Какие мысли заложены в Boku dake ga Inai Machi?

Как они раскрываются в манге и аниме. И такой ли неудачной на самом деле получилась аниме-адаптация?

Дисклеймер: данный лонг рассчитан на тех, кто уже ознакомился с тайтлом, поэтому до краев наполнен спойлерами. Однако если вы хотите понять для себя, стоит ли это произведение вашего времени и совершенно не боитесь спойлеров, тогда приятного прочтения!

Скажу правду: изначально я пошел пересматривать BokuMachi исключительно ради своего будущего обзора лучших аниме-сериалов последних 10 лет. Ведь с момента премьеры этого сериала прошло уже целых 7 лет, и мое отношение к нему могло поменяться. Масла в огонь подливали и многочисленные критические обзоры на различных сайтах-агрегаторах. Мол, это аниме просто перехайпленный проходняк, который не заслуживает такого большого внимания. Мой длительный опыт чтения подобных агрегаторов, конечно, подсказывал, что это типичное отношение пользователей, возводящих оценки, которые давно уже не являются объективными, в абсолют. Ну бомбит у этих людей от того, что рейтинг у их любимого аниме ниже, чем у какого-то другого. Поэтому я решил отмотать время на 7 лет назад и заново разобраться, чем лично для меня является Boku dake ga Inai Machi. И раз я пишу это в отдельном лонге, значит мне есть о чем вам рассказать.

Начнем с разбора первоисточника — манги. Для ее автора — Кэй Самбэ — Boku dake ga Inai Machi была далеко не первой самостоятельной работой, однако первой действительно успешной. BokuMachi во многом личная история. Автор, как и главный герой манги, родился в небольшом городке на Хоккайдо, а затем переехал вплотную к Токио — в префектуру Тиба. Правда, о том, что он начинал свой путь мангаки у Араки и дослужился до главного ассистента, работая над ДжоДжо, Самбэ в BokuMachi не упомянул. Однако в первой главе всё-таки сделал отсылку на критику своих предыдущих самостоятельных работ.

Какие мысли заложены в Boku dake ga Inai Machi?

Манга Boku dake ga Inai Machi буквально наполнена мыслями и рассуждениями, которыми автор хочет с нами поделиться. Начнем с простого, но в то же время самого любимого профессиональными критиками — поднятыми в произведении социальными проблемами.

Проблема похищений детей. Лежит на самой поверхности, ведь то, что главный герой возвращается в прошлое, чтобы предотвратить серию убийств детей, является основой сюжета и буквально написано в любом синопсисе. В BokuMachi похищения детей нужны больше для создания сеттинга и передачи духа эпохи. В конце 80-х еще не было повальной моды на серийных убийц в массовой культуре. Куда там, методики их поимки в те годы еще только зарождались, а в некоторых социально безопасных странах обыватели даже не подозревали о существовании маньяков. Да и на момент начала повествования главный герой, в детстве переживший тяжелую психологическую травму, вряд ли бы хотел погружаться с головой (спойлер-каламбур) в этот вопрос. Поэтому неудивительно, что даже когда Сатору отправился в прошлое, он не смог сразу же раскрыть преступления, в то время как читатели в комментариях, просмотревшие сотни материалов про маньяков, с легкостью это сделали за пару страниц манги. Вообще, в 80-90-е расследования серийных убийств были камнем преткновения для полиции большинства стран, везде совершали похожие ошибки в процессе расследования. Поэтому не будем обвинять главного героя в тупости, в те годы в этом вопросе тупили все.

Проблема домашнего насилия. В BokuMachi не дают прямого ответа на решение этой проблемы, так как здесь по ходу сюжета Сатору исправляет лишь ее последствия, а не причины. И то лишь благодаря своей суперсиле, а не способности мыслить. Своей головой главный герой додумался лишь до поистине гениального способа остановить угнетение — применить насилие и убить самого угнетателя. Однако автор BokuMachi и не собирался давать ультимативный ответ на решение этой проблемы. Тема домашнего насилия в его манге нужна лишь как фундамент для раскрытия другой не менее актуальной проблемы современного общества — одиночества.

Здесь стоит сразу же похвалить автора за отсутствие однобокости. Да, в манге антагонист убивал только одиноких детей, но во всех трех похищениях, которые предотвратил протагонист, жертвы были по-разному одиноки. Только первая девочка была из по-настоящему неблагополучной семьи, а два других ребенка — чуть ли не из самых образцовых для общества. Но эти дети всё равно чувствовали себя не менее одиноко. Почему? Просто растить детей — это вам не завести хомячка. Ребенка недостаточно только кормить, поить и одевать, чтобы он был счастливым. Для этого ему нужно уделять внимание. Третья жертва убийцы, например, несмотря на финансовое благополучие и искреннюю родительскую любовь, всё равно вечно оставался один, так как родители постоянно находились допоздна на работе. А вторую похищенную девочку родители сами сделали одинокой. Они заставляли ее заниматься активностями, которые были для нее не по возрасту: читать «Короля Лира», профессионально заниматься фортепиано. Да, это могло сделать ее успешной в будущем, однако отдаляло от сверстников, для которых всё это было слишком сложным для понимания. Поэтому хоть у девочки и имелись все возможности быть популярной, ее взрослые занятия отдаляли ее от остальных, делая ее одинокой. И лишь детская непосредственность друга главного героя, который сказал базу про базу, смогла вырвать девочку из этой ловушки.

