«The House in Fata Morgana» — истинная любовь сильнее любых проклятий

В этом обзоре не будет спойлеров, так что читайте, не волнуйтесь. А вот за комментарии я не ручаюсь.

«The House in Fata Morgana» — истинная любовь сильнее любых проклятий

И снова я вас обманул, дорогие читатели. Я правда хотел уже перестать ломаться и пойти в «Цикады», а потом в «Чайки», однако тема истинной любви не желала меня отпускать. Хотя вряд ли вы поверите в эту сказочную историю. Реальность гораздо прозаичнее. Один мой друг уже давно советовал мне пройти «Фату Моргану», но у меня всё не доходили руки. И тогда он просто спросил, пойду ли я прямо сейчас в эту новеллу, если он мне ее подарит в стиме. И я согласился. Вот я и опустился до заказов игр за деньги. Дальше только аукционы и треш-стриминг в облике трапа. Однако вернемся к «The House in Fata Morgana».

До собственного прохождения я знал про эту новеллу только из рассказов того самого друга, который утверждал, что мне она точно понравится, и из постов с DTF о том, что это самая высоко оцененная игра на свиче по версии Metacritic.

Уже интригует и пугает одновременно. Metacritic же херню не посоветует. И в этот раз сайт действительно не обманул, без иронии.

И в начале немного о названии. Переводить на русский без потери двойного смысла его невозможно. Ведь в «The House in Fata Morgana» часть «fata Morgana» означает и собственно фата-моргану — сложную оптическую иллюзию, мираж, и фатум, причем во множественном числе. А далее, когда копаешься в семантике этого слова после прохождения, осознаешь, сколько смысла было заложено в название, однако спойлерить не собираюсь, я ж обещал. Хотя есть и более простое объяснение, без СПГС. Fata Morgana — имя ведьмы Морганы из Артурианы по-итальянски. Эх, опять эти макаронники всю глубину скрытого смысла портят.

Ну а теперь к характеристикам самой новеллы.

Визуал и атмосфера

Своим визуалом «The House in Fata Morgana» отличается от большинства других новелл своей меньшей «анимешностью» в привычном сейчас нам понимании. Да, в дизайне персонажей легко угадывается то, что их рисовали японцы, однако герои не выглядят так, словно они сбежали из очередного гаремника. Ближе всего тут подходит описание «японская интерпретация классической европейской эстетики». Поэтому, наверное, первой нас и встречает любимая сейчас в японской культуре горничная. Однако такой дизайн персонажей в «The House in Fata Morgana» не чувствуется слишком необычным, чтобы отталкивать от себя.

«The House in Fata Morgana» — истинная любовь сильнее любых проклятий

Фоны в игре стилизованы под живопись, что не только стильно выглядит, но и визуально демонстрирует, настолько важную роль для сюжета играют картины.

«The House in Fata Morgana» — истинная любовь сильнее любых проклятий

Однако атмосферности игре придает не только сам визуал. В ней для ценителей истории Средних веков и Нового времени раскидано множество отсылок. Начиная с самых популярных в современных произведениях, вроде Войны Алой и Белой розы, или легко читаемых в истории некоторых персонажей, вроде сакоку (внешняя политика самоизоляции Японии в XVII-XIX веках), или вообще конкретных исторических дат, вроде даты открытия Первой трансконтинентальной железной дороги в США 10 мая 1869 года, и заканчивая теми, где не историку уже придется гуглить.

Например, как связаны между собой 1603 и 1707 годы? Этапами слияния Англии и Шотландии сначала в династическую унию, а потом и вовсе в единое Королевство Великобритания. А кто вошел на престол той самой династической унии в 1603 году? Правильно, король Яков I. А как читается это имя у итальянцев? Правильно, Якопо (ну или Джакопо в официальном русском переводе новеллы). Вот так уже в самых первых главах внимательным читателям показывают, что троица героев из первых глав связана не только трагичностью их судеб и таинственной белокурой девушкой.

