ТВ-6: взлёт и крушение первого российского развлекательного телеканала

Дерзкие интервью, хулиганский юмор и первое российское реалити-шоу.

ТВ-6: взлёт и крушение первого российского развлекательного телеканала

Начав с пятичасового вещания, ТВ-6 смог составить конкуренцию главным телеканалам страны. На несколько лет он превратился в законодателя телевизионной моды и считался показателем вкуса. Несмотря на закрытие канала около двадцати лет назад, его ведущие, журналисты, редакторы не только не пропали с радаров, но и сделали себе карьеру.

Рассказываем, почему руководство ТВ-6 разорвало контракт с американским CNN и кто вынудил закрыть канал, за что уволили Гошу Куценко и почему участники первого реалити-шоу «За стеклом» не любят вспоминать о съёмках в проекте.

История ТV-6: как всё начиналось

У москвичей 90-х, включивших телевизор, был выбор из пяти телеканалов. Была ещё и шестая кнопка, но она фактически оставалась свободной. Все это время она принадлежала службе Гражданской обороны, но на ней никогда не было полноценного вещания, не было штата журналистов, сетки вещания, программ. Единственное, что зрители видели на шестом телеканале — это спортивные трансляции, например, частота была отдана под показ Московской Олимпиады в 1980 году или крупных теннисных турниров.

В августе 1991-го силами юридических лиц — компаний «Логоваз», «Лукойл», «Мосфильм» и некоторых других совместно с Эдуардом Сагалаевым, Олегом Орловым, Нугзаром Попхадзе была организована «Московская Независимая Вещательная Корпорация» («МНВК»). Компания решила побороться за право на шестую кнопку, чтобы сделать на ней собственный телеканал.

Один из основателей ТВ-6 Эдуард Сагалаев 
Один из основателей ТВ-6 Эдуард Сагалаев 

Мы подали заявку на частоту, на шестой канал. Раньше эта частота значилась за КГБ, она использовалась под секретную связь, но потом попала под конверсию. Я договорился еще с замминистра связи СССР Александром Ивановым, что мы эту частоту заберём и выставим на конкурс. Состоялся конкурс.

Эдуард Сагалаев, один из основателей ТV-6

Основным конкурентом за частоту стала газета «Аргументы и факты». Сагалаев боялся упустить канал, поэтому заранее договорился с главным редактором издания Владиславом Старковым, что команды будут сотрудничать независимо от того, кто победит.

Была ситуация ещё с компанией «Северная корона», она была ассоциирована с патриархатом, с Русской православной церковью, и мы боролись с ними очень упорно. В результате им дали отрезок эфира, с 3 до 5 часов дня, по-моему. Как же это было ужасно! Мы долго потом его выковыривали оттуда, встречались с митрополитом Питиримом и договорились, что они уйдут с шестого канала.

Эдуард Сагалаев, один из основателей ТV-6

Однако «МНВК» всё-таки выиграла конкурс и приступила к пробному вещанию в мае 1992 года.

А название «ТВ-6 Москва» телеканал получил потому, что московская мэрия была в учредителях, и я тогда убеждал Юрия Михайловича Лужкова, что канал с таким названием очень нужен городу. Дайте нам денег, говорил я, и правительство Москвы стало одним из учредителей.

Эдуард Сагалаев, один из основателей ТV-6

Сотрудничество с CNN

Сагалаев понимал, что тягаться с государственными телеканалами на их поле не получится. Нужно было искать, чем привлечь неизбалованного зрителя. И тут медиаменеджер вспомнил о знакомстве с американским телемагнатом Тедом Тёрнером.

Основатель новостного канала CNN Тед Тёрнер
Основатель новостного канала CNN Тед Тёрнер

Ещё во время своей журналистской работы в программе «Время» Сагалаев с коллегами по приглашению CNN ездили в Атланту. Там они и познакомились с Тёрнером, который позвал советских журналистов погостить у себя дома. Когда через несколько лет в руках у Сагалаева оказались права на «шестую кнопку», он решил рискнуть и предложил американцу идею совместного с CNN канала. Почти не раздумывая, Тёрнер согласился.

К нам приехал Стюарт Лори, потом — Сидней Пайк, — представители Теда Тёрнера в Москве. Оба такие опытные волки, просто волчары, из Атланты, из Штатов, которые представляли интересы Теда Тёрнера и в CNN, и в Turner Broadcasting System. Пока создавалось это предприятие, мы вовсю использовали библиотеку фильмов MGM, которая тогда принадлежала Теду, в частности — «Золотую коллекцию Голливуда», которая давала сумасшедший рейтинг.

Эдуард Сагалаев, один из основателей ТV-6

Впервые российский зритель увидел старые американские мюзиклы, вестерны, комедии, фильмы с голливудскими звёздами Гретой Гарбо и Элизабет Тейлор. Руководству удалось также договориться с режиссёрами Кареном Шахназаровым и Никитой Михалковым, чтобы они бесплатно разрешили показывать их картины. Кроме того, два часа в день TV-6 транслировал новости CNN с синхронным переводом. На этом, собственно, и заканчивалось эфирное время.

Изначально вещание шло только в течение пяти часов по вечерам (с 19:00 до полуночи), но в амбициозных планах начальства было выйти на 24-часовую трансляцию. Обе стороны понимали, что процесс это будет небыстрый и недешёвый, а для России, в общем-то, уникальный: они создавали первый независимый от государства телеканал.