Проблема стереотипов. То, на чем играл антагонист, чтобы оставаться безнаказанным. Ведь так легко обвинить в похищении детей глуповатого с виду деревенщину, который играет с одинокими ребятишками в парке. Он точно педофил и вдобавок гомосексуалист! Дело раскрыто, дети спасены! А на идеального, умного и красивого классного руководителя начальной школы никто и не подумает. Или если отец любит немного поиграть в слоты после работы, то это точно венецианский потрошитель, который без зазрения совести убьет свою дочь 14.1, потому что ему лень ей готовить. Наверняка! Общество любит ставить клеймо на людей. Осудить и высмеять недостойных со своей точки зрения — самый простой способ показать собственное превосходство. Этим активно пользуются даже дети, что было показано в эпизоде, где Каё пытались заклеймить воровкой, потому что она из бедной семьи. А в итоге организатор неудачной травли сама на время стала изгоем.

Проблема неполных семей. У нескольких основных героев манги по разным причинам из семьи ушел отец. Из-за чего матерям приходилось в одиночку растить детей, что довольно непростое занятие. Мать Каё после инцидентов домашнего насилия к ней от бывшего мужа сама стала избивать дочь. А главный герой вообще видел образ идеального отца в маньяке-убийце, из-за чего во многом и попал в его лапы, так как заведомо отметал все подобные подозрения.

Однако всё это лишь верхушка айсберга, сеттинг произведения. Основные заложенные в него мысли куда интересней.

Вера в других, как желание, чтобы тебе поверили. Тема веры — довольно-таки частый гость в аниме-индустрии. Однако чаще всего основная идея при этом не выходит за пределы тезиса «верь в себя, и всё получится» — современной интерпретации той же евангельской «По вере вашей да будет вам». Однако в BokuMachi решили этим не ограничиваться. Здесь главный герой на момент начала повествования, во многом из-за пережитых в детстве потрясений, потерял главное по задумке автора произведения — веру в будущее. Сатору замкнулся в себе, боясь даже заглянуть с свое прошлое. Вот почему в его манге не чувствуется души, вот почему он даже свои поистине героические поступки по спасению детей делает машинально, лишь чтобы не винить себя еще сильнее потом за нереализованные возможности. Именно в таком состоянии Сатору и встретил главную для себя девушку — Айри.

Будучи школьницей, она еще сохранила определенную наивность. Наблюдая за поведением этой девушки, свой страх перед будущим главный герой, и читатели вместе с ним, ошибочно принимают за мнимую взрослость, жизненный опыт. Хотя при этом Сатору на деле сам еще незрел для семьи, в отличие даже от той же Айри, так как не умеет как заботиться о других, так и принимать от них помощь. Именно из такого изначального состояния главный герой морально растет по ходу сюжета манги, в которой вера в других и отсутствие страха, что тебе или в тебя не поверят, не слабость или детская наивность, а признак по-настоящему сильного духом и умудренного опытом человека.

«Boku dake ga Inai Machi». Разница в понимании смысла этого говорящего названия визуализирует личностный рост, который главный герой проходит за произведение. В начале манги его мнение на этот счет буквально озвучивает в своем школьном сочинении Каё: «Если я одна исчезну из этого города, никто и не заметит. Я хочу в одиночку исчезнуть из этого города, чтобы стать счастливой». Примечательно, что главный герой, пройдя через все испытания по ходу повествования, оставил без изменения второй тезис, при этом полностью переосмыслив его значение. Да, в третьем акте повествования Сатору буквально в одиночку исчезает, однако его поступки и жертва смогли в итоге сделать мир лучше, а близких героя — счастливыми. Именно в смене приоритетов с «хочу счастья для себя» на «хочу приносить счастье другим» и заключается основное духовное изменение Сатору.

В манге финальная версия главного героя — это буквально образ Иисуса Христа. Он умирает в попытке сделать мир лучше, отринув свое личное благо, и буквально воскресает в итоге, чтобы окончательно победить зло, уже не испытывая к нему ненависти, и дать возможность всем близким стать счастливыми. А «Boku dake ga Inai Machi» приобретает смысл «потратить свою жизнь ради счастья своих близких — не потеря времени, а истинное сокровище».

Истинный смысл «Паутинки» Рюноскэ Акутагавы. В BokuMachi представлены две интерпретации основной идеи этого рассказа: от антагониста и протагониста. Начнем с первой, так как она гораздо более необычна и интересна. В ней антагонист задается вопросом: чего хотел добиться Будда, спуская тонкую паутинку в ад, полный грешников. Почему он не вознес на ней одного разбойника незаметно от других. Уж не хотел ли Будда, чтобы разбойник, как в какой-нибудь королевской битве, проявил силу воли и борьбу к жизни и оборвал паутинку под собой. Антагонист и мнил себя таким человеком, у которого хватает смелости и ума, чтобы обрезать паутинки над головами грешников, вытягивая свою душу из ада невосполняемой ничем другим пустоты в сердце. Вот такая может возникнуть безумная трактовка религиозных сюжетов у не совсем психически здоровых людей.

Совершенно другое отношение к своей «паутинке» у главного героя. И пускай Сатору не произносит это вслух, он доказывает свою правоту Ясиро через поступки и итоговую победу над ним. А в самом финале манги в ответ на извинения своего друга за то, что спасенные люди жили своей жизнью, пока тот находился в коме, главный герой ответил, что спасти их и было главным, что он сделал в своей жизни. Сатору, по сути, уступил собственную паутинку своим близким, позволив им выбраться из ада вместо него. Именно такой поступок, по морали манги, и хотел увидеть Будда от разбойника в оригинальном рассказе.

Что такое быть героем? Детективная линия в Boku dake ga Inai Machi сильно отвлекает читателя и зрителя от того, что вообще-то главный герой никогда и не хотел становиться детективом. В детстве он мечтал стать супергероем. Однако долгое время просто не понимал, что на самом деле нужно, чтобы быть им.