Ну а что произошло в 1099 году? Правильно, завершился Первый крестовый поход, в котором под предлогом восстановления справедливости было совершено много веселых исторических событий. Уже одним этим намекают, что благими намерениями вымощена дорога в ад и даже кажущееся святым дело может оказаться сущим злом. Да и на важную роль рыцарей, рыцарских орденов и Церкви в сюжете эта отсылка намекает.

Конечно, качество исторической проработки в «The House in Fata Morgana» может разительно отличаться от случая к случаю. Например, в событиях Второй двери прекрасно с точки зрения исторической достоверности вплетены и японец, чья страна тогда проводила политику изоляционизма и торговала только с голландцами, и сами голландцы, в то время активно развивавшие свою международную торговлю. И то, что корабль героя этой двери разбился именно в Испании тоже было неспроста, так как в 1707 году там активно шла Война за испанское наследство, поэтому местное население резонно не любило чужаков, любой из которых вполне мог оказаться врагом. Да и сложные отношения парня Хави (типичное имя для Каталонии) и девушки, прибывшей из Нидерландов, отсылают на века вражды и войн между этими двумя территориями.

Но новелле есть и обратные случаи, где, например, странно выглядящий чужак в XI веке внезапно начинает говорить сущую ересь про реинкарнацию и путешествия во времени и не вызывает после этого даже толики подозрения. Однако требовать сейчас полного исторического соответствия в современных произведениях, тем более от японцев, которые априори не могут разбираться в таких нюансах европейской культуры, было бы самонадеянно. Тем более, сейчас даже крупнейшие проекты на сотни миллионов долларов не заморачиваются с историзмом, поэтому историческим гикам остается только терпеть, как нам Господь велел. Да и, справедливости говоря, «The House in Fata Morgana» вряд ли претендовала на достижение полной достоверности, это в данной новелле вообще не главное. Главное, что исторические отсылки прекрасно работают на атмосферность, и этого для игры более чем достаточно.

Звук

Саундтрек, как, впрочем, и визуал, выделяет «The House in Fata Morgana» на фоне остальных визуальных новелл своей данью уважения к эпохам, во временные промежутки которых происходит история. Само собой, музыка не написана строго по канонам того времени, но оммаж всё равно получился очень достойным. Часть игроков, конечно, жалуется, что саундтрек порой слишком сильно перетягивает на себя внимание, однако, по мне, это лишь свидетельствует о его высоком качестве. В целом, музыка в игре получилась довольно разнообразной, чего добились участием в ее написании аж целых пяти композиторов.

Также не забыли и о звуковых эффектах в различных ситуациях по мере прохождения. Монтаж звука вышел очень качественным, поэтому просьба на загрузочном экране играть в наушниках для лучшего погружения — не пустой звук.

Что касается самых запомнившихся мне треков, то начну я, пожалуй, с этого:

Тем более, он, скорее всего, и окажется первым, который въестся вам в голову. Звучит этот трек, стоит сказать, довольно необычно, но идеально подходит брату и сестре, чье появление он и знаменует. Тут еще чувствуется и звонкая (даже слишком) радость, которой в дальнейшем по сюжету будет всё меньше и меньше.

А теперь для сравнения послушайте трек, который появляется уже в этой, Первой двери:

Уже здесь детская безмятежность уступает место трагедии, пока что еще довольно театральной, а не полной безысходности, что ожидает игрока потом.

Из арки нашего итальянского друга я внезапно выделю не его главную музыкальную тему, понравившуюся многим, а эту:

Во многом из-за того, что редко слышишь в играх удачное применение контральто.

Также мне запомнился этот трек, где трагический женский оперный вокал обрамлял быстрый ход неизбежно утекающего времени:

Следующий трек позволил мне наконец-то полностью оценить всю прелесть первой части «Лунной сонаты» Бетховена, музыкальной темы, пожалуй, точнее всех описывающей горечь от того, что твою искреннюю любовь отвергли:

Ну и напоследок оставлю свои любимые музыкальные темы «The House in Fata Morgana», с которыми у меня и ассоциируется игра:

Ладно, и парочку счастливых треков добавлю, а то еще и в депрессивности меня обвините:

Тем более, после трагизма большей части истории такие эпизоды света и теплоты выжимают из игроков еще больше эмоций.