На какое-то время это приведёт к потере денег. Но Тед смотрит в будущее и готов стиснуть зубы.

Сидни Пайк, президент CNN International Special Projects

Поскольку частота шестого канала когда-то была засекречена, в Москве его мало кто мог увидеть. По подсчётам американской стороны, лишь 650 тысяч домов получали сигнал «шестой кнопки». Изначально государство планировало только пять обязательных телеканалов, поэтому для модернизации требовалось переформатировать тысячи антенн. Все деньги, которые появлялись у руководства, уходили не на новые программы, а на передатчики.

С появлением спутника аудитория канала сразу выросла до нескольких миллионов. Всё это время Эдуард Сагалаев понимал, что долго существовать без собственного контента не получится, и вскоре начал собирать команду.

Директор телеканала ТV-6 Иван Демидов
Директор телеканала ТV-6 Иван Демидов

Генеральным директором тогда стал Александр Пономарёв, главным продюсером — Иван Демидов, директором программ — Александр Олейников. Впоследствии многие журналисты и ведущие ТV-6 сделали звёздную карьеру на телевидении.

Мы возродили одну традицию радиостанции «Юность» — выезжали, устраивали праздники в разных городах, например, «Шесть дней ТВ-6 в Сургуте». Туда ездили Олег Табаков, Владимир Машков, кого только не было! И мы просто ставили на уши город, жители получали от нас как бы инъекцию добра, позитива, искусства, театра, кино, и, естественно, — телевидения, а мы – обратную связь, понимали, чем живут люди, что они хотят, что любят, что им не нравится…

Эдуард Сагалаев

Вот только осуществить радужные планы по сотрудничеству с американцами оказалось не так-то просто, особенно, когда в партнёрство вмешался финансовый вопрос. В обязанности Теда Тёрнера входило заполнять эфир рекламой, что в условиях запуска совершенно нового телеканала, было не так-то и просто сделать. Поначалу единственные ролики, которые крутил TV-6, принадлежали компании Procter & Gamble.

В теории доходы от рекламы должны были более или менее равномерно поступать в карман и CNN, и TV-6. На практике всё решали американцы и, конечно, не в пользу российского партнёра. Позже, например, вообще вся прибыль от показа рекламы Coca-Cola уходила напрямую американцам.

«Пуленепробиваемые» юристы Тёрнера прописывали в контрактах условия, которые смущали Сагалаева и заставляли его себя чувствовать «на вторых ролях». Методы работы коллег вызывали у менее опытных российских телевизионщиков непонимание и обиды.

Папуасом я себя чувствовал, потому что Сидней Пайк приезжает и говорит: «Ой, Эдуард, я привёз тебе сюрприз большой! Я привёз тебе “Сезам стрит”». Классно! Мы сейчас покажем это всем, и вся детская аудитория будет наша. Он: «Нет, ты не понял. Я тебе привёз описание, как делать “Сезам стрит”», то есть – формат, как мы сейчас говорим. Сейчас это – в порядке вещей, а тогда мне это показалось невежливым.

Эдуард Сагалаев

Неудивительно, что уже в 1994 году российская сторона предпочла избавиться от такого партнёрства и прервала договор с компанией Turner Broadcasting System. Так, американцы покинули состав учредителей TV-6.

Наши партнёры, которые ехали из провинциального города Атланты и из других провинциальных городов Америки работать к нам в европейскую столицу, приехали с ощущением того, что попали в африканскую страну, где можно на бусы из ракушек выменять право на равное совладение телевизионным каналом, который будет вещать на десятки миллионов зрителей.

Эдуард Сагалаев

Рассвет и закат первого развлекательного телеканала

Но не только международные проблемы волновали руководство канала: TV-6 ждали испытания и на родине. Не стоит забывать, в какие годы образовался канал. Криминальные девяностые, по словам Сагалаева, не обошли стороной и TV-6.

Мне тоже пришлось пережить эти контакты, когда на меня наехали крутые чеченцы. С криминальным миром нельзя было тогда не иметь отношений, тогда в принципе никто в бизнесе не был чист. Ни один. Это я знаю точно. Меня попросили, чтобы я им отдал канал ТВ-6, и мне пришлось искать способы, как от этого уйти. Потому что ни КГБ, ни МВД ничего не могли. Но я нашёл управу на них. Они просто понимали, что справедливость была на моей стороне. Ну а кроме того, это были дагестанцы, а те – чеченцы, и им было нужно доказать, что дагестанцы в этой ситуации круче. Был такой момент самоутверждения.

Эдуард Сагалаев

Постепенно канал вставал «на ноги». В начале 1993 года у TV-6 появился новый тайм-слот 10:30-12:30. К концу года телеканал вещал уже на протяжении десяти часов, а в 1994 году вообще вышел на регионы. На TV-6 появилась первая программа собственного производства — «Кинескоп» с ведущим Петром Шепотинником.

После расставания с американскими партнёрами в латинских буквах в названии отпала необходимость и в 1995 году они были заменены на кириллицу. Услугу шестой кнопке оказал тогдашний московский мэр Юрий Лужков: согласно его распоряжению, ТВ-6 попал для столичных жителей в обязательный пакет, состоящий из семи каналов. Аудитория росла вместе со временем вещания — оно уже увеличилось до 18,5 часов.