Занимательно, что уже в начале манги в поступках и жизни Сатору угадывается один всем хорошо известный супергерой. Сатору помогает людям, которые живут с ним рядом, как дружелюбный сосед, его героизм никогда не приносит ему пользу, а зачастую вообще вредит жизни, спасает Сатору не ради славы, а чтобы не винить себя за очередную гибель человека, которого он мог спасти, но не сделал этого. А еще он подрабатывает доставщиком пиццы.

Но почему же Сатору не считал себя супергероем изначально? Потому что, во-первых, делал это, как ему казалось, не искренне, а лишь с эгоистичным мотивом не пополнять собственное кладбище людей, которых не смог спасти. А, во-вторых, он попал под влияние клише супергеройских произведений, в которых нужно совершить что-то по-настоящему крупное и великое, чтобы считаться супергероем. Boku dake ga Inai Machi говорит же нам о другом: стать героем очень просто, достаточно всего лишь начать совершать соответствующие поступки во благо людей. И не обязательно грандиозные, и не обязательно успешные, ибо даже самые незначительные на вид решения могут привести к крупным последствиям.

В аниме этот момент упустили, однако в манге делается четкий акцент на то, что первую свою лолю от лап маньяка главный герой спас, еще будучи совсем ребенком. Причем, что примечательно, именно из лап своего будущего главного противника. А потом жизни обоих детей, по сути, защитил обычный работяга, просто открыв им дверь. За что, кстати, получил тумаков от своего шефа. Вот как выглядит настоящий героизм с позиции BokuMachi: бескорыстно совершать мелкие с виду поступки, даже зная, что за это тебя не то что отблагодарят, а даже могут наказать.

Ну а теперь, когда мы разобрались с проблематикой произведения, пора поговорить о его структуре и как она реализована.

В основе Boku dake ga Inai Machi заложена трехактная модель повествования. Вообще число три играет в тайтле важную, чем-то мистическую, а, может, даже и религиозную роль. Главному герою за жизнь дается три крупных перемотки, главный герой по три раза проживает события в прошлом и во времени, откуда и началось его путешествие, главному герою нужно предотвратить три убийства детей в прошлом, в жизни главного героя есть три наиболее важных для него женщины: Каё Хинадзуки, его мать и Айри. И это только основные тройки в повествовании.

Однако вернемся к трехактной структуре сценария. В Boku dake ga Inai Machi все три акта равнозначно важны для главного героя, за каждый из них он меняется и получает награду за это изменение. Основные действия для каждого акта запускает какое-то трагическое для Сатору событие. Изначально для развития основного сюжета после пролога таким стала смерть матери главного героя. За первый акт он научился искренне ценить близких и дружбу, а не просто притворяться, что ему не наплевать, поэтому смог хотя бы на день отсрочить похищение Каё. Дальнейшая смерть Хинадзуки является суровой оплеухой как для Сатору, так и для читателей, и показывает, как мало еще сделал главный герой, как он слаб в одиночку. Поэтому в начале второго акта Сатору возвращается в свое настоящее, чтобы, в первую очередь через общение с Айри, понять, что он до сих пор остается одиночкой и эгоистом, так как старается действовать исключительно самостоятельно, отвергая помощь остальных. Изменившийся главный герой возвращается в прошлое и с помощью близких ему людей разрывает цепь трагических событий, однако сам становится жертвой.

Многие, особенно те, кто посмотрел только аниме, недолюбливают третий акт BokuMachi, однако он является ключевым во всем повествовании. В нем главный герой смог окончательно измениться и оказаться готовым смело идти в неизвестное для него будущее. Да, уже во втором акте Сатору научился принимать помощь от других, однако всё равно старался рассчитывать только на себя, правда, теперь не из-за отстраненности от людей, как на момент начала повествования, а от желания их защитить. Однако лишь в конце третьего акта он позволил друзьям и близким действовать рука об руку с ним, а не лишь на подмоге, что и позволило Сатору победить антагониста, привыкшего действовать в одиночку против одиноких же людей.

А длительное нахождение персонажа в коме нужно было сразу для нескольких целей. Первая — вы же не думаете, что высшие силы дают возможность волшебным образом изменить свою жизнь просто так? Не зря же в BokuMachi постоянно фигурирует цифра три. Во всех сказках с тремя желаниями главному герою приходится чем-то расплачиваться. Вторая — в мире всегда должен соблюдаться баланс. Сатору уже прожил эти годы юности, поэтому в этот раз логично было их у него забрать. И третья — самая главная — главный герой не потерял свои годы жизни в коме, он подарил их своим спасенным друзьям, чтобы те прожили их вместо него в городе, из которого пропал лишь он один. Понимание этого, смелось положить свою жизнь на алтарь ради счастья своих близких, как это сделала ради самого Сатору мама во время его комы, и является в манге высшей добродетелью, познав которую просветленный главный герой награждается прекращением своего собственного цикла перерождений.

А теперь, собственно говоря, подробнее о самих персонажах. Главный герой Сатору Фудзинума буквально проходит через несколько перерождений, чтобы возрасти духовно, и именно через него и его взаимодействие с другими персонажами раскрывается большинство идей произведения. В начале манги Сатору является довольно-таки неприятным человеком: часто ноет, не может добиться успеха в поприще мангаки, так как боится заглянуть в свое прошлое и принять собственные ошибки, и в целом ведет себя очень эгоистично, даже несмотря на свои супергеройские поступки, так как он спасает людей не для того, чтобы им было хорошо, а лишь чтобы не винить себя потом. А самое главное — совершенно не ценит помощь и заботу, которой окружают его близкие люди. И этот «низкий старт» позволяет в полной мере оценить духовный рост Сатору к концу произведения. Забегая вперед, решение в аниме немного обелить главного героя было опрометчивым, потому что слегка обесценивает его ментальное развитие к финалу.