Геймплей

«The House in Fata Morgana» интригует сразу же, однако для того, чтобы дождаться основной сюжетной линии, нужно пройти несколько часов контента, являющего, по сути, прологом. Да, сразу оговорюсь, что «The House in Fata Morgana» — не про сложный запутанный выбор, где без гайда ты с первой попытки не выйдешь на истинную концовку. «Фата Моргана» ближе к кинетическим новеллам, а первые три главы вообще чистая кинетика, где если выбор и есть, то на развитие сюжета он не влияет. Однако позволяет лучше понять происходящее, чтобы не ошибиться в будущем. Поэтому я не согласен с теми, кто утверждает, что подобные игры можно спокойно проходить и на ютубе, ведь ничего не заменит тебе личный опыт.

«The House in Fata Morgana» — истинная любовь сильнее любых проклятий

Да и ключевые выборы, кардинально влияющие на прохождение, всё же есть. Правда, они тут играют роль не указателей на камне, ведущих героев к разным путям. Главная дорога к счастливому финалу здесь только одна. Поэтому новелла милостиво прощает игроков, совершающих ошибки, ведь всепрощение — одна из фундаментальных идей всей «The House in Fata Morgana». Есть, конечно, в игре и быстрые выборы, где надо решиться, жать или не жать, за 3 секунды, но чтобы вам не пришлось долго жать «пропуск диалога», новелла заботливо делает за вас автосохранение в момент выборов. Всё для того, чтобы вы не отвлекались от сюжета. Кстати, о нем.

Структура сюжета

В этот раз обойдусь без описания персонажей, ибо даже этим можно знатно проспойлерить дальнейшую историю. Скажу лишь, что основных персонажей, у которых имеются собственные спрайты, тут 12. И их можно разбить на 4 группы по 3 по своей роли в сюжете. Есть еще 13 персонаж, который стоит в истории особняком.

Если не выражаться высокопарно, «The House in Fata Morgana» с помощью своей структуры идеально выжимает слезы из читателей. Первая дверь начинается довольно мило и непринужденно, с детишек, которые потом вырастают и знакомятся с суровым и несправедливым миром, выбивая из игроков эмоции. Так и в следующих двух дверях периоды короткого счастья будут сменять новые трагедии. И если вы думали, что на этом авторы остановятся, то добро пожаловать в следующие четыре Двери, после каждой из которых вы будете думать, что стекла уже больше и быть не может, однако сюжет разгружает в вас новую фуру. Поэтому финал и вызовет у вас такую бурю эмоций.

«The House in Fata Morgana» — истинная любовь сильнее любых проклятий

Цикличная структура повествования позволяет в полной мере раскрыться главному сценарному принципу новеллы — показ одного и того же события глазами разных персонажей. В одном и том же месте читатель может оказаться в нескольких Дверях-главах. При этом с каждой следующей главой мы постепенно узнаем героев всё лучше, становимся свидетелями всё более ужасных событий, всё сильнее переживая за персонажей, проникаясь их нелегкой судьбой.

Однако «The House in Fata Morgana» не была бы столь прекрасна, если бы пыталась выехать на одной только структуре.

Смыслы, идеи и посылы новеллы

Тема любви

Не стану тянуть с самым главным, раз уже вынес это даже заголовок. Любовь в «The House in Fata Morgana» — сложное и неоднородное понятие, уж точно не ограничивающееся одними лишь эротическими чувствами между людьми. В новелле показали и любовь матери к ребенку, и братскую любовь без всякого там гомосексуализма, и запретную любовь между братом и сестрой (А вы думали японцы обойдутся без упоминания инцеста? Зря!), и даже платоническую любовь между мужчиной и женщиной.