Постепенно разрастался и штат сотрудников — в команду пришли бывшие КВНщики, которые стали делать сразу блок юмористических программ: «Назло рекордам», «О.С.П.-студия», «33 квадратных метра». В сетке появились собственные программы, которые стали для телеканала знаковыми — «Моё кино» с Виктором Мережко, «Я сама» с Юлией Меньшовой, «Дорожный патруль», «Катастрофы недели» с Иваном Усачевым. Позже вышли легендарные «Акулы пера» с Ильёй Легостаевым», «Вы — очевидец», «Партийная зона» и многие другие.

ТВ-6: взлёт и крушение первого российского развлекательного телеканала

Не забывали создатели телеканала и о контенте, который когда-то позволил им с нуля завоевать аудиторию. Руководство получило эксклюзив на трансляцию популярных за рубежом сериалов, таких как «Вавилон-5», «Дежурная аптека», «Грейс в огне», «Третья планета от Солнца», «Женаты... с детьми» и других.

Канал становился все более заметным в поле телевизионного вещания и в 1996 году Сагалаеву предложили сотрудничество сразу два российских олигарха — Владимир Гусинский и Борис Березовский. Каждый рассказал, что он может предложить и каким видит развитие шестой кнопки.

Я выбрал Березовского, хотя мог бы оказаться и с Гусинским. Я ничего о Березовском плохого говорить не хочу. Он был, конечно, очень сложным человеком. Я понимал, что он – очень незаурядная личность. И в нём намешано было столько! И плохого, дьявольского, и неожиданно хорошего. Но он просто не выполнил своих обязательств по деньгам. Обещал 30 миллионов, а вложил в канал 3. И всё остальное наше общение было в том, что я говорил: «Борис, а деньги, которые ты обещал дать?! Мы же подписали договор». «Деньги будут завтра», — говорил он.

Эдуард Сагалаев
ТВ-6: взлёт и крушение первого российского развлекательного телеканала

Тем не менее Березовский получил 37,5% акций «МНВК», а в 1999 году Сагалаев продал ему ещё свои 37,5% и олигарх стал обладателем контрольного пакета. С приходом нового руководства сменилась и направленность канала — если раньше он позиционировался как семейный, развлекательный, то теперь ТВ-6 начал делать упор на новости, политику, информацию.

Однако рейтинги телеканала пошли вниз. С одной стороны, причиной стало появление конкурентов СТС и REN-TV, с другой — новый контент. Постепенно с ТВ-6 пропали все подростковые и молодёжные программы, показ советских фильмов был сведён к нулю. Зато канал по-прежнему делал ставку на зарубежное кино — впервые шестая кнопка транслировала все части серии «Кошмар на улице Вязов», а также состоялась российская премьера картины Романа Полански «Девятые врата».

Предпринятые меры дали результат, и рейтинг выровнялся. В то время канал занимал в Москве 4-5 место, пропуская вперёд ОРТ, РТР, НТВ и ТВЦ.

ТВ-6: взлёт и крушение первого российского развлекательного телеканала

Но обстановка в телевизионном пространстве менялась — в 2001 году на телеканал НТВ пришло новое руководство, и оттуда уволились сотни сотрудников. «Подобрал» талантливых журналистов Борис Березовский, который предложил Евгению Киселёву и его команде перейти на ТВ-6, что они и сделали. Это привело почти к полной смене штата телеканала — старые работники предпочли уйти. Новыми лицами ТВ-6 стали бывшие звёзды НТВ Марианна Максимовская, Михаил Осокин, Владимир Кара-Мурза, Светлана Сорокина, Виктор Шендерович.

Знаковым моментом для всего российского телевидения стало появление на ТВ-6 в 2001 году первого реалити-шоу «За стеклом». Приход НТВшников и изменения в сетке вещания положительно сказались на рейтинге телеканала, который увеличился более чем в два раза.

С собой журналисты принесли и альтернативный взгляд на ситуацию в стране. По политическим и не только причинам существовать в таком виде ТВ-6 дальше не мог и в сентябре 2001 года Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск о ликвидации «МНВК» за то, что «чистые активы компании на протяжении последних лет были ниже минимального размера уставного капитала».

После череды апелляций и пересмотра решений 22 января 2002 года в 00:00 вещание ТВ-6 было остановлено. В этот момент в прямом эфире шла программа о блатной песне «Соловьиная ночь» с Владимиром Соловьёвым. Ведущий принимал в гостях шансонье Михаила Круга. На этой «прекрасной» ноте и закончилась история телеканала ТВ-6.

«Кинескоп» с Петром Шепотинником

Авторская программа Петра Шепотинника стала первой собственной программой ТВ-6. Ведущий на еженедельной основе рассказывал о российском и иностранном кинематографе. Позже изменился формат, но не содержание — программа всегда освещала все самые известные кинофестивали, на которые у неё была постоянная аккредитация. Изюминкой «Кинескопа» были эксклюзивные интервью с ведущими кинематографистами мира.

ТВ-6: взлёт и крушение первого российского развлекательного телеканала

Программа старалась вести зрителя за собой, показывать ему мировые события и открывать новые имена. Со временем «Кинескоп» стал брендом с очень хорошей репутацией — теперь уже не программа искала встречи с кинематографистами, а они с ней.