В манге, несмотря на частое прямое упоминание Будды, Сатору проходит путь от обычного грешника до, по сути, каноничного христианского святого, воплотив к третьему акту произведения концепцию «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Добрые дела главного героя смогли не только избавить многих от одиночества, но и объединить их общей целью. Так, именно Мисато Янагихара, которая в первом акте хотела подставить Каё и заклеймить ее воровкой, в конечном итоге и организовала сбор средств на лечение Сатору, который ранее и изобличил ее плохой поступок.

По всем канонам драматургии Сатору Фудзинума проходит по трехактной структуре повествования, изменившись в итоге. Изначально его осознанным желанием являлось предотвратить гибель матери, а также снять с себя обвинения в ее убийстве через спасение Каё Хинадзуки. Неосознанное же желание главного героя — скинуть со своего сердца груз мысли «я мог их спасти», терзавший его всю жизнь. Именно эти желания, по ошибочному мнению Сатору, исполняются в конце первого акта, приводя к положительному эмоциональному катарсису. Однако это нужно лишь для того, чтобы поставить героя в еще более худшее положение, чем на момент завязки произведения, и запустить прогрессию усложнений истории.

Здесь, во втором акте, задачи для Сатору усложняются, ибо теперь он хочет спасти всех близких для него людей, а также предотвратить все убийства в прошлом. В результате у изменившегося героя хватает сил осуществить практически все свои осознанные желания, кроме одного — вывести на чистую воду антагониста. Ирония заключается в том, что проигрывает он ему из-за того, что избавляя остальных от одиночества, Сатору сам предстал перед превосходящим его по физической силе антагонистом абсолютно в одиночку.

В третьем акте у главного героя, полностью изменившегося и наконец-то искренне принявшего помощь близких, получается осуществить все осознанные желания. И, самое главное, Сатору наконец-то правильно осознал свое истинное неосознанное желание — стать героем, способным дарить счастье и надежду остальным, пускай и ценой того, что пожертвует при этом личным счастьем.

Какие мысли заложены в Boku dake ga Inai Machi?

Такими, по задумке манги, и являются истинные супергерои. И за это Сатору получает свою награду — будущее с любимой девушкой.

Помимо главного героя, среди основных персонажей Boku dake ga Inai Machi я бы выделил еще двоих и поставил бы над остальными: Айри Катагири и Гаку Ясиро. Они сильнее всего повлияли на духовное развитие Сатору и, еще раз забегу в вперед, хуже всего были перенесены на экран в аниме-адаптации.

Начнем с Айри. Именно через нее и ее прошлое в произведении раскрывается идея веры. И именно эта девушка первой начала пытаться разрушить кокон, которым огородился от остальных людей главный герой. Она же, по сути, и вернула ему надежду и силы бороться, когда у него не получилось ничего изменить с первой попытки. А в третьем акте встреча именно с ней, а не с Каё, как показали в аниме, и стала ключом к памяти главного героя. В общем, к финальному воссоединению Сатору и Айри под мостом вело всё повествование манги, поэтому тут это выглядит максимально логичным и идеальным для истории, в которой эти герои прошли испытания и заслуживают счастья быть вместе.

А вот на главном антагонисте — Гаку Ясиро — и его роли в повествовании мне хочется остановиться подольше, так как он довольно-таки необычен, как серийный убийца. Во-первых, он не педофил, как легко можно о нем подумать. Ни в манге, ни в аниме так ни разу и не показали того, что Ясиро испытывает сексуальное влечение к детям и детскому телу. А на примере покушения на убийство главного героя мы видим, что Гаку даже не надо смотреть на последнюю агонию своих жертв. Как он сам потом признавался, кайф для него — не просто убить, а выставить виновным другого человека и смотреть на его реакцию, обрезать у других паутинки, сохраняя в целостности свою. А после покушения на Сатору Ясиро вообще перестал нападать на детей, полностью переключившись на убийства взрослых людей ради личной выгоды, что не может сделать педофил, так как подобные преступники физически не способны побороть свое порочное влечение. Более того, антагонист умело пользовался тем, что полиция ищет именно педофила, умело направив ее на след Дзюна Сиратори, а потом собираясь подставить схожим образом и главного героя.

Почему же тогда Гаку Ясиро начинал именно с нападения на девочек? Просто в детстве у него было много психотравмирующих моментов из-за соучастия в преступлениях своего старшего брата, который как раз и был типичным педофилом. А окончательно план идеального преступления сформировался у Ясиро после убийства своего брата. Естественно, антагонист испытывал возбуждение и удовлетворение от своих деяний, но они, скорее всего, носили лишь ментальный характер, на время заполняли пустоту в сердце, приносили покой.

На мой скоромный взгляд не психиатра, основным фактором, толкавшим Ясиро на преступления, было желание ощутить абсолютную власть над людьми, с легкостью, по своей мимолетной прихоти распоряжаясь их судьбами, словно Будда из рассказа «Паутинка» Рюноскэ Акутагавы. Видно, что антагонист испытывал колоссальное эмоциональное возбуждение в момент подготовки и совершения преступлений, о чем свидетельствует его нервное постукивание пальцами по рулю. Вид же самих жертв, корчащихся в предсмертной агонии или уже мертвых, Ясиро абсолютно не интересовал. А вот лицезрение реакции подставленного им человека, возможно, доставляло для него еще больше удовольствия, чем даже подготовка к убийству. Вот почему Гаку всегда старался оказаться на месте поимки такого «преступника», чтобы сполна насладиться этим зрелищем. Из этого следует, что у Ясиро имелись выраженные садистические наклонности и стремление к доминации, но так как я не психиатр, то и пытаться с умным видом подробнее рассказать о психических расстройствах антагониста не собираюсь. Только отмечу, что манга довольно достоверно описывает многие аспекты, характерные для реальных серийных убийц. Например, ранний зоосадизм (хомячки и бутылка), гиперфиксация на одном объекте с игнорированием остальных (на Спайсе, что в нашем фанатском переводе звучит иронично), последующий поиск жертв, схожих со своим первичным объектом гиперфиксации («Теперь ты мой Спайс!», что в нашем фанатском переводе звучит еще более ироничным), а также физическая необходимость заполнять некую пустоту в душе убийствами.

