Кинолюбитель

Случайностью, совпадением оказалось то, что герой фильма, увиденного мною после «Мастера и Маргариты», выкрикнул «да говно ваш покой», но рифма последних сцен этих произведений на самом деле не случайна и в этом ее красота.

«Кинолюбитель», фильм Кшиштофа Кесьлевского, повествующий об обычном рабочем небольшого польского городка, взявшем в руки камеру по рождению ребенка (чтобы снимать свою дочь, конечно), и не сумевшем разжать пальцы, чтобы выпустить камеру из рук. Да, и как тут уже перестать снимать фильмы, оно ведь само как-то вышло, само как-то втянулось.

«Ты такой счастливый, у тебя есть и дом, и ребенок – я всегда мечтал о чем-то одном» - слова, звучащие в одной из первых сцен, обращенные к главному герою, Филиппу, и он ведь согласен. Но уже через пару мгновений он признается жене, что «возможно, есть что-то важнее этого [покоя, семьи, дома]». Противостоянием, заведомо неравным, оказываются отношения Филиппа с женой: она просит его не снимать, умоляет не побеждать на конкурсе, а он…и ведь не его решением было победить на фестивале. В этом и заключается трагедия, «на том стою и не могу иначе», - в Филиппе «проснулось что-то доброе», как замечают его друзья, и он уже не может положить камеру, не имеет права. Он должен продолжать.

И как мы знаем на войне все средства хороши, а потому жена с прошений переходит на угрозы. Изменой, чем же еще, приходится пугать Филиппа, тут и проявляется настоящее чудо фильма: и Филиппу, и зрителю ее угрозы безразличны. Дело, конечно, не в том, что он ее не любит, так было бы легче, но в том, что он, кажется, нашел «что-то, что может быть важнее». Эта история и не могла закончиться ничем, кроме ухода жены, да и кто обвинит ее после того, как ее променяли на камеру.

Получается, что любовь и искусство несовместимы? Таков диагноз фильма? Конечно, нет. Просто нашим героям не повезло. В конечном счете жизнь всегда требует от нас совершения выбора и временами баланс, компромисс не приносит счастья никому. Уступки, покорность жены (или мужа как в «Анатомии падения») могли бы решить проблему, но ведь финал (или завязку?) все той же «Анатомии падения» мы помним (муж самоубился). А как же Мастер и Маргарита, воскликнете вы – и попытка ответа у меня все-таки будет, не зря же я сам обратился к классике еще в начале этой заметки. Маргарита встретила Мастера в день, когда хотела покончить собой, Мастер же поразил ее именно своей историей. Они не искали покоя друг в друге: единодушия – возможно; любви, сбивающей с ног – безусловно, но не покоя. Финал, конечно, не трагичен, но и счастливым его назвать не получается, да и книгу Мастер все-таки дописал, и покой будет уже без историй о Понтий Пилате. Два человека, не ищущие покоя друг в друге, могут, конечно, найти его друг с другом, но никто никогда не гарантирует им, что они его не потеряют так же быстро как и нашли, а их пути не разойдутся: и, когда человек говорит «возможно, есть что-то важнее (любви и покоя, любви-как-покоя)», это значит лишь то, что пути все-таки могут разойтись.

P.S. Буду рад всем у себя на канале, где вы сможете найти больше подобных (и не только) заметок.

Кинолюбитель
Кинолюбитель
Кинолюбитель
11
Начать дискуссию