Однако одно наличие любви между людьми не приносит им счастья автоматически. Она может приносить людям и нестерпимые страдания, ведь для обретения счастья в любви к другому человеку придется принять не только все его достоинства, но и недостатки, иначе это уже будет корыстное чувство. Однако и этого мало. Чтобы обрести счастье в любви, нужно сначала принять себя, со всем, что ты бы предпочел забыть и никогда не вспоминать, ибо если ты ненавидишь себя, то не сможешь и возлюбить ближнего твоего, как самого себя. Только в этом случает любовь принесет счастье.

Необходимость принятия себя и ошибок своего прошлого

Без этого, согласно посылу «The House in Fata Morgana», человек не способен найти счастья в любви. Большинство героев новеллы в той или иной мере проходили через те события, о которых они бы предпочли навеки забыть. Однако именно это и мешает им и не совершать новые ошибки, чтобы добиться для себя светлого будущего. Всю игру мы буквально открываем неприятное прошлое персонажей, спрятанное за семью дверями-замками. Новелла показывает нам, что тяжелее всего смотреть на собственную трагедию, поэтому человек зачастую в своей голове приукрашивает свое прошлое, делая его более осмысленным и драматичным в своих фантазиях, однако это путь в тупик. Однако герои совершают одни и те же ошибки не просто так.

Не бойтесь делиться своими чувствами с другими людьми

Почти все герои «The House in Fata Morgana» по какой-то причине скрывают свои истинные чувства от других. И в этой новелле такая, казалось бы, мелочь приводит к крайне трагическим последствиям. У всех геров на то разные причины: кто-то боится быть отвергнутым, кто-то просто не хочет ничего менять в кажущемся сейчас ему идеальным настоящем, а кто-то вечно ждет подходящего момента, выбирая какую-то символическую дату для признания, раз за разом упуская свое счастье.

Нет, само собой, не все твои близкие готовы принять новую для себя реальность, признание может и резко разрушить всю твою жизнь. Тот же главный герой сполна испытал это на собственной шкуре. Однако даже после неоднократных предательств он снова находил в себе силы попробовать верить в людей. А способным на такое главный герой стал благодаря следующему.

Каждому человеку необходима поддержка, без нее будет сломлен духом даже святой

Наличие или отсутствие знания о том, что в мире есть человек, который тебя во всем поддерживает и искренне любит, являлось единственным, что отличало протагониста и антагониста. В остальном они были практически схожи: оба перенесли множество тяжких физических и психических издевательств, несмотря на свою доброту, из-за чего начали бояться и разочаровываться в мире, оба, если сильно не спойлерить, комплексовали из-за своей внешности, обоих предали самые близкие для них люди. Но, казалось бы, даже незначительная поддержка всего одного человека кардинально развела пути протагониста и антагониста: одного — к свету, другого — во тьму.

Однако и неистовые эгоистичные попытки цепляться за любую поддержку ценой недомолвок и лжи до добра не приводят, что нам на своей шкуре показывает один из героев.

Человек сможет пережить всё, если будет знать, что это было не зря

Особенно хорошо это раскрывается в финале произведения. Именно для этого каждому и нужна поддержка. Ведь даже Иисус Христос молился, чтобы пережить то, что выпало на его долю.

Бремя возложенных на людей ожиданий

С ним не справился ни один герой, даже тот, кто впоследствии буквально достиг святости. И всем это бремя принесло лишь горе, разрушив судьбы их самих и всех окружающих, в том числе и тех, кто это бремя на них и возложил. Не всегда на героев что-то возлагали из корыстных побуждений, часто это было лишь проявлением искренней любви и уважения к ним, только от печальной участи это их не спасало.

Обещания никогда не выполняются, так как они лишь проявление слабости не делать что-то прямо сейчас

Со слов про какое-то обещание в игре запускалась большая часть трагических событий в новелле. Поэтому ничего не обещай, а...

Джакопо, это я к тебе обращаюсь!

Бойся своих желаний

Большинство трагедий в игре были вызваны доведенными до абсолюта желаниями героев.