Стоит однако признать, что Гаку Ясиро — это довольно киношный образ маньяка. Он может безболезненно делать длительные перерывы между убийствами, кардинально менять типаж своих жертв, является человеком чести, раз выполнил обещание главному герою больше не убивать детей и исчезнуть из города. А еще он внешне красив, опрятен и идеально социализирован. Людей с такой комбинацией качеств крайне редко можно встретить среди реальных серийных убийц. Может, потому что такие как раз и не попадаются, но это уже поле теорий. Кроме того, отношения между Сатору Фудзинумой и Гаку Ясиро уж очень напоминают то, что было написано и показано про Уилла Грэма и Ганнибала Лектера.

А теперь поговорим об оставшихся основных персонажах. Тут спорить, кто ими является, и не нужно, так как в главах с флешбэками автор манги сам это четко указал. Помимо Сатору Фудзинумы и Гаку Ясиро, которые в дополнительных флешбэках не нуждались, и уже упомянутой выше Айри Катагири основными персонажами Boku dake ga Inai Machi являются мать главного героя Сатико Фудзинума, Каё Хинадзуки и Кэнъя Кобаяси.

Сатико Фудзинума является идеализированным образом матери. Она и работает, чтобы прокормить семью, и при этом не забывает заботиться о сыне. А последнее проявляется не только тем, чтобы кормить, одевать и обеспечивать ребенка всем необходимым, но и стараться вникать в его жизнь, поддерживая его в собственных трудных решениях. Сатико после ухода из семьи мужа не обозлилась на своего ребенка, в отличие от матери Каё. А когда Сатору впал в кому, Сатико не только положила всю свою жизнь на алтарь спасения сына, но и смогла отпустить его потом принимать собственные решения, хоть и беспокоилась за его жизнь и здоровье. Единственной ее ошибкой за всё произведение являлось то, что она не поверила сыну в том, что Дзюн Сиратори никого не убивал, и потом всячески пыталась оградить Сатору от этих воспоминаний. Из-за этого впоследствии и возник раскол в ее отношениях с сыном. Однако Сатико всю жизнь себя за это корила, это было главным, о чем она жалела в момент смерти в начале произведения.

Вернувшись в прошлое, Сатору понял, как много для него делала мама, смог простить ее за былое и снова сблизиться с ней. И впредь он больше не стеснялся ее заботы, как на момент начала произведения.

Далее поговорим о Каё Хинадзуки, которую многие после выхода аниме-адаптации стали ошибочно считать главной героиней произведения. Да, в том же опенинге аниме не ошиблись, показав трех главных в жизни Сатору женщин: Каё Хинадзуки, его мать и Айри. Только неправильно определили их роль для главного героя. Каё олицетворяет прошлое, его мать — настоящее, а Айри — будущее. И только когда Сатору принял и смог отпустить прошлое (Каё), начал ценить свое настоящее (мать), он получил в награду будущее (Айри).

Какие мысли заложены в Boku dake ga Inai Machi?

А почему, собственно говоря, Каё не может являться главной героиней? Просто изначально в манге у нее пассивная роль в повествовании. Она не передает главному герою мыслей и идей, изменивших его жизнь, как Айри или Ясиро. Она даже не первая любовь или спасенная девочка для Сатору, которой для него была Ацуко. Каё является типичным представителем архетипа «дама в беде». Да, в некоторых произведениях и такие девушки могут оказаться главными героинями, но не в BokuMachi, где есть более активно влияющая на сюжет Айри. Да и Сатору сам никогда не рассматривал Каё в качестве романтического интереса, что было заметно со стороны даже детям. Правда, не обычным, а не по возрасту проницательным, как Кэнъя. Остальные вполне себе повелись.

Но всё выше перечисленное не мешает любить Каё как отличного персонажа. Главного героя привлекало в ней то, что, по сути, они мало чем отличались друг от друга. Обоим было тяжело заводить друзей, оба врали самим себе и окружающим, чтобы влиться в социум, но при этом оба могли вести себя искренне. Однако Сатору просто изначально повезло родиться в семье с любящей матерью и не попасть в список жертв маньяка, только и всего. Поэтому, судорожно пытаясь спасти Каё, главный герой в итоге спасал самого себя, становясь лучше. И в том, что после спасения Каё и Хироми стали жить вместе и них родился сын Мирай («будущее»), есть ничем не прикрытый символизм. Сатору своими действиями буквально подарил своим друзьям будущее, что для него духовно переродившегося и есть высшее счастье. Поэтому своими обвинениями Каё в том, что «лоля не дождалась своего сёту из комы», а Хироми в том, что он «подсуетился и украл тян у своего спасителя», такие фанаты обесценивают всё духовное развитие главного героя, для которого, напоминаю, «город, из которого исчез он один, и есть истинное сокровище».