Нашей передаче всегда было интересно всё новое, новое в старом, новое в классическом. И мы, конечно, ориентируемся на зрителя, который знает кино и умеет отличить, условно говоря, Квентина Тарантино от Рене Клера или Киру Муратову от братьев Коэнов. Иногда мы даже жонглируем этим знанием, полагая, что они это понимают. И, может быть, даже переоцениваем в каком-то смысле их эрудицию. Но надеюсь, они к нам тянутся.

Пётр Шепотинник

Некоторые выпуски программы стали настолько самодостаточными, что их перемонтировали и выпустили как отдельные документальные фильмы. В 2000 году «Кинескоп» с командой перешёл на канал РТР, а в 2010 — на «Культуру», где выходит и по состоянию на 2021 год. Программа всегда считалась одной из самых авторитетных в своём жанре на российском телевидении.

«Я сама» с Юлией Меньшовой

Большая женская телеаудитория ТВ-6 подразумевала появление специальной для неё программы. Поэтому, когда в 1995 году родилась идея делать программу о женщинах и для женщин, директор телеканала Иван Демидов за неё с радостью ухватился. Концепция включала в себя ведущую и двух соведущих — феминистку и представительницу традиционных взглядов. Роль ведущей предложили актрисе Татьяне Веденеевой (зритель может помнить её по «Спокойной ночи, малыши!»), но она на тот момент проживала во Франции и отказалась регулярно ездить в Москву на запись ток-шоу.

Начался кастинг на новую программу, куда пришла пробоваться дочка актёров Владимира Меньшова и Веры Алентовой — Юлия. В тот момент она работала редактором на программе «Моё кино» с Виктором Мережко. Девушка органично вписалась в ток-шоу. Ей же принадлежала идея названия программы — «Я сама».

ТВ-6: взлёт и крушение первого российского развлекательного телеканала

В ток-шоу обсуждались классические женские проблемы — отношения в семье, с детьми, с мужчинами. Зрителями в студии были только женщины, для сильного пола была выделена отдельная трибуна, где им тоже давали высказаться. С «Я сама» началась телевизионная карьера писательницы Марии Арбатовой, которая на шоу выступала в роли феминистки.

В первые годы существования программа имела колоссальный успех — жанр ток-шоу только начал покорять отечественное телевидение. Но вопреки всем ожиданиям, несмотря на то, что программа была для женщин, целевая аудитория слишком быстро к ней охладела. Критики говорили, что поклонницам слезливых мелодрам и любовных романов не нравилась концепция непостановочной, местами жёсткой программы.

К 1999 году интерес к шоу стал угасать. Финансирование сократилось, выпуски стали носить более рекламный характер. Соведущие покинули программу и было решено сделать другой формат «Я сама», который тоже долго не продержался.

С приходом в 2001 году на ТВ-6 бывших НТВшников, Юлия Меньшова сделала рокировку и ушла с программой на НТВ, хотя ей, одной из немногих, и предлагали остаться. Под новым названием шоу просуществовало год и было окончательно закрыто.

Она реально была житейская и в большей степени разбиралась в том, что с женщиной происходит, почему она себя определённым образом чувствует, как так случается, что она постоянно наступает на одни и те же грабли. И даже Маша Арбатова, которая у нас позиционировалась как феминистка, разбирала ситуацию с героиней на уровне психологии. Хотя периодически включала в свою речь аспекты равных прав — и иногда вдруг выступала на стороне мужчин.

Юлия Меньшова, ведущая программы «Я сама»

«Я сама» с экранов пропала, а вот Юлия Меньшова осталась. Ведущая работала на телеканалах ТВ-центр, ТВ3, «Первом канале».

«Акулы пера»

Самое скандальное российское музыкальное ток-шоу «Акулы пера» придумал Иван Демидов. Идея была проста: приглашать артистов разного направления и популярности — от Филиппа Киркорова и Алёны Апиной до Константина Кинчева и DJ Грува и задавать им вопросы.

Фишкой программы было то, что спрашивать звёзд должны были начинающие музыкальные журналисты, которых даже если кто-то и читал, то в глаза не видел. Акулам пера нечего было терять, они не были никак связаны с шоу-бизнесом, поэтому от них можно было ожидать действительно интересные и неожиданные вопросы.

Забегая вперёд, стоит отметить, что достаточно быстро музыкальные звёзды перевелись и в студию стали приглашать политиков, артистов, телевизионщиков.

Уникально для сегодняшнего телевидения, но ни гостям, ни журналистам никто платить не собирался. Единственным, кому полагалась зарплата, был ведущий — журналист «Московского комсомольца», корреспондент «Звуковой дорожки» — Илья Легостаев. Интеллигентный, спокойный, мягкий ведущий должен был стать медиатором в «жаркой» беседе.

ТВ-6: взлёт и крушение первого российского развлекательного телеканала

Программа сразу стала хитом и от желающих участвовать в ней не было отбоя. Правда, премьерный выпуск чуть не поставил точку в истории «Акул пера».

Первым гостем пригласили певца Валерия Леонтьева, участвовать в съёмках согласились десятки журналистов, а пришло на запись всего пять. Никто ещё не знал, что это будет за программа, поэтому некоторые представители прессы в последний момент предпочли не рисковать.

На наше счастье, были инженеры, которые занимались выдачей телевизионных камер, и, более того, в здании шёл ремонт, и там были рабочие. Их всех попросили уделить нам некоторое время, усадили по разным стульчикам и попросили сделать максимально сосредоточенные лица и смотреть примерно в одну сторону.