Зло надо прощать, а не терпеть

Казалось бы, а в чем принципиальная разница, когда фактически злу не оказывают сопротивление? Да в том, что, заразив свою душу ненавистью и проклятьями ты, конечно, можешь отомстить обидчику в будущем, однако привнесешь плохое в свою жизнь и жизнь близких уже тебе людей, таким образом замкнув круг ненависти. Да, конечно, проклятия помогают снять с себя чувство собственной никчемности, одна это будет лишь временно.

Простить обидчика не так просто, для начала придется заглянуть в свое прошлое и принять свою беспомощность, так как ненавидим больше мы не само зло, а свою неспособность ему противостоять.

Хотя, как показывают герои «The House in Fata Morgana», не каждый может так просто взять и выкинуть из головы многовековую ненависть, искренне простив причинивших тебе зло. Однако можно и нужно начать с малого: просто перестать им мстить, разрушая их жизни, так как в процессе ты разрушишь и себя.

Как видите, этот лонг всё больше напоминает какую-то религиозную проповедь. И не спроста, ведь в «The House in Fata Morgana» представлен довольно глубокий взгляд со стороны на нашу западную религию.

Христианские мотивы в «The House in Fata Morgana»

Начнем с того, что символизм в этой новелле заложен даже в простых цифрах. В 12 ключевых персонажах зашифрованы и 12 апостолов, 12 апостолов плюс Иисус Христос, дают число 13, 3 символизирует Троицу. Есть и несчастливые цифры, вроде 4, которую до сих пор остерегаются в Японии. Четверка есть не только в количестве групп персонажей, именно в Четвертой двери нам впервые приоткрывается прошлое главных героев. Ну и куда без более привычного для европейцев в своем отражении неудачи и смерти числа 13. Да еще и связанного с Тайной вечерей: если за одним столом соберутся 13 человек, то один из них умрет в течение года.

«The House in Fata Morgana» по своей структуре разбита на 7 глав-дверей. Они вместе с финальной дают число 8, что символизирует бесконечность. Структура же новеллы напоминает мне «Божественную комедию» Данте, где герой спускается в ад, но не чтобы остаться там навеки, а признать и принять свое прошлое, само собой, полное горестей и ошибок, и в конечном итоге увидеть рай.

Заметны христианские образы и в некоторых персонажах. Есть тут и собственная святая, и даже местная интерпретация образа Иисуса Христа. Но рассказывать подробнее — уже спойлеры, что является тяжким грехом.

В новелле четко дают понять, что религиозность не означает праведность. Местная церковь тут буквально повторила казнь над Иисусом Христом, как сделали первосвященники и в Евангелии. Хотя атрибуты Иисуса Христа в «The House in Fata Morgana», справедливости говоря, распределены аж на три персонажа.

Главной добродетелью в местной интерпретации христианства является всепрощение, даже своих врагов и предателей. Правда, полностью смог это сделать лишь один герой в игре, у которого однако затем получилось помочь остальным обрести спасение. А самопожертвование без всепрощения наоборот погружало героев во тьму.

Также иронично, что именно в Японии вышла визуальная новелла, в которой уловили, что главными для любого христианина должны оставаться правила из нового патча (Евангелия), а не те, что были высечены на табличках за тысячи лет до этого. Поэтому ключевое значение в «The House in Fata Morgana» придают именно изречению «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Причем в контексте, что у тех, кто не смог принять себя целиком, никогда не получится искренне полюбить ближнего.

Влияние Артурианы на «The House in Fata Morgana»

Ограничивается отнюдь не одним наличием ведьмы Морганы. Именно сюда я бы отнес и святую кровь, явно отсылающую нас к Святому Граалю. Также в новелле есть и мелкие косметические отсылки, вроде прогулки ведьмы у озера и наличия образа эдакого святого рыцаря: среднего между Персивалем, который должен был снять заклятие с таинственного замка, где хранится Святой Грааль, и чистым и целомудренным Галахадом.