Ну и последний основной персонаж в BokuMachi — Кэнъя Кобаяси. Он важен для главного героя тем, что останавливает его от крайностей и необдуманных поступков. Так, именно Кэнъя проследил за Сатору, чтобы тот не наделал глупостей, когда судорожно пытался спасти Каё. Кэнъя буквально не дал ему стать убийцей и приблизиться по методам (просто избавиться от мешающего ему человека) к антагонисту. Также Кэнъя выступает противоположностью по качествам Сатору. В отличие от главного героя он, например, более скрупулезен и внимателен к деталям, способен уже в юном возрасте продумывать наперед, однако ему не хватает решимости действовать, что продемонстрировано при спасении Каё. Иронично, что именно показания Кэнъи приняли при расследовании убийств детей в изначальной временной линии, проигнорировав мнение Сатору. Однако именно Кэнъя в конечном итоге становится для главного героя напарником в его делах, так как они идеально дополняют сильные и слабые стороны друг друга, что и нужно для супергеройской команды.

Ну а что со всем этим богатым материалом сумели сделать с аниме-адаптации? Давайте разбираться!

И начнем с плюсов, коих у сериала действительно много. Во-первых, очередной раз снимаю шляпу перед аниматорами студии A-1 Pictures. Аниме нарисовано просто великолепно. Даже фоны, которыми всегда славился Кэй Самбэ, не зря же он за них у Араки долгое время отвечал, переданы идеально. Ну а про качество дизайна персонажей от A-1 Pictures я вообще молчу. Оно как всегда на высоте. Не зря же многие студии до сих пор копируют эти успешные типажи внешности персонажей, да так, что, кажется, многие герои просто кочуют из аниме в аниме. Однако тут качество дизайна потом сыграло злую шутку с популярностью аниме. Да, решение сделать главную лолю ультимативно милой (в манге она порой выглядит довольно пугающей) привлекло много фанатов, выведя аниме в топы по рейтингам.

Крупный план Каё из манги
Крупный план Каё из манги

Однако потом эти же фаны стали выставлять аниме единицы на агрегаторах и строчить гневные комментарии на авторов и лично на Каё, так как видели именно ее в избранницах главного героя. В итоге, создатели аниме хотели, как лучше, а попали в топ переоцененных сериалов.

Далее перейдем к музыке. Я обожаю Юки Кадзиуру, поэтому готов переслушивать все ее треки, даже не обращая внимание на то, что некоторые из этих отрывков я уже слышал в других аниме. А Boku dake ga Inai Machi стало для композитора прекрасной возможностью поработать над проектом без эпичных и пафосных батальных сцен, сосредоточившись на отражении в музыке повседневных эмоций и переживаний главных героев, что, на мой взгляд, получается у Кадзиуры лучше всего. Да вы сами послушайте и всё поймете:

Лебедь, не лезь туда, она тебя сожрёт!

Особенно сильно запали мне в душу эти треки:

О волшебная виолончель Кадзиуры!
И куда ж без «музыкальной шкатулки»

Отдельно стоит отметить качество опенинга и эндинга сериала.

Еще раз похвалю видеоряд опенинга. Одна только открывающая его сцена, в которой взрослый — немного безучастно и с меланхоличным раздумием — и ребенок — с радостным предвкушением — по-разному заходят в кинотеатр и смотрят кино, которое символизирует их жизнь, сразу же без слов раскрывает посыл произведения.

Какие мысли заложены в Boku dake ga Inai Machi?

Выбором SAYURI в качестве исполнительницы эндинга создатели аниме просто попали в яблочко. У нее прекрасный сильный голос, но в то же время звучащий максимально по-детски открыто.

Лебедь, только не лезь смотреть все аниме, в которых SAYURI исполняет эндинги, как я в свое время, а то нарвешься на Ranpo Kitan: Game of Laplace. Оно того не стоит!

Кстати, а вы заметили, что на превью всех видео есть лоля. Сразу видно, на кого фанаты делали основную ставку😉

Стоит отдельно похвалить создателей аниме-адаптации за некоторые просто гениальные аудиовизуальные решения, благодаря которым часть сцен сериала была показана гораздо глубже и эмоциональней, чем в манге.

Именно благодаря таким сильным сценам аниме и может надолго запомниться зрителям.

Также не стоит исключительно ругать создателей за проработку сценария и компоновку серий. Например, благодаря решению закончить дебютный эпизод на переносе в прошлое, удалось снять поистине прекрасную первую серию, на уровне эталона из Shingeki no Kyojin, где за один эпизод продемонстрировали и сеттинг, и основной конфликт, а еще представили главных действующих лиц и основной сюжетный механизм, сразу же максимально заинтересовав зрителей к дальнейшему просмотру.

Ну а теперь к дегтю. В оправдание сценаристов аниме-сериала сразу же скажу, что Boku dake ga Inai Machi крайне неудобно адаптировать в классический формат 12-ти или 24-серийника, так как материала там примерно на эпизодов 15-16. А в 2016 году еще никто не рисковал с количеством серий в проекте. Второй сложностью при создании адаптации стала незаконченность оригинала к моменту начала работы над аниме. Тогда в манге вовсю шел третий акт. А теперь на примере той же «Игры престолов» мы знаем, какую хрень могут наворотить сценаристы, даже зная примерный ход развития событий в первоисточнике. Поэтому в BokuMachi еще норм вышло.

Однако хватит оправданий, пора к фактам. В ходе адаптации сильно порезали события пролога и третьего акта. И если сокращение первого было во многом необходимо, иначе бы не удалось его запихать в одну серию, да и потом часть событий можно было задним числом рассказать во флешбэках (воспоминания могли спокойно показать после той же комы), то кастрация третьего акта знатно подпортила сюжет. Сильнее всего пострадали ключевые в манге персонажи Айри и Ясиро.

Из-за сокращения событий, связанных с Айри, финальный выбор главного героя становится для зрителей, не читавших мангу, крайне сомнительным. А фатальным для аниме стал переброс части сюжетных взаимодействий с Айри на Каё. Напоминаю, в манге именно Айри сыграла ключевую роль в возвращении Сатору памяти. А в аниме чудо совершили Каё с младенцем. Да, библейская отсылочка получилась отличной, однако стоило ли ради нее портить весь сюжет произведения, вопрос риторический. В итоге мы получили хейт к Каё, хейт к Хироми, хейт к финальному выбору главного героя, которому тут словно подсунули тян, вместо его любимой лоли, и закономерный хейт к самому аниме.

