этого изобретения.

Эффект на видео называется «tremulant» — что-то среднее между тремоло и вибрато. В 60-70 годах активно использовался музыкантами для создания психоделического звука: от медленного «хорал» до быстрого «тремоло».

Pink Floyd — Echoes (Remastered)

Дайте людям мяса

Американский инженер Доналд Лесли в 30-х годах работал в фирме по продаже и ремонту органов Хаммодна - первых электро-механических клавишных инструментов. По задумке Хаммонда, электро-органы должны были стать альтернативой традиционным церковным органам, недоступных для небогатых приходов.

В классическом духовом органе звук многократно отражался от стенок трубок, обогащаясь модуляциями, - он вибрирует, «переливается». Именно этого фарша и насыщенности не хватало Лесли в электро-органах. Здесь был довольно плоский моно-звук, рассеивающийся внутри душной деревянной коробки. Никаких тебе приукрас.

Мистер Лесли задался идеей придать мяса звучанию органов Хаммодна. Уже в 1940 году показал работодателю образец, основанный на его прошлом изобретении - громкоговорителе с вращающимся рупором.

Колонка Лесли

Пытаясь внести амплитудную и фазовую модуляцию в звук инструмента, Лесли решает создать механические колебания самостоятельно. Внутри колонки размещаются вращающиеся рупоры. Звуковая волна, проходя через рупоры, усиливается и приобретает вау-эффект. От скорости вращения рупоров зависит длина вау-эффекта: чем медленнее, тем протяжнее вау, и наоборот.

Итоговой продукт оброс фичами: внутри есть отдельные рассеивающие рупоры для высоких и низких частот, теплый ламповый усилитель звука и рукоятка регулировки оборотов рупоров. А сама примочка теперь размером с комод.

История работы Лесли в «Органах Хаммонда» не очень интересна. Если вкратце: работодатель не оценил идею и решил не внедрять ее в свою линейку продуктов. Тогда Лесли сам выпускает продукт под названием Vibraton.

Vibraton Лесли

Цифровые Лесли-эффекты

Сегодня физику эффекта Лесли модулируют цифровые сигнальные процессоры - микропроцессоры, обрабатывающие оцифрованный сигнал в реальном времени. Тут простыми словами не описать: электронный фазовый модулятор управляет синусоидальным сигналом, а музыкант с помощью «крутилки» регулирует частоту этого сигнала от долей до нескольких герц. При снижении частоты увеличивается длина волны (хорус), а при увеличении - колебания сокращаются (тремоло).

Поговаривают, что многие исполнители «негитаристы» все еще используют механические (не путать с аналоговыми) громкоговорители Лесли. Аудиофилы утверждают, что для достижения «настоящего» звучания нужно учитывать покрытие помещения и характеристики звуковой аппаратуры, и даже подстраивать алгоритм работы микропроцессора (видимо, покрутить крутилку). По их мнению, если этого не сделать (не покрутить крутилку), то они (аудиофилы) смогут отличить механический эффект от цифрового.

Штош.

11
Начать дискуссию