Повестка в «The House in Fata Morgana»

На DTF принято ругать любое проявление повестки в играх. И не зря. Сейчас подобные темы вставляют в игры искусственно, лишь бы подмазаться к инвесторам. Однако тогда, в 2012 году, всё еще было не так. А в Японии уж тем более. И поэтому скажу напрямую: в «The House in Fata Morgana» интеграция повестки в сюжет выполнена просто на высшем уровне. Даже еще более смелую вещь: повестка — это лучшее, что есть в сюжете этой новеллы, именно благодаря ей она выгодно отличается от других представителей жанра. Эх, а всего лишь надо не ныть в твиттере, какие все вокруг ужасные угнетатели, а просто построить вокруг этого цельный и хороший сюжет.

К сожалению, про основную повестку произведения я ничего написать не смогу без спойлеров, но поверьте мне, она проймет даже самых базизованных дтферов.

Кроме этого важную роль в новелле играет и проблема социального и имущественного расслоения, которая и является причиной тяжких страданий многих героев. В тексте недвусмысленно намекают, что избавившись от этой проблемы у людей с низов будет гораздо меньше повода творить зло. Что, так, получается, по замку бродит призрак коммунизма?!

Также значимую роль в сценарии играет тема неравенства полов, которая, к возможному удивлению западных игроков, до сих пор является животрепещущей проблемой для в целом развитой Японии. Однако напрямую транслировать такое в текст новеллы стало бы слишком топорным решением, поэтому все проблемы данного неравенства показали в сеттинге европейской культуры Средневековья и Нового времени. Эти периоды также идеально подошли для демонстрации того, как сильно общество могут сдерживать архаичные патриархальные традиции.

Ксенофобия тоже является важной темой, поднимаемой в «The House in Fata Morgana». Не волнуйтесь, обошлось без негров (и белокурой девушки, ха), за проблему расизма тут отдувается местный японец. Не волнуйтесь, всё логически обоснованно, он просто тусуется здесь с голландскими торговцами, так что историзм никто не нарушает. И как же не упомянуть, что в средневековой Европе, мягко говоря, с недоверием относились к людям с белыми волосами и красными глазами.

Ведьма же! 
Ведьма же! 

Куда ж в подобных сюжетах без ведьм и костра. Да что уж, создателям хватило смелости даже про опасность андрофобии для общества вскользь упомянуть.

И какой из этого можно сделать вывод? Повестку прекрасно можно подать даже в современных играх, но для этого нужно просто придерживаться нескольких простых правил.

  1. Хватит уже считать свою целевую аудиторию настолько тупой, что она не сможет прочитать между строк и, например, понять, что если плохо быть расистом к азиату, то также плохо быть расистом к тому же афроамериканцу.
  2. Опрометчиво вставлять в игры такие темы, раны от которых у людей до сих пор не зажили. Похожие слова в «The House in Fata Morgana» произносит одна из героинь. Хайпа, конечно, игры с таким подходом, может, и соберут, однако решению разбираемой социальной проблемы это не только не поможет, а лишь навредит.
  3. Для того, чтобы грамотно осветить какой-то социально значимый вопрос, нужно как минимум в нем разбираться. Просто вставить негра в контексте «смотрите, у нас есть повестка» само, по мне, является проявлением расизма.
  4. И главное — постройте вокруг социальной повестки сценарий, а не пихайте ее в сюжет как пятое колесо.

Простите за высказывания в духе Капитана Очевидность. Просто мне, как и многим другим, надоели глупые отмазки некомпетентных или ленивых сценаристов, которые, чуть что, сразу же начинают списывать любую конструктивную критику на нетерпимость. И «The House in Fata Morgana» стала для меня примером, хоть, признаю, уже из прошлого, что «повесточные игры» могут очень понравится даже расисту, сексисту и онанисту, если сюжет там будет на пять с плюсом.

Выводы

Само собой, «The House in Fata Morgana» вряд ли зайдет вообще абсолютно всем игрокам, однако таких игр и не существует в природе. Однако, сколько бы не старался, я не нашел у этой новеллы критических недостатков, что уже гроссмейстерский показатель.