Илья Легостаев, ведущий программы «Акулы пера»

В числе тех, кто пришёл, был и начинающий корреспондент газеты «Новый взгляд», ныне небезызвестный Отар Кушанашвили. Его тогдашний начальник журналист Евгений Додолев был знаком с Иваном Демидовым и предложил коллеге рассмотреть его кандидатуру.

Я приехал, мне говорят: затеваем программу, хотим по-новому выстроить отношения между артистами и журналистами. «Ублюдком будешь?» А что значит — быть ублюдком? Просто задавать немножко другие вопросы. «Вот вы поёте такое дерьмо. Как вы засыпаете?» Это уже считается скандалом. И в первом же выпуске «Акул пера» я спросил Валерия Леонтьева, сосёт ли он. Всех же тогда, в 1995 году, интересовало, … [гомосексуалист] он или натурал. Вот я это и оформил в вопрос. Мы так и придумали с Демидовым — припереть к стенке и спрашивать. Конечно, меня ненавидели все.

Отар Кушанашвили

С первой программы Кушанашвили запомнился зрителю и стал одной из главных звёзд программы.

Публика с азартом, а артисты с тревогой ожидали, что журналист учудит в следующий раз. Скандальным стал выпуск с певцом Александром Новиковым, который в эфире прочёл письмо Кушанашвили, где он предлагал написать о нём за деньги (для того времени была редкая ситуация). Певица Наталия Медведева (бывшая жена Эдуарда Лимонова) вообще ушла с программы после вопроса журналиста-провокатора.

Нужно признать, что у довольно внушительной части наших гостей личная жизнь гораздо интереснее, чем музыкальная. Более того, я и сейчас знаю немного музыкантов, песни которых интересно обсуждать. Тем не менее, когда приходили Кинчев или группа «Чайф», им не было задано ни одного вопроса про личную жизнь. Когда с человеком хочется разговаривать и узнавать его точку зрения именно на то, чем он занимается, проблемы гонораров, машин, жён и любовниц отходят на второй план.

Илья Легостаев

По законам жанра каждому журналисту в «Акулах пера» отводилась своя роль — кто-то спрашивал о творчестве, кто-то о личной жизни, кто-то просто глазел на звезду, а кто-то показывал себя, произнося монологи.

Амплуа музыкального критика взял на себя журналист газеты «Российские вести» Сергей Соседов, который несколько месяцев добивался, чтобы его взяли в программу.

А я никогда ни с кем не ссорился из-за вопросов. Более того, никогда не было никаких скандалов после программы. Наши гости, когда выключались камеры, были совершенно мягкие, дружелюбные. Они благодарили журналистов. Конфликтность была только на экране. Порой музыканты готовились даже к какому-то худшему для себя варианту! То есть они говорили: «Вы знаете, мы думали, тут у вас вообще будет мясорубка, бойня». А оказалось, что все очень мягко, нас ещё и благодарили, что всё прилично. Ну мы-то, конечно, старались не выходить за рамки приличий; иногда, может, только Отар Кушанашвили переходил эти рамки.

Сергей Соседов

Как ни странно, но маленький бюджет, выделенный на программу, сыграл на руку «Акулам пера». Крошечная студия создавала камерную обстановку, а отсутствие декораций компенсировалось содержанием беседы, от которой не отвлекали неоновые вывески. Гости признавались, что такая близость к журналистам — «на расстоянии вытянутой руки» — провоцировала откровенность, а сами акулы пера были уверены, что артистам просто некуда было деваться, как отвечать на их каверзные вопросы.

Вскоре сформировался основной костяк журналистов, на которых в общем-то вместе с Легостаевым и держалась программа: Отар Кушанашвили, Сергей Соседов, Алексей Остудин, Капитолина Деловая. Для всех них «Акулы пера» стали отличным стартом, после которого они продолжили журналистскую карьеру. Пришедшая на ТВ-6 команда Березовского закрыла программу в 1998 году на ряду со многими другими.

«Партийная зона»

На «Акулах пера» руководство ТВ-6 сразу отметило для себя харизму Отара Кушанашвили и пригласило его вести новую музыкальную программу «Партийная зона» — дискотеку в прямом эфире, которая стартовала в 1995 году. Соведущим журналиста должен был стать начинающий артист Гоша Куценко.

Году в 95-м поехали на Каннский фестиваль, встретились с Верником, обсуждали проекты, по возвращении он меня вызвал на кастинг. Я не думал, что попаду, был совершенно раскрепощён – наверное, поэтому и взяли. Но я нисколько не жалею. Время было другое, кинорынка не было, актёров не было, даже «четыре М» (Машков, Меньшиков, Маковецкий, Миронов) ещё не возникли. Всё было очень просто.

Гоша Куценко, актёр, соведущий программы «Партийная зона»

Оставалось найти ведущую-«девочку», чтобы разбавить мужскую компанию. Роль телевизионной «крёстной феи» снова сыграл Игорь Верник, который познакомился с танцовщицей и бэк-вокалисткой Лерой Кудрявцевой. Актёр рассказал ей о наборе в новую программу и предложил прийти на кастинг.

