Почему мы играем в Pathfinder? И в чем отличия от DnD #2 | Боёвка

Почему мы играем в Pathfinder? И в чем отличия от DnD #2 | Боёвка

Это небольшой цикл статей по настольно-ролевой системе Pathfinder 2ой редакции в сравнение ее с DnD 5ой редакции. С предыдущей статьей можно ознакомиться по ссылке. Статьи возможно не затронут все моменты, но я постараюсь осветить основы.

Итак, сегодня мы разберем боевку в Pathfinder 2e, сравним ее с DnD 5 редакции и поведаем про криты оружия. Скорее всего, эта статья окажется достаточно объемной, так что запаситесь печеньками.

Pathfinder задумывалась как игра, обратно совместимая с правилами DnD 3.5 редакции, но при этом исправляющая её недостатки. Новая система базировалась на открытой игровой лицензии (OGL) и разрабатывалась бывшими гейм-дизайнерами, работавшими в Wizards of the Coast.

wiki

Именно поэтому в Pathfinder все проверки осуществляются также броском кубика d20 с добавлением бонусов от Характеристик и прочих модификаторов, сравнивая итог со Сложностью (СЛ), установленной Мастером.

Как в DnD, так и в Pathfinder, во время хода у Игрока есть пул действий, которые он может совершить за свой ход. В DnD 5 редакции имеется действие, бонусное действие, реакция и возможность переместиться. Неплохо, да? Проблема в том, что возможные варианты в каждой из этих категорий строго ограничены. Например, вы не сможете сделать два удара за ход, потому что каждый удар стоит одно действие, а у вас оно всего одно за ход. Да, в зависимости от выбранного класса персонажа, уровня и наличия артефактов, у персонажа могут быть два и три действия за ход, также и с бонусными действиями, но…

Что же мы имеем в итоге: достаточно ограниченную систему, которая становится гибкой только со временем и при наличии правильной прокачки, магических предметов, везения и бонусов от Мастера за отыгрыш.

А теперь посмотрим, что нам предлагает Pathfinder:

У Игрока в каждом ходу есть три действия и одно ответное. И самое интересное: у вас есть целое разнообразие вариантов как ими распорядиться, создавая довольно интересные тактические комбинации. Например: просто удар - это одно действие, так что вы спокойно можете нанести аж три удара по врагу. Нужно лишь учесть, что каждый последующий удар будет сопровождаться увеличивающимся штрафом к попаданию (а ты попробуй помахай быстро мечом!).

Это лишь малая часть возможных вариантов из памятки Стартового набора PF 2e
Это лишь малая часть возможных вариантов из памятки Стартового набора PF 2e

Точно также вы можете переместиться, используя три действия, по одному действию за «Перемещение» (♦ - иконка, обозначающая одно действие). В течении боя мы можем подбежать к противнику, нанести удар и убежать за укрытие, тем самым провоцируя противника тратить действие(♦) на приближение к вам (особенно когда противник один и большой, а героев много). Атака по возможности (когда вы отходите от противника, он может нанести по вам удар), которая есть в DnD, тут тоже работает, но намного реже и зависит от существа и черт специализации в бою. Поэтому все боевые столкновения в Pathfinder проходят быстро (передаю привет нашей первой записи на Ютубе), с большим шансом на криты и частыми перемещениями.

Все основные действия, доступные любому классу (открывайте в новой вкладке)
Все основные действия, доступные любому классу (открывайте в новой вкладке)

Вкачали Запугивание? Вы можете действием Деморализовать прокинуть свой навык и одним действием (из трех) наложить на врага Cтрах! Теперь у него лютые штрафы на атаки, Класс Брони (далее КБ), Спасброски и т.д.
Вкачали Обман? Вы можете броском Обмана использовать Финт (1 действие) что бы ослабить защиту врага наложив на него статус -2 КБ, а после Финта ударить! И помните про криты из первой статьи? Вы можете просто на все 3 действия наносить удары по врагу без дебаффов, скорее всего получив 1-2 попадания и промахнувшись 3-им (или даже крит. промахнувшись), а можете например Деморализровать, Финтануть и ударить по дебафнутому врагу с +15% шансом попадания и +15% шанса крита! А крит в лицо может быть особенно болезненным, если у вас еще и оружие на это заточено.

Думаете, Дипломатия бесполезна в бою? А нет! Вы можете оскорбить мамку противника и дать ему дебафф на спасброски по Воле, тем самым позволяя легче его запугать или дать вашему союзному кастеру жестко жахнуть ему чем-то ментальным, пока он отвлечен.

Во 2 редакции Pathfinder очень много таких связок и возможностей, тоже все не перечислишь.

