"Заколдованная страна" - первая настольная RPG в СССР

игровое поле
игровое поле

В 1990 году вышла первая (и последняя) настольная советская RPG под названием "Заколдованная страна". Так как у этой замечательной игры в этом году юбилей - тридцать лет, то предлагаю ее вспомнить (возможно узнать о ее существовании) и может даже сыграть, потратив на это совсем небольшие деньги...
Итак, в 1990 году советские любители fantasy-жанра увидели на прилавках игрушечных магазинов черную коробку с волшебником в красной мантии на обложке. В том же году я помню точно что купил игру за 15 рублей (столько же стоила игра "Менеджер").
Сегодня мы точно знаем тираж - 40 000 экземпляров, а производителем был кооператив с романтическим названием "Осень". Нужно сказать, что "Заколдованная страна" не была советской "настолкой", а была переводом польская игра, которая в свою очередь была вольной трактовкой известной настольной (а позже и компьютерной версии) под названием D&D. Но с определенными переделками - к примеру никаких там Dungeon Master-ов - у нас есть понятное слово - Ведущий. А вот с классами-расами игроков создатели совсем навертели "кашу малу" - смотрите сами:
Воин, Эльф, Маг, Гном, Крон.
Причем даже Воин пользовался магическими заклинаниями до 5го уровня колдовства, ну а магу покорялся самый высший 12 уровень заклинаний!

самый грозный монстр в игре, и называют его... Франкенштейн! Плачь Мери Шелли! 
самый грозный монстр в игре, и называют его... Франкенштейн! Плачь Мери Шелли! 

В игру могло играть от двух до шести игроков, один из которых становился Ведущим (именно такое написание слова было в правилах). А что же было в коробочке? Прежде всего кубики (дайсы) как стандартные шестигранные (D6), так и такая экзотика для нашего 1990 года как трехгранные (D3), игровое поле, пять обычных стандартных фишек (никаких вам миниатюрок!), 15 карточек замков, книга правил, книга ведущего и сотня карточек с картинками и характеристик возможных противников.

Те самые монстрики. Среди противников есть и мечи, живущие собственной жизнью...
Те самые монстрики. Среди противников есть и мечи, живущие собственной жизнью...

Задача игроков была удачно пройти все пятнадцать замков, после чего считалась что страна будет освобождена от власти темных сил. Понятное дело, что за один вечер всю страну не освободить и прохождение одного замка, частенько занимало целый вечер. Ну и когда уже все полтора десятка замков были успешно пройдены, то приключения отнюдь не заканчивались и игроки сами придумывали собственные замки, зарисовывая их в толстые тетрадки. Лично видел и сам зарисовывал! ;)

Особо рукастые фанаты даже сами делали изображение монстров на карточки и придумывали их характеристики, чтобы разнообразить игровой процесс.

"Заколдованная страна" - первая настольная RPG в СССР

Как в упомянутом выше D&D хороший DM (пардону прошу - Ведущий ;)) способен либо отлично развлечь игроков, либо превратить приключение в унылое бросание кубиков. Тем более, что в "Книге Ведущего" только давались общие намеки на события происходящие в модуле, а дальше приходилось хорошенько включать как фантазию, так и красноречие!

Монстров было много, они были в большинстве своем опасными. А самого опасного звали Франкенштейн и у него было целых 20 (!!!) D6 Очков жизни (или попросту говоря хитов).

Если монстров было большое разнообразие, то вот с составлением магических заклинаний в игре были определенные проблемы. Напомню что при максимальном 12 уровне, к примеру, на уровне номер 11 можно было произнести заклинание "Золото 5" и получить 10 000 чеканных монет. Много ли это? Смотрите сами - латы в игре стоят 150 монет, а двуручный меч 35 монет. Так что за такие деньги можно вполне одеть-обуть всех игроков.

Ну, а 12 уровень магии содержал только одно-единственное заклинание "Воскрешение". Как-то маловато будет, нет?

Переиздавалась ли игра "Заколдованная страна"? Я честно говоря, про это не слышал. Скажу что есть компьютерная онлайн-версия "ЗС". Сам я в нее не играл, так что не скажу насколько она удачная или неудачная...

Хотя сегодня есть в доступе просто огромное количество настольных игр в жанре RPG, но тем не менее у "Заколдованной страны" немало поклонников, из числа игроков девяностых.

Но как сыграть в "Заколдованную страну" сегодня? Отдельные экземпляры время от времени всплывает на интернет-барахолках, но правда у же почти все совсем в состоянии Б/У. Можно сыграть в компьютерную версию. Ну, а можно вооружиться принтером и распечатать необходимые компоненты, благо в интернете их можно найти без проблем.

А вы слышали про "Заколдованную страну"? А может лично играла?

158158
11
93 комментария

У меня два сокурсника были настолько её фанатами, что написали на Паскале и еще каком-то языке для бухгалтерских программ (название запамятовал) её компьютерную версию, снабдив режимом прохождения данженов - и сдали на третьем курсе в качестве курсовой работы. Причем один из них еще до прихода в институт уже написал в специальной тетрадке код прототипа на Бейсике (игровые ситуации там были захардкожены), по которому потом ориентировался.

Поскольку курсач делался на двоих, один делал "графонистый" режим карты с перемещением по оному, а другой занимался чисто "бухгалтерией" - разборками в самих данженах, что происходило уже в чисто текстовом режиме, с подгрузками карт, ситуаций и вариантов действий из стандартной базы данных. Поскольку эти две половинки были написаны на разных языках, то игра запускалась через bat-файл, в котором эти две программы стартовали по очереди в бесконечном цикле, передавая друг другу текущие данные о состоянии игрока и мира через специальный файлик. На следующий курсач они вроде собирались делать улучшенную версию с перемещением по данжену с видом из глаз, на движке типа Wolf 3D - но не помню, чем дело закончилось.

45

и еще каком-то языке для бухгалтерских программ (название запамятовал)

Clipper это был, внезапно всплыло в памяти. Равно как и хадкор с компиляцией лабораторных работ прямо с пятидюймовой дискеты на нищебродских хилых компах без жесткого диска, полчаса дикого скрежета дисковода - и лаба скомпилирована.

15

Никогда даже не слышал о ней. Интересно. Хотя не удивительно что у нас пытались создать свою ДнД. Игра слишком популярна. Рано или поздно это должно было случиться.
Как и с Менеджером, клоном Монополии, который собственно стал одной из моих первых настолок, когда о оригинале я даже не знал.
Хотя самые ламповые воспоминания из детства оставила простенькая игра где надо было дойти первым до финиша. Ну я еще совсем мелкий был. Мы за ней провели много часов с друзьями

29

У меня вот такое поле было, тоже очень любил её.

14

Не совсем наши - как это оказалось пиратская версия с пиратской польской игры по мотивам ДнД)

4

По-моему, подобного плана поля с такой стилизацией были в журнале Веселые картинки:)

3

Была такая же, круто.

1