Девушка мечтала работать на телевидении и с радостью отправилась на прослушивание, однако оптимизм пропал, когда вокруг себя она увидела модельной внешности красоток на каблуках. Но создателям программы приглянулась именно невысокая Кудрявцева, которая пришла на кастинг в таком виде, в каком ходила тогда в обычный жизни — с афрокосичками и пирсингом. Таким образом было утверждено трио из ведущих: Лера Кудрявцева, Отар Кушанашвили и Гоша Куценко.

Программа выходила в прямом эфире, иногда от ведущих требовалось разговаривать не только с участниками дискотеки, но и с заглянувшими к ним артистами.

Меньше всего в «Партийной зоне» продержался Куценко. Артист говорил всё, что приходило в голову, из-за чего у него быстро начались конфликты с руководством.

Однажды был эфир в день президентских выборов, а наша сборная по футболу проиграла Германии — 0:3. На эмоциях я выдал на камеру: «Ну что вы натворили, как вы будете смотреть в глаза своим детям?!» Замечая, как у моих коллег вытягиваются лица, после паузы я как ни в чём не бывало закончил мысль: «Проиграть! И кому?! Немцам!» Неудивительно, что руководство проекта только и ждало, как от меня избавиться. И когда однажды я уехал сниматься в картине «Графиня де Монсоро» и не пришёл на какое-то собрание, меня тут же уволили.

Гоша Куценко

«Партийная зона» была закрыта в конце 1990-х годов. Вторую жизнь программе в 2012 году подарил телеканал Муз-ТВ, где она по-прежнему продолжает выходить в эфир.

«Назло рекордам», «О.С.П.-студия», «33 квадратных метра».

За юмористические программы на ТВ-6 отвечали бывшие КВНщики, которых ещё собрал Александр Акопов для создания передачи «Раз в неделю» на РТР. Отработав год, в 1996-м команда покинула вторую кнопку и пришла к Ивану Демидову.

Ваня поднял очки, посмотрел на нас своими прекрасными прозрачными глазами. «Хотим своё шоу. Большое! Часовое! А не как это — 20 минут. Хотим как Saturday Night Live! Чтобы спешл гест стар! Чтобы, сука, слоны и верблюды! Чтобы голые тёлки! Spandau Ballet! Фририштадтпалас!». «Ладно. Это будем делать – но потом. Для начала надо вот это сделать». И достаёт во-о-о-от такую гору бетакамов – как половина моей кухни. «Что это, Ваня?». «Это программа Super Sport Follies». Думаю, это досталось в нагрузку за что-то другое – покупаешь одну программу, другую отдают бесплатно. Сюжеты были чудовищные.

Сергей Белоголовцев, участник О.С.П.-студии

Идея Демидова заключалась в том, чтобы писать смешные подводки и комментарии к спортивным сюжетам. Юмористы Сергей Белоголовцев, Михаил Шац и Василий Антонов, будучи спортивными фанатами, с радостью принялись за работу. Однако, что-то пошло не так и из-под пера юмористов стали выходить скетчи. Сами собой родились герои «Назло рекордам» — доктор Шац, Мишган и Серьган и другие.

Юмористы отсняли сразу несколько выпусков и показали Демидову. От его идеи там почти ничего не осталось, только несколько коротких сюжетов. Несмотря на удивление от увиденного, программу Демидов одобрил. В последующих выпусках творческая команда вообще больше не использовала сюжеты, предложенные Демидовым. Так родилась первая юмористическая спортивная программа, не имеющая аналогов ни в России, ни за рубежом.

В «Назло рекордам» впервые появилось слово «кричалки». Не знаю, как это называлось раньше, но зафиксировали это понятие именно мы. В «Назло рекордам» появилась фраза «Оле, оле, оле – Россия, вперёд» – ею заканчивался каждый выпуск. В «Назло рекордам» появились персонажи, которые ушли в народ. Отец и сын Звездуновы стали прообразом сериала «33 квадратных метра». Доктор Шац пошёл чесать по концертам – на всех выступлениях ОСП его номер всегда был хитом, народ очень ждал.

Михаил Шац, Участник О.С.П.-студии

На волне успеха «Назло рекордам» юмористы придумали новую программу — «О.С.П.-студия». Конечно, бывшие КВНщики не открыли жанр, но впервые передача состояла из пародий на телевидение. В актёрский состав помимо Шаца и Белоголовцева, вошли Татьяна Лазарева, Андрей Бочаров и Павел Кабанов. Они играли всех основных героев.

Жанр пародии был основным мотором «О.С.П.–студии», нашей рефлексией по поводу всего вокруг. Мы общались друг с другом много лет, и между нами циркулировали одни и те же взгляды и мысли. Тогда проект стал совершенно революционным прорывом: вместо классического телевидения вдруг пришло какое-то хулиганское. Это запало в душу зрителям, и мы стали популярны.

Михаил Шац

Зрители с первых секунд узнавали популярных персонажей тех лет — Перину Пуховицкую, Леонида Парфюмова, господина Груздя и других.

Пародии писались на всех популярных людей, никаких ограничений у юмористов не было. Каждую неделю публика ждала, а потом обсуждала новый выпуск, рейтинги были запредельно высокими.

Также в программе появилась рубрика, куда приглашали на смешное интервью звёздных гостей. Как говорили сами юмористы, это была отличная реклама для артистов. Пресса писала, что после появления в эфире песен-пародий или самого гостя у музыкантов увеличивались продажи дисков. В любви к участникам «О.С.П.-студия» признавались спортсмены, которые также часто становились объектами для пародий.