Еще сильнее кастрировали антагониста. Здесь вместо персонажа с четко прописанными характером, психическими отклонениями, мотивацией и даже неким кодексом чести зрители получили очередного жалкого кривляющегося злодея, который, оказывается, просто не может жить без главного героя, поэтому хочет убить его и умереть вместе с ним. Да, в финале манги антагонист тоже был готов умереть вместе с главным героем, однако в контексте той сцены Ясиро всё равно думал, что полностью контролирует ситуацию, а свою смерть он просто дарит Сатору в награду за свою поимку. Так сказать, обрежет две паутинки вместо одной. Поэтому то, что главный герой не только выжил сам, но и не дал погибнуть антагонисту, и показало в кульминационной сцене последнему ошибочность его интерпретации смысла «Паутинки» Рюноскэ Акутагавы и правильность интерпретации этого рассказа у Сатору. Ведь в финале манги Ясиро видит, что главный герой сидит в окружении друзей, ради счастья которых он и пожертвовал своими годами, проведенными в коме, и понимает, что именно из-за того, что Сатору был не одинок, он не смог победить его. Вот почему последующее исчезновение у антагониста паутинки над головой под запуск фейерверков — самая сильная сцена всего произведения.

Из-за переделки и сокращения по количеству событий третий акт в принципе теряет в раскрытии изменений главного героя и основных идей манги, из-за чего кажется в общем-то особо и не нужным для повествования в аниме. Сатору оперативно очнулся после комы, всё вспомнил и дал п*зды антагонисту — так себе окончание для произведения, основной задачей которого изначально виделось побудить зрителей к рефлексии. Это больше подходит для какого-то боевого сёнэна.

В этом, на мой взгляд, и состояла еще одна фатальная ошибка адаптации: создатели сериала, видимо, решили немного упростить идеи и смыслы оригинальной манги в адаптации, чтобы ее запоем смотрели не только зрители, желающие порефлексировать о своем прошлом, но и любители бодреньких мистических детективов с лолями. А в итоге получилось, что обе категории оказались разочарованными финалом. Выходит, что некое «осёнэнивание» сэйнена не пошло сериалу на пользу. Увеличить-то, конечно, увеличили, но не охват аудитории, а уровень хейта в свой адрес.

Кстати, разочарованными остались и любители детективов, так как главный герой уж слишком долго не понимал, кто является убийцей, когда комментаторы в чатике поняли, кто тут антагонист, уже по первому фрейму с его появлением. Автор манги, видимо, предвосхищая появление этой претензии, парировал ее очень элегантно — вопросом к Сатору о книге Эдгара По — создателе жанра классического детектива. Книгу главный герой не брал, значит и введение жанра «детектив» в произведение не планировалось. В Boku dake ga Inai Machi, скорее, есть элементы нового и модного сейчас поджанра триллеров про серийных убийцы, вроде сериала «Ганнибал» с Мадсом Миккельсеном. А в подобных произведениях ради нагнетания саспенса даже у сотрудников ФБР могут сильно открутить показатели интеллекта, чего уж там говорить о школьниках.

Однако делают ли промахи, допущенные при адаптации плохим аниме-сериал Boku dake ga Inai Machi? Отнюдь нет. Даже со всеми сценарными просчетами основная идея оригинальной манги была сохранена. Плюс, адаптация привнесла в произведение больше атмосферности и теплоты. Главная причина обвинений BokuMachi в переоцененности, на мой взгляд, лежит в крайне высокой планке, которую задрали первые эпизоды аниме. Я помню, что в то время, когда сериал выходил онгоингом, до 11 эпизода он по оценкам на агрегаторах уступал только «Алхимику». Но потом пришли бомбанувшие от «предательства лоли» фанаты и за сутки обрушили оценку тайтла на целый балл. А для того, чтобы и вам сполна насладиться сериалом, нужно всего лишь помнить, что:

  • это сэйнен, так что динамики, эпика или сисек/жоп от него не ждите;
  • это не детектив, интересной детективной истории тут не будет, зато есть много психологических проблем и рефлексии, сами решайте, интересно ли вам это;
  • это не тайтл, рассчитанный на потребителей лоликон-фансервиса, хоть и создатели аниме пытались вас ввести в заблуждение.

В конце вставлю свои пять копеек о лицензионном переводе манги от «Истари». Лично я оцениваю качество перевода по простому принципу: если глазу при обычном прочтении не за что зацепиться, то перевод хороший. А при тщательном разборе каждого предложения и сравнении с оригиналом, плюс, оценке контекста, можно найти сотни косяков даже в самом лучшем переводе. Это я вам как человек, пару лет баловавшийся литературной редактурой говорю (птс, основная масса даже профессиональных переводчиков пишет на русском, как нейросеть, бегите!).

В переводе BokuMachi лично мне сильно не понравились только три момента. Первый — название. Это вечная боль для всех переводчиков. Эти гребанные говорящие названия, которые невозможно адекватно перевести, так как в них заложено несколько смыслов сразу! Вот почему я и не писал русский перевод Boku dake ga Inai Machi в этом тексте. Однако куда пропало слово «только» из «Город, в котором меня нет», мне непонятно. Хотя вру, понятно. Тут просто взяли самое популярное у фан-переводчиков манги название, чтобы не развести очередной Истари-срач.