Скрытность в Pathfinder тоже работает иначе:

Вы не можете спрятаться посреди пустой комнаты, вам обязательно надо найти какое-то укрытие, даже если это ваш сопартиец (прятаться за мелкими сопартийцами гномами особенно весело). Перемещение в скрытности нужно тоже планировать, так как закончив перемещение не в укрытии, вы автоматически становитесь видимы. Скрытность в этой системе не равно невидимость, тут очень много действий (♦) на отвлечение внимания. Грубо говоря, если вы кричите врагу: «Эй, в соседней комнате кто-то сказал что старфилд не говно!» и враг от вас отворачивается, то вы уже получаете бонусы скрытности.

Конечно же, пошаговая система включается только во время боевых столкновений, в обычном игровом режиме пользоваться всем этим можно свободно. Да, тут есть достаточно очевидные действия, вроде «Просьбы», но также есть более серьезные и расписанные игромеханическим языком. Например «Финт», из цитаты выше, используя который вы тратите свое действие (♦) на отвлечение врага, чтобы по нему можно было легче попасть при следующем ударе. Или «Разоружение», которое требует проверки Атлетики, чтобы попытаться выбить оружие из рук цели аж с тремя описанными в правилах исходами и бонусами/штрафами.

Эта подробность очень важна для новичков в ролевых играх, потому что я очень часто встречал вопросы типа: «А что тут можно делать?», «А как мне поступить тут?» - или просто неловкое молчание и попытка найти левую клавишу мышки.

Опытные игроки найдут во всем этом множество интересных и сложных тактических завязок и дополнительных подробностей, от которых поначалу, без преувеличения, голова идет кругом.

Все вышеперечисленное (и не только) вы получаете просто из коробки! Вам не надо смотреть миллион видосов, не надо обкладываться десятком книг и искать кучу хоумрулов. Не надо балансировать все это, ведь оно уже оттестировано в рамках общего виденья, а не собрано по кусочкам от разных авторов. Прочитал и играешь.

В целом, боевая система Pathfinder очень гибкая и обширная, но вот что делает ее интересней еще больше, так это Черты персонажей. Более конкретно о них я постараюсь рассказать в следующей статье. Сейчас лишь отмечу, что на Чертах строиться весь ваш персонаж.

Почему мы играем в Pathfinder? И в чем отличия от DnD #2 | Боёвка
Почему мы играем в Pathfinder? И в чем отличия от DnD #2 | Боёвка
Пример некоторых черт с интересной механикой
Пример некоторых черт с интересной механикой

В Pathfinder каждый герой уникален, так как даже в рамках одного класса, Игроки, создавшие персонажей, могут кардинально отличаться друг от друга, благодаря разному набору черт.

В игре есть класс Сорвиголова (Swashbuckler), все его поведение в бою и небоевых сценах сводится к хвастовству и балансированию на острие опасности. Вы спросите зачем? Потому что за красиво отыгранную сцену хвастовства или безумного поведения в бою, персонаж получает от Мастера статус «Кураж», который многократно усиливает персонажа в бою, бонусами позволяет маневрировать на поле боя и делать безумные добивающие удары. А в небоевых сценах вы всегда будете в центре внимания!

Даже в рамках этого класса у Сорвиголовы есть пять стилей на выбор:

- Боевой танцор: завязанный на навыке выступления;

- Хвастун: хвастовство и подкалывания врагов, стиль завязан на навыке Запугивания;

- Фехтовальщик: основанный на финтах и точных ударах, завязанный на навыках Обмана;

- Гимнаст: по сути борец, использующий все виды захватов, прогибов и толчков, завязанный на навыке Атлетики;

- Остряк: вы надсмехаетесь над врагами, используя Дипломатию.

Надеюсь вы еще не устали от обилия информации, потому что я хотел бы кратенько рассказать о критах оружия

Итак, все что нам нужно, это выучить черту под крит атаки оружием, выбрать воинский класс или добыть необходимую руну. Получается, что при выбрасывании крита на попадание, вы не только удваиваете кубики, но и при желании используете эффект оружия, в зависимости от его типа. Всякие Неуклюжести, Страхи, Кровотечения, Шоки и прочие сопутствующие эффекты подробно расписаны в руллбуке и дают массу фана и разнообразия в бою. Большего разнообразия боевки в других системах я не видел (в DnD 3.5 я не играл, простите).

Естественно можно все это сделать хоумрулами и многие так и делают, но я снова повторюсь: эта подробность очень важна для новичков в ролевых играх, тем более вы получаете это все из коробки и можно не отвлекаться на балансирование, а просто открыть нужную страницу правил.

В следующей статье я постараюсь объять необъятное и рассказать о Чертах персонажей и какое разнообразие они вносят в игру…

Статья написана специально для нашей группы Бесконечные Истории

Заходите на наш ютуб канал, там мы играем в Pathfinder 2e в авторском сеттинге.

51
80 комментариев