Программа оставалась в эфире ТВ-6 практически до закрытия канала, потом команда перешла на РТР, затем на СТС. Позже участники проекта признавались, что выгорели сами. Остро шутить на еженедельной основе становилось всё сложнее и сложнее. Темы иссякали и приходилось повторяться. Тем более, что параллельно та же команда запустила новый проект «33 квадратных метра».

«33 квадратных метра» сейчас можно назвать спин-оффом. Это была небольшая рубрика в «О.С.П.–студии», одна серия которой шла шесть — семь минут. Она настолько полюбилась зрителям, что мы поняли: из этого можно делать большую форму. Так возник полноценный сериал «33 квадратных метра» — пик его популярности пришёлся на стык 90-х и нулевых».

Михаил Шац

Одним из самых заметных персонажей семейства Звездуновых стала тёща Клара Захаровна в исполнении актёра Кабанова. Позже она сама стала объектом для пародий в других юмористических программах.

ТВ-6: взлёт и крушение первого российского развлекательного телеканала

Но звёздами, конечно, были «сынулька» и «папулька», которых сыграли Бочаров и Белоголовцев. Персонажи ушли в народ — дуэт стали приглашать на корпоративы.

«33 квадратных метра» появились на ТВ-6 в 1997 году и просуществовали до 2004 года на телеканале СТС. После исчезновения «Назло рекордам» из эфира ТВ-6, в 2002 году появилась на канале 7ТВ, где через год была закрыта.

«За стеклом»

Идея реалити-шоу «Большой брат» родилась в конце 1990-х годов на голландском телевидении. Проект ждал ошеломительный успех, поэтому вскоре франшиза распространилась по всему миру. В России также планировали запустить подобное шоу. Продюсером стал ведущий ТВ-6, знакомый телезрителям по программе «Вы-очевидец», Иван Усачёв.

Изначально по задумке Усачёва участники шоу должны были жить за витриной в магазине, но сколько ни пытались организаторы договориться, все владельцы отказывались от сомнительной бесплатной рекламы. В отчаянии Усачёв пришёл к владельцу гостиницы «Россия» Хусейну Джабраилову. Неожиданно тот согласился на авантюру и уже через две недели началось оборудование телеквартиры.

Кастинг проводил я сам, нужны были яркие люди, пусть и не самые развитые. Они должны были контрастировать на фоне друг друга.

Иван Усачёв, исполнительный продюсер «За стеклом»

Последняя фаза отбора проходила в прямом эфире с помощью зрительского голосования. В итоге было выбрано трое юношей: Александр Колтовой, Максим Касымов, Денис Федянин и трое девушек: Жанна Агагишева, Маргарита Семенякина, Ольга Орлова.

ТВ-6: взлёт и крушение первого российского развлекательного телеканала

В режиме реального времени можно было смотреть «За стеклом» в интернете, в эфир ТВ-6 ежедневно выходило три итоговых выпуска. Но самые большие фанаты приходили лично к гостинице поглазеть на участников. Прозрачная квартира была только со стороны прохожих, внутри это были зеркала, поэтому герои шоу даже не всегда знали, что за ними всего в нескольких метрах в данный момент наблюдают посторонние люди на улице.

ТВ-6: взлёт и крушение первого российского развлекательного телеканала

Проект продлился 35 дней и имел колоссальную популярность — в общественном транспорте всё чаще пассажиры обсуждали не политику, а отношения главной пары телепроекта Макса и Марго. Рейтинг «За стеклом» приближался к 40%, тогда как для телевидения в то время 20% считались заоблачным показателем.

Спустя почти двадцать лет после первого эфира «За стеклом», проект смотрится наивно и по-детски. За весь первый сезон событий в нём произошло меньше, чем за пару дней в современных реалити-шоу. Первые три дня участники даже боялись ходить мыться, так как в душе стояла камера. Осмелев, жители телеквартиры стали вести себя как соседи по общежитию — основные темы сводились к ругани, кто должен убираться, готовить и мыть посуду.

Хотя у участников и не было сценария, режиссёр проекта буквально жил на шоу, пытаясь организовать хоть какое-нибудь движение, чтобы сохранить зрителей. Участникам раздавались задания, к ним приходили известные гости.

Нынешний зритель вряд ли осилил бы больше пяти минут этого скучного зрелища, но в 2001 году шоу разве что анафеме не придавали.

Русская церковь категорически против подобного рода экспериментов на нашем телевидении и не просто их осуждает, а более чем осуждает.

Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский

Победителей было двое — они получили по 15 тысяч долларов (хотя им обещали квартиру). Кроме того, шоу закончилось 1 декабря и всем участникам подарили новогоднюю поездку в Финляндию, которой воспользовались только двое. Большинство героев «За стеклом» до сих пор отказываются говорить о своём участии в проекте, считая, что дурная слава шоу испортила им жизнь.

Есть такое понятие в английском языке - Type CASTING, то есть «типовой отбор». Это как штамп, маска. Если ты снялся в таком амплуа, тебе будут напоминать об этом всю жизнь. Если у тебя нет ничего за душой, кроме этих случайных съёмок, то ты обречён.

Иван Усачёв

Только для Александра Колтового (он досрочно покинул проект и был заменён другим участником), шоу послужило трамплином в карьере.