Вторым в моем списке идет перевод прозвища Дзюна Сиратори «Yuuki» («храбрость») как «Лев». Уж простите, но я из лагеря противников перевода имен и кличек, даже говорящих. Тут у нас разные Сатору, Айри, Ясиро, Сатико и вдруг Лев. Какой Лев, Валерианович?! Ну выбивается же на слух имя, взятое из другого языка. К тому же, такой перевод прозвища лишает его созвучия с «yuki» — снег. Снег в данной манге — символ перемен, будущего, так как природа при этом обновляется, как чистый лист. И главный герой в конце обретает смелость («yuuki»), чтобы отправиться в будущее, которое символизирует снег («yuki»). Но это уже мой СПГС.

Ну и третье — замена клички хомяка со «Спайса» на «Кайф». Я понимаю, что вы боялись возможных санкций от различных неадекватных проверяющих организаций, однако так вы лишили мангу лучшего мема про нее. Помню, заходишь почитать флешбэки антагониста, а там в чате под каждой страницей:

Какие мысли заложены в Boku dake ga Inai Machi?

Вот же хомяк проклятый! А если серьезно, зачем тогда менять одно слово с наркоманским подтекстом на другое подобное. Поступили бы тогда, как переводчики «Дюны», переделав кличку хомяка в «Специя». Ведь антагонист, по сути, искал в своих преступлениях специй, способных приправить его пресную жизнь.

Резюмируя всё вышеперечисленное, является ли Boku dake ga Inai Machi хорошей мангой, на прочтение которой вам не будет жалко потратить свое время? Безусловно, да. Это медитативная, постепенно и неторопливо раскрывающая свои идеи история, в которой путешествия во времени и происходящая в сюжете детективная история являются для главного героя и читателей лишь сеттингом, необходимым для внутренних изменений. Однако всем ли придется по душе такое чтиво? Безусловно, нет. Не каждому же в данный момент нужен толчок, чтобы порефлексировать и взглянуть на свою жизнь под другом углом. Ведь даже одному и тому же человеку в разное время может потребоваться как поразмыслить, так и на сиськи и жопы поглазеть. И в этом нет ничего плохого, потребности у каждого и должны периодически меняться.

Сейчас манга Boku dake ga Inai Machi попалась мне в нужное время, поэтому я смог сполна ей насладиться и испытать от повторного прочтения даже больше удовольствия, чем при первом ознакомлении с тайтлом в 2016 году. Но это отнюдь не говорит, что эта манга чисто для взрослых, поэтому детишки ее хейтят, так как им не понять. О глупости подобного заблуждения говорится даже в самом произведении на примере отношений главного героя и Айри. Просто если вам сейчас не нравится Boku dake ga Inai Machi, для вас еще не настало время для знакомства с этим произведением. А время никогда не бывает потерянным.

Спасибо за внимание!

9999
27 комментариев

Обожаю это аниме.
Помню, два раза запоем посмотрел.
В общем, одно из любимых.
Видимо, стоит прочесть мангу, чтобы кайфануть по полной.
Отличный обзор, спасибо огромное!

10

Честно говоря очень нелепое аниме. Автор вроде как делает упор на детективную линию, но при этом убийцу показывают в первой же серии, и это явно не специально, но я помню когда смотрел в онгоинге, после первой серии все комменты были забиты тем что убийца очевиден, при этом дальше по ходу сюжета зрителя пытаются убедить что с убийством как то связаны мать девочки либо её сожитель, в общем хз может в оригинальной манге этого нет, но это просто халтура. Более того у убийцы мотивация по типу я злой потому что злой.

Ещё помню там есть очень странная сюжетная дыра, специально пересмотрел тот момент, потому что думал мб я что то не понял, но когда главный герой тонет в машине происходит таймскип и вот он уже лежит в коме, то есть вообще не объяснятся как он выжил.

Там ещё какая то концовка нелепая я плохо помню, но там какой то идиотский план где он из окна больницы падает или типа того, в общем серьезно есть ощущение что либо автор писать не умеет, либо его редактор подвел, либо режиссер аниме недоглядел, но получилось просто плохо, чисто за счет драмы такое не вытянуть, т.к. есть произведения где подача истории куда лучше и в аниме и в западном кино, лучше уж Эффект бабочки тот же посмотреть на ту же тему, а откуда у этого аниме такие высокие оценки мне непонятно.

5

Базированный комментарий истинного пользователя DTF, который сначала пошел в комменты, а потом, может быть, прочет целиком пост. Сам таким грешу. В посте есть ответы на все эти вопросы:

Автор вроде как делает упор на детективную линию, но при этом убийцу показывают в первой же серии в общем хз может в оригинальной манге этого нет, но это просто халтура. Более того у убийцы мотивация по типу я злой потому что злой. Там ещё какая то концовка нелепая я плохо помню, но там какой то идиотский план где он из окна больницы падает или типа того, в общем серьезно есть ощущение что либо автор писать не умеет, либо его редактор подвел, либо режиссер аниме недогляделТеперь про это:
когда главный герой тонет в машине происходит таймскип и вот он уже лежит в коме, то есть вообще не объяснятся как он выжил.В манге объясняется, что машину быстро нашли и оказали герою первую помощь. Плюс, сказали, что из-за того, что тонул гг в холодной воде, мозг дольше умирает при гипоксии, поэтому гг не умер, но впал в кому. Конечно, тут есть счастливое стечение обстоятельств, однако автор манги, по мне, намеренно вводил в сюжет кому гг. А зачем, я тоже писал в посте.

10

У этого тайтла даже хейтеры есть. Удивительно

6

У любого популярного тайтла есть хейтеры, просто где-то они в меньшинстве, а где-то - в большинстве.

2

Не важно, кем ты являешься или что делаешь - обязательно найдётся хотя бы один человек, который это будет ненавидеть

1

Лонг топовый, но уж слишком мало пикч для такого пласта текста(

4