Да, естественно, кто-то может посчитать сюжет «The House in Fata Morgana» местами затянутым, но откровенно лишних сцен для растягивания хронометража в новелле нет. Всё нужно для раскрытия сценария. Это вы еще внки на 100+ часов не видели. Я, вот, тоже не видел, и мне страшно.

Также можно услышать про чрезмерное нагнетание драмы в середине, однако мне такая честность сценария по душе. А то как будто-то мы не знаем, в случае с той же студией Key, что после начала про счастливых школьников нас ждут страдания. Мне не нужно прелюдий, выжимайте из меня слезы сразу же, да пожестче!

Само собой, людям, не терпящим романтику, которые заснут на «Ромео и Джульетте», тоже не стоит советовать «The House in Fata Morgana». Зато для фанатов тут будет полный спектр удовольствий: от чего-то совсем ванильного, до сурового ангста.

База про все эти ваши слезодавилки
База про все эти ваши слезодавилки

Кроме того, большим плюсом для многих станет полное отсутствие хентайных сцен. А нечего тут осквернять чистую и светлую любовь каким-то богомерзким сексом! Хотя для кого-то это может оказаться и минусом.

Из-за всего этого «The House in Fata Morgana» получает огромное преимущество над многими другими визуальными новеллами — она будет одинаково интересна представителям любого пола, гендера и модели боевого вертолета. А этой универсальности добавляет еще и тот факт, что мы наблюдаем за происходящим как от лица мужских, так и женских персонажей. Ведь романтика не прикована к какому-то полу.

Обобщая, главным достоинством «The House in Fata Morgana» является ее некая цельность. У новеллы нет каких-то откровенно слабых составляющих, которые бы игроки терпели ради удачных других. Поэтому при прохождении ты не отвлекаешься на анализ каких-либо аспектов игры, полностью растворяясь в ее сюжете.

Ну и, как принято в лонгах на DTF, кратко по пунктам.

Минусы:

  • Стоит признать, что при всех ее достоинствах эта новелла довольно нишевая. Она вряд ли понравится не фанатам романтики и слезодавилок, ибо многое в ней держится на эмпатии к эмоциям героев;
  • Те, кто пришел сюда романсить тян, сильно разочаруются тем, что выбора рутов разных девушек тут нет, хентайных сцен нет, а история, за исключением тупиковых выборов, довольно линейна. Хотя лично для меня это наоборот плюс.

Плюсы:

  • Необычная и неприевшаяся, но в то же время очень качественно выполненная аудиовизуальная составляющая;
  • При внимательном чтении правильные выборы интуитивно понятны. А если ошибся, можно с комфортом переиграть. Поэтому не нужно задрачиваться с гайдами на прохождение;
  • Дотошное раскрытие характеров и мотивации поступков основных персонажей;
  • История, романтичнее некуда (романтика тут, правда, шекспировская, так что имейте в виду). Хотя для кого-то это наоборот минус;
  • Идеально выверенный сценарий практически без провисаний;
  • Лучшей реализации повестки я пока еще не видел;
  • По моим ощущениям, новелла одинаково понравится представителям любого гендера.

А закончить свой обзор я хочу на следующей мысли. Зачем мы вообще играем в визуальные новеллы? Чтобы испытать эмоции, которых нам так не хватает в реальной жизни. И в «The House in Fata Morgana», прорвавшись сквозь все круги невзгод и страданий, игроки получат радость от чистой любви и надежду на то, что у каждого рано или поздно найдется человек, который тебя поймет и примет. Человек, ради которого стоит жить и бороться, несмотря ни на что.

P.S.: А я, пока что, думаю слегка умерить пыл поглощения визуальных новелл, пока это для меня не стало рутиной.

Но всё равно, рано и поздно, я вернусь с эмоциями от своего нового прохождения. Спасибо, что читаете. И до встречи в комментариях!

106
78 комментариев

А еще прошу у опытных приключенцев внок внезапного совета: подскажите, пожалуйста, хорошую романтическую новеллу для женской аудитории. А то хватит потакать своим мужским фантазиям. Яой не предлагать.

5
Ответить