ТВ-6: взлёт и крушение первого российского развлекательного телеканала

Продюсеры ТВ-6 пригласили его соведущим в программу «Сеть». Последним местом работы для Колтового стало шоу «Звёзды сошлись» на НТВ, которое он вёл с Лерой Кудрявцевой. В ноябре 2020 года ведущий разбился на самолёте, которым сам и управлял.

Театральная премия «Чайка»

Ведущая программы ТВ-6 «Театральный понедельник» Екатерина Коновалова и директор телеканала Иван Демидов в 1996 году придумали собственную театральную премию «Чайка». Она стала самой неформальной и весёлой из всех существующих российских наград.

Достаточно было взглянуть на список номинаций, чтобы понять, идею организаторов: «Некоторые любят погорячее» за самую откровенную любовную сцену, «Двойной удар» — за самый удачный дуэт, «Убойная сила» — премия лучшему театральному критику и так далее.

Вручение премии традиционно проходило накануне Нового года и больше было похоже на театральный капустник, чем официальную церемонию. Долгое время её ведущими были Екатерина Коновалова и актёр, ректор школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий.

ТВ-6: взлёт и крушение первого российского развлекательного телеканала

Премия «Чайка» на много лет пережила телеканал ТВ-6, который её организовал и поддерживал, также как и программу «Театральный понедельник», в недрах которой она и родилась.

Телеканал ТВ-6 дал пропуск в карьеру многим звёздам телевидения нулевых: Петру Фадееву «Те кто», Станиславу Кучеру «Обозреватель», Владимиру Епифанцеву и Анфисе Чеховой «Дрёма», Петру Толстому «Скандалы недели» и другим.

После ликвидации ТВ-6 в марте 2002 года право на вещание на шестой частоте выиграл телеканал ТВС. Среди его учредителей были такие российские олигархи как Олег Дерипаска, Роман Абрамович, Александр Мамут и другие. Двенадцать бизнесменов получили по 7,5%, ещё 10% достались коллективу журналистов во главе с Евгением Киселёвым.

Для зрителей смена ТВ-6 на ТВС не была столь очевидной — в июне 2002 года в эфире вышел уже знакомый коллектив журналистов с прежним контентом. Вместе с аудиторией новое руководство «унаследовало» и судьбу предшественника: не прошло и полугода, как начались серьёзные финансовые проблемы.

Несмотря на кадровые перестановки и смену некоторых акционеров, в ночь на 22 июня 2003 года вещание ТВС было отключено. Дальше права на вещание на шестой кнопке получил телеканал «Спорт». До 2015 года лицензия на частоту принадлежала ВГТРК, которую сменил холдинг «Газпром-Медиа». Новый владелец запустил свой телеканал той же направленности, что и предшественник — «Матч-ТВ», вещание которого продолжается на момент июля 2021 года.

758758
263 комментария
1555 ₽

Огромное спасибо за труд

124
Ответить

Интересная статья, в которой почему-то не акцентировали внимание на политической составляющей гибели ТВ-6. А ведь именно смерть ТВС и последующее повторное крушение НТВ после выборов в думу в 2003 году и ознаменовали окончательное уничтожение свободы слова на федеральном ТВ.

198
Ответить

Комментарий недоступен

55
Ответить

Строго говоря, ТВС развалился сам по вине криворуких руководителей. Канал вышел в мертвый сезон с сырой сеткой и не готовым оформлением, а еще решил продавать рекламу сам и массово закупать сюжеты у сторонних журналистов. Как итог, израсходование годового бюджета за несколько месяцев, долги и срачи внутри коллектива. Это если очень кратко

23
Ответить

Возможно ТВ-6 и пример свободного канала, хотя нет подробностей в статье о том, какого плана были политические программы на ТВ-6 с приходом Березовского.  Как ни крути, а пришла самоцензура и рука Кремля тут ни причём. Можем ли мы представить, что в 2021ом по ТВ в детское время, покажут интервью какому нить криду, где у него спросят: "А ты сосешь хуй?". Я не могу. Вы сейчас в пример ютуб приплетёте. Но ведь там люди тоже загоняют себя в рамки, как только приходят рекламодатели и деньги.
Но вы сюда приплели НТВ, который был свободой слова...слова, которое диктовал Гусинский. И то как они вещали чеченскую компанию, делая героями террористов. Говорит о многом, что это был просто политический проект для своих личных целей, чтобы срать на власть не потому что власть плохая, а потому что руководство преследовало свои цели. Во время выхода выпуска об НТВ у Редакции, я там в комментарии оставлял ссылки с расследованиями о том, что ставить НТВ в пример, как остров СВОБОДЫ, опрометчиво(кстати эти мои комментарии потом чистили). Сейчас этим заниматься нет времени, но это все в открытом доступе есть.
Вы такой наивный) Когда был Трамп у власти его многие каналы полоскали. Сейчас пришел Байден. И этого вообще нет) Хотя поводов для шуток он создает не мало, вы и сами понимаете. И таких примеров во всем мире масса. Посмотрите ТВ 90-х США с их блекфейсами и пародиями на меньшинства и сравните с ТВ США сейчас. По вашей логике, там тоже рука кремля влезла в нулевых)))

13
Ответить

Свобода слова? Чьего слова, это был исключительно карманный канал олигархов местного разлива.
СМИ независимыми не бывают, это сказки для дурачков.

8
Ответить