Предзаказы и права потребителя: как оно работает

Краткий ликбез на тему того, какие права есть у потребителя в ситуациях с предзаказами, какие особенности, что вообще делать — от практикующего юриста. Всем привет!

Картинка для привлечения внимания
Картинка для привлечения внимания

Начнём с нормативной базы. Нам понадобится:

Мы разберём проблему на примере ситуации с PlayStation 5, но это всё одинаково работает для всех других жизненных ситуаций. По каждому вопросу я сначала опишу ситуацию с правовой точки зрения (чтобы было понятно, на что ссылаться в споре с продавцом), а потом с практической (что именно надо сделать и иметь).

Сроки

Что происходит? Многие не получили предзаказы в срок. Народ вопит и требует ответов, денег, и кто-то что-то там про неустойку говорил? Отдельные сети, типа «М.Видео» и «Эльдорадо» отменяют предзаказы по откровенно выдуманным поводам и уверенно ссылаются на ГК РФ.

Предзаказ — это дистанционный договор купли-продажи, который будет исполнен в будущем. Технически нет никакой разницы, заказали вы мебель из «Икеи» с доставкой или PlayStation с самовывозом — регулируется договор точно так же. Оговорюсь, что речь идёт о договорах с предоплатой, без предоплаты были только «заявки», которые сложно расценить как договор. Что всё это значит для нашей ситуации?

Товар должен быть передан покупателю в установленный договором срок. Если срок не определён, то в разумный срок. Если не в разумный, то в течение семи дней с момента предъявления требований покупателем (п. 23 Правил). Нет никакого чёткого определения, что такое «разумный» срок, так что нас это не очень интересует, нас интересует, определён ли срок договором.

Ответ: скорее всего, да.

Технически текста договора ни у кого никакого нет. Тем не менее в интернете можно найти скриншоты, обещания доставки «в день старта продаж» и, самое главное, смски о сроках доставки, которые потом были перенесены. Этого в целом может быть достаточно, чтобы считать, что нам обещали доставку 19 ноября 2020 года. Не менее важно и то, что по закону договор с предоплатой обязательно содержит условие о сроке (ст. 23.1 ЗПП). Следовательно, любые указания на сроки хоть где-то можно считать таким условием (толкуем всё в пользу потребителя, потому что обычно так практика и работает).

Если срок наступил, а вам ничего не привезли, покупатель по своему выбору может (ст. 23.1 ЗПП):

  • установить новый срок;
  • потребовать вернуть деньги.

Обратите внимание: новый срок может установить только покупатель (продавец не может!), и попросить компенсацию на этом этапе вы не можете (можете попросить возместить убытки, если у вас вдруг какие-то возникли от просрочек, но с игровой консолью это маловероятно). Но вы можете не просить ничего и терпеливо ждать доставки.

Интересное начинается потом, когда товар вам доставили с пропуском срока (если новый вы не устанавливали). Тогда продавец оплачивает покупателю неустойку в размере половины процента от суммы предоплаты за день просрочки (ст.23.1 ЗПП). Для дисковой версии PlayStation 5 это примерно 230 рублей в сутки.

Что нужно, чтобы получить эти деньги? Сначала написать претензию продавцу. Претензия составляется в свободной форме, надо указать:

  • сведения о вас — минимально, ваше имя и как с вами связаться;
  • сведения о заказе — номер заказа, когда сделан, когда оплачен, сколько оплатили, когда доставлен/получен;
  • собственно претензию — получен с пропуском срока, что очень плохо и так далее;
  • ваш расчёт — сколько денег накапало, сколько вы хотите получить;
  • куда вы хотите их получить — проще всего реквизиты банковского счёта. Это можно и не писать, а потом в порядке взаимодействия с продавцом с ним решить, но почему бы не написать сразу?
  • скорее всего, понадобятся ваши паспортные данные, но их как раз лучше не писать в бумаге, которую сначала увидит миллион левых людей;
  • ссылки на закон, чтобы выглядело, как будто вы разбираетесь. Можете напомнить также, что в случае, если дело будет решаться в суде, к вашим требованиям добавится штраф в размере 50% от присужденной судом суммы, компенсация морального вреда и расходы на суд (это правда).

Претензию можете распечатать в двух экземплярах, подписать и отнести в любой магазин сети. Один экземпляр отдаёте, на втором получаете отметку о том, что она принята: дата, подпись, фамилия того, кто её взял. Если не берут, найдите адрес электронки и отправьте туда. В чат в Телеграме. Куда угодно.

Лучше сделать и то, и то, отправить везде, где можете. Многие советуют отправлять на этом этапе почтой, но на самом деле это вам не нужно совершенно: письмо стоит 100-200 рублей, а пригодится оно только если вы уже идёте в суд. Тут вам нужно просто как-то сообщить продавцу, что вы хотите денег и готовы решить всё полюбовно.

Всё.

Ждите ответа, получайте деньги. Или не получайте. Вас посылают? Можете поругаться и поссылаться на закон ещё немного. Всё ещё посылают? Можно попробовать суды, но это отдельная история, а не тема небольшого ликбеза.

Отмена предзаказов

Отмена предзаказов, устроенная «М.Видео» и «Эльдорадо» — незаконна.

«Эльдорадо» ссылается на статью 416 ГК РФ. Эта статья не имеет никакого отношения к ситуации по двум причинам:

  • отсутствие PlayStation 5 у продавца не означает невозможность исполнения. Обязательство возможно исполнить, для этого надо найти PlayStation 5 и отдать покупателю, просто продавец по каким-то причинам этого не делает;
  • продавец отвечает по таким обстоятельствам. Это предпринимательский риск. Он не отвечает только в случае форс-мажора (например, все магазины и склады «М.Видео» смыло гигантским цунами). «Поставщик прокинул нас с поставками» — не форс-мажор.

Зачем это сделано? Всё очень просто: неустойка, которая указана выше, рассчитывается либо до момента выдачи товара, либо до момента возврата денег. Для тех заказов, которые «М.Видео» явно не сможет исполнить в более-менее разумные сроки, они отправляют отмену. Скажем, за 200 дней просрочки неустойка стала бы равна стоимости PlayStation 5.

Что здесь значит «незаконна»? Это значит, что предзаказ юридически всё ещё действителен и вам обязаны привезти PlayStation 5 в оговоренные сроки (ещё раз повторю, всё это верно только для тех предзаказов, где была предоплата, хотя бы частичная, но именно предоплата заказа, а не сертификата на право заказа, например). Что вы должны сделать? Вы должны донести эту мысль до продавца. Вы должны дать ему понять, что вы в курсе, как всё работает.

Для этого вы опять-таки пишете претензию и отправляете её везде, где только можно. В этом случае текст немного другой: в тексте надо сообщить, что продавец не имеет права в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора купли-продажи (можете дословно так и написать, то, что вы вообще знаете эти термины, сильно их насторожит), поэтому вы ожидаете доставки предварительно оплаченного товара.

Если вам всё же прилетит возврат денег, ситуация несколько спорная, потому что они и возвращать их не могли. Если дело дойдёт до суда, все шансы, что неустойку присудят таки не по день получения консоли, а только по день возврата средств, поскольку неустойка начисляется на сумму предоплаты. Если она ноль (вам всё вернули), то проценты начислять не на что… Но, как я сказал, спорно, и предсказать, что там случится, невозможно совершенно.

Соответственно, в случае такой «отмены» предзаказа вы можете продолжать их долбить требованиями доставить в срок, но не факт, что вы сможете получить товар быстрее, чем если возьмёте деньги и купите в другом месте.

С другой стороны, покупатель-потребитель вправе отказаться от договора в любой момент до получения товара и даже немножко после (ст. 26.1 ЗПП, п.7 Правил), поэтому самое разумное — продолжать долбить, а если удастся достать в другом месте, то купить в другом месте, а этому продавцу отправить отказ от договора (и претензию о том, чтобы они выплатили неустойку до момента возврата средств, как выше).

Суд

Вам не нужен суд.

Суд стоит денег, времени и сил, а выигрыш не то чтобы очень велик. Что вы можете получить в суде?

  • Неустойку в размере полпроцента за каждый день просрочки в доставке. 230 рублей в сутки, да. Практически задержка составит максимум дней 7-10 (для случаев длиннее продавцы устраивают «отмены»), то есть примерно 2 000 рублей.
  • 50% штрафа от суммы, присужденной судом. Ещё 1 000 рублей.
  • компенсация морального вреда. В этом случае присудят максимум 1 000 рублей, и то это довольно много.

Итого в суде вы получаете максимум 4 000 рублей. Это вроде бы много (почти 10% стоимости PlayStation 5 дисковой), но это требует минимум отправки двух писем (по 200 рублей, итого 400 рублей), а, возможно, и расходов на юриста (несколько тысяч рублей), которые не факт, что будут компенсированы в полном объёме. Плюс суд вы можете и проиграть. Писать же претензии из дома совершенно бесплатно, а вам всё равно делать больше нечего, PlayStation же не привезли.

Если вы вдруг всё же хотите судиться, то найдите юриста, а не читайте статьи в интернете. Но несколько советов я могу дать: как сохранить доказательства. Соберите всю переписку. Всё, что может удалиться, скриншотами сохраняйте до удаления. В том числе это всё, что указано на сайте продавца. Делайте скриншоты так, чтобы было видно адрес страницы. Отправляйте претензии ценными письмами с описью (или хотя бы заказными) на юридический адрес продавца.

Постарался описать всё максимально понятно и близко к тому, как оно всё на самом деле, а не к тому, как советуют в скучных и сухих руководствах.

Если что-то осталось непонятным, добро пожаловать в комментарии.

432432
182 комментария
150 ₽

В комментариях, конечно, очень душно.
Текст понравился. Желаю не останавливаться и писать ещё.
Люди с иной точкой зрения будут всегда.

11
100 ₽

Спасибо, это очень полезная информация. Было бы круто узнать больше о наших правах и обязанностях, связанных с играми. Например как работают возвраты цифровых товаров или совсем необычные темы вроде наследования игровых аккаунтов. Очень обширная и интересная тема.

41

Да выж заманали уже а

17

Откровенно говоря, нормального юридически грамотного разбора я не видел. Везде какие-то истории "смотри в законе написано".
Так вот не так важно, что там написано, важно, как ситуацию разрулить.

159

Комментарий